Захват Филиппин

 

Вскоре после боя в Филиппинском море командующего американским 5-м флотом Раймонда Спрюенса сменил адмирал Виль­ям Холси. По сложившейся традиции флот переименовали в 3-й, а его основной кос­тяк— оперативное соединение TF-58 — в TF-38.

К осени 1944 года США добились колос­сального перевеса в силах. Состоявшее из четырех оперативных групп быстроходное соединение адмирала Митшера в октябре включало в себя 8 тяжелых и 8 легких авиа­носцев, 6 линкоров, 15 крейсеров и 58 эс­минцев. Оно могло поднимать в воздух бо­лее тысячи самолетов. «Наше господство на море простиралось теперь от Пёрл-Харбора, где началась война, до побережья Японии и Филиппин. Быстроходные авиа­носцы совершенно безнаказанно могли от­правляться в любое выбранное ими на Ти­хом океане место», — так оценивал возмож­ности американского флота командующий оперативной группой TF-38.3 контр-адмирал Ф.Шерман.

Основу наступательной мощи соедине­ния Митшера составляли тяжелые авианос­цы типа «Эссекс». Теперь их стало восемь: «Банкер Хилл» ушел на ремонт, но вместо него прибыли восстановленный «Интрепид» и «новички» —CV-19 «Хэнкок» и CV-13 «Франклин».

В октябре 1944 года американцы начали решительное наступление на Филиппины. Японцы яростно сопротивлялись: потеря этого архипелага для них означала наруше­ние всех коммуникаций с Голландской Ин­дией (Индонезией) и, следовательно, пре­кращение подвоза нефти в метрополию. Это было равносильно катастрофе.

Однако серия последовавших морских боев (в заливе Лейте, в море Сибуян, у мыса Энганьо и у острова Самар) принесла Япо­нии лишь горечь поражений. Несмотря на мобилизацию всех сил, активное использо­вание флота и береговой авиации, остано­вить продвижение неприятеля японцы не смогли. В феврале 1945 года высадившие­ся на Филиппинах войска генерала Д.Макартура взяли Манилу, а к концу апреля полно­стью очистили острова от «джапов».

В кровопролитных сражениях вокруг за­лива Лейте американский флот из крупных кораблей потерял три авианосца (один лег­кий и два эскортных). У японцев пошли ко дну три линкора («Фусо», «Ямасиро» и «Мусаси»), четыре авианосца («Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Читосэ», «Чийода») и шесть тя­желых крейсеров. Решающую роль в унич­тожении большинства японских кораблей сыграла палубная авиация оперативного соединения TF-38. В частности, в потопле­нии суперлинкора «Мусаси» 24 октября 1944 года участвовали самолеты с тяжелых авианосцев «Эссекс», «Лексингтон», «Инт­репид» и «Франклин»; они добились не ме­нее, чем 11 (а по некоторым данным — 16, 20 и даже 21) попаданий торпедами и 15 — 20 — тяжелыми бомбами. Один из самых серьезных противников американского фло­та — авианосец «Дзуйкаку» — был пущен ко дну 25 октября торпедоносцами и бомбар­дировщиками с «Интрепида», «Лексингто­на» и легкого авианосца «Лэнгли». Самоле­ты с этих же кораблей вместе с «Индепен­денсом» и «Сан-Джасинто» в тот же день уничтожили «Дзуйхо», «Читосэ» и «Чийоду» (последний был добит американскими крей­серами).

В январе 1945 года адмирал Холси, ус­пешно выполнив поставленные перед ним задачи, отбыл в Пёрл-Харбор, а его место вновь занял Спрюенс. Соответственно, 3-й флот снова стал 5-м, а соединение TF-38 — TF-58. Японские ВМС после поражения у Филиппин уже не представляли для амери­канцев серьезной угрозы — тем более, к вес­не 5-й флот пополнился пятью новыми «эссексами»: на театр военных действий при­были «Тикондерога», «Беннингтон», «Рэндолф», «Бон Омм Ричард» и «Шангри-Ла». Однако у кораблей появился очень опасный противник — летчики-смертники. Тактика са­моубийственного тарана стала последней соломинкой, за которую пыталось ухватить­ся военное командование в тщетной надеж­де отсрочить разгром империи.