Общая оценка проекта

 

Корабли типа «Эссекс» принято считать лучшими тяжелыми авианосцами — участ­никами Второй мировой войны. Чего стоят только эпитеты, данные им американскими морскими историками и журналистами — «Тихоокеанские чемпионы», «Победители», «Хозяева Тихого океана»... Пожалуй, столь же безоговорочно титул лучших в своем классе из кораблей-современников присва­ивают лишь немецким подводным лодкам XXI серии.

Но вот что парадоксально: если субма­рины XXI серии действительно ознамено­вали собой возникновение нового поколе­ния подлодок и по своим ТТХ явно опере­жали своих предшественников и зарубеж­ных собратьев, то с «эссексами» ситуация совершенно иная. Да, американские авиа­носцы обладали внушительными боевыми возможностями — многочисленной авиа­группой, мощным зенитным вооружением, современными средствами наблюдения и управления огнем, неплохой защитой и высокой скоростью хода. Но были у них и недостатки. На проект корабля оказали влияние ограничения международных до­говоров, из-за чего конструкторам зачастую приходилось принимать вынужденные ре­шения: они не смогли существенно усилить ПТЗ, решить проблему взрыво- и пожаро-безопасности. Имели место и откровенные промахи проектировщиков. Так, открытый нос и слабая конструкция полетной палу­бы существенно снижали мореходность, и корабли подчас получали серьезные штор­мовые повреждения. Много нареканий вы­зывала система вентиляции внутренних по­мещений. Ну, а огромная модернизационная перегрузка привела к значительному снижению остойчивости... Получается, что по ТТХ «Эссекс» не превосходил своих за­рубежных «одноклассников» — скажем, японский «Тайхо» и британский «Илластриес» (последний, кстати, построен рань­ше, а число внедренных на нем нов­шеств— больше).

Так почему же тогда «эссексы» — лучшие в своем классе? Ответ прост: в своевре­менности их появления и массовости по­стройки. Проект авианосца представлял собой разумное сочетание компромиссов; давлевшее над конструкторами ограничение водоизмещения не позволяло создать «иде­альный» корабль, но зато сделало его не слишком дорогим и пригодным к крупносе­рийной постройке. Если бы американцы не сделали ставку на «эссексы», а стали ждать завершения разработки проекта нового, го­раздо более мощного авианосца «Мидуэй», то они совершили бы явную ошибку. В этом случае Япония получила бы фору, как ми­нимум, в полтора — два года, и неизвест­но, когда бы завершилась война на Тихом океане и какими дополнительными жертва­ми пришлось бы заплатить Америке за по­беду. Именно благодаря своевременности своего появления авианосцы типа «Эссекс» навсегда остались в истории как корабли, сокрушившие мощь Японского императорс­кого флота.