Проектирование
Начало Второй мировой войны развязало руки кораблестроителям — давлевшее над ними ограничение размеров кораблей, диктуемое международными соглашениями, само собой отпало. Казалось бы, характеристики боевых кораблей отныне станут более гармоничными. Увы, в США это произошло не сразу. Образно выражаясь, американские конструкторы и инженеры не выдержали испытания свободой и ударились в гигантоманию. Стандартное водоизмещение проектируемого тяжелого крейсера «Аляска» составило 27 500 т, а линкора «Монтана» - 60 500 т! Сомнительной чести войти в разряд кораблей-монстров удостоился и «Мидуэй».
Эскизные проработки тяжелого авианосца, которому в будущем предстояло стать преемником «Эссекса», начались еще в 1940 году. К началу следующего года на рассмотрение Генерального совета были представлены 9 вариантов проекта, получивших обозначения CV-A, CV-B и так далее до CV-I. Стандартное водоизмещение будущего корабля колебалось от 28 000 до 45 000 т, мощность механизмов — от 150 000 до 172000 л.с., скорость от 31,5 до 33 узлов. Все варианты предусматривали бронирование полетной палубы: в первых проектах (CV-A, CV-B, CV-C и CV-F) она имела толщину 25 мм, в последующих, разработанных после знакомства с «Илластриесом», — от 37 до 87 мм. Наиболее радикальным выглядел проект CV-I: на нем вообще не было вертикальной брони, зато полетная палуба защищалась 127-мм плитами. Правда, за это пришлось заплатить резким снижением численности авиагруппы: CV-I нес всего 60 самолетов, в то время, как большинство авианосцев других проектов — 110 — 120.
После бурных споров Генеральный совет остановил свой выбор на самом большом варианте — CV-E (стандартное водоизмещение 45 000 т, нормальное — 52 600 т!); его-то и положили в основу рабочего проекта.
Следует сказать, что президент Ф.Рузвельт встретил предложение строить столь гигантские авианосцы без восторга. В начале 1942 года он обратился к Генеральному совету с предложением еще раз хорошенько взвесить, стоит ли браться за корабли, которые вступят в строй очень не скоро и будут безумно дорогими. В качестве альтернативы Рузвельт предлагал построить десяток-другой дешевых авианосцев водоизмещением по 11 000 т, считая этот путь более разумным.
Скептицизм президента разделяли и признанные авторитеты. Так, адмирал Ч.Нимиц считал 45 000-тонный корабль «неоправданно большим и неуправляемым», а концентрация на нем слишком большой авиагруппы казалось ему опасной. Примерно того же мнения придерживался и адмирал М.Митшер; по его словам, оптимальный размер авианосца — от 20 000 до 30 000 т. Правда, оба флотоводца не поддержали и идею президента, заявив, что 11 000-тонные корабли смогут решать очень ограниченный круг задач.
Разработка чертежей авианосца шла полным ходом, хотя перспективы постройки корабля-гиганта оставались неопределенными вплоть до конца 1942 года. Правда, результаты боя у атолла Мидуэй склонили большинство адмиралов и военно-морских специалистов к мнению о целесообразности иметь в составе флота тяжелые авианосцы с бронированной верхней палубой. Но президента их доводы не убедили: утверждая 12 августа 1942 года экстренную кораблестроительную программу, он вычеркнул из нее пункт о строительстве четырех 45 000-тонных авианосцев. Лишь два месяца спустя, 8 октября, Рузвельт под нажимом влиятельного адмирала Э.Кинга и Генерального совета флота согласился включить в бюджет следующего года постройку двух таких кораблей, грустно пошутив, что они будут не бронепалубными, а «золотопалубными». Официально решение о строительстве двух суперавианосцев президент подписал 29 декабря 1942 года, а третьего — 26 мая следующего года, дав категорический отказ в отношении четвертого.
Новые авианосцы по размерам и мощи настолько превосходили своих предшественников, что американцам пришлось специально для них придумывать новую классификацию (кстати, аналогично они поступили и с тяжелыми крейсерами типа «Аляска»). Напомним, что до начала Второй мировой войны все американские авианосцы имели обозначение CV и на подклассы не разделялись. С появлением эскортных (AVG, с июля 1943 года— CVE) и легких (CVL) авианосцев оставшиеся CV от «Саратоги» до «Эссекса» стали называть тяжелыми авианосцами. А проектируемым 45 000-тонным кораблям присвоили индекс CVB, в котором буква В означала «battle». Таким образом, подразумевалось, что будущий «Мидуэй» будет отличаться от остальных тяжелых авианосцев примерно так же, как обычный крейсер (cruiser) отличается от крейсера линейного (battlecruiser). Столь необычный класс «линейных авианосцев» просуществовал во флоте США до 1952 года.