Модернизация авианосцев типа «Мидуэй»

 

К разработке проекта модернизации кораблей типа «Мидуэй» американцы при­ступили в мае 1949 года — сразу же пос­ле отмены строительства суперавианос­ца «Юнайтед Стейтс». Предполагалось усилить конструкцию палубы под тяжелые бомбардировщики (взлетным весом до 36 т), заменить катапульты и самолетоподъемники, увеличить запас авиационного реактивного топлива до 500 тыс. галло­нов (1,89 млн. л), удлинить полетную па­лубу на 12 м и сделать нос закрытым. По расчетам все это давало прибавку водо­измещения в 3170 т. Предполагаемая СТО­ИМОСТЬ модернизации каждого корабля составляла 45 млн. долларов.

Конгресс отнесся к планам командо­вания ВМС резко отрицательно: платить такие деньги за переделку только что по­строенных авианосцев показалось нера­зумным. Проект был временно заморо­жен.

Снова к идее модернизации «мидуэев» вернулись во время войны в Корее. В ап­реле 1952 года было принято решение включить финансирование работ на двух кораблях в бюджет 1954 года.

Детальный проект переоборудования под обозначением SCB-110 Отдел кора­бельных характеристик подготовил на ос­нове проекта SCB-27C. Он подразумевал еще более глубокую модернизацию, чем планировалось ранее. Максимальный взлетный вес самолетов ограничили ве­личиной 31,8 т, зато предусмотрели угло­вую палубу и бортовой лифт в кормовой части. В качестве катапульт сначала рас­сматривались пороховые С-Мк-7, но фактически установили паровые С-11, причем в процессе работ к двум носовым добавили третью, расположенную на участ­ке угловой палубы (По некоторым данным, третья катапульта на «Ми­дуэе» так и не была установлена). Размеры и грузо­подъемность всех трех лифтов стали оди­наковыми — 17,08x13,4 м и 33,6 т. Запас авиационного топлива довели до 600 000 галлонов (2,271 млн. л) керосина и 335 600 галлонов (1,27 млн. л) бензина. По­следнее было сделано частично за счет запаса корабельного топлива, что приве­ло к уменьшению дальности плавания 20-узловым ходом до 11 200 миль. Правда, в случае необходимости в котлах можно было сжигать авиационный керосин (та­кой вариант предусматривался) — тогда дальность плавания увеличивалась на 1300 миль.

Броневой пояс демонтировался — вме­сто него применялась легкая 37-мм бро­ня поверх булей, как на «Орискани». Сами були имели ширину 1,25 м с каждого борта и выполняли сразу две задачи: повышали остойчивость и усиливали ПТЗ. В качестве компенсации за потерю бортовой брони вокруг погребов боезапаса и бензиновых танков применялось коробчатое противоосколочное бронирование.

Реконструированный «Мидуэй» вступил в строй 1 октября 1957 года, «Франклин Д.Рузвельт» — на полтора года раньше, 6 апреля 1956-го. Модернизация каждого корабля обошлась в 40 — 48 млн. долла­ров (без учета электроники, которая опла­чивалась отдельно). Работы на «Корал Си» начались позже — их включили в бюджет 1957 года. Последний авианосец пере­страивался по усовершенствованному проекту SCB-110A. Его главное отличие от предшественников