Авиационное вооружение
На момент вступления в строй авиагруппа «Эссекса» состояла из четырех эскадрилий — разведывательной, бомбардировочной, торпедоносно-бомбардировочной и истребительной. Последняя фактически была двойной и насчитывала 36 самолетов, остальные— по 18. Кроме того, имелся один самолет (пикирующий бомбардировщик), предназначенный для командира авиагруппы; еще девять машин (по три каждого типа) хранились в частично разобранном виде и служили резервом для восполнения боевых потерь. Таким образом, всего на авианосце базировалось 100 самолетов: 39 истребителей F4F «Уайлдкэт», 40 разведчиков и пикирующих бомбардировщиков SBD «Доунтлесс» и 21 торпедоносец TBF «Эвенджер».
По мере совершенствования радиолокационной техники потребность в самолетах-разведчиках уменьшалась, и в 1944 году их заменили пикирующими бомбардировщиками и специализированными истребителями (ночными перехватчиками и истребителями-фоторазведчиками). Увеличение численности истребителей требовалось и для борьбы с камикадзе. Летом 1945 года типовая авиагруппа «эссексов» состояла из 103 машин, сведенных в две большие (по 36 — 37 самолетов) эскадрильи истребителей и истребителей-бомбардировщиков и две уменьшенные (по 15 самолетов) эскадрильи пикировщиков и торпедоносцев.
«Уайлдкэты» использовались для подготовки экипажей и в боевых действиях участия не принимали. Уже в январе 1943 года на головном «Эссексе» начали базироваться новейшие самолеты F6F «Хэллкэт»; к осени последние полностью вытеснили своих предшественников. В ноябре 1943-го на борту «Эссекса» и «Банкер Хилла» появились истребители F4U «Корсар», однако их дебют оказался не слишком удачным: «корсары» были слишком большими, тяжелыми и склонными к «козлению» при посадке. Все это заставило командование флота США временно отказаться от использования этих машин в роли палубных самолетов. «Корсары» успешно действовали в воздухе, стартуя с береговых аэродромов. И лишь через год, после некоторой доработки, они вновь попали на «эссексы». В октябре 1944 года на борту авианосца «Шангри-Ла» находилось 49 «корсаров» и 6 «хэллкэтов»; причем из последних два были переоборудованы в фоторазведчики и четыре — в ночные перехватчики. В конце войны F4U показали себя вполне эффективными истребителями и истребителями-бомбардировщиками.
Летом 1943 года на вооружение американского флота поступил пикирующий бомбардировщик SB2C «Хэллдайвер», призванный заменить устаревший «Доунтлесс». Первая эскадрилья этих машин, получивших прозвище «длиннохвостые звери», попала на авианосец «Банкер Хилл», а в 1944 году ими оснастили все корабли типа «Эссекс». Единственным торпедоносцем, базировавшимся на американских авианосцах в 1943 — 1945 годах, был TBF «Эвенджер». В конце войны он применялся и как обычный бомбардировщик— в частности, во время налетов на береговые объекты Японии. Любопытно, что в 1945 году «Эвенджер» планировалось оснастить мощным радаром и превратить его в самолет дальнего радиолокационного обнаружения (проект под кодовым названием CADILLAC). Эту перспективную идею уже на ином качественном уровне американцы реализовали лишь после войны.
