Модернизация авианосцев типа «Эссекс»
В течение 1946 года в строй американского флота вошли четыре авианосца типа «Эссекс» (CV-32 «Лейте», CV-33 «Кирсардж», CV-45 «Вэлли Фордж» и CV-47 «Филиппин Си»). Достройка двух кораблей (CV-35 «Репрайзэл» и CV-46 «Иво-Дзима») была отменена, а последнего в серии — CV-34 «Орискани» — временно приостановлена. Таким образом, к концу 1946 года ВМС США насчитывали 23 «эссекса» и два «мидуэя». Но уже через год 14 кораблей типа «Эссекс» были выведены в резерв и поставлены на консервацию—морально устаревших кораблей оказалось слишком много.
Следует заметить, что в первые послевоенные годы кораблестроители и военно-морские теоретики находились в очень трудном положении. С одной стороны, над ними давлел опыт Второй мировой войны — казалось бы, он расставил точки над «i» в вопросах тактики и стратегии в войне на море. Но, с другой стороны, продолжалось стремительное развитие новых видов вооружения техники — управляемых ракет, реактивной авиации, радиолокационных средств. Требовала осмысления и роль в будущей войне ядерного оружия. Словом, предугадать облик будущих боевых кораблей в то время было крайне сложно. Причем на некоторые вопросы можно было ответить только после проведения масштабных экспериментов (например, ядерных испытаний на атолле Бикини). И весьма символично, что первый проект модернизации авианосцев типа «Эссекс» появился на свет как бы побочно, исходя из совершенно не свойственных кораблям данного класса задач...
В 1946 году бюро кораблестроения Генерального совета подготовило три проекта переоборудования боевых кораблей в опытовые для испытания крылатых ракет (или, как тогда их чаще называли, самолетов-нарядов). Проект SCB-26A предусматривал превращение в «полуавианосец» с короткой полетной палубой недостроенного тяжелого крейсера «Гавайи», проекты SCB-27 и SCB-28 — переоборудование в опытовые корабли соответственно авианосца типа «Мидуэй» и одной из подводных лодок(Аббревиатура SCB означает название нового подразделения в структуре Генерального совета флота-Ship Characteristics Board: дословно «Совет корабельных характеристик»). Предполагалось, что на SCB-27 будет отрабатываться запуск тяжелых самолетов, крылатых ракет, беспилотных самолетов. Однако командование ВМС решило, что использовать для этих целей столь большой и дорогой корабль, как «Мидуэй», будет «слишком жирно». В ответ оно предложило взять последний из недостроенных «эссексов» — «Орискани». Проект переработали, после чего присвоили ему индекс SCB-27A. 22 августа 1946 года приняли официальное решение включить переоборудование «Орискани» в финансовый план 1948 года.
Принципиальные изменения, предусмотренные проектом SCB-27A, заключались в следующем. Палуба усиливалась для того, чтобы принимать самолеты весом до 23,6 т. В носовой части монтировались две новые гидропневматические катапульты Н-8, способные разгонять летательные аппараты весом в 6,8 т до скорости 193 км/ч (фактически — предел возможностей гидропневматических катапульт). Грузоподъемность носового лифта увеличивалась до 18т, а его размеры—до 17,7x13,4 м; бортовой лифт теперь мог поднимать самолеты весом до 13,6 т. Предполагалось, что реактивные самолеты станут заправлять топливом и вооружать в ангаре, затем поднимать на палубу и запускать с помощью катапульт, а после посадки опускать бортовым лифтом. Кормовой самолетоподъемник не модернизировался и отныне служил для второстепенных целей.
