Турция
К 1875 году Оттоманская империя сумела создать внушительный броненосный флот, который по численности мог претендовать на четвертое место в мире. Однако низкий уровень подготовки личного состава и, как следствие этого, пассивность турецких ВМС во время войны с Россией в 1877— 1878 годах резко изменили морскую политику империи. Новый султан Абдул Гамид II, в отличие от своего свергнутого предшественника Абдул Азиза, не любил флот и почти прекратил его финансирование. В результате османские ВМС к концу XIX века пришли в состояние полного упадка.
Отношение Абдул Гамида к своим адмиралам несколько улучшилось после успешной для турок войны с Грецией в 1897 году. Началась модернизация устаревших броненосцев, а также была принята новая кораблестроительная программа, которую, правда, удалось выполнить лишь частично.
Широкие перспективы у флота открылись после прихода к власти в июле 1908 года партии «младотурок» и последовавшего затем свержения Абдул Гамида. Новое правительство захотело вернуть Оттоманскую империю в число ведущих морских держав. Согласно программе 1908 года для турецкого флота предполагалось построить 6 линкоров, 12 эсминцев, 12 миноносцев и 6 подводных лодок. Но последовавшая затем череда войн — итало-турецкая (1911 — 1912 гг.) и две Балканские (1912 — 1913 гг.) — окончательно опустошила казну дряхлеющей империи. В основном из-за финансовых причин Турция так и не получила заказанные в Англии дредноуты «Фатих», «Решадие» и «Султан Осман I» (последние два вошли в состав Гранд Флита как «Эрин» и «Эджинкорт»), два турбинных легких крейсера в 3550 т, четыре эсминца в 1100 т и две ПЛ типа Е. Также невыполненным оказался и заказ на шесть эсминцев и две ПЛ, размещенный во Фракции весной 1914 года. В результате османским адмиралам пришлось довольствоваться лишь двумя старыми броненосцами типа «Бранденбург» и четырьмя более-менее современными эсминцами, купленными в Германии в 1910 году.
Самое важное пополнение оттоманского флота произошло неожиданно для самих турок. Начало Первой мировой войны застало на Средиземном море два немецких корабля — линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау». Благополучно уйдя от английской эскадры, корабли под флагом контр-адмирала В.Сушона 11 августа 1914 года прибыли в Константинополь (Стамбул). 16 августа они формально сменили «подданство»: подняли турецкие флаги и получили новые названия — «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Вскоре им суждено было сыграть роковую роль в судьбе Оттоманской империи: 29 октября они внезапно появились у российского побережья и обстреляли Севастополь и Новороссийск. Через два дня султан Мехмет Решад V объявил о вступлении его страны в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии... Последствия этого шага оказались трагическими и привели к крушению империи.
В годы Первой мировой войны турецкий флот в силу своих ограниченных возможностей мог решать лишь очень узкий круг задач. Наиболее эффективно он действовал во время Дарданелльской операции, нанеся заметный урон англо-французской эскадре. На Черном море успешно действовали только немецкие корабли — «Гебен», «Бреслау» и подводные лодки; операции турецких кораблей оказались неудачными.
Линейный крейсер «Явуз Султан Селим» — 1 ед.
«Явуз Султан Селим» («Гебен») БФ 12.8.1909/28.3.1911/2.7.1912 - искл. 14.11.1954
22 979/25 400 т, 186,5 (пп)х29,5х8,7 м. ПМ - 4, 2 ПК, 85 000 л.с.=28 уз. 3100 т уг. Броня: пояс до 270 мм, башни до 230 мм, барбеты до 265 мм, казематы I50 мм, палубы 50 мм, рубка 350 мм, кормовая рубка 200 мм. Эк. 1050 чел. 10 — 280 мм/50, 1 2 - 150 мм/45, 12 - 88 мм/45, 4 ТА 500 мм.
Германский линейный крейсер «Гебен», формально продан Турции 16.8.1914 и переименован в «Явуз Султан Селим», хотя сохранил немецкий экипаж. Являлся сильнейшим кораблем турецкого флота и самым активным участником боевых действий в 1914 — 1918 годах. Силами экипажа поддерживался в хорошем техническом состоянии — несмотря на то, что в Константинополе не было дока, способного вместить столь крупный корабль.
В 1915 году экипаж увеличили до 1356 человек (24 турка, остальные — немцы). В 1916 году число 88-мм пушек достигло 16-ти.
