Перегрузка, остойчивость, мореходность
Головной авианосец «Эссекс» был построен более легким и обладал лучшей остойчивостью, чем это предусматривалось проектом (с точки зрения отечественного судостроения такое кажется просто невероятным!). Так, его стандартное водоизмещение реально составило 26 669 т вместо расчетных 27 500 т, а метацентрическая высота в «оптимальном боевом» состоянии — 2,73 м вместо 2,29 м. Однако последовавшие модернизации вооружения, радиолокационных средств, применение новых самолетов быстро «съели» экономию веса. К концу войны «Эссекс» стал примерно на 2150 т тяжелее,
чем в момент ввода в строй, а его метацентрическая высота при стандартном водоизмещении уменьшилась до 1,68 м. Согласно предвоенным расчетам, такое значение метацентрической высоты было предельно допустимым: оно позволяло сохранить остойчивость при двух попаданиях торпед в один борт (при условии, что объем затоплений будет ограничен отсеками ПТЗ), но не могло предотвратить опрокидывание при попаданиях трех торпед в один борт (в последнем случае требовалась метацентрическая высота не менее 1,98м). К счастью, в годы войны более одного торпедного попадания «эссексы» не получали. Во всех случаях остойчивость авианосцев оставалась в пределах нормы — за исключением, разве что «Франклина», оказавшегося в марте 1945 года буквально на волосок от гибели.
Мореходность авианосцев типа «Эссекс» по меркам того времени была вполне удовлетворительной: они могли использовать свою авиацию при волнении моря до 5 баллов. Вместе с тем, прочность палуб, как уже говорилось, не выдерживала жестоких тихоокеанских тайфунов. Не имели «эссексы» и никакой защиты от обледенения палуб и расположенного на них оборудования, из-за чего в Северной Атлантике они могли обеспечивать взлет и посадку самолетов лишь в течение 200 — 220 дней в году.