Захват Филиппин
Вскоре после боя в Филиппинском море командующего американским 5-м флотом Раймонда Спрюенса сменил адмирал Вильям Холси. По сложившейся традиции флот переименовали в 3-й, а его основной костяк— оперативное соединение TF-58 — в TF-38.
К осени 1944 года США добились колоссального перевеса в силах. Состоявшее из четырех оперативных групп быстроходное соединение адмирала Митшера в октябре включало в себя 8 тяжелых и 8 легких авианосцев, 6 линкоров, 15 крейсеров и 58 эсминцев. Оно могло поднимать в воздух более тысячи самолетов. «Наше господство на море простиралось теперь от Пёрл-Харбора, где началась война, до побережья Японии и Филиппин. Быстроходные авианосцы совершенно безнаказанно могли отправляться в любое выбранное ими на Тихом океане место», — так оценивал возможности американского флота командующий оперативной группой TF-38.3 контр-адмирал Ф.Шерман.
Основу наступательной мощи соединения Митшера составляли тяжелые авианосцы типа «Эссекс». Теперь их стало восемь: «Банкер Хилл» ушел на ремонт, но вместо него прибыли восстановленный «Интрепид» и «новички» —CV-19 «Хэнкок» и CV-13 «Франклин».
В октябре 1944 года американцы начали решительное наступление на Филиппины. Японцы яростно сопротивлялись: потеря этого архипелага для них означала нарушение всех коммуникаций с Голландской Индией (Индонезией) и, следовательно, прекращение подвоза нефти в метрополию. Это было равносильно катастрофе.
Однако серия последовавших морских боев (в заливе Лейте, в море Сибуян, у мыса Энганьо и у острова Самар) принесла Японии лишь горечь поражений. Несмотря на мобилизацию всех сил, активное использование флота и береговой авиации, остановить продвижение неприятеля японцы не смогли. В феврале 1945 года высадившиеся на Филиппинах войска генерала Д.Макартура взяли Манилу, а к концу апреля полностью очистили острова от «джапов».
В кровопролитных сражениях вокруг залива Лейте американский флот из крупных кораблей потерял три авианосца (один легкий и два эскортных). У японцев пошли ко дну три линкора («Фусо», «Ямасиро» и «Мусаси»), четыре авианосца («Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Читосэ», «Чийода») и шесть тяжелых крейсеров. Решающую роль в уничтожении большинства японских кораблей сыграла палубная авиация оперативного соединения TF-38. В частности, в потоплении суперлинкора «Мусаси» 24 октября 1944 года участвовали самолеты с тяжелых авианосцев «Эссекс», «Лексингтон», «Интрепид» и «Франклин»; они добились не менее, чем 11 (а по некоторым данным — 16, 20 и даже 21) попаданий торпедами и 15 — 20 — тяжелыми бомбами. Один из самых серьезных противников американского флота — авианосец «Дзуйкаку» — был пущен ко дну 25 октября торпедоносцами и бомбардировщиками с «Интрепида», «Лексингтона» и легкого авианосца «Лэнгли». Самолеты с этих же кораблей вместе с «Индепенденсом» и «Сан-Джасинто» в тот же день уничтожили «Дзуйхо», «Читосэ» и «Чийоду» (последний был добит американскими крейсерами).
В январе 1945 года адмирал Холси, успешно выполнив поставленные перед ним задачи, отбыл в Пёрл-Харбор, а его место вновь занял Спрюенс. Соответственно, 3-й флот снова стал 5-м, а соединение TF-38 — TF-58. Японские ВМС после поражения у Филиппин уже не представляли для американцев серьезной угрозы — тем более, к весне 5-й флот пополнился пятью новыми «эссексами»: на театр военных действий прибыли «Тикондерога», «Беннингтон», «Рэндолф», «Бон Омм Ричард» и «Шангри-Ла». Однако у кораблей появился очень опасный противник — летчики-смертники. Тактика самоубийственного тарана стала последней соломинкой, за которую пыталось ухватиться военное командование в тщетной надежде отсрочить разгром империи.