Перегрузка, остойчивость, мореходность

 

Головной авианосец «Эссекс» был по­строен более легким и обладал лучшей остой­чивостью, чем это предусматривалось про­ектом (с точки зрения отечественного судо­строения такое кажется просто невероят­ным!). Так, его стандартное водоизмещение реально составило 26 669 т вместо расчет­ных 27 500 т, а метацентрическая высота в «оптимальном боевом» состоянии — 2,73 м вместо 2,29 м. Однако последовавшие мо­дернизации вооружения, радиолокационных средств, применение новых самолетов быс­тро «съели» экономию веса. К концу войны «Эссекс» стал примерно на 2150 т тяжелее,

чем в момент ввода в строй, а его метацент­рическая высота при стандартном водоизме­щении уменьшилась до 1,68 м. Согласно предвоенным расчетам, такое значение метацентрической высоты было предельно до­пустимым: оно позволяло сохранить остой­чивость при двух попаданиях торпед в один борт (при условии, что объем затоплений будет ограничен отсеками ПТЗ), но не могло предотвратить опрокидывание при попада­ниях трех торпед в один борт (в последнем случае требовалась метацентрическая вы­сота не менее 1,98м). К счастью, в годы вой­ны более одного торпедного попадания «эссексы» не получали. Во всех случаях остой­чивость авианосцев оставалась в пределах нормы — за исключением, разве что «Фран­клина», оказавшегося в марте 1945 года бук­вально на волосок от гибели.

Мореходность авианосцев типа «Эссекс» по меркам того времени была вполне удов­летворительной: они могли использовать свою авиацию при волнении моря до 5 бал­лов. Вместе с тем, прочность палуб, как уже говорилось, не выдерживала жестоких ти­хоокеанских тайфунов. Не имели «эссексы» и никакой защиты от обледенения палуб и расположенного на них оборудования, из-за чего в Северной Атлантике они могли обеспечивать взлет и посадку самолетов лишь в течение 200 — 220 дней в году.