Главный враг — камикадзе

 

Слово «камикадзе» в переводе означает «божественный ветер» — под таким назва­нием остался в истории внезапно налетев­ший тайфун, утопивший в 1281 году флот хана Хубилая и тем самым спасший страну Ямато от завоевания. В 1944 году у поня­тия «камикадзе» появился новый смысл. Видя количественное и качественное отста­вание в области военной техники, японское руководство прибегло к крайней мере, при­ступив к формированию отрядов пилотов-смертников под лозунгом «один самолет — за военный корабль». Вскоре эта идея на­чала воплощаться в жизнь с невиданным размахом. Официальная пропаганда вся­чески поощряла культ самопожертвования во имя императора, связывая его с почита­емым в Японии самурайским кодексом чес­ти «Бусидо».

Тактика камикадзе начала активно при­меняться японцами осенью 1944 года во время Филиппинской кампании. Поначалу пилоты-смертники использовали обычные самолеты с подвешенной 250-кг бомбой, позже для них стали выпускать специаль­ные самолеты с вмонтированным в носовую часть фюзеляжа зарядом. Самым опасным для американцев были самолеты-снаряды «Ока» («Цветок вишни») с твердотопливным двигателем. Они сбрасывались с тяжелых бомбардировщиков на расстоянии 20 — 80 км от цели и фактически представляли со­бой самонаводящуюся противокорабельную ракету, «системой наведения» которой яв­лялся летчик-самоубийца.

Разумеется, главной целью для камикад­зе стали авианосцы, и в первую очередь — «эссексы». 16 октября 1944 года японские пилоты-смертники попытались нанести массированный удар по соединению Митшера. Возглавлял группу камикадзе контр-адмирал Ариму, вышедший в атаку на переоборудо­ванном истребителе «Зеро». Японская про­паганда возвела самурая Ариму в ранг на­ционального героя, представив его первым камикадзе и уверяя, что он повредил авиа­носец «Франклин». Однако в действитель­ности самолет контр-адмирала был сбит и рухнул в море. А на палубу «Франклина» упало оторванное крыло другого сбитого са­молета; никаких повреждений авианосцу это не причинило.

После потерь, понесенных японским фло­том 24 октября 1944 года, интенсивность атак смертников повысилась. 29 октября им уда­лось повредить авианосец «Интрепид», а на следующий день — «Франклин» (на послед­нем погибли 56 человек; корабль пришлось отправить в ремонт). 5 ноября семь или во­семь камикадзе прорвались через истреби­тельный заслон и ринулись в атаку на «Лек­сингтон». Четыре из них удалось сбить зе­нитным огнем, но один угодил в «остров» авианосца. Повреждения корабля оказались несущественными, но потери в личном со­ставе — весьма значительными: 41 убитый и 126 раненых. Одновременно другой ками­кадзе едва не поразил «Тикондерогу», но про­махнулся и упал в море.

25 ноября сразу три авианосца подверг­лись атаке смертников. Один самолет по­пал в палубу флагманского «Эссекса». Взрывом было убито 15 и ранено 44 чело­века. Кроме того, сгорел один стоявший на палубе «эвенджер». Но в целом корабль сохранил боеспособность.

Пострадали также «Хэнкок» и «Интре­пид». Особенно тяжко пришлось последне­му: в его палубу врезались два камикадзе, причем каждый из них сбросил по бомбе, взорвавшейся во внутренних помещениях. В ангаре загорелись 19 самолетов, заправ­ленных бензином и подготовленных к подъе­му на верхнюю палубу. Вскоре пожар пере­кинулся на самолеты, находившиеся на по­летной палубе. «Охваченный пламенем, с бегущими по бортам потоками горящего бензина, «Интрепид» раскачивался от взры­вов и извергал столбы черного дыма», — та­ким его увидел адмирал Шерман, держав­ший флаг на «Эссексе». Пожар удалось по­тушить только через два часа. Авианосец пришлось отправить в Пёрл-Харбор для ремонта.

В январе 1945 года соединение Митшера наносило удары по вражеским аэродромам на острове Формоза (Тайвань). К тому вре­мени японская авиация уже была абсолют­но бессильна. Достаточно красноречивым подтверждением сказанному стал воздуш­ный бой, произошедший 3 января. 12 истре­бителей с «Тикондероги» встретились с 15-ю японскими. В жаркой схватке американцы потеряли один самолет, а противник—12. Последней надеждой императорской Японии становился «божественный ветер»...

С начала 1945 года камикадзе старают­ся действовать парами, что повышает ве­роятность уничтожения корабля. Около по­лудня 21 января находившийся неподале­ку от Формозы авианосец «Тикондерога» атаковали два камикадзе. Самолеты не­ожиданно вынырнули из-за облаков и спи­кировали на цель. Первый угодил в палу­бу, а сброшенная с него бомба разорвалась в ангаре. Второй — в основание носового директора Мк-37; его бомба взорвалась на полетной палубе в двух — трех метрах от «острова». Тут же загорелись готовые к старту заправленные самолеты. Экипаж «Тикондероги» понес большие потери, но сумел справиться с пожаром. Авианосец своим ходом ушел в Пёрл-Харбор для ре­монта.