Запас топлива, несмотря на острую нехватку свободного объема внутри броневой цитадели, за счет перепланировки внутренних помещений удалось увеличить почти в полтора раза — до 300 000 галлонов (1 135 500 л). Аэрофинишеры Мк-4 заменялись более мощными Мк-5 (последние, впрочем, уже устанавливались на «Беннингтоне» и ряде других кораблей типа «Эссекс»). Новые катапульты, лифты и радиоэлектронные приборы оказались более энергоемкими, поэтому мощность корабельной электростанции увеличили за счет замены 250-кВт дизель-генераторов на 850-кВт. Правда, турбогенераторы остались прежними (по 1250 кВт).
Изменилось и расположение некоторых внутренних помещений. В частности, салоны для дежурных авиаэкипажей (ready rooms) перенесли с галерейной палубы вниз, под защищенную броней ангарную палубу. А чтобы летчики по тревоге могли быстро добраться до своих самолетов, по правому борту под «островом» установили эскалатор, закрытый наклонным кожухом.
Сильно изменился силуэт «острова». Теперь авианосец получил скошенную дымовую трубу, передняя часть которой составляла единое целое с надстройкой. На этой комбинированной «надстройке-трубе» устанавливалась новая мачта с площадками для антенн РЛС.
Иным стало и артиллерийское вооружение. Башенные 127-мм орудия демонтировали: их огонь представлял опасность для находившихся на палубе самолетов. Вместо них по правому борту разместили четыре пушки в одиночных установках на спонсонах (то есть вернулись к схеме расположения зенитных пушек на довоенном «Йорктауне»!). Впрочем, ослабление старой 127-мм артиллерии уже не имело принципиального значения: главную роль в ПВО корабля играли новейшие 76-мм автоматические пушки. 14 таких спаренных артустановок вместо 40-мм четырехствольных «бофорсов» размещались на бортовых спонсонах и в оконечностях корабля. От многочисленных «эрликонов» отказались — в борьбе с реактивными самолетами они считались уже совершенно неэффективными.
Проект SCB-27A предусматривал основательную модернизацию радиолокационных средств. В частности, устанавливались новейшая РЛС дальнего обнаружения воздушных целей SPS-6 и трехкоординатная SX. Радары Мк-12/22 на крышах командно-дальномерных постов Мк-37 заменялись более совершенными Мк-25. Для управления огнем 127-мм и 76-мм орудий помимо двух упомянутых постов Мк-37 служили четыре новых директора Мк-56, оснащенных радарами Мк-35.
Все перечисленные усовершенствования, разумеется, увеличивали «верхний» вес и без того сильно перегруженного корабля — например, только переделка носового самолетоподъемника давала прибавку в 125 т. Поэтому ширину корпуса авианосца пришлось увеличить до 30,9 м за счет установки булей (шириной по 1,3 м с каждого борта). При этом броневой пояс демонтировался; вместо него обшивка булей в районе ватерлинии покрывалась 37-мм сталью марки STS. Любопытно, что були, доходившие по высоте до уровня ангарной палубы, так плавно примыкали к корпусу, что визуально были практически незаметны.
Окончательный проект SCB-27A глава Военно-морского управления утвердил 5 июня 1947 года. А 1 октября возобновились работы на недостроенном «Орискани». Причем начались они с... разборки элементов корпуса и надстроек! Дело в том, что авианосец находился в 85-процентной готовности, а для переоборудования по новому проекту его готовность не должна была превышать 60%. Достройка «Орискани» обошлась американцам в 111,7 млн. долларов. Однако командование ВМС рассчитало, что при серийной модернизации находившихся в строю или резерве «эссексов» стоимость переоборудования одного корабля снизится до 50 млн., а в случае отказа от части дополнительного оборудования, вооружения и сохранения существующей системы хранения и подачи авиатоплива — даже до 21 — 26 млн. долларов. Конечно, проект SCB-27A далеко не во всем отвечал предъявляемым к новым авианосцам требованиям, но в условиях, когда американским адмиралам наконец-то пришлось учиться считать деньги, он выглядел разумным компромиссом. Поэтому еще до ввода в строй «Орискани» было принято решение модернизировать по проекту SCS-27A еще восемь кораблей. Так последний из «эссексов» вместо опытового судна превратился в головной авианосец новой серии. И все его систершипы, переоборудованные в носителей реактивной авиации, отныне стали именоваться кораблями типа «Орискани».
