Авиационное вооружение

 

На момент вступления в строй авиагруп­па «Эссекса» состояла из четырех эскадри­лий — разведывательной, бомбардировоч­ной, торпедоносно-бомбардировочной и ис­требительной. Последняя фактически была двойной и насчитывала 36 самолетов, ос­тальные— по 18. Кроме того, имелся один самолет (пикирующий бомбардировщик), предназначенный для командира авиагруп­пы; еще девять машин (по три каждого типа) хранились в частично разобранном виде и служили резервом для восполнения боевых потерь. Таким образом, всего на авианосце базировалось 100 самолетов: 39 истреби­телей F4F «Уайлдкэт», 40 разведчиков и пи­кирующих бомбардировщиков SBD «Доунтлесс» и 21 торпедоносец TBF «Эвенджер».

По мере совершенствования радиолока­ционной техники потребность в самолетах-разведчиках уменьшалась, и в 1944 году их заменили пикирующими бомбардировщика­ми и специализированными истребителями (ночными перехватчиками и истребителями-фоторазведчиками). Увеличение численно­сти истребителей требовалось и для борь­бы с камикадзе. Летом 1945 года типовая авиагруппа «эссексов» состояла из 103 ма­шин, сведенных в две большие (по 36 — 37 самолетов) эскадрильи истребителей и ис­требителей-бомбардировщиков и две уменьшенные (по 15 самолетов) эскадрильи пикировщиков и торпедоносцев.

«Уайлдкэты» использовались для под­готовки экипажей и в боевых действиях уча­стия не принимали. Уже в январе 1943 года на головном «Эссексе» начали базировать­ся новейшие самолеты F6F «Хэллкэт»; к осени последние полностью вытеснили сво­их предшественников. В ноябре 1943-го на борту «Эссекса» и «Банкер Хилла» появи­лись истребители F4U «Корсар», однако их дебют оказался не слишком удачным: «кор­сары» были слишком большими, тяжелыми и склонными к «козлению» при посадке. Все это заставило командование флота США временно отказаться от использования этих машин в роли палубных самолетов. «Кор­сары» успешно действовали в воздухе, стартуя с береговых аэродромов. И лишь через год, после некоторой доработки, они вновь попали на «эссексы». В октябре 1944 года на борту авианосца «Шангри-Ла» на­ходилось 49 «корсаров» и 6 «хэллкэтов»; причем из последних два были переобору­дованы в фоторазведчики и четыре — в ночные перехватчики. В конце вой­ны F4U показали себя вполне эф­фективными истребителями и истребителями-бомбардировщи­ками.

Летом 1943 года на вооруже­ние американского флота посту­пил пикирующий бомбардиров­щик SB2C «Хэллдайвер», при­званный заменить устаревший «Доунтлесс». Первая эскадрилья этих машин, получивших прозви­ще «длиннохвостые звери», по­пала на авианосец «Банкер Хилл», а в 1944 году ими оснас­тили все корабли типа «Эссекс». Единственным торпедонос­цем, базировавшимся на амери­канских авианосцах в 1943 — 1945 годах, был TBF «Эвенджер». В конце войны он применялся и как обычный бом­бардировщик— в частности, во время на­летов на береговые объекты Японии. Лю­бопытно, что в 1945 году «Эвенджер» пла­нировалось оснастить мощным радаром и превратить его в самолет дальнего радио­локационного обнаружения (проект под ко­довым названием CADILLAC). Эту перспек­тивную идею уже на ином качественном уровне американцы реализовали лишь пос­ле войны.

 

Тактико-технические данные палубных самолетов

Тип самолета

Длина х размах крыла, м

Вес пустого/ макс, взлетный, кг

Мощность двигателя, л.с.