29.11.1914 линейный крейсер обстрелял Севастополь, затем потопил русский минный заградитель «Прут» и повредил миноносец «Лейтенант Пущин». 18.11.1914 в бою у мыса Сарыч получил попадание 305-мм снаряда с броненосца «Евстафий» в каземат 150-мм орудия (по немецким данным, погибло 16 моряков). 26.12.1914 подорвался на двух русских минах у Босфора, получил серьезные повреждения, но был отремонтирован. Участвовал в бою с русской эскадрой 10.5.1915. В январе 1918 переведен в район Дарданелл, 20.1.1918 совместно с крейсером «Бреслау» потопил британские мониторы М-28 и «Рэглен», но сам подорвался на трех минах, а при возвращении сел на мель. В течение последующих дней английские самолеты произвели около 60 атак неподвижного корабля, сбросив более 180 бомб, из которых в цель попали лишь две, причинив незначительные повреждения.
После заключения Брестского мира «Явуз Султан Селим» 2.5.1918 прибыл в Севастополь, где (впервые за всю войну!) прошел докование.
9.11.1918 линейный крейсер был поставлен на прикол в Измите (Мраморное море), а его экипаж убыл в Германию. В 1926 — 1930 годах восстановлен и вновь введен в строй. Служил до 1954 года, затем опять стоял на приколе. Продан на слом в 1971 году и разобран на металл только в 1973 — 1976 годах.
Броненосцы типа «Бранденбург» — 2 ед.
«Торгут Рейс» Вулк 1890/14.12.1891/5.6.1894-искл. 1933
«Барбарос Хайреддин» КзВХ 1890/30.6.1891/24.4.1894 - погиб 8.8.1915
10 013/10 670 т, 115,7x19,5x7,6 м. ПМ -2, 12 ПК, 10 100 л.с.=16 уз. 1050 т уг. Броня: пояс 400 — 300 мм, барбеты до 300 мм, башни (купола) 120 мм, палуба 60 мм, рубка 300 мм. Эк. 600 чел. 4 - 280 мм/40, 2 - 280 мм/35, 6-105 мм/35, 6 — 88 мм/ 30, 12 пул., 3 ТА 450 мм.
Бывшие германские броненосцы «Вайссенбург» и «Курфюрст Фридрих Вильгельм» соответственно. Куплены 5.8.1910. К тому времени безнадежно устарели, но в дальнейшем принимали довольно активное участие во 2-й Балканской войне. В 1911 году максимальная скорость «Торгуг Рейса» составляла всего 10 уз.
«Барбарос Хайреддин» потоплен английской подводной лодкой Е-11 в Мраморном море. «Торгут Рейс» активного участия в боевых действиях Первой мировой войны не принимал. В 1915 году с него сняли 105-мм пушки (установлены на береговых позициях у Дарданелл). В январе 1918 года участвовал в работах по спасению севшего на мель «Явуза Султан Селима». 30.10.1918 поставлен на прикол. Позже служил стационарным учебным судном. Списан в 1933 году, разобран на металл лишь в 1950 — 1956 годах.
Броненосец «Мессудие» — 1 ед.
«Мессудие» Темз 1872/28.10.1874/12.1875 - погиб 13.12.1914
9190/9710 т, 102,4x17,9x7,9 м. ПМ - 2, 16 ПК, 11 135 л.с.=17 уз. 600туг. Броня: пояс 300 — 127 мм, каземат 152 мм, башни 152 мм, палуба 25 мм. Эк. 800 чел. 2 — 234 мм/40, 12 - 152 мм/45, 14-76 мм/40, 2—47 мм.
Старый казематный броненосец английской постройки, в 1898 — 1903 годах кардинально реконструирован в Италии на верфи «Ансальдо». Приобрел черты броненосного крейсера: относительно высокую скорость при облегченном вооружении.
Участвовал в боях 16.12.1912 и 18.1.1913 с греческим флотом во время 2-й Балканской войны. Но в самом начале Первой мировой войны — 5.9.1914 — частично разоружен (вместо демонтированных и отправленных на сухопутную оборону 234-мм орудий установили деревянные макеты стволов) и превращен в плавучую батарею для защиты Чанаккале. Потоплен британской подлодкой В-11.
Старые броненосцы
Из числа старых рангоутных броненосцев, большинство которых было капитально перестроено в 1904 — 1907 годах, ни один не дожил до Первой мировой войны в качестве боевого корабля. Тем не менее, некоторые из них продолжали службу как вспомогательные суда. Так, «Муин-и-Зафер» (1869/1906 г., 2362т, 15 уз., 4 - 150 мм/40, 6-76 мм/40, 10 - 57 мм, 2 — 47 мм) в 1913 году был превращен в учебное торпедное судно. Его артиллерию демонтировали и установили на береговых батареях. В дальнейшем он служил плавбазой, блокшивом и был продан на слом лишь в 1932 году. Бывший броненосец «Иджалие» (1879 г., 2228 т.) с февраля 1914 года использовался в качестве плавказармы для кадетов морского училища. Также будучи плавказармами встретили Первую мировую войну бывшие броненосцы «Неджми-Шевкет» (1868 г., 2047 т) и «Муккадеми-Хаир» (1872 г., 2762 т). Все они были сданы на слом в 1920-е годы.
