Компоновка и корпус

 

По общей компоновке и корабельной ар­хитектуре авианосец «Эссекс» повторял свой прототип «Йорктаун», отличаясь лишь большими размерениями и несколько иным разделением на отсеки в подводной части, особенно — в районе расположения ГЭУ. Форма корпуса корабля характеризовалась удачным сочетанием очень полного миде­ля (коэффициент полноты площади миде­ля 0,98) с острыми обводами и большим раз­валом шпангоутов в оконечностях: это обес­печивало малое сопротивление движению и одновременно — довольно высокую ос­тойчивость. В районе форштевня обводы образовывали явно выраженный бульб. В целом корпус «Эссекса» при своих огром­ных размерах выглядел стройным и даже изящным. Отношение его длины к ширине составляло 8,8:1.

Для обеспечения непотопляемости корпус имел очень хорошее разделение на отсеки. Важным новшеством стало тройное дно на протяжении большей ча­сти его длины.

Полетная палуба, как и на «Йорктауне», не участвовала в общей продольной проч­ности корабля; конструктивно она вместе с ангаром была выполнена как надстройка. Такое решение трудно назвать удачным: во время сильных штормов носовая часть па­лубы иногда не выдерживала ударов волн и получала серьезные повреждения. В кон­струкции английских ровесников «Эссек­са»— авианосцев «Арк Ройял» и «Илластриес» — нос и ангар были полностью за­крытыми, что улучшало мореходность и по­вышало прочность корпуса. Аналогичную архитектуру имели и авианосцы типа «Лек­сингтон», но затем американцы из-за неко­торой экономии веса вернулись к более кон­сервативной схеме. Вряд ли это можно при­знать целесообразным.

Площадь полетной палубы «Эссекса» по сравнению с «Йорктауном» удалось суще­ственно увеличить, причем не только за счет роста размерений корабля. Надстройка-«остров» стала более узкой, компактной. Уменьшились срезы палубы в районе спонсонов зенитных орудий. Кроме того, полез­ную площадь палубы увеличивало и борто­вое расположение третьего самолетоподъемника.

Длина полетной палубы «Эссекса» и еще девяти кораблей составляла 262,8 м при наибольшей длине корпуса (вместе со спонсонами 40-мм орудий) 265,9 м. Но в январе 1943 года по предложению Бюро корабле­строения Генерального совета на новых авианосцах корпус удлинили до 270,8 м: это было сделано для увеличения углов обстре­ла носовых и кормовых зенитных автома­тов. С той же целью полетную палубу уко­ротили — на 3,35 м в носу и 2,1 м в корме (Любопытно, что во многих справочниках полетная па­луба в 262,8 м ошибочно приписывается кораблям с длинным корпусом, а полетная палуба в 257,4 м — с коротким).

«Длиннокорпусными» (long hull) авианос­цами стали CV-14, CV-15, CV-19, CV-21, CV-32 — CV-40, CV-45 — CV-47. Внешне они выделялись «клиперским» форштевнем и парными спонсонами для установки 40-мм «бофорсов» в носу и корме вместо одиноч­ных. Соответственно первые из построен­ных «эссексов» стали называть «коротко-корпусными» (short hull).

 

Кораблестроительные элементы авианосца CV-9 «Эссекс»

Длина, м:

наибольшая.........................................................................265,9

по ватерлинии.....................................................................250,0

Ширина, м:

наибольшая...........................................................................45,0

по ватерлинии.......................................................................28,4

Высота корпуса, м................................................................16,7

Высота от киля до полетной палубы, м..............................24,9

Осадка, м:

средняя.....................................................................................7,9

в полном грузу........................................................................8,4

Водоизмещение, т:

порожнем...........................................................................23 785

стандартное...........................................................…........26 669*

«оптимальное боевое» (optimum battle).........................32 549

полное.......................................................................…......34881**

Размеры полетной палубы, м...................................262,8x32,9

Размеры ангарной палубы, м...................................199,4x21,3

Высота ангара, м .................................................................5,35

Коэффициент общей полноты корпуса...........................0,573

Коэффициент полноты площади миделя..........................0,98

Метацентрическая высота, м:

при «оптимальном боевом» водоизмещении ...................2,73

при полном водоизмещении...............................................2,92

*По проекту 27 500 т.

**По проекту 36 380 т.

 

Распределение весовой нагрузки авианосца CV-9 «Эссекс»

Статья нагрузки

Вес, т

Корпус (включая палубную и противоосколочную броню)

16021 5

Оборудование корпуса

2500,2

Броневой пояс и траверзы

996,7

Машины (сухие)

31232

Вооружение

4381

Оборудование и снаряжение

2872

Авиация*

418,1

Водоизмещение порожнем

23785

Боезапас

1195,6

Топливо и масло в механизмах**

2415

Экипаж

2842

Запасы и продовольствие

1066 7

Масло для судовых механизмов

13

Масло для самолетов

82,7

Стандартное водоизмещение

26668,8

*В понятие «водоизмещение порожнем» для авианосцев американцы включают вес самолетов.

**В понятие «стандартное водоизмещение» входит вес топлива и масла, заправлен­ного непосредственно в машины. Вес топлива в цистернах не учитывается.