Скорость, км/ч на высоте, м

Потолок, м

Дальность макс., км

Вооружение

Grumman FM-2 «Wildcat»

8,77x11,59

2516/3732

1350

518/6000

10900

2170

4х12,7-мм пул. +226 кг бомб

Grumman F6F-5 «Hellcat»

10,17x13,08

4155/6400

2200

610/7000

11500

2600

6х12,7-мм пул. + 900 кг бомб

Douglas SBD-3 «Dauntless»

9,8x12,65

2878/4717

1000

402/6000

8300

2160

2х12,7-мм и 2х7,62-мм пул. + 726 кг бомб

Curtiss SB2C-4 «Helldiver»

11,18x15,14

4784/7536

1900

475/5000

8900

1870

2х20-мм пушки, 2х7,62-мм пул. + 726 кг бомб

Grumman TBF-1C «Avenger» 

12,2x16,52

4400/6070

1700

436/3600

6500

2000

Зх12,7-мм и 1х7,62-мм пул. + 907 кг бомб

Chance Vought F4U-4 «Corsair»

10,27x12,5

4180/5640

2450

684/8500

11 600

1615

6х12,7-мм пул. + 900 кг бомб

 

Согласно техническому заданию авиа­ционный боезапас «Эссекса» должен был включать в себя 148 1000-фунтовых (454-кг), 450 500-фунтовых (227-кг), 522 100-фунтовых (45-кг) бомб и 36 торпед Mk-XIII или Mk-VIIa, причем предусматривалась возможность 100-процентного увеличения принимаемого количества бомб. Что каса­ется последнего требования, то оно ока­залось весьма дальновидным. Изменение численности авиагруппы, принятие на во­оружение новых самолетов, различный характер предстоявших боевых опера­ций— все это привело к тому, что в ре­альных условиях состав авиационного бое­запаса сильно отличался от проектного (см. таблицу на с. 18). Так, общий вес бомб, торпед и патронов для авиационного во­оружения на «Эссексе» в январе 1943 года составлял уже 625,5 т.

Система подачи боезапаса из погребов к самолетам включала в себя три бомбо­вых элеватора на ангарной палубе и три — на верхней. Размеры элеваторов — по сравнению с авианосцем «Йорктаун» — уменьшили: производительность послед­них посчитали избыточной, а меньшее сечение отверстий в броневой ангарной палубе позволило улучшить защиту погре­бов.

Запас авиационного бензина по техзаданию составлял 220 000 галлонов (832 700 л); система заправки должна была обеспе­чить подачу на палубу 1000 галлонов топ­лива в минуту. Конструкторы перевыполни­ли требования Генерального совета флота, и на «Эссексе» в момент его ввода в строй размещалось 231 650 галлонов авиабензи­на (876 795 л). Правда, к концу войны из-за перегрузки, вызванной усилением зенитно­го вооружения и радиолокационных средств, этот запас пришлось уменьшить до 209 000 галлонов (791 065 л).

 

Авиационный боезапас авианосцев типа «Эссекс» (шт.)

Бомбы*

CV-9 «Эссекс», 1942 г.

CV-20 «Беннингтон», 1944 г.

CV-17 «Банкер Хилл», 1945 г.

100-фнФ

504

508

300

250-фн ф

50

500-фн Ф

296

292

400

500-фн ПБ

292

60

1000-фнФ

146

147

75

1000-фн ПБ

129

128

1000-фн ББ

110

110

1600-фнББ

19

18

2000-фн Ф

19

18

15

325-фн ГБ

296

292

48

100-фнЗ

296

292

240

220-фн 0

300

Торпеды

36

50

87-мм НУРС

366

300

127-мм НУРС

4006

1700

298-мм НУРС**

108

"Вес бомбы обозначался в фунтах (1 фунт — 453,59 г; 1000-фн бомба весила примерно 454 кг, 500-фн — 227 кг); буква Ф означает фугасная, ПБ — полубронебойная; ББ — бронебойная; ГБ — глубинная (противолодочная); 3 — зажигательная; О — осколочная. "298-мм неуправляемый реактивный снаряд «Tiny Tim» («Крошка Тим») представлял собой 500-фн бомбу, снабженную ракетным двигателем.