Легкий крейсер «Мидилли» — 1 ед.
«Мидилли» («Бреслау») Вулк 1910/16.5.1911/10.5.1912 - погиб 20.1.1918
4570/5587 т, 138,7x13,5x5,1 м. ПТ - 4, 16 ПК, 33 740 л.с.=28 уз. 1200 т уг. + 106 т нефти. Броня: пояс 60 мм, палуба 40 мм, рубка 100 мм. Эк. 350 чел. 12 — 105 мм/45, 2 ТА 500 мм.
Бывший германский крейсер «Бреслау», формально куплен Турцией 16.8.1914 и переименован в «Мидилли». Активно участвовал в боевых действиях на Черном море, потопил русские пароходы «Николай» (1085 брт), «Роклифф» (3073 брт), «Марина Анетта» (961 брт) и другие. 18.7.1915 крейсер подорвался на русской мине (8 убитых) и ремонтировался до февраля 1916 года. Тогда же перевооружен: два 105-мм орудия в оконечностях заменены на 150-мм. В 1917 году все 105-мм орудия были сняты, а число 150-мм доведено до 8.
20.1.1918 «Мидилли» совместно с «Явузом» участвовал в уничтожении английских мониторов М-28 и «Рэглен», но вскоре после этой победы он последовательно подорвался на четырех британских минах и затонул. Вместе с крейсером погибло 330 человек его экипажа.
Бронепалубный крейсер «Меджидие» — 1 ед.
«Меджидие» Крамп 7.11.1901/25.7.1903/19.12.1903- искл. 1.3.1947
3485/3967 т, 102,4x12,8x4,8 м. ПМ - 2, 16 ПК, 12 500 л.с.=22 уз. 610 туг. Броня: палуба 25 мм. Эк. 302 чел. 2-150 мм/45, 8 - 120 мм/45, 6 - 47 мм, 6 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Построен в США по заказу Турции. Был оснащен капризными котлами системы Никлосса и в 1914 год мог развивать скорость не более 18 уз 3.4.1915 подорвался на русской мине и затонул на мелководье в районе Одессы. 8.6.1915 был поднят, а после ремонта и перевооружения введен в строй Российского флота под названием «Прут». 1.5.1918 захвачен немцами в Севастополе и возвращен Турции, вновь переименован в «Меджидие». Исключен из боевого состава флота 1.3.1947, но разобран на металл только в 1952-1956 годах.
Бронепалубный крейсер «Гамидие» — 1 ед.
«Гамидие» Арм 4.1902/25.9.1903/4.1904- искл. 13.1947
3904 т, 1 12x14,5x4,8 м. ПМ - 2, 16 ПК, 12 000 л.с.=22 уз. 600 т уг. Броня: палуба 37 мм. Эк. 400 чел. 2- 150 мм/45, 8— 120 мм/50, 6 - 47 мм, 6 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Почти однотипен с «Меджидие», но строился в Англии. До 1908 года назывался «Абдул Гамид». По мнению турок, был более качественно изготовлен, чем «Меджидие»: имел лучшую остойчивость и несколько устаревшие, но более надежные паровые котлы.
Активно использовался во время обеих Балканских войн. 21.11.1912 поврежден торпедой с болгарского миноносца «Дерзки». С января по сентябрь 1913 года совершил 8-месячный рейд по Средиземному морю, действуя на греческих торговых коммуникациях. Из-за высокой степени износа механизмов в 1914 году мог развивать ход не более 16 узлов. В годы Первой мировой войны оперировал на Черном море, но без особого успеха. 30.10.1918 поставлен на прикол, восстановлен в 1925— 1926 годах. После списания в течение долгого времени находился на приколе; продан на слом только 10.9.1964.
Торпедные канонерские лодки типа «Пейк-и-Шевкет» — 2 ед.
«Пейк-и-Шевкет» Герм 2.1906/15.11.1906/13.11.1907-искл. 1944
«Берк-и-Сатвет» Герм 2.1906/1.12.1906/13.11.1907-искл.1945
775 т, 80,1 (пп)х8,4x4,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 5100 л.с.=21 уз. 244 т уг. Эк. 125 чел. 2— 105 мм/40, 6 — 57 мм, 2 — 37 мм авт., 2 пул., 3 ТА 450 мм.
