Общая оценка проекта
Корабли типа «Эссекс» принято считать лучшими тяжелыми авианосцами — участниками Второй мировой войны. Чего стоят только эпитеты, данные им американскими морскими историками и журналистами — «Тихоокеанские чемпионы», «Победители», «Хозяева Тихого океана»... Пожалуй, столь же безоговорочно титул лучших в своем классе из кораблей-современников присваивают лишь немецким подводным лодкам XXI серии.
Но вот что парадоксально: если субмарины XXI серии действительно ознаменовали собой возникновение нового поколения подлодок и по своим ТТХ явно опережали своих предшественников и зарубежных собратьев, то с «эссексами» ситуация совершенно иная. Да, американские авианосцы обладали внушительными боевыми возможностями — многочисленной авиагруппой, мощным зенитным вооружением, современными средствами наблюдения и управления огнем, неплохой защитой и высокой скоростью хода. Но были у них и недостатки. На проект корабля оказали влияние ограничения международных договоров, из-за чего конструкторам зачастую приходилось принимать вынужденные решения: они не смогли существенно усилить ПТЗ, решить проблему взрыво- и пожаро-безопасности. Имели место и откровенные промахи проектировщиков. Так, открытый нос и слабая конструкция полетной палубы существенно снижали мореходность, и корабли подчас получали серьезные штормовые повреждения. Много нареканий вызывала система вентиляции внутренних помещений. Ну, а огромная модернизационная перегрузка привела к значительному снижению остойчивости... Получается, что по ТТХ «Эссекс» не превосходил своих зарубежных «одноклассников» — скажем, японский «Тайхо» и британский «Илластриес» (последний, кстати, построен раньше, а число внедренных на нем новшеств— больше).
Так почему же тогда «эссексы» — лучшие в своем классе? Ответ прост: в своевременности их появления и массовости постройки. Проект авианосца представлял собой разумное сочетание компромиссов; давлевшее над конструкторами ограничение водоизмещения не позволяло создать «идеальный» корабль, но зато сделало его не слишком дорогим и пригодным к крупносерийной постройке. Если бы американцы не сделали ставку на «эссексы», а стали ждать завершения разработки проекта нового, гораздо более мощного авианосца «Мидуэй», то они совершили бы явную ошибку. В этом случае Япония получила бы фору, как минимум, в полтора — два года, и неизвестно, когда бы завершилась война на Тихом океане и какими дополнительными жертвами пришлось бы заплатить Америке за победу. Именно благодаря своевременности своего появления авианосцы типа «Эссекс» навсегда остались в истории как корабли, сокрушившие мощь Японского императорского флота.