Первыми модернизировали находившиеся на консервации «Эссекс» и «Уосп» — их переоборудование включили в бюджет 1949 года. Затем настала очередь «Йорктауна», «Хорнета», «Рэндолфа», «Беннингтона». Все эти корабли также стояли в резерве. Еще два авианосца —«Кирсардж» и «Лейте» — предполагалось для предстоявшей модернизации вывести из состава действующего флота. Но эта участь выпала лишь первому; второй из-за начавшейся войны в Корее срочно был отправлен на Дальний Восток, и его место занял «Лейк Чемплейн». «Орискани» вступил в строй в 1950-м, остальные переоборудованные корабли — в 1951 — 1953 годах.
Вместе с тем, очень скоро выяснилось, что мощности катапульты Н-8 явно не хватает для запуска новых тяжелых самолетов. Поэтому конструкторы предложили два следующих проекта модернизации «эссексов» - SCB-27B и SCB-27C. В первом предусматривалось использование громоздких гидропневматических катапульт Н-9, разрабатывавшихся для авианосца «Юнайтед Стейтс», а во втором — принципиально новых пороховых катапульт С-Мк-7. Последние выглядели предпочтительнее, и 1 февраля 1952 года было принято решение очередные «эссексы» модернизировать по проекту SCB-27C. Помимо катапульт, в этот проект вносились еще два важных усовершенствования: новые аэрофинишеры Мк-7 и кормовой бортовой лифт — взамен расположенного в диаметральной плоскости.
Расчетная стоимость переоборудования одного авианосца по проекту SCB-27C составляла 63 млн. долларов. Сумму сочли приемлемой, и немедленно последовал заказ на модернизацию шести кораблей — война в Корее показала, что «пророчества» сторонников стратегических бомбардировщиков о невостребованности авианосцев не оправдались.
Первым на модернизацию был поставлен «Хэнкок», за ним последовали «Интрепид», «Тикондерога», «Лексингтон», «Бон Омм Ричард» и «Шангри-Ла». Установленный на кораблях правый бортовой лифт имел размеры 17,08x13,4 м и грузоподъемность 25,8 т (левый остался прежним: 18,3x10,4 м и 20,9 т); это несмотря на демонтированный центральный кормовой самолетоподъемник дало прибавку в 630 т веса. Пришлось увеличивать объем булей — теперь ширина корпуса в районе ватерлинии достигла 31,4 м. Максимальная скорость хода снизилась до 30,6 узла — на 0,3 узла меньше, чем у SCB-27A и на 2,4 узла меньше, чем у первоначального проекта. Сократилась и дальность плавания: отныне авианосец мог пройти 20-узловым ходом 8740 миль, в то время как в конце войны — примерно 11 500 миль. Правда, последнее произошло не только из-за перегрузки, но и за счет некоторого сокращения запаса мазута в пользу дополнительных цистерн с авиационным топливом.
Вместо экспериментальной катапульты C-Mk-7 на «Хэнкок» установили также пороховую C-Mk-Ю, способную разгонять самолет весом в 18 т до скорости 232 км/ч. Катапульта имела отражатели пороховых газов и систему охлаждения палубы. Определенную проблему вызывало размещение катапультных пороховых зарядов: отсутствие места внутри броневой цитадели вынуждало хранить 90 т пороха без броневого прикрытия. Но в конце концов около половины этого взрывоопасного груза все же удалось укрыть за броней; незащищенными остались 45 т пороха в погребах и еще 5 т — наверху, в кранцах быстрого старта.