Быстроходные торпедные канонерские лодки; в турецком флоте официально числились торпедными крейсерами. Удачные корабли, но из-за сильного износа механизмов и неудовлетворительного обслуживания к началу Первой мировой войны в значительной степени потеряли боевую эффективность. В частности, в 1915 году «Пейк-и-Шевкет» мог развивать лишь 18-узловый ход.
«Берк-и-Сатвет» 2.1.1915 получил серьезные повреждения от подрыва на русской мине. «Пейк-и-Шевкет» 6.8.1915 торпедирован английской подлодкой Е-11; оба корабля находились в ремонте до 1917 года. С 1938 года стали учебными судами, после списания стояли на приколе. Сданы на слом в 1953 — 1955 годах.
Эсминцы типа S-165 — 4 ед.
«Муавенет-и-Миллие» ШихЭ 1908/20.3.1909/17.8.1910- искл. 10.1918
«Ядигар-и-Миллет» ШихЭ 1908/24.4.1909/17.8.1910-погиб 10.7.1917
«Нумуне-Хамийет» ШихЭ 1908/3.7.1909/17.8.1910-искл. 10.1918
«Гайрет-и-Ватание» ШихЭ 1908/30.9.1909/17.8.1910-погиб 27.8.1916
765т, 74x7,9x3 м. ПТ-2, 2 ПК, 17 700 л.с.=32 уз. 116туг.+74 т нефти. Эк. 90 чел. 2-75 мм/50, 2 — 57 мм, 3 ТА 450 мм.
Бывшие немецкие эсминцы S-165 —S-168, заказанные для германского флота, но перекупленные Турцией в марте 1910 года, еще до их официального ввода в строй. К началу Первой мировой войны являлись единственными современными эсминцами османского флота. По некоторым данным, в ходе войны их 75-мм пушки заменили на 88-мм.
«Ядигар-и-Миллет» потоплен британской авиацией, 24.10.1917 поднят, но так и не восстановлен. «Гайрет-и-Ватание» потерпел крушение в районе Варны, был оставлен экипажем и взорван. Остальные два после списания в 1918 году использовались в качестве блокшивов и были проданы на слом только в 1953 году.
Эсминцы типа «Самсун» — 4 ед.
«Самсун» ШАЖ 6.1906/1907/3.9.1907-искл. 1932
«Ярхисар» ШАЖ 1906/1907/1907- погиб 3.12.1915
«Ташоз» Шн 6.1906/1907/1907- искл. 1932
«Басра» ШАЖ 6.1906/1907/3.9.1907-искл. 1932
284 т, 58,2x6,3x2,8 м. ПМ - 2, 2 ПК, 5950 л.с.=28 уз. 60 т уг. Эк. 67 чел. 1—65 мм, 6 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Построены по заказу Турции во Франции, однотипны с французскими эсминцами типа «Дюрандаль». К началу Первой мировой войны устарели и из-за плохого ухода за механизмами боевой ценности не представляли (в 1915 году могли развивать скорость не более 17 узлов). «Ярхисар» потоплен английской подлодкой Е-11 в Мраморном море. Остальные в октябре 1918 года поставлены на прикол в Стамбуле, в 1924 — 1925 годах восстановлены и введены в строй. Списаны в 1932-м, но сданы на слом лишь в 1949 году.
Миноносцы типа «Анталья» — 4 ед.
«Драч», «Кютахия», «Мусул», «Акхисар».
165 т, 51x5,7x1,4 м. ПМ - 2, 2 ПК, 2700 л.с.=24 уз. 60 т уг. Эк. 30 чел. 2 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Построены в Италии фирмой «Ансальдо» в 1904 — 1906 годах. Всего в серии было 9 единиц, но «Анталья», «Токад», «Анкара» и «Альпагот» погибли в 1911 — 1912 годах во время Итало-турецкой войны (первые две подняты греками и введены в строй их флота как «Никополис» и «Тотои»), а «Урфа» затонула 11.12.1908 во время шторма. Оставшиеся четыре корабля в 1915 году перевооружены: кормовой ТА снят и усилена артиллерия (на «Драч» и «Кютахия» — 1—57 мм, 2 — 37 мм; на «Мусул» и «Акхисар» — 1 — 47 мм, 2 — 37 мм). Скорость хода у «Акхисара» в том же году не превышала 14 узлов. «Кютахия» погибла 14.9.1916 в Черном море в результате подрыва на русской мине, остальные списаны в 1924 — 1929 годах, но сданы на слом лишь в 1935 — 1936 годах.
Миноносец «Юнус» — 1 ед.
