Строительство
Постройка 45 000-тонных кораблей в 40-е годы представляла собой серьезную проблему даже для столь развитой индустриальной державы, как США. Спуск гигантского корпуса на воду был сопряжен с немалым риском, к тому же стапелей нужных размеров насчитывалось лишь единицы. Более безопасным выглядело строительство авианосцев в сухих доках, но их также не хватало: они были зарезервированы под закладку линкоров типа «Монтана». А ввести «линейные авианосцы» в строй требовалось в кратчайшие сроки — именно с таким условием президент согласился профинансировать проект.
21 июля 1943 года предполагавшееся строительство «монтан» было отменено: опыт войны показал, что линкоры не оправдали надежд и уступили пальму первенства авианосцам. Разработка чертежей CVB к тому времени полностью завершилась. Головной из них (CVB-41, будущий «Мидуэй») заказали крупнейшей судостроительной фирме «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани», CVB-42 — военно-морской верфи в Бруклине («Нью-Йорк Нэйвэл Ярд») (В статье Р.Андерсона «Авианосцы типа «Мидуэй» (Warship International № 2, 1975) говорится, что заказы на строительство первых двух кораблей были выданы соответственно 7.8.1942 и 21.1.1943. То есть «Мидуэй» якобы был заказан на 4,5 месяца раньше, чем его постройку утвердил президент, — это представляется маловероятным). Контракт на постройку третьего авианосца — CVB-43 — заключили также с фирмой «Ньюпорт-Ньюс». А предполагавшуюся закладку CVB-44 окончательно отменили 11 января 1943 года.
Последнюю попытку увеличить численность «линейных авианосцев» Генеральный совет предпринял в конце войны, настояв на включении в программу 1945 года строительства еще двух однотипных кораблей — CVB-56 и CVB-57. Но к тому времени мощь японского флота уже была сломлена, и нужда в дорогостоящих суперавианосцах отпала. 28 марта 1945 года закладку CVB-56 и CVB-57 отменили.
Головной CVB-41 строился на стапеле, два остальные — в сухих доках. Любопытно, что довольно долго все они оставались безымянными; только в сентябре 1944 года CVB-42 получил название «Корал Си», a CVB-41 в следующем месяце — «Мидуэй». Два эскортных авианосца, уже носивших эти названия, переименовали в «Анцио» и «Сент-Ло»: американцы посчитали, что в честь таких важных морских битв, как бои в Коралловом море и у Мидуэя, следует назвать гораздо более крупные корабли, чем «детские флэт-топы» («baby flat-tops» — так американские моряки пренебрежительно именовали свои эскортные авианосцы). CVB-43 строился подлитерно-цифровым обозначением до апреля 1945 года, пока ему не передал свое название «Корал Си» CVB-42, а последний, в свою очередь, был переименован в честь умершего президента и стал называться «Франклин Д.Рузвельт». По иронии судьбы, авианосцу пришлось носить имя человека, который больше других возражал против его постройки.
«Мидуэй» и «Франклин Д.Рузвельт» вступили в строй через 23 месяца после закладки: учитывая огромные размеры кораблей и их насыщенность новейшей техникой, организацию работ судостроителей следует признать великолепной. Однако принять участие в боевых действиях против Японии они все равно не успели. После окончания войны темп работ на «Корал Си» резко снизился, и постройка последнего авианосца серии заняла 39 месяцев.
Корабль
|
Завод-строитель* |
Заложен
|
Спущен (всплыл в доке) |
Вступил в строй |
CVB-41 «Midway» |
HH |
27.10.1943 |
20.3.1945 |
10.9.1945 |
CVB-42 «Franklin D.Roosevelt» |
Н-Й |
1.12.1943 |
29.4.1945 |
27.10.1945 |
CVB-43 «Coral Sea» |
HH |
10.7.1944 |
2.4.1946 |
1.10.1947 |
*НН — верфь в г.Ньюпорт-Ньюс, Н-Й - верфь в Нью-Йорке.
Кораблестроительные элементы авианосца CVB-41 «Мидуэй»
Длина, м:
наибольшая.......................................................................295,05
по ватерлинии.....................................................................274,3
Ширина, м:
наибольшая.........................................................................41,45
по ватерлинии.....................................................................34,44
Высота корпуса, м................................................................17,5
Высота от киля до полетной палубы, м.............................25,6
Осадка, м:
средняя.....................................................................................9,8
в полном грузу......................................................................10,5
Водоизмещение, т:
порожнем...........................................................................42 215
стандартное.....................................................................47 219*
«оптимальное боевое»......................................................55 103
полное............................................................................59 901**
Размеры полетной палубы, м..................…...............281,6x34,4
Размеры ангарной палубы, м......................................210,9x28,9
Высота ангара, м.....................................................................5,35
Коэффициент общей полноты корпуса...............................0,605
Коэффициент полноты площади миделя............................0,976
Метацентрическая высота, м:
при «оптимальном боевом» водоизмещении....................2,92
при полном водоизмещении................................................3,54
*По проекту 45 000 т.
** По проекту 60 100 т.
Распределение весовой нагрузки авианосца «Мидуэй»
Статья нагрузки Вес, т
Корпус (включая палубную
и противоосколочную броню).........................…...............27 340
Оборудование корпуса...........................................................3240
Броневой пояс и траверзы.....................................................3425
Машины (сухие)......................................................................5165
Вооружение.............................................................................1170
Оборудование и снаряжение...................................................815
Авиация* .................................................................................1060
Водоизмещение порожнем..................................................42 215
Боезапас...................................................................................2653
Топливо и масло в механизмах **...........................................466
Экипаж.......................................................................................384
Запасы и продовольствие......................................................1280
Масло для судовых механизмов...............................................77
Масло для самолетов...............................................................144
Стандартное водоизмещение.............................................47 219
*В понятие «водоизмещение порожнем» американцы включают вес самолетов и авиационного оборудования.
** В понятие «стандартное водоизмещение» входит вес топлива и масла, заправленного непосредственно в машины. Вес топлива в цистернах не учитывается.