Новые задачи

 

К моменту окончания Второй мировой войны американский флот располагал 17-ю тяжелыми авианосцами типа «Эссекс». А до конца 1945 года он пополнился еще четырьмя кораблями — двумя «эссексами» (CV-37 «Принстон», CV-40 «Тарава») и двумя гигантами CVB-41 «Мидуэй» и CVB-42 «Франклин Д.Рузвельт». Таким об­разом, США стали бесспорными хозяева­ми океанских просторов: по ударной мощи (а ее олицетворяли именно авианосцы) тя­гаться с ними не могли даже все осталь­ные страны мира, вместе взятые. Бывшая «владычица морей» Великобритания ото­шла на второй план, а флоты всех прочих государств американские стратеги просто не принимали в расчет.

Подальше произошло нечто неожидан­ное. Стремительный прогресс в области военной авиации стал очень неприятным сюрпризом для адмиралов из Пентагона. Уже в 1946 году ни у кого не оставалось сомнений, что будущее — за реактивной авиацией. А это предъявляло к авианос­цам совершенно новые требования...

Прежде всего, о взлете самолетов пу­тем свободного разбега по палубе теперь приходилось забыть. Старт отныне мог быть только катапультным, причем мощ­ности стандартных американских гидро­пневматических катапульт семейства H-IV для решения этой задачи катастро­фически не хватало. Рост взлетного веса и габаритов самолетов требовал сущест­венного усиления полетной палубы и повышения грузоподъемности лифтов, как минимум, вдвое. А чрезмерная «прожор­ливость» реактивных двигателей, по срав­нению с поршневыми, вызывала необхо­димость увеличить запас авиационного топлива в три-четыре раза! (Последнюю задачу решить было непросто, поскольку взрывоопасные цистерны с авиатопливом традиционно располагались внутри бро­невой цитадели, где резервы свободного места напрочь отсутствовали.) Также тре­бовались полная замена аэрофинишеров, увеличение грузоподъемности элеваторов подачи авиабомб, повышение производи­тельности системы заправки самолетов топливом. Кроме того, существующие зе­нитное вооружение и радиолокационные средства для борьбы с реактивными са­молетами считались неэффективными и опять-таки нуждались в замене. Таким образом, недавние «хозяева океанов» — тяжелые авианосцы — мгновенно теряли свое боевое значение. И что характерно: и «эссексы», и призванные прийти им на смену «мидуэи» устарели одновременно, причем последние — сразу же после их вступления в строй.

В 1946 — 1947 годах в конструкторском бюро Генерального совета флота был раз­работан проект нового корабля — носите­ля реактивной авиации. Стремление удов­летворить все предъявляемые требования привело к тому, что рядом с ним вчераш­ний гигант «Мидуэй» выглядел весьма скромным судном, а «Эссекс» — чуть ли не скорлупкой! Еще бы — стандартное водоизмещение новоявленного левиафа­на, получившего громкое имя «Юнайтед Стейтс» («Соединенные Штаты»), состав­ляло 66 500 т (полное —83 250 т!), дли­на - 331,7 м, мощность - 280 000 л.с. На строительство суперавианосца было ас­сигновано 218 млн. долларов, и 18 апре­ля 1949 года состоялась его закладка на верфи «Ньюпорт-Ньюс».

Баснословно высокая стоимость ново­го корабля стала причиной настоящей баталии, развернувшейся в высших воен­ных и политических кругах США и оста­вшейся в истории как «битва на Потома­ке». Руководство ВВС выступило против финансирования проекта, считая, что стратегические бомбардировщики спо­собны более эффективно решать задачи, возложенные на палубную авиацию. В конце концов «авиационное лобби» одер­жало победу. Постройку «Юнайтед Стейтс» прекратили, а выделенные сред­ства передали авиастроительным компа­ниям. В ответ командование ВМС подня­ло небезызвестный «бунт адмиралов» — явление в американской политической истории поистине уникальное. Но этот протест против чрезмерного увлечения стратегическими бомбардировщиками тогда не достиг цели. Потребовался опыт войны в Корее, чтобы правительство вер­нулось к строительству новых авианосцев. В июле 1952 года состоялась закладка «Форрестола» — эпохального корабля, представлявшего собой еще более амби­циозный проект, чем несостоявшийся «Юнайтед Стейтс».

В сложившихся условиях сохранить ударные возможности флота можно было лишь путем модернизации (точнее, кар­динальной перестройки) тяжелых авиа­носцев. Понятно, что созданные под порш­невые самолеты «эссексы» и «мидуэи» были далеко не идеальной платформой для базирования реактивной авиации, но другого пути у американских адмиралов не было: в условиях мирного времени надеяться на былое почти неограничен­ное финансирование кораблестроитель­ных программ уже не приходилось.