145т, 50,6x5,6x1,2м. ПМ-2,3 ПК, 2400 л.с.=26 уз. 50 туг. Эк. 30 чел. 1 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Построен в Италии фирмой «Ансальдо» в 1901 - 1902 годах. До мая 1908 года назывался «Абдул Меджид». Однотипный «Юнусу» «Гамидие» потоплен 30.9.1911 итальянскими эсминцами в ходе Итало-турецкой войны. В 1916 году «Юнус» перевооружен: один ТА снят, а 37-мм пушка заменена на 47-мм. В 1919 году был демонтирован и второй ТА. В 1920 — 1924 годах миноносец стоял на приколе, затем служил в качестве посыльного судна. В 1929 году списан и в 1935-м сдан на слом.
Миноносцы типа «Демирхисар» — 4 ед.
«Демирхисар», «Султанхисар»,«Шиврихисар», «Хамидабад».
97 т, 40,2x4,4x1,9 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2200 л.с.=26 уз. 11,2т уг. Эк. 23 чел. 2-37 мм, 3 ТА 450 мм.
Построены во Франции фирмой «Шнейдер» в 1906 — 1907 годах. Однотипны с французскими «38-метровыми» миноносцами и болгарскими типа «Дерзки». К началу Первой мировой войны были сильно изношены и могли развивать ход не более 16 узлов. «Демирхисар» (в старой русской литературе его обычно именуют «Тимур-Хиссар») 7.3.1915 прорвал блокаду Дарданелл и пытался действовать на коммуникациях в Эгейском море, однако успеха не добился. 16.4.1915 его настигли британские эсминцы, и он вынужден был выброситься на камни о.Хиос. «Хамидабад» 30.10.1917 потоплен у порта Инада (на границе с Болгарией) в результате совместной атаки русских гидросамолетов и эсминцев «Быстрый» и «Пылкий». Два оставшихся миноносца исключили из списков флота в 1928 году и сдали на слом в 1935-м.
Миноносец «Берк-Эфшан» — 1 ед.
230т, 59,9x6,6x2,4 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3500 л.с.= 17 уз. 75 туг. Эк. 50 чел. 4-37 мм, 2 ТА 380 мм.
Строился в Германии («Германиаверфт»), затем собирался из готовых секций в Стамбуле. Заказан в 1886 году, но вступил в строй только в 1894-м. Сборка была выполнена некачественно, и миноносец быстро потерял свое боевое значение. Тем не менее, он дожил до Первой мировой войны; в 1915 году его 37-мм пушки заменили на четыре 47-мм. «Берк-Эфшан» исключили из списков флота в 1928 году и сдали на слом в 1932-м. Однотипный «Тайяр» был списан в 1909 году.
Подводная лодка «Мюстечип Онбаши» — 1 ед.
393/425 т, 44,9x3,9x3,6 м. Диз -2,2 ЭД, 600/. л.с.= 11/7 уз. Эк. 6 чел.
Бывшая французская ПЛ «Тюркуаз» (типа «Эмерод»), построенная в 1908 году и захваченная турками после посадки на мель 30.10.1915 в районе Дарданелл. Формально введена в строй 10.11.1915 под названием «Мюстечип Онбаши», но фактически находилась в небоеспособном состоянии и в дальнейшем использовалась в качестве зарядной станции для немецких ПЛ. Вооружения не имела. 1.7.1919 возвращена Франции, но осталась в Стамбуле и в 1921 году была разобрана на металл.
Торпедная канонерская лодка «Пеленги-Дерья» — 1 ед.
755/900 т, 75,5x8,5x2,9 м. ПМ - 2, 4 ПК, 4700 л.с.= 18 уз. 175 т уг. Эк. 80 чел. 2—120 мм, 2 — 90 мм, 3 пул., 3 ТА 356 мм.
Построена в Киле заводом «Германиаверфт» в 1890 — 1896 годах. Первоначально несла две 105-мм и шесть 47-мм пушек. Однотипная канлодка «Нимет» была заложена по немецким чертежам в Стамбуле, но ее так и не достроили.
В 1913 году «Пеленги-Дерью» из-за очень плохого технического состояния поставили на прикол, но в сентябре 1914-го экстренно ввели в строй. В то время скорость корабля не превышала 14 узлов, а экипаж составлял 110 чел. В 1915 году на канонерке вновь заменили артиллерию на три 75-мм и четыре 47-мм пушки. 23.5.1915 «Пеленги-Дерья» была торпедирована английской ПЛ Е-11 недалеко от Стамбула и затонула на мелководье. Позже ее подняли, но восстанавливать не стали и в 1920 году сдали на слом.