Однако испытания катапульты показали ее крайне низкую эффективность. В результате на втором и третьем кораблях проекта SCB-27C («Интрепиде» и «Тикондероге») решили установить гидропневматическую Н-8-1, представлявшую собой несколько удлиненный вариант старой Н-8. Впрочем, разброд и шатания в области палубных катапульт продолжались недолго. Справиться с проблемой американцам помогли их союзники — англичане.
Работы по модернизации «эссексов» были в самом разгаре, когда появилась информация о двух важных изобретениях, сделанных в Великобритании и в дальнейшем оказавших большое влияние на развитие класса авианосцев. Первое — это паровая катапульта, испытанная на английском авианосце «Персеус» и показавшая отличные результаты во время запуска реактивных самолетов. Второе — угловая палуба, опробованная на авианосце «Трайэмф» и существенно повысившая безопасность посадки. Американцы сразу же оценили оба новшества. 28 апреля 1952 года они принимают решение об установке на «Хэнкоке» паровой катапульты, созданной по образцу британской, а через месяц проводят испытания сухопутного макета угловой полетной палубы, имитирующей авианосец «Мидуэй». Удовлетворенное их результатами командование ВМС отдает распоряжение немедленно оснастить угловой палубой авианосец «Энтиетам», а также переработать проект SCB-27C, предусмотрев установку угловой палубы и паровых катапульт. Одновременно конструкторам поручили спроектировать для авианосцев закрытый «всепогодный» нос — по образцу утвержденных чертежей «Форрестола».
По первоначальному варианту SCB-27C модернизировали три корабля: «Хэнкок», «Интрепид» и «Тикондерогу». Остальные три — «Лексингтон», «Бон Омм Ричард» и «Шангри-Ла» — получили угловые палубы и «ураганные» носы («hurricane bow»), что фактически превратило их в корабли нового типа.
Угловая палуба авианосцев имела длину 158,5 м и служила для посадки самолетов. Она располагалась под углом 10,5° к диаметральной плоскости. Лишний вес несколько компенсировали облегчением зенитного вооружения — число спаренных 76-мм автоматических пушек уменьшили вдвое. Но все равно перегрузка авианосцев оказалась огромной: полное водоизмещение перевалило за 43 000 т, а скорость уменьшилась до 29,1 узла. В случае попадания двух торпед в один борт ожидаемый крен достигал величины 21°, в то время как у проекта SCB-27A — 19°.
Тем не менее, моряки оценили нововведения положительно: существенно улучшилась мореходность кораблей, повысилась безопасность посадки самолетов. Поэтому первые три корабля проекта SCB-27C, едва успев войти в строй, снова отправились на верфи, где их переоборудовали по образцу второй тройки. На всех авианосцах этого типа установили по две паровые катапульты С-11, принятые на вооружение флота в 1954 году.
Затем настал черед первых кораблей типа «Орискани» — проекта SCB-27A. Их тоже решили довести до стандарта последних авианосцев, для чего был разработан проект очередной модернизации — SCB-125. Фактически они отличались от SCB-27C лишь тем, что вместо новых катапульт сохранили старые Н-8, а число спаренных 76-мм артустановок было сокращено до четырех. В середине 50-х годов по проекту SCB-125 переоборудовали семь авианосцев: «Эссекс», «Йорктаун», «Хорнет», «Рэндолф», «Уосп», «Беннингтон» и «Кирсардж». Еще один корабль— «Орискани» — модернизировали по варианту SCB-125A, предусматривавшему замену катапульт Н-8 на С-11. То есть он практически в точности повторял проект SCB-27C, отличаясь лишь некоторыми конструктивными особенностями. Так, продолжавшееся в течение последних лет утяжеление антенн РЛС и установка различного оборудования потребовали дальнейшего увеличения объема булей, и ширина «Орискани» составила 32,5 м. Из артиллерийского вооружения на «Орискани» осталось всего четыре 127-мм орудия с длиной ствола в 38 калибров.
Таким образом, к концу 50-х годов из 24 имевшихся у США «эссексов» 14 пережили «второе рождение» и полностью изменили свой облик, получив «ураганные» носы и угловые палубы. Половину из них оснастили мощными паровыми катапультами.