11 марта 1945 года японцы предприняли масштабную операцию по атаке передовой базы соединения TF-58 — атоллу Улити (Ка­ролинские острова), где находилось 15 авианосцев. Они — ни много ни мало — рассчитывали устроить американцам «второй Пёрл-Харбор». Удар должны были нанести смертники на новейших двухмоторных бом­бардировщиках P1Y1 «Гинга», способных преодолеть огромное расстояние до базы противника, расположенной в глубоком тылу.

Из 24 самолетов, взлетевших с острова Кюсю и вооруженных 800-кг бомбами, до цели добрались 11 — остальные за время 12-часового перелета сбились с курса или совершили вынужденные посадки из-за пе­рерасхода топлива. А осуществить таран удалось лишь одному камикадзе, спикиро­вавшему на кормовую часть палубы авиа­носца «Рэндолф».

Атака для американцев оказалась пол­ной неожиданностью: они, полагаясь на удаленность атолла от театра военных действий, не соблюдали светомаскировки и не вели воздушного наблюдения. В мо­мент взрыва большая часть экипажа «Рэндолфа» находилась в ангаре, где показы­вали кино. Но дальнейшие действия аме­риканцев были правильными: на всех ко­раблях немедленно погасили огни, и рейд погрузился во мрак. Остальные камикадзе в кромешной темноте так и не смогли най­ти цели и, израсходовав последние капли топлива, упали в море.

Повреждения «Рэндолфа» были не столь тяжелыми: сквозную пробоину в полетной палубе удалось ликвидировать в кратчай­шие сроки в «походно-полевых» условиях, без отправки корабля в США. Этот пример затем нередко приводили противники бро­нирования полетной палубы: будь на авиа­носце палубная броня, его ремонт занял бы куда больше времени...

Через три дня после атаки, 14 марта, соединение TF-58 под флагом адмирала Митшера почти в полном составе (в базе остался лишь «Рэндолф») покинуло Улити и направилось к берегам Японии. Це­лью операции являлось нанесение ударов по аэродромам на острове Кюсю, а также военным и промышленным объектам в городах Куре и Кобе. Противник бросил против американцев все боеспособные силы своей авиации, и следующая неде­ля стала, пожалуй, самой драматической страницей в истории службы кораблей типа «Эссекс».

Утром 18 марта во время воздушного на­лета японский торпедоносец «Бетти» наце­лился на авианосец «Интрепид», явно на­мереваясь совершить самоубийственный таран. Его удалось сбить, но горящие об­ломки самолета рухнули на палубу, вспых­нул подававшийся в тот момент авиабен­зин. 45 человек из экипажа погибли или были ранены. В тот же день после полудня пикирующий бомбардировщик повредил «Йорктаун»: сброшенная бомба прошила палубу и взорвалась у борта, образовав пробоину и выведя из строя 31 моряка.

Примерно в 7.10 19 марта жертвами японских летчиков стали сразу два аме­риканских авианосца. В «Уосп» попала бомба, которая, пробив две палубы, взор­валась на третьей в районе камбуза. По­жар вспыхнул сразу на пяти палубах, а главные водяные магистрали оказались перебитыми. С неимоверными усилиями огонь удалось локализовать; к 8.00 «Уосп» начал поднимать самолеты на верхнюю палубу. В этот момент авианосец получил новый удар: в его бортовой самолетоподъемник врезался камикадзе. Корабль опять вышел из строя. Потери в экипаже были очень большими — 101 убитый и 269 ра­неных.

Но еще тяжелее пришлось матросам и офицерам авианосца «Франклин», флаг­манского корабля оперативной группы TF-58.4. Две бомбы, одновременно попавшие в полетную палубу в носовой и кормовой частях, взорвались в ангаре и вызвали два очага пожара. Вскоре пламя охватило весь корабль. Начали взрываться подвешенные к самолетам бомбы и ракеты, а также сна­ряды в кранцах первых выстрелов у зенит­ных орудий. «Франклин» потерял ход, так как из-за сильного задымления машинную команду пришлось эвакуировать. Одновре­менно нарастал крен на правый борт, до­стигший 11°.

Державший флаг на «Франклине» контр-адмирал Дэвисон перешел на другой ко­рабль. Считая положение авианосца безна­дежным, он предложил его командиру оста­вить судно. Однако тот отказался. В тече­ние трех часов на «Франклине» грохотали взрывы, но он сохранял остойчивость и до­статочный запас плавучести. Когда, нако­нец, пожар стал уменьшаться, авианосец был взят на буксир крейсером «Питтсбург». Только ночью (почти через сутки!) огонь уда­лось ликвидировать, и корабль смог дать ход. Он добрался до Пёрл-Харбора, где про­шел первоначальный ремонт. Затем «Франклин» был отправлен в Нью-Йорк для окон­чательного восстановления, которое, прав­да, так и не состоялось.