Канонерские лодки типа «Айдин Рейс» — 4 ед.
«Айдин Рейс», «Превезе», «Сакиз», «Бюрак Рейс».
503 т, 54,5x8,2x2,4 м. ПМ - 2, 3 ПК, 1025 л.с. = 14 уз. Эк. 75 чел. 2-100 мм/50, 2-47 мм, 2 пул.
Построены во Франции (г.Сен-Назер) в 1911 — 1912 годах, но из-за Балканских войн были интернированы и прибыли в Стамбул только 13.6.1914. Активно действовали в годы Первой мировой войны, хотя в 1915 году их скорость равнялась всего 10 узлам. «Бюрак Рейс» 10.1.1915 подорвалась на русской мине у Босфора, но была спасена и позже отремонтирована. В сентябре 1920 года находившиеся на Черном море «Айдин Рейс» и «Превезе» во избежание захвата интервентами были подарены правительством К.Ататюрка Советской России. Переименованные соответственно в «Луч Востока» и «Восставший» они входили в состав Морских сил Черного моря до 11.5.1921, затем были возвращены Турции. Все четыре канонерки находились в боевом строю до 1924— 1932 годов, после чего «Айдин Рейс» и «Бюрак Рейс» служили в качестве гидрографических судов. Последние разобрали на металл только в 1954 — 1955 годах.
Канонерские лодки типа «Иса Рейс» — 3 ед.
«Иса Рейс», «Дурак Рейс», «Хизир Рейс».
413 т, 47x7,9x1,3 м, ПМ - 2, 3 ПК, 850 л.с.= 14 уз. Эк. 60 чел. 3 — 75 мм, 2 — 47 мм.
Построены во Франции (г.Гранвиль) в 1911 — 1912 годах, но были задержаны французским правительством и прибыли в Стамбул лишь 13.6.1914. «Иса Рейс» и «Хизир Рейс» соответственно 11.7.1915 и 21.1.1915подорвалисьнаминахуБосфора, но были спасены. Правда, первый из них не восстанавливался и простоял на приколе до 1924 года, после чего был переоборудован сначала в таможенное сторожевое судно, а затем — в тральщик. «Дурак Рейс» 16.1.1916 переименован в «Кемаль Рейс» (кстати, чем это вызвано, не ясно: оба названия соответствуют именам известных османских адмиралов XVI века). Всем трем канонеркам выпала долгая жизнь: они неоднократно перестраивались и модернизировались; служили тральщиками, гидрографическими судами, блокшивами. «Иса Рейс» был сдан на слом в 1964 году, «Кемаль Рейс» — в 1973-м, а переоборудованный в грузовой теплоход «Хизир Рейс» находился в эксплуатации под именем «Капитан Кавит» еще в 1982 году.
Канонерские лодки типа «Седд-уль-Бахир» — 3 ед.
«Ташкопрю», «Невшехир», «Малатья».
213/315 т, 47x6,2x1,9 м. ПМ - 1, 1 ПК, 480 л.с. = 12 уз. 44 т уг. Эк. 47 чел. 2 — 47 мм, 2 пул.
Построены во Франции в 1907— 1908 годах. Предназначались для пограничной службы и борьбы с пиратством в отдаленных районах Османской империи (в основном в Красном море и Персидском заливе). Всего в серии было 9 единиц, но «Гокджедаг», «Рефахие», «Аинтаб», «Седдуль-Бахир», «Орду» и «Бафра» погибли в 1912 году в ходе Итало-турецкой войны. Первоначально все несли по одному 450-мм ТА, но уже в 1908 году торпедное вооружение было демонтировано.
Оставшиеся три канонерки в годы Первой мировой войны базировались на Стамбул. «Невшехир» погибла 30.1.1915 от подрыва на турецкой мине в районе Босфора. «Ташкопрю» была потоплена 10.12.1915 артиллерийским огнем русских эсминцев у о.Кефкен. «Малатья» 17.9.1916 подорвалась на русской мине, но была отбуксирована в Стамбул. В строй больше не вводилась ив 1921 году пошла на слом.
Канонерская лодка «Мармарис» — 1 ед.
422/531 т, 52,4x7,5x2,4 м. ПМ - 1,2 ПК, 950 л.с.= 14,8 уз. 75 т уг. Эк. 66 чел. 4-65 мм, 2-37 мм.
Построена во Франции (г.Нант) в 1906 — 1907 годах, прибыла в Стамбул 5.2.1908. Предназначалась для службы в Красном море и Персидском заливе. Первоначально несла один носовой 450-мм ТА (демонтирован в 1907 году).
