«От пальмы к пальме»

 

Боевые действия флота США во второй половине 1943 года определялись страте­гией, официально именуемой «шаг за ша­гом» или «от острова к острову» (моряки с некоторой долей иронии называли ее «от пальмы к пальме»). Смысл ее заключался в постепенном вытеснении японцев с одного острова на другой. На захваченных остро­вах и атоллах создавались аэродромы и временные пункты базирования флота, что позволяло в дальнейшем взять под свой контроль значительную часть акватории Ти­хого океана. В начале 1944 года эта страте­гия несколько трансформировалась и ста­ла именоваться «прыгание лягушкой» («leapfrogging»). Смысл ее оставался преж­ним, но теперь в качестве объектов втор­жения выбирались не ближайшие острова, а те, что занимали ключевые позиции в архипелагах. Их захват приводил к изоляции остальных островов и расположенных на них японских гарнизонов.

К выполнению этих задач американцы ак­тивно привлекали свои авианосные силы. Палубная авиация наносила удары, по бе­реговым аэродромам, прикрывала с возду­ха десантные суда в районах формирова­ния и высадки, осуществляла непосред­ственную поддержку десанта.

Первой масштабной операцией с участи­ем авианосцев «Эссекс», «Йорктаун», «Лек­сингтон» и «Банкер Хилл» стало вторжение на атоллы Тарава и Макин, входящие в ар­хипелаг Гилберта. Операция, получившая кодовое название «Гальваник», началась 19 ноября 1943 года. Американская морская пехота выполнила поставленные перед ней задачи, но, увы, дорогой ценой. Понес по­тери и флот. Торпеда японской подводной лодки пустила ко дну эскортный авианосец «Лиском Бэй», авиационная торпеда серь­езно1 повредила легкий авианосец «Инде­пенденс». Вечером 4 декабря атаке подверг­ся «Лексингтон»: сброшенная японским са­молетом торпеда попала ему в кормовую часть. Первое испытание, выпавшее на долю кораблей типа «Эссекс», в целом за­кончилось благополучно — авианосец своим ходом дошел до Пёрл-Харбора и после ремонта вновь был введен в строй.

Адмирал Нимиц остался недоволен дей­ствиями контр-адмирала Ч.Паунолла, коман­довавшего авианосным соединением, при­знав их недостаточно решительными. В ре­зультате произошла смена командующего, а авианосные силы реорганизованы. «Эссексы» вошли в состав оперативного соедине­ния (Task Force) TF-58, которое возглавил бывший командир авианосца CV-8 «Хорнет» контр-адмирал Марк А.Митшер. Последний оставался на своем посту до конца войны, и именно под его руководством соединение TF-58 сыграло решающую роль в разгроме япон­ского императорского флота.

В январе 1944 года американцы начали операцию по захвату атолла Кваджалейн, занимавшего доминирующее положение среди Маршалловых островов. В ней актив­но участвовали тяжелые авианосцы «Эс­секс», «Йорктаун», «Банкер Хилл» и новей­ший «Интрепид», заменивший поврежден­ный «Лексингтон». Наученные горьким опы­том предыдущей операции, янки обрушили на японские укрепления всю мощь своего флота. В течение недели палубные бомбар­дировщики и корабельная артиллерия «утю­жили» Кваджалейн — так, что на острове не осталось ни одного дерева, не говоря уже о каких-либо постройках. Более половины японского гарнизона, насчитывавшего 8600 человек, было убито, а оставшиеся в живых оглохли от постоянных взрывов и находи­лись в шоковом состоянии. Когда на сплошь покрытом воронками атолле высадились десантники, им практически не было оказа­но организованного сопротивления.

Вслед за Кваджалейном пали и другие острова архипелага. На одном из них — атолле Маджуро — американцы оборудова­ли передовую базу флота, где отныне про­изводились заправка топливом и пополне­ние корабельных запасов.

Следующей целью стал остров Трук в центральной части Тихого океана. Японцы устроили на нем сильно укрепленную базу, громко именуемую «тихоокеанским Гибрал­таром». Однако эта крепость была построена в довоенных традициях: ее мощная бе­реговая оборона соседствовала с явно не­достаточными средствами ПВО и авиаци­онным прикрытием. Противостоять ударной мощи соединения TF-58 (которая была выше, чем у соединения адмирала Нагумо, совершившего нападение на Пёрл-Харбор) она не могла.

Только за два дня (16 и 17 февраля) аме­риканская палубная авиация, основу кото­рой составляли самолеты с кораблей типа «Эссекс», уничтожила в воздухе и на земле 311 вражеских самолетов и еще 70 повре­дила. В районе Трука под бомбами и торпе­дами затонули 12 боевых кораблей (в том числе легкий крейсер «Нака»), а также 34 транспорта и торговых судна общим тонна­жем около 200 тыс. брт (включая 19 262-тон­ный плавучий завод по переработке кито­вого жира «Тонан-мару № 3»). Еще один лег­кий крейсер — «Агано» — пустила ко дну американская подлодка «Скейт». Японская база была настолько разрушена, что необ­ходимость ее штурма отпала: она и так по­теряла свое стратегическое значение.

За успех американцы заплатили повреж­дением «Интрепида», который разделил участь своего предшественника — «Лексинг­тона». Ночью 17 февраля в его корму уго­дила японская авиационная торпеда, в ре­зультате чего полностью вышел из строя ру­левой привод. Авианосец срочно убыл в Пёрл-Харбор. Из-за потери маневренности (корабль управлялся лишь гребными винта­ми) он мог стать легкой добычей для про­тивника. К счастью, встречи с неприятелем не произошло, и «Интрепид» в сопровожде­нии легкого авианосца «Кэбот» благополуч­но прибыл на Гавайи.

Следующими «прыжками лягушки» стал захват островов Эниветок, Манус, Новой Гвинеи, Сайпана, очередные удары по Труку и островам Палау. Американцы добились полного господства в воздухе. Соотношение потерь в авиации порой достигало 1:10 в их пользу. А все попытки «джапов» атаковать «эссексы» не увенчались успехом: ни один из тяжелых авианосцев США в течение вес­ны и лета 1944 года не пострадал. Особые надежды японцы возлагали на ночные авиа­налеты, но и тут потерпели фиаско: радио­локация, радиовзрыватели и беспламенный порох в гильзах зенитных патронов не ос­тавляли им шансов выйти победителями.

Завершением этапа боев «от пальмы к пальме» стал захват островов Гуам, Тиниан и Палау, открывавший путь к вторжению на Филиппины. Правда, этому событию предшествовало грандиозное морское сра­жение, известное как бой в Филиппинском море или бой у Марианских островов. Это была последняя попытка японского импера­торского флота вернуть себе стратегиче­скую инициативу.