Один корабль — «Лейк Чемплейн» — сохранился в варианте SCB-27A: с обычной палубой, открытым носом, но перестроенным «островом» и модернизированным авиационно-техническим оборудованием. Еще один авианосец — «Энтиетам»— официально числился учебным кораблем. Он был оборудован угловой полетной палубой, но в остальном сохранился в первоначальном виде, какой он имел на момент ввода в строй. Наконец, восемь кораблей — «Франклин», «Банкер Хилл», «Боксер», «Лейте», «Принстон», «Тарава», «Вэлли Фордж» и «Филиппин Си» — остались немодернизированными, большинство из них находилось в резерве.
1 октября 1952 года в США ввели новую классификацию авианосцев. Все корабли типа «Эссекс», типа «Мидуэй» и только что заложенный «Форрестол» теперь стали именоваться ударными авианосцами и получили индекс CVA («А» означает Attack — атакующий). Правда, вскоре часть «эссексов» официально перевели в противолодочные авианосцы CVS: опыт базирования двух эскадрилий самолетов S-2F на «Вэлли Фордж» в 1952 году показал, что тяжелый авианосец может быть очень грозным средством борьбы с подводными лодками. Сначала (с 1953 года) в CVS переклассифицировали немодернизированные «эссексы», а в 1956 — 1960 годах — все, имевшие гидропневматические катапульты. Ударными авианосцами до конца своей карьеры оставались лишь корабли проекта SCB-27C (кроме «Интрепида») и «Орискани».
Впрочем, деление модернизированных «эссексов» на ударные и противолодочные выглядело достаточно условным и зависело лишь от состава авиагруппы. Так, во время войны во Вьетнаме противолодочный CVS-11 «Интрепид» действовал исключительно как ударный, имея на борту реактивные штурмовики «Скайхок» и истребители «Крусейдер».
В июне 1975 года американцы отказались от разделения авианосцев на подклассы; все оставшиеся в строю корабли были переименованы в многоцелевые и вновь получили обозначение CV (атомные — CVN). Исключение сделали лишь для «Лексингтона»: он официально числился учебным авианосцем и имел обозначение CVT-16.
Прогресс в области вертолетостроения, а также повышение роли амфибийных сил в составе ВМС привели к тому, что три бывших тяжелых авианосца претерпели еще одну метаморфозу. Успешный опыт переоборудования эскортного авианосца «Тетис Бэй» в десантный вертолетоносец натолкнул на мысль об аналогичной модернизации более крупных кораблей, из которых самыми подходящими оказались находившиеся в резерве «эссексы». В марте 1957 года Отдел корабельных характеристик (SCB) представил такой проект. Предполагалось, что за счет демонтажа двух турбозубчатых агрегатов (№ 1 и № 4), освобождения двух котельных отделений, сокращения объема ангара и облегчения зенитного вооружения на корабле типа «Эссекс» удастся разместить 3000 десантников — в полтора раза больше, чем на проектируемых вертолетоносцах типа «Иводзима». На усиленной полетной палубе размещались 18 взлетно-посадочных площадок для десантных вертолетов; общее число винтокрылых машин достигало 30 — 40 единиц (в зависимости от типа). Катапульты и аэрофинишеры снимались. В ангаре частично надстраивались две дополнительные палубы с кубриками и помещениями для боевой техники; вес принимаемого на борт груза составлял 1300 — 1500 т. Расчетная стоимость переоборудования одного авианосца оценивалась в 25 млн. долларов.