К началу Первой мировой войны находилась в Басре. К тому времени могла развивать ход не более 11 узлов. Затоплена 2.6.1915 на реке Тигр после боя с английским шлюпом «Один».
Канонерская лодка «Йозгат» — 1 ед.
185/240 т, 42,2x5,8x1,8м. ПМ-1, 1 ПК, 460 л.с. = 12 уз. 40 т уг. Эк. 12 чел. 1—75 мм, 1 — 47 мм.
Построена в Германии (г.Росслау) в 1904 — 1905 годах. Прибыла в Стамбул в октябре 1905 года. Первоначально называлась «Бейрут». 10.12.1915 потоплена артиллерией русских эсминцев «Дерзкий», «Гневный» и «Беспокойный» у о.Кефкен. Однотипная канонерка «Кастамону» (бывший «Измир») уничтожена 7.12.1912 итальянскими кораблями в Красном море.
Канонерские лодки типа «Зухаф» — 2 ед.
«Зухаф», «Килид-Бахир».
643 т, 57,9(пп)х7,ЗхЗ,5 м. ПМ - 1, 2 ПК, 640 л.с. = 10уз. 80 т уг. Эк. 82 чел. 1-120 мм, 4 — 37 мм.
Построены на верфи в Стамбуле по немецкому проекту в 1892 — 1896 годах. Официально числились корветами, позже перестроены и перевооружены. «Зухаф» выведен из боевого состава флота в мае 1915 года, разоружен и поставлен на прикол; в 1917 году он вновь введен в строй в качестве гидрографического судна. Сдан на слом в 1936 году. «Килид-Бахир» с 1909 года находился на приколе в Басре и в августе 1914-го был затоплен на рейде с целью заграждения фарватера.
Канонерские лодки типа «Сейяр» — 3 ед.
«Сейяр», «Насрю-Хюда», «Барика-и-Зафер».
198т, 38,6 (пп)х5,4х1,9 м. ПМ - 1, 1 ПК, 400 л.с.= 10 уз. Эк. 45 чел. 1—75 мм, 2 — 47 мм, 1 — 37 мм.
Строились в Стамбуле на верфи «Терсане-и-Амире». Заказаны в октябре 1890 года, но заложены лишь в 1896-м, а вошли в строй в 1904— 1908 годах. В 1914 году из-за плохого технического состояния первые две поставлены на прикол, но в апреле 1915 года вновь включены в состав ВМС. В то время их максимальная скорость составляла всего 8 узлов. В 1915 году перевооружены (1—57 мм, 2 — 47 мм). «Сейяр» использовался в качестве тральщика. Все сданы на слом в 1923 году.
Канонерская лодка «Нур-уль-Бахир» — 1 ед.
450т, 52 (пп)х7,8x4,4 м. ПМ - 2, 1 ПК, 300 л.с.= 12 уз. 2 - 75 мм.
Построена в Италии (г.Генуя) в 1898 году. Заложена по заказу султана Марокко как «Сири-уль-Тюрк», но перекуплена Турцией уже на стапеле. Потоплена 1.5.1915 английской ПЛ Е-14 в Мраморном море (36 погибших).
Канонерская лодка «Селманпак» — 1 ед.
98 т, 38,4x6,1x0,6 м. ПМ-1, 1 ПК, 175 л.с.=10 уз. 5 т уг. +10 т нефти. Эк. 26 чел. 1 — 76 мм, 1 — 75 мм, 1 — 57 мм, 3 пул.
Бывшая английская речная канонерка «Файрфлай», построенная в 1915 году. Захвачена 1.12.1915 в Ираке, перевооружена и 12.12.1915 введена в строй под названием «Селманпак». 26.2.1917 вновь захвачена в плен английской канонеркой «Тарантула».
Канонерская лодка «Доган» — 1 ед.
250 г. 35.5x6,3x1,6 м. ПМ - 1, 1 ПК, 350 л.с.=6,5 уз. Эк. 35 чел. 1 — 60 мм, 4 — 47 мм, 1 — 37 мм.
Бывший немецкий буксир «Пионер», построенный в 1911 году для частной компании в Багдаде. Переоборудован в речную канонерскую лодку и введен в строй 2.7.1915. Затоплен на реке Евфрат 26.2.1917 после боя с английской канонеркой «Мэнтис».
Канонерская лодка «Бейрут» — 1 ед,
411/520 т, 51,9x6,9x4,4 м. ПМ-1, 1 ПК, 12 уз. 2-57мм, 2-37мм.
Бывшая английская яхта «Леди Джипси», построенная в 1899 году. Куплена Турцией в мае 1911 года, использовалась в качестве гидрографического судна. Потоплена 1.11.1914 английскими кораблями в районе Измира.
