Компоновка и корпус
По общей компоновке и корабельной архитектуре авианосец «Эссекс» повторял свой прототип «Йорктаун», отличаясь лишь большими размерениями и несколько иным разделением на отсеки в подводной части, особенно — в районе расположения ГЭУ. Форма корпуса корабля характеризовалась удачным сочетанием очень полного миделя (коэффициент полноты площади миделя 0,98) с острыми обводами и большим развалом шпангоутов в оконечностях: это обеспечивало малое сопротивление движению и одновременно — довольно высокую остойчивость. В районе форштевня обводы образовывали явно выраженный бульб. В целом корпус «Эссекса» при своих огромных размерах выглядел стройным и даже изящным. Отношение его длины к ширине составляло 8,8:1.
Для обеспечения непотопляемости корпус имел очень хорошее разделение на отсеки. Важным новшеством стало тройное дно на протяжении большей части его длины.
Полетная палуба, как и на «Йорктауне», не участвовала в общей продольной прочности корабля; конструктивно она вместе с ангаром была выполнена как надстройка. Такое решение трудно назвать удачным: во время сильных штормов носовая часть палубы иногда не выдерживала ударов волн и получала серьезные повреждения. В конструкции английских ровесников «Эссекса»— авианосцев «Арк Ройял» и «Илластриес» — нос и ангар были полностью закрытыми, что улучшало мореходность и повышало прочность корпуса. Аналогичную архитектуру имели и авианосцы типа «Лексингтон», но затем американцы из-за некоторой экономии веса вернулись к более консервативной схеме. Вряд ли это можно признать целесообразным.
Площадь полетной палубы «Эссекса» по сравнению с «Йорктауном» удалось существенно увеличить, причем не только за счет роста размерений корабля. Надстройка-«остров» стала более узкой, компактной. Уменьшились срезы палубы в районе спонсонов зенитных орудий. Кроме того, полезную площадь палубы увеличивало и бортовое расположение третьего самолетоподъемника.
Длина полетной палубы «Эссекса» и еще девяти кораблей составляла 262,8 м при наибольшей длине корпуса (вместе со спонсонами 40-мм орудий) 265,9 м. Но в январе 1943 года по предложению Бюро кораблестроения Генерального совета на новых авианосцах корпус удлинили до 270,8 м: это было сделано для увеличения углов обстрела носовых и кормовых зенитных автоматов. С той же целью полетную палубу укоротили — на 3,35 м в носу и 2,1 м в корме (Любопытно, что во многих справочниках полетная палуба в 262,8 м ошибочно приписывается кораблям с длинным корпусом, а полетная палуба в 257,4 м — с коротким).
«Длиннокорпусными» (long hull) авианосцами стали CV-14, CV-15, CV-19, CV-21, CV-32 — CV-40, CV-45 — CV-47. Внешне они выделялись «клиперским» форштевнем и парными спонсонами для установки 40-мм «бофорсов» в носу и корме вместо одиночных. Соответственно первые из построенных «эссексов» стали называть «коротко-корпусными» (short hull).
Кораблестроительные элементы авианосца CV-9 «Эссекс»
Длина, м:
наибольшая.........................................................................265,9
по ватерлинии.....................................................................250,0
Ширина, м:
наибольшая...........................................................................45,0
по ватерлинии.......................................................................28,4
Высота корпуса, м................................................................16,7
Высота от киля до полетной палубы, м..............................24,9
Осадка, м:
средняя.....................................................................................7,9
в полном грузу........................................................................8,4
Водоизмещение, т:
порожнем...........................................................................23 785
стандартное...........................................................…........26 669*
«оптимальное боевое» (optimum battle).........................32 549
полное.......................................................................…......34881**
Размеры полетной палубы, м...................................262,8x32,9
Размеры ангарной палубы, м...................................199,4x21,3
Высота ангара, м .................................................................5,35
Коэффициент общей полноты корпуса...........................0,573
Коэффициент полноты площади миделя..........................0,98
Метацентрическая высота, м:
при «оптимальном боевом» водоизмещении ...................2,73
при полном водоизмещении...............................................2,92
*По проекту 27 500 т.
**По проекту 36 380 т.
Распределение весовой нагрузки авианосца CV-9 «Эссекс»
Статья нагрузки |
Вес, т |
Корпус (включая палубную и противоосколочную броню) |
16021 5 |
Оборудование корпуса |
2500,2 |
Броневой пояс и траверзы |
996,7 |
Машины (сухие) |
31232 |
Вооружение |
4381 |
Оборудование и снаряжение |
2872 |
Авиация* |
418,1 |
Водоизмещение порожнем |
23785 |
Боезапас |
1195,6 |
Топливо и масло в механизмах** |
2415 |
Экипаж |
2842 |
Запасы и продовольствие |
1066 7 |
Масло для судовых механизмов |
13 |
Масло для самолетов |
82,7 |
Стандартное водоизмещение |
26668,8 |
*В понятие «водоизмещение порожнем» для авианосцев американцы включают вес самолетов.
**В понятие «стандартное водоизмещение» входит вес топлива и масла, заправленного непосредственно в машины. Вес топлива в цистернах не учитывается.