Модернизация авианосцев типа «Мидуэй»
К разработке проекта модернизации кораблей типа «Мидуэй» американцы приступили в мае 1949 года — сразу же после отмены строительства суперавианосца «Юнайтед Стейтс». Предполагалось усилить конструкцию палубы под тяжелые бомбардировщики (взлетным весом до 36 т), заменить катапульты и самолетоподъемники, увеличить запас авиационного реактивного топлива до 500 тыс. галлонов (1,89 млн. л), удлинить полетную палубу на 12 м и сделать нос закрытым. По расчетам все это давало прибавку водоизмещения в 3170 т. Предполагаемая СТОИМОСТЬ модернизации каждого корабля составляла 45 млн. долларов.
Конгресс отнесся к планам командования ВМС резко отрицательно: платить такие деньги за переделку только что построенных авианосцев показалось неразумным. Проект был временно заморожен.
Снова к идее модернизации «мидуэев» вернулись во время войны в Корее. В апреле 1952 года было принято решение включить финансирование работ на двух кораблях в бюджет 1954 года.
Детальный проект переоборудования под обозначением SCB-110 Отдел корабельных характеристик подготовил на основе проекта SCB-27C. Он подразумевал еще более глубокую модернизацию, чем планировалось ранее. Максимальный взлетный вес самолетов ограничили величиной 31,8 т, зато предусмотрели угловую палубу и бортовой лифт в кормовой части. В качестве катапульт сначала рассматривались пороховые С-Мк-7, но фактически установили паровые С-11, причем в процессе работ к двум носовым добавили третью, расположенную на участке угловой палубы (По некоторым данным, третья катапульта на «Мидуэе» так и не была установлена). Размеры и грузоподъемность всех трех лифтов стали одинаковыми — 17,08x13,4 м и 33,6 т. Запас авиационного топлива довели до 600 000 галлонов (2,271 млн. л) керосина и 335 600 галлонов (1,27 млн. л) бензина. Последнее было сделано частично за счет запаса корабельного топлива, что привело к уменьшению дальности плавания 20-узловым ходом до 11 200 миль. Правда, в случае необходимости в котлах можно было сжигать авиационный керосин (такой вариант предусматривался) — тогда дальность плавания увеличивалась на 1300 миль.
Броневой пояс демонтировался — вместо него применялась легкая 37-мм броня поверх булей, как на «Орискани». Сами були имели ширину 1,25 м с каждого борта и выполняли сразу две задачи: повышали остойчивость и усиливали ПТЗ. В качестве компенсации за потерю бортовой брони вокруг погребов боезапаса и бензиновых танков применялось коробчатое противоосколочное бронирование.
Реконструированный «Мидуэй» вступил в строй 1 октября 1957 года, «Франклин Д.Рузвельт» — на полтора года раньше, 6 апреля 1956-го. Модернизация каждого корабля обошлась в 40 — 48 млн. долларов (без учета электроники, которая оплачивалась отдельно). Работы на «Корал Си» начались позже — их включили в бюджет 1957 года. Последний авианосец перестраивался по усовершенствованному проекту SCB-110A. Его главное отличие от предшественников заключалось в том, что носовой самолетоподъемник тоже стал бортовым. Кроме того, с корабля сняли все 76-мм пушки, а число 127-мм орудий уменьшили до шести. «Корал Си» вошел в состав флота 25 января 1960 года.
В начале 60-х годов на вооружение флота США поступили боевые самолеты нового поколения — в частности, тяжелый истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом». Размеры «Мидуэя», в отличие от «Эссекса», в принципе, позволяли разместить их на борту, но для этого требовалась очередная кардинальная модернизация. Ее проект под обозначением SCB-101.66 включал в себя замену трех катапульт С-11 на две гораздо более мощные С-13, дополнительное усиление и расширение полетной палубы, полную замену аэрофинишеров и самолетоподъемников. Последние становились исключительно бортовыми (как на «Корал Си»); грузоподъемность каждого из них увеличивалась до 50 т, а размеры — до 19,2x15,85 м. Запас авиационного топлива (керосина марки JP-5) достигал огромной величины — почти 1,2 млн. галлонов (4,5 млн. л). Практически полностью заменялась электроника, устанавливалась новейшая система отображения тактической обстановки и управления NTDS (Naval Tactical Data System).
В целом проект SCB-101.66 превращал «Мидуэй» во вполне современный ударный авианосец, но... благоприятную картину портила баснословная цена. Переоборудование «Мидуэя» на верфи в Пьюджет Саунд продолжалось четыре года (с февраля 1966-го по январь 1970 года) и вместо предусмотренных бюджетом 84,3 млн. долларов реально обошлось в 202 млн.! Это заставило отказаться от аналогичной перестройки «Рузвельта» и «Корал Си», ограничившись более скромным перечнем усовершенствований. Так, на «Франклине Д.Рузвельте» носовой самолетоподъемник заменили на более мощный бортовой, заменили радиоэлектронику, демонтировали катапульту на угловой части палубы, но носовые катапульты сохранили прежними. Не столь существенно увеличился и запас авиационного топлива. Все это позволило уложиться в сумму 46 млн. долларов. Еще меньше стоили работы на «Корал Си», поскольку его носовой лифт стал бортовым еще в ходе первой модернизации в 50-е годы.
«Франклин Д.Рузвельт» был списан в 1977 году, но два оставшихся в строю авианосца пережили еще несколько модернизаций. Наиболее крупной из них подвергся «Мидуэй» в 1986 году. К тому времени из-за огромной перегрузки резко ухудшились остойчивость и мореходность корабля. Чтобы исправить положение, к корпусу приварили новые були длиной 183 м; ширина «Мидуэя» по ватерлинии увеличилась до 44,2 м. Появилось современное зенитное вооружение: два ракетных комплекса «Си Спэрроу» и две шестиствольные 20-мм автоматические артустановки «Вулкан-Фаланкс». Попутно увеличили площадь скуловых килей и заменили почти 5ООО т стальных конструкций, обновили радиолокационное оборудование. Стандартное водоизмещение корабля достигло 56 900 т, полное — 70 500 т, а осадка — 11,9 м. Численность экипажа вместе с авиационным персоналом составила 5290 человек.
«Корал Си» прошел два крупных переоборудования: в 1979-м и 1983 — 1984 годах. В ходе последнего (стоимостью в 189,5 млн. долларов) на нем почти полностью заменили полетную палубу. Зенитного ракетного оружия авианосец не получил, зато три 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс» появились на нем еще в 1980 году.
Тактико-технические характеристики авианосцев типа «Мидуэй» после модернизации |
|||
Проект модернизации |
SCB-110 |
SCB-110A |
SCB-101.66 |
Номера модернизированных кораблей |
CVA-41,42 |
CVA-43 |
CVA-41 |
Водоизмещение порожнем/ полное, т |
44 950/63 500 |
45 100/62 600 |
47 895/64 714 |
Длина наибольшая/по ВЛ, м |
297,85/274,3 |
298/274,3 |
297,8/275,8 |
Ширина наибольшая/по ВЛ, м |
64/36,9 |
70,4/36,9 |
78,8/36,9 |
Осадка в полном грузу, м |
10,52 |
10,59 |
10,77 |
Длина угловой палубы, м |
161,8 |
202,2 |
198,4 |
Запас авиационного топлива, т |
1017 |
3500 |
3500 |
Скорость полного хода, узлов |
29,5 |
|
29,7 |
Экипаж (включая штат авиагруппы), офицеров/матросов |
412/3648 |
317/4058* |
360/4326 |
* По состоянию на 1978 г.