Минный заградитель «Интибах» — 1 ед.
800т, 61,2x9,1x4,7 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1670 л.с. = 12 уз. Эк. 58 чел. 1 — 75 мм, 2 — 47 мм, 50 мин.
Бывший английский буксир-спасатель «Уоррен Хастингс», построенный в 1886 году и купленный Турцией 4.3.1912. В декабре 1914 года переоборудован в Стамбуле в минный заградитель. В 1923 году переименован в «Уяник», в 1933-м — снова в «Интибах». В 1958 году продан частной компании и затем переоборудован в грузовой теплоход «Арарат». В 1994 году все еще находился в эксплуатации.
Минный заградитель «Нусрет» — 1 ед.
365 т, 40,2 (пп)х7,5х3,4 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1200 л.с. = 12 уз. 2-47 мм, 40 мин.
Построен на заводе «Германиаверфт» в Киле в 1911 — 1912 годах. На испытаниях показал скорость 15 узлов, но по прибытии в 1913 году в Турцию смог развить лишь 12 узлов. Несмотря на свои более чем скромные характеристики, «Нусрет» нанес самый большой ущерб флотам стран Антанты на Средиземном море: на выставленных им в районе Дарданелл минах 18.3.1915 погибли сразу три линкора — английские «Иррезистебл», «Оушен» и французский «Бувэ».
«Нусрег» служил в ВМС Турции в качестве минного заградителя, водолазного судна и тендера до 1962 года (в 1937- 1939 годах он назывался «Ярдин»), а затем был продан частной фирме и перестроен в грузовой теплоход «Каптан Нусрет». В апреле 1989 года он затонул в результате аварии. Ныне в городе Чанаккале на берегу в качестве мемориала установлена полноразмерная копия минного заградителя: по одним данным, она изготовлена заново, по другим — в ней использован поднятый со дна подлинный корпус «Нусрета».
Вспомогательные минные заградители — 6 ед.
В годы Первой мировой войны в качестве прибрежных минных заградителей использовались следующие переоборудованные каботажные пароходы: «Селаник» (270 т, 12 уз., 1 - 37 мм, 25 мин), «Самсун» (275 т, 10 уз., 1 —75 мм, 30 мин), «Нилуфер» (1545 т, 15 уз., 1 - 57 мм, 60 мин), «Рон» (216 т, 9 уз., 20 мин), «Гайрет» (144 т, 9 уз., 15 мин) и «Музаффер» (70 т, 8 уз., 10 мин). Из них «Самсун» был потоплен 14.8.1915 английской ПЛ Е-2, а «Нилуфер» и «Рон» погибли от подрыва на русских минах у Босфора соответственно 19.11.1914 и 30.12.1914. Остальные списаны в 1920-е годы.
Сторожевые катера типа «Торникрофт» — 19 ед.
№№ 1, 2, 5 — 8, 11 — 23.
12/20 т, 18,3(пп)х3,3х0,7м. Бенз - 1, 70 л.с.= 11,9 уз. 1,9 т топл. Эк. 6 чел. 2-37 мм.
Построены в Англии фирмой «Торникрофт» в 1911 году. Официально именовались моторными канонерскими лодками и предназначались для таможенной и полицейской служб. Всего было заказано 24 единицы, получено 22, но три погибли в 1911 — 1912 годах в ходе Итало-турецкой войны. К началу Первой мировой войны кормовое 37-мм орудие с большинства катеров было снято.
Катера №№ 1, 2, 5 — 8 базировались на реке Евфрат, и все были потеряны (потоплены англичанами или затоплены экипажами) в ходе боевых действий на Месопотамском фронте. Катера № 12 и № 16 уничтожены 21.12.1916 в 30 милях от Босфора огнем русского крейсера «Память Меркурия». Остальные катера служили в турецком флоте до 1927 — 1949 годов.
Вспомогательные суда
В ходе Первой мировой войны в состав ВМС Турции было включено более 50 мобилизованных судов — грузовых и пассажирских пароходов, паромов, буксиров, рыболовных траулеров. Они использовались в качестве транспортов, патрульных и сторожевых судов, тральщиков и т.п. В частности, тральщиками служили пароходы «Рюсумет-1» — «Рюсумет-5» (120 — 155 т, 2 — 37 мм), «Кастор» и «Поллукс» (52 т, 1 — 37 мм). Быстроходная яхта султана «Эртугрул» (1904 г., 900 т, 21 уз., 8 — 47 мм) числилась военным транспортом, а яхта «Сёгютлю» (1908 г., 120 т, 14 уз.) — посыльным судном.