Тактико-технические данные палубных самолетов
Тип самолета |
Длина х размах крыла, м |
Вес пустого/ макс, взлетный, кг |
Мощность двигателя, л.с. |
Скорость, км/ч на высоте, м |
Потолок, м |
Дальность макс., км |
Вооружение |
Grumman FM-2 «Wildcat» |
8,77x11,59 |
2516/3732 |
1350 |
518/6000 |
10900 |
2170 |
4х12,7-мм пул. +226 кг бомб |
Grumman F6F-5 «Hellcat» |
10,17x13,08 |
4155/6400 |
2200 |
610/7000 |
11500 |
2600 |
6х12,7-мм пул. + 900 кг бомб |
Douglas SBD-3 «Dauntless» |
9,8x12,65 |
2878/4717 |
1000 |
402/6000 |
8300 |
2160 |
2х12,7-мм и 2х7,62-мм пул. + 726 кг бомб |
Curtiss SB2C-4 «Helldiver» |
11,18x15,14 |
4784/7536 |
1900 |
475/5000 |
8900 |
1870 |
2х20-мм пушки, 2х7,62-мм пул. + 726 кг бомб |
Grumman TBF-1C «Avenger» |
12,2x16,52 |
4400/6070 |
1700 |
436/3600 |
6500 |
2000 |
Зх12,7-мм и 1х7,62-мм пул. + 907 кг бомб |
Chance Vought F4U-4 «Corsair» |
10,27x12,5 |
4180/5640 |
2450 |
684/8500 |
11 600 |
1615 |
6х12,7-мм пул. + 900 кг бомб |
Согласно техническому заданию авиационный боезапас «Эссекса» должен был включать в себя 148 1000-фунтовых (454-кг), 450 500-фунтовых (227-кг), 522 100-фунтовых (45-кг) бомб и 36 торпед Mk-XIII или Mk-VIIa, причем предусматривалась возможность 100-процентного увеличения принимаемого количества бомб. Что касается последнего требования, то оно оказалось весьма дальновидным. Изменение численности авиагруппы, принятие на вооружение новых самолетов, различный характер предстоявших боевых операций— все это привело к тому, что в реальных условиях состав авиационного боезапаса сильно отличался от проектного (см. таблицу на с. 18). Так, общий вес бомб, торпед и патронов для авиационного вооружения на «Эссексе» в январе 1943 года составлял уже 625,5 т.
Система подачи боезапаса из погребов к самолетам включала в себя три бомбовых элеватора на ангарной палубе и три — на верхней. Размеры элеваторов — по сравнению с авианосцем «Йорктаун» — уменьшили: производительность последних посчитали избыточной, а меньшее сечение отверстий в броневой ангарной палубе позволило улучшить защиту погребов.
Запас авиационного бензина по техзаданию составлял 220 000 галлонов (832 700 л); система заправки должна была обеспечить подачу на палубу 1000 галлонов топлива в минуту. Конструкторы перевыполнили требования Генерального совета флота, и на «Эссексе» в момент его ввода в строй размещалось 231 650 галлонов авиабензина (876 795 л). Правда, к концу войны из-за перегрузки, вызванной усилением зенитного вооружения и радиолокационных средств, этот запас пришлось уменьшить до 209 000 галлонов (791 065 л).
Авиационный боезапас авианосцев типа «Эссекс» (шт.)
Бомбы* |
CV-9 «Эссекс», 1942 г. |
CV-20 «Беннингтон», 1944 г. |
CV-17 «Банкер Хилл», 1945 г. |
100-фнФ |
504 |
508 |
300 |
250-фн ф |
— |
— |
50 |
500-фн Ф |
296 |
292 |
400 |
500-фн ПБ |
— |
292 |
60 |
1000-фнФ |
146 |
147 |
75 |
1000-фн ПБ |
129 |
128 |
— |
1000-фн ББ |
110 |
110 |
— |
1600-фнББ |
19 |
18 |
— |
2000-фн Ф |
19 |
18 |
15 |
325-фн ГБ |
296 |
292 |
48 |
100-фнЗ |
296 |
292 |
240 |
220-фн 0 |
— |
— |
300 |
Торпеды |
36 |
50 |
— |
87-мм НУРС |
— |
366 |
300 |
127-мм НУРС |
— |
4006 |
1700 |
298-мм НУРС** |
— |
— |
108 |
"Вес бомбы обозначался в фунтах (1 фунт — 453,59 г; 1000-фн бомба весила примерно 454 кг, 500-фн — 227 кг); буква Ф означает фугасная, ПБ — полубронебойная; ББ — бронебойная; ГБ — глубинная (противолодочная); 3 — зажигательная; О — осколочная. "298-мм неуправляемый реактивный снаряд «Tiny Tim» («Крошка Тим») представлял собой 500-фн бомбу, снабженную ракетным двигателем.