Намечалось перестроить таким образом четыре корабля — «Боксер», «Принстон», «Вэлли Фордж» и «Лейк Чемплейн», однако в целях экономии средств модернизировали лишь первые три, причем по упрощенному варианту. Так, энергетическая установка осталась четырехвальной, хотя четыре из восьми паровых котлов были демонтированы (скорость полного хода уменьшилась до 25 узлов). Число принимаемых на борт солдат и офицеров сократили до 1650 человек. Вступившие в строй в новом качестве в 1959— 1961 годах «Боксер», «Принстон» и «Вэлли Фордж» получили обозначения LPH-4, LPH-5 и LPH-8 соответственно.
В целом американцы оценивали переоборудованные корабли положительно: они могли быстро — в две волны — высадить с воздуха усиленный батальон морской пехоты со штатным вооружением, что резко повышало эффективность десантных операций. Вместе с тем, бывшие авианосцы были чрезмерно дороги в эксплуатации и из-за износа механизмов требовали частых ремонтов. Кроме того, размещение десантников оказалось очень неудобным — солдат приходилось «распихивать» по 27 кубрикам, рассчитанным на размещение от 4 до 157 человек в каждом. Поэтому в дальнейшем американцы сосредоточили усилия на создании десантных вертолетоносцев специальной постройки и от дальнейшего переоборудования «эссексов» отказались.
Больше капитальных модернизаций кораблей типа «Орискани»/«Эссекс» не проводилось. На авианосцах, остававшихся в строю в 60-е и 70-е годы, в основном заменялись радиоэлектронные средства да облегчалось зенитное вооружение, хотя перегрузка кораблей продолжала расти. Так, в 1976 году стандартное водоизмещение «Орискани» достигло 33 250 т, полное - 44 000 т, а осадка в полном грузу — 9,55 м. И это несмотря на то, что из зенитного вооружения на нем остались лишь две 127-мм пушки.
Последнюю попытку в очередной раз реконструировать ударные авианосцы первого поколения предприняли в 1981 году. Администрация президента Рейгана предложила вывести из резерва и капитально переоборудовать «Орискани», «Бон Омм Ричард» и «Шангри-Ла», мотивируя это необходимостью усиления присутствия в Аравийском море в связи с войной в Афганистане. Однако Конгресс США отверг эту инициативу: стоимость модернизации представлялась очень высокой, а размеры полетной палубы кораблей уже не отвечали новым требованиям. Базирование на них даже самых легких из современных истребителей —F-18 — было бы сопряжено с немалым риском.
Тактико-технические характеристики авианосцев типа «Эссекс» после модернизации |
|||
Проект модернизации |
SCB-27A |
SCB-27C* |
SCB-125 |
Номера модернизированных кораблей |
CVA-9,10,12,15, |
CVA-1 1,14,16, |
CVA-9,10,12,15,18,20, |
|
18,20,33,34,39 |
19,31,38 |
33,34 (SCB-125A) |
Водоизмещение порожнем/полное, т |
28 204/40 600 |
30 580/43 060 |
30 800/41 200 |
Длина наибольшая/по ВЛ, м |
273,75/250 |
272,6/250 |
273,75/251,3 |
Ширина наибольшая/ по ВЛ, м |
46,3/30,9 |
50,85/31,4 |
59,7/30,9 |
Осадка в полном грузу, м |
9,05 |
9,25 |
9,2 |
Длина угловой палубы, м |
— |
158,5 |
158,5 |
Запас авиационного топлива, т |
825,7 |
2262 |
|
Скорость полного хода, узлов |
30 |
29,1 |
30,3 |
Экипаж, офицеров/матросов** |
104/2791 |
167/2418 |
|
* Данные для кораблей с угловой палубой. Вступившие в строй с обычной палубой CVA-11, CVA-14 и CVA-19 имели водоизмещение порожнем 29 601 т, полное 41 944 т, осадку 9,02 м и запас авиатоплива 2360 т (данные для CVA-19, 1955 г.). ** Вез учета штата авиагруппы. Последняя на кораблях проекта SCB-27C включала в себя 171 офицера и 769 нижних чинов, на авианосце «Орискани» в 1976 году — 135 офицеров и 1050 нижних чинов.