Бой в Филиппинском море
Японский флот в течение первой половины 1944 года вел себя довольно пассивно, что позволило американцам практически полностью разрушить внешний периметр обороны Страны восходящего солнца. Но когда 15 июня начались бои за остров Сайпан, пробил час решительной морской битвы. Ведь потеря Сайпана приводила к тому, что американские бомбардировщики могли наносить удары по территории самой Японии. И новый командующий Соединенным флотом адмирал Тойода, выполняя приказ императорской ставки, направил навстречу неприятелю свое самое мощное соединение — Первый мобильный флот под командованием вице-адмирала Дзисабуро Одзава. В состав флота входили все имевшиеся у японцев авианосцы (9 единиц), 4 линкора (включая гигантские «Ямато» и «Мусаси»), 10 крейсеров (в том числе 9 тяжелых) и 26 эсминцев. Кроме того, Одзаве были обещаны 500 базовых самолетов, находившихся на Марианских островах и которым предстояло первыми нанести удар по противнику.
США к тому времени имели явное преимущество в силах. В марте в состав соединения TF-58 вошел новый корабль типа «Эссекс»—CV-12 «Хорнет»; одновременно вернулся в строй отремонтированный «Лексингтон». В начале июня на передовую базу Маджуро прибыл CV-18 «Уосп». Таким образом, в распоряжении адмирала Митшера имелось шесть тяжелых авианосцев типа «Эссекс» (отсутствовал только поврежденный торпедой «Интрепид»), ветеран тихоокеанских баталий «Энтерпрайз» и восемь легких авианосцев типа «Индепенденс». Еще в составе TF-58 находились 7 новых линкоров, 21 крейсер и 69 эсминцев. Палубных самолетов на авианосцах насчитывалось 891 единица против 430 у японцев.
Тем не менее, Одзава рассчитывал на успех. Он планировал использовать береговую авиацию, базировавшуюся на островах Гуам, Рота и Яп, что должно было, как минимум, уравнять силы в воздухе. Кроме того, он хотел извлечь выгоду из большей дальности действия своей авиации (из-за отсутствия на японских самолетах брони и самогерметизирующихся бензобаков). Некоторое преимущество Первому мобильному флоту давал и восточный пассат, позволявший сближаться с неприятелем и одновременно проводить взлетно-посадочные операции. Наконец, Одзава надеялся на свою хорошо организованную разведку, что отчасти компенсировало превосходство американцев в области радиолокационных средств.
Но всем этим планам не суждено было сбыться. 15 и 17 июня янки нанесли воздушные удары по аэродромам на островах Иводзима и Титидзима, служивших промежуточными пунктами при переброске японских самолетов на юг. Затем настал черед аэродромов на Гуаме и Роте. Особенно сильной была бомбардировка Гуама 19 июня — после нее рассчитывать на поддержку береговой авиации Одзаве уже не приходилось.
Очень эффективными оказались и действия американских подводных лодок. Уже в ходе развертывания сил ими были потоплены четыре японских эсминца, а во время сражения жертвами субмарин «Альбакор» и «Кавэлла» стали два тяжелых авианосца — новейший «Тайхо» (создававшийся, кстати, в качестве ответа на появление «Эссекса») и знаменитый «Сёкаку».
Главная фаза сражения произошла 19 июня. Начали атаку японцы, раньше обнаружившие своего противника. В течение восьми часов подряд (с 10.23 до 18.45) они четырьмя волнами пытались нанести решающий удар по кораблям соединения TF-58. В первом налете участвовало 69 самолетов (16 истребителей и 45 истребителей-бомбардировщиков «Зеро», а также 8 торпедоносцев «Джилл»). Увы, встреча с поднятыми в воздух «хэллкэтами» наглядно показала, насколько японцы отстали от своих противников. И не столько в отношении техники, сколько в уровне квалификации летчиков. Все американские пилоты, прежде чем попасть на авианосцы, в течение двух лет проходили подготовку в учебных центрах и имели более 300 часов летного времени, а большинство японских готовилось всего два — три месяца, и только у самых лучших из них был за плечами шестимесячный срок обучения. Неудивительно, что из 69 самолетов 42 были сбиты, причем почти все — в воздушном бою.
Наиболее сильным должен был стать второй удар — в нем участвовало 128 самолетов (53 бомбардировщика «Джуди», 27 торпедоносцев «Джилл» и 48 истребителей «Зеро»). И на этот раз японские самолеты, своевременно обнаруженные радарами, были перехвачены американскими истребителями. Первыми с ними вступили в бой 12 «хэллкэтов» с «Эссекса». Итог для Одзавы оказался плачевным: на его авианосцы не вернулись 42 «джуди», 23 «джилла» и 32 «зеро», а американские асы записали на свой счет около 70 воздушных побед.
Третья волна из 40 «зеро» (в том числе 25 истребителей-бомбардировщиков) и 7 «джиллов» из-за навигационных ошибок не смогла найти заданные цели. Обнаружив лишь силы прикрытия, японцы отказались от атаки и повернули назад. Однако на обратном пути их настигли истребители с «Хорнета» и «Йорктауна». Итог воздушной схватки — 7 сбитых японских самолетов.
Четвертая и последняя за день атака на американские корабли имела для японцев самые плачевные результаты. Из 82 самолетов (30 истребителей и 10 истребителей-бомбардировщиков «Зеро», 27 «вэлов», 9 «джуди» и 6 «джиллов»), стартовавших с авианосцев «Дзуньё», «Хийё», «Рюхо» и «Дзуйкаку», уцелело всего 9 машин.
Всего за 19 июня 1944 года из 373 участвовавших в бою японских самолетов 243 погибли. Ущерб же, нанесенный ими американцам, оказался минимальным. Они добились лишь одного прямого попадания бомбой в линкор «Саут Дакота», еще несколько кораблей соединения Митшера получили повреждения от близких разрывов. Из авианосцев больше всех пострадал «Банкер Хилл». Примерно в полдень два «джуди» из состава второй волны спикировали на него одновременно с разных сторон (если это не случайность, то один из немногих случаев грамотного взаимодействия японских пилотов в данном бою). Оба были сбиты, но одна из бомб взорвалась рядом с бортом, повредив самолетоподъемник и систему подачи бензина. Из экипажа корабля 3 человека погибли и 73 получили ранения. Вспыхнуло сразу несколько пожаров, но их, к счастью, сумели быстро ликвидировать.
Одновременно с «Банкер Хиллом» легкие повреждения получил «Уосп». Осколками бомбы, также сброшенной бомбардировщиком «Джуди», на нем был убит один и ранены 12 человек.
Американская палубная авиация потеряла в воздушных боях всего 17 машин, из которых, по крайней мере, одна была сбита огнем своих же зениток. Еще 13 самолетов не вернулись после бомбардировки острова Гуам. Таким образом, потери в авиации у американцев (30 машин) за первый день сражения в Филиппинском море, даже без учета самолетов, уничтоженных на аэродромах Гуама и Роты, были в восемь(!) раз меньше, чем у их противника.
На следующий день, 20 июня, пришел черед американцев наносить удары по кораблям врага. К этому моменту адмирал Одзава вовсе не считал себя побежденным. Соблюдая полное радиомолчание, он не имел никакой информации о невернувшихся самолетах, полагая, что большая их часть совершила посадку на острове Гуам, и уцелевшие пилоты докладывали о потоплении, как минимум, четырех и повреждении шести американских авианосцев. Поэтому командующий Первым мобильным флотом готовился возобновить наступательные действия. Правда, новый удар по противнику всеми оставшимися в его распоряжении силами он отложил на следующий день.
Но Митшер опередил своего оппонента. В 18.40 на японских кораблях пробили боевую тревогу: к ним приближались поднятые с шести тяжелых и пяти легких авианосцев 85 «хэллкетов», 54 «эвенджера» и 77 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» и «Хэллдайвер». 216 американским самолетам Одзава мог противопоставить лишь 75 своих, реально же путь нападающей стороне преградили всего четыре десятка «зеро». Правда, действовали они довольно эффективно, сбив 21 американскую машину — вероятно, в боях 19 июня удалось спастись самым опытным японским летчикам (Из японских истребителей 25 были сбиты и 9 тяжело повреждены).
Тем не менее, господство в воздухе оставалось на стороне американцев, а система ПВО Первого мобильного флота существенно уступала соединению Митшера. Две торпеды, сброшенные «эвенджерами» с «Лексингтона», поразили авианосец «Хийё». После пожара и серии последовавших внутренних взрывов корабль затонул. Повреждения получили линкор «Харуна», тяжелый крейсер «Майя», авианосцы «Чийода», «Дзуньё» и «Дзуйкаку». Причем последний чудом избежал гибели: попадания нескольких бомб вызвали на нем сильнейший пожар, из-за чего командир корабля отдал приказ покинуть корабль. Однако вскоре аварийным партиям удалось остановить распространение огня, и авианосец своим ходом добрался до Куре. В атаках на «Дзуйкаку» принимали участие самолеты с «Йорктауна», «Энтерпрайза» и легкого авианосца «Сан-Джасинто».
Серьезной потерей для Одзавы стала гибель танкеров-заправщиков «Гэнье-мару» и «Сэйе-мару», уничтоженных пикирующими бомбардировщиками (в том числе с авианосца «Уосп»). Японский флот ощущал острую нехватку как судов данного класса, так и непосредственно жидкого топлива.
Пожалуй, от полного разгрома Первый мобильный флот спасли три обстоятельства. Во-первых, из-за неудовлетворительно организованной разведки Митшер обнаружил противника слишком поздно, и до наступления темноты американцы смогли провести единственную атаку. Во-вторых, многие палубные торпедоносцы «Эвенджер» несли бомбы вместо торпед, что сделало их атаки менее эффективными. (Видимо, здесь сказался «комплекс Мидуэя»: тогда бомба показала себя более грозным оружием, чем авиаторпеда. Однако за прошедшее время боевые качества американских торпед и их носителей существенно улучшились.) В-третьих, американские самолеты наносили удар на пределе своего радиуса действия, у многих из них оставалось топлива лишь на обратный путь, и потому не было времени для организации совместных атак по всем правилам военного искусства.
Полное драматизма возвращение авиагруппы на корабли соединения TF-58 стало заключительным аккордом сражения в Филиппинском море. Самолеты вернулись практически с пустыми баками, но им еще предстояла нелегкая посадка на палубу в полной темноте. Чтобы облегчить эту задачу, адмирал Митшер приказал осветить авианосцы, не считаясь с угрозой нападения вражеских бомбардировщиков и подводных лодок. На кораблях оперативного соединения включили все огни и прожекторы, в воздухе то и дело вспыхивали факелы 127-мм осветительных снарядов. Однако все равно посадка заняла около двух часов — ее задержали аварии и разные ЧП. Многим самолетам не хватало горючего, и они садились (а иногда падали) на воду. Всего за эти два часа американцы потеряли 80 самолетов— в четыре раза больше, чем во время атаки флота Одзавы. К счастью, абсолютное большинство летчиков погибших машин спаслось: не удалось найти лишь 13 человек.
Впрочем, эти потери не сильно отразились на общем итоге сражения. За два дня боев американцы лишились 130 палубных самолетов, а японцы — 395. Утром 19 июня на палубах авианосцев Первого мобильного флота находилось 430 готовых к бою машин, а через два дня их осталось 35, или всего 8%. Американский историк С.Морисон в своем фундаментальном труде «История военно-морских операций во Второй мировой войне» так охарактеризовал результаты сражения: «Этот бой был самым крупным за всю войну. Участвовавшие в нем силы в три — четыре раза превосходили те, которые принимали участие в бою у атолла Мидуэй. Американская сторона одержала полную победу, и японцы были уже не в состоянии участвовать в боях подобного масштаба».