Строительство

 

Постройка 45 000-тонных кораблей в 40-е годы представляла собой серьезную проблему даже для столь развитой ин­дустриальной державы, как США. Спуск гигантского корпуса на воду был сопря­жен с немалым риском, к тому же стапе­лей нужных размеров насчитывалось лишь единицы. Более безопасным выгля­дело строительство авианосцев в су­хих доках, но их также не хватало: они были зарезервированы под закладку лин­коров типа «Монтана». А ввести «линей­ные авианосцы» в строй требовалось в кратчайшие сроки — именно с таким ус­ловием президент согласился профинан­сировать проект.

21 июля 1943 года предполагавшееся строительство «монтан» было отменено: опыт войны показал, что линкоры не оправдали надежд и уступили пальму пер­венства авианосцам. Разработка черте­жей CVB к тому времени полностью за­вершилась. Головной из них (CVB-41, бу­дущий «Мидуэй») заказали крупнейшей судостроительной фирме «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани», CVB-42 — военно-морской верфи в Брук­лине («Нью-Йорк Нэйвэл Ярд») (В статье Р.Андерсона «Авианосцы типа «Мидуэй» (Warship International № 2, 1975) говорится, что за­казы на строительство первых двух кораблей были выданы соответственно 7.8.1942 и 21.1.1943. То есть «Мидуэй» якобы был заказан на 4,5 месяца раньше, чем его постройку утвердил президент, — это представляется маловероятным). Контракт на постройку третьего авианосца — CVB-43 — заключили также с фирмой «Нью­порт-Ньюс». А предполагавшуюся заклад­ку CVB-44 окончательно отменили 11 ян­варя 1943 года.

Последнюю попытку увеличить чис­ленность «линейных авианосцев» Гене­ральный совет предпринял в конце вой­ны, настояв на включении в программу 1945 года строительства еще двух од­нотипных кораблей — CVB-56 и CVB-57. Но к тому времени мощь японского фло­та уже была сломлена, и нужда в доро­гостоящих суперавианосцах отпала. 28 марта 1945 года закладку CVB-56 и CVB-57 отменили.

Головной CVB-41 строился на стапеле, два остальные — в сухих доках. Любопыт­но, что довольно долго все они остава­лись безымянными; только в сентябре 1944 года CVB-42 получил название «Корал Си», a CVB-41 в следующем месяце — «Мидуэй». Два эскортных авианосца, уже носивших эти названия, переименовали в «Анцио» и «Сент-Ло»: американцы по­считали, что в честь таких важных мор­ских битв, как бои в Коралловом море и у Мидуэя, следует назвать гораздо более крупные корабли, чем «детские флэт-топы» («baby flat-tops» — так американ­ские моряки пренебрежительно именова­ли свои эскортные авианосцы). CVB-43 строился подлитерно-цифровым обозна­чением до апреля 1945 года, пока ему не передал свое название «Корал Си» CVB-42, а последний, в свою очередь, был пе­реименован в честь умершего президен­та и стал называться «Франклин Д.Руз­вельт». По иронии судьбы, авианосцу при­шлось носить имя человека, который больше других возражал против его по­стройки.

«Мидуэй» и «Франклин Д.Рузвельт» вступили в строй через 23 месяца после закладки: учитывая огромные размеры кораблей и их насыщенность новейшей техникой, организацию работ судострои­телей следует признать великолепной. Однако принять участие в боевых дей­ствиях против Японии они все равно не успели. После окончания войны темп ра­бот на «Корал Си» резко снизился, и по­стройка последнего авианосца серии за­няла 39 месяцев.

 

Корабль

 

Завод-строитель*

Заложен

 

Спущен (всплыл в доке)

Вступил

в строй

CVB-41 «Midway»

HH

27.10.1943

20.3.1945

10.9.1945

CVB-42 «Franklin D.Roosevelt»

 Н-Й

1.12.1943

29.4.1945

27.10.1945

CVB-43 «Coral Sea»

HH

10.7.1944

2.4.1946

1.10.1947

*НН — верфь в г.Ньюпорт-Ньюс, Н-Й - верфь в Нью-Йорке.

 

Кораблестроительные элементы авианосца CVB-41 «Мидуэй»

Длина, м:

наибольшая.......................................................................295,05

по ватерлинии.....................................................................274,3

Ширина, м:

наибольшая.........................................................................41,45

по ватерлинии.....................................................................34,44

Высота корпуса, м................................................................17,5

Высота от киля до полетной палубы, м.............................25,6

Осадка, м:

средняя.....................................................................................9,8

в полном грузу......................................................................10,5

Водоизмещение, т:

порожнем...........................................................................42 215

стандартное.....................................................................47 219*

«оптимальное боевое»......................................................55 103

полное............................................................................59 901**

Размеры полетной палубы, м..................…...............281,6x34,4

Размеры ангарной палубы, м......................................210,9x28,9

Высота ангара, м.....................................................................5,35

Коэффициент общей полноты корпуса...............................0,605

Коэффициент полноты площади миделя............................0,976

Метацентрическая высота, м:

при «оптимальном боевом» водоизмещении....................2,92

при полном водоизмещении................................................3,54

*По проекту 45 000 т.

** По проекту 60 100 т.

 

Распределение весовой нагрузки авианосца «Мидуэй»

Статья нагрузки                                                                   Вес, т

Корпус (включая палубную

и противоосколочную броню).........................…...............27 340

Оборудование корпуса...........................................................3240

Броневой пояс и траверзы.....................................................3425

Машины (сухие)......................................................................5165

Вооружение.............................................................................1170

Оборудование и снаряжение...................................................815

Авиация* .................................................................................1060

Водоизмещение порожнем..................................................42 215

Боезапас...................................................................................2653

Топливо и масло в механизмах **...........................................466

Экипаж.......................................................................................384

Запасы и продовольствие......................................................1280

Масло для судовых механизмов...............................................77

Масло для самолетов...............................................................144

Стандартное водоизмещение.............................................47 219

*В понятие «водоизмещение порожнем» американцы включают вес самоле­тов и авиационного оборудования.

** В понятие «стандартное водоизмещение» входит вес топлива и масла, заправ­ленного непосредственно в машины. Вес топлива в цистернах не учитывается.