Боевой дебют
Вступление в строй авианосца «Эссекс» 31 декабря 1942 года произошло в тот момент, когда положение американского флота было крайне тяжелым. У США на Тихом океане оставалось всего два боеспособных авианосца — «Энтерпрайз» и «Саратога». Японцы, несмотря на понесенные в бою у Мидуэя потери, все еще имели численный перевес и занимали более выгодную стратегическую позицию.
Освоение новой техники, доводочные работы, учебные взлеты и посадки самолетов — все это заняло около трех месяцев. Затем — переход через Панамский канал из Атлантического океана в Тихий. 31 мая 1943 года «Эссекс» стал на якорь в бухте Пёрл-Харбора. «Это было историческое событие. Начался новый период в войне с Японией», — так охарактеризовал этот внешне непримечательный факт американский адмирал Фредерик К.Шерман, бывший командир авианосцев «Лексингтон» и «Энтерпрайз».
В течение лета флот США наращивал силы. 27 июля в Пёрл-Харбор прибыл авианосец CV-10 «Йорктаун», 9 августа — CV-16 «Лексингтон». Весьма символично, что оба корабля получили имена своих прославленных предшественников, погибших в 1942 году. 2 октября 1943 года к ним присоединился четвертый представитель семейства — CV-17 «Банкер Хилл». В расстановке сил на тихоокеанском театре чаша весов начала склоняться в пользу США.
Но командующий американским Тихоокеанским флотом адмирал Честер У.Нимиц не торопился бросать новейшие авианосцы в самое пекло. Он прекрасно понимал, что успех в предстоящих сражениях будет зависеть прежде всего от уровня боевой подготовки экипажей, и особенно — летчиков. Поэтому поначалу Нимиц использовал «эссексы» на второстепенных направлениях, ставя перед их командирами несложные задачи. Таким был первый поход «Эссекса», «Йорктауна» и легкого авианосца «Индепенденс» к острову Маркус (ныне Минамитори), в ходе которого отрабатывалось взаимодействие авиагрупп в воздухе, испытывалась новая четырехканальная система радиосвязи. 31 августа палубная авиация нанесла удар по японским позициям на острове Маркус, и этот эпизод можно считать боевым крещением кораблей типа «Эссекс».
В сентябре — октябре 1943 года «Эссекс», «Йорктаун» и «Лексингтон» совершили еще несколько рейдов к захваченным японцами островам Тарава, Макин и Уэйк. Приобретенный в результате этих походов опыт вскоре очень пригодился...
Утром 11 ноября авианосная группа под командованием контр-адмирала А.Монтгомери (авианосцы «Эссекс», «Банкер Хилл» и «Индепенденс»)приблизилась к японской базе Рабаул на острове Новая Британия. Когда до цели оставалось 160 миль, в воздух поднялись около 80 самолетов, в том числе 23 новейших пикирующих бомбардировщика «Хэллдайвер» с «Банкер Хилла» (это был их боевой дебют). Монтгомери знал, что в Рабауле находится крупное соединение адмирала Куриты, по которому неделю назад уже нанесли удар самолеты с авианосцев «Саратога» и «Принстон».
Однако японская разведка сработала оперативно, и в 8.30, на подходе к базе, американцев встретили 68 истребителей «Зеро». Завязался бой, но большинству американских самолетов удалось нырнуть в дождевые облака и достичь цели. Первыми в 9.05 нанесли удар «эвенджеры» с «Эссекса», затем — бомбардировщики с «Банкер Хилла» и «Индепенденса». Пользуясь плохой погодой, американцы оторвались от преследования и совершили посадку на свои авианосцы.
В тот день по Рабаулу отбомбилась не только авиагруппа с кораблей Монтгомери, но и самолеты берегового базирования, а также с отряда адмирала Шермана (авианосцы «Саратога» и «Принстон») — всего, по разным данным, от 180 до 185 машин. Японцы понесли ощутимые потери: легкому крейсеру «Агано» взрывом торпеды оторвало корму, другая торпеда сильно повредила эсминец «Наганами». На эсминце «Судзунами» попадание бомбы вызвало детонацию торпед, и сильнейший взрыв разломил корабль на две части. Кроме того, повреждения получили легкий крейсер «Юбари», эсминцы «Уракадзе» и «Умикадзе».
Разгневанные японцы решили отомстить. В полдень в воздух поднялись 67 истребителей «Зеро», 14 торпедоносцев «Кейт», 27 пикировщиков «Вэл» и несколько горизонтальных бомбардировщиков «Бетти» (Принятые в США условные обозначения японских самолетов. В действительности они имели следующие марки: «Зеро» — «Мицубиси» А6М, «Кейт» — «Накадзима» B5N, «Вэл» — «Аичи» D3A, «Бетти» — «Мицубиси» G4M). В качестве цели были выбраны находившиеся ближе всех корабли Монтгомери. Предстояла жаркая схватка.
Американские радары обнаружили приближавшуюся воздушную армаду на расстоянии 119 миль. Немедленно с авианосцев стартовали истребители — в то время на «Эссексе» и «Банкер Хилле» базировались новейшие «хэллкэты» и «корсары». Вслед за ними начали взлетать бомбардировщики — Монтгомери планировал нанести повторный удар по Рабаулу.
Встреча палубных истребителей с «джапами» (Japs — так американцы презрительно называли японцев в годы войны) произошла в 13.51 в 40 милях от кораблей. Но такое количество самолетов янки увидеть не ожидали. Остановить противника они не сумели, и через несколько минут японцы начали выходить на боевой курс.
К тому времени группа Монтгомери имела следующий ордер: авианосцы находились в вершинах равностороннего треугольника на расстоянии мили друг от друга, а по окружности диаметром в две мили шли девять эсминцев. Все корабли открыли огонь почти одновременно. Очевидец, находившийся на борту «Банкер Хилла», так описывает ход дальнейших событий: «С этого момента небо было буквально усеяно самолетами и бомбами. Бомбы взрывались вблизи каждого авианосца. Я помню, как один «вэл» шел прямо на нас, затем остановился и повис над нами, словно планета, но продолжал увеличиваться в размерах, пока не сбросил бомбу. «Похоже, что он сбрасывает подвесной бак», — сказал один моряк. Этот «подвесной бак» взорвался около борта, забрызгав водой стоявшие на палубе самолеты с подвешенными бомбами. Другие «вэлы» обстреливали нас с бреющего полета, и я проклинал эти мигающие вспышки, похожие на световые сигналы своих самолетов... Бой длился 46 минут, но нам показалось, что 46 лет».
Американцы достигли необычайно высокой плотности зенитного огня: «Банкер Хилл» выпустил 532 127-мм, 4878 40-мм и 22 700 20-мм снарядов, «Эссекс» — соответственно 216, 2302 и 8891. Несмотря на многочисленные атаки, японцы не добились ни одного прямого попадания в корабли, но потеряли около 35 самолетов. У американцев не вернулись на свои авианосцы 11 истребителей. Во время этого боя произошел почти невероятный случай: 40-мм снаряд, выпущенный с авианосца «Индепенденс», попал в падавшую на корабль бомбу и взорвал ее в воздухе.
Безусловно, американцам повезло. Их положение было крайне опасным: на палубах авианосцев стояли готовые к повторному рейду на Рабаул (кстати, так и не состоявшемуся: взлетевшим бомбардировщикам Монтгомери приказал повернуть назад) самолеты, «под завязку» заправленные бензином и увешанные бомбами и торпедами. Одно попадание бомбы, снаряда или даже пули могло привести к катастрофе — как это случилось с японцами в сражении у Мидуэя. Впрочем, здесь дело не только в везении. Мощное зенитное вооружение, совершенные средства обнаружения и управления огнем «эссексов» выводили ПВО авианосных соединений на новый уровень. Истребители «Хэллкэт» и «Корсар» по своим летно-техническим характеристикам превосходили японский «зеро». Наконец, уровень подготовки американских пилотов заметно вырос, а их противников — наоборот, снизился, поскольку элита японских авиаторов к тому времени уже погибла в боях... И результаты первого серьезного боя с участием новых авианосцев подтвердили, что в стратегической расстановке сил на Тихом океане произошел коренной перелом.