Американские историки не без оснований называют спасение авианосца подвигом. Но этот подвиг достался дорогой ценой. Потери в экипаже были просто чудовищны: 724 (по другим данным, даже 832) убитых и 265 раненых.

Эти два дня боев оказались тяжелыми для обеих сторон. Несмотря на потери, аме­риканцы выполнили поставленные задачи, а последние боеспособные авиационные части Японии фактически перестали сущест­вовать. Из 193 самолетов, выделенных для контрудара по соединению TF-58, по­гиб 161. Кроме того, порядка 500 самолетов было уничтожено американцами на земле. Надежды теперь возлагались только на ка­микадзе.

В марте после ожесточенных боев аме­риканцы захватили Иводзиму — небольшой остров, имевший важное стратегическое значение. На нем немедленно оборудовали базу для бомбардировщиков, ведь Иводзима находилась всего в 660 милях от То­кио. Интенсивность авианалетов на столи­цу Японии значительно увеличилась. Сле­дующим шагом стала Окинава — последний вражеский форпост, представлявший собой отличный плацдарм для высадки непосред­ственно на Японских островах.

Если в действиях у Иводзимы соедине­ние TF-58 избежало сколь-нибудь серьез­ных потерь, то операция против Окинавы до­рого обошлась американскому флоту. И опять-таки в основном из-за ударов летчи­ков-самоубийц.

С апреля по июнь японцы осуществили десять массированных атак американских кораблей самолетами-камикадзе, присво­ив этой операции кодовое название «Кикусуй» («Хризантема»). В них участвовало 1465 самолетов, в том числе реактивные «Ока» (которые американские моряки на­зывали «Бака», что по-японски означает «Дурак»).

Результатом первого налета операции «Кикусуй» стало повреждение авианосца «Хэнкок». 7 апреля камикадзе врезался в носовую часть палубы корабля; в резуль­тате взрыва образовалась большая пробо­ина, вышли из строя самолетоподъемник и обе катапульты. Вспыхнул пожар, охва­тивший готовую к взлету эскадрилью. На корабле погибло 43 и было ранено 52 человека (по другим данным — соответствен­но 72 и 82).

В 15.07 11 апреля пострадал «Эссекс»; взрыв пилотируемого самураем-самоубий­цей самолета произошел рядом с бортом ко­рабля; повреждения получили левый ГТЗА и топливные цистерны. Вышло из строя око­ло 70 человек команды, в том числе 33 — погибли.

Пять дней спустя нападению подвергся невезучий «Интрепид». 16 апреля в 13.36 на него спикировали два камикадзе: один угодил в кормовую часть палубы, второй взорвался в воде рядом с бортом — это было уже четвертое боевое повреждение авианосца. Корабль загорелся, и его сроч­но отправили на ремонт. 97 человек его эки­пажа были убиты или ранены.

Наиболее тяжелые повреждения, сопо­ставимые с повреждениями «Франклина», оказались у «Банкер Хилла». 11 мая пример­но в 10.05 его таранили сразу два камикад­зе. Один врезался прямо в гущу находив­шихся в кормовой части палубы самолетов и вызвал сильный пожар. Отделившаяся от самолета бомба пробила несколько палуб, наружную обшивку и взорвалась у поверх­ности воды, изрешетив осколками левый борт корабля. Второй самолет пробил по­летную палубу рядом с «островом» и взор­вался внутри корпуса, вызвав пожары в галерейной палубе. Оторвавшийся от само­лета двигатель угодил в помещение флаг­манского командного пункта (на «Банкер Хилле» держал флаг командующий соеди­нением TF-58 адмирал Митшер) и стал при­чиной гибели большинства находившихся там штабных офицеров.

Положение авианосца было очень тяже­лым, но благодаря энергичным мерам его удалось спасти. Пожар на верхней палубе ликвидировали за полтора часа, хотя в анrape он бушевал в три раза дольше. Спра­виться с огнем помогла достаточно эффек­тивная система газотушения. Корабль ушел на ремонт в США. Потери в его экипаже ока­зались очень тяжелыми: 391 убитый и 264 раненых. Кроме того, на авианосце сгорели почти все самолеты.

«Банкер Хилл» стал последним авианос­цем типа «Эссекс», получившим боевые по­вреждения во Второй мировой войне. Ата­ки камикадзе причинили немало беспокой­ства американскому командованию, но из­менить ход событий не могли. С падением Окинавы неизбежное поражение Японии уже ни у кого не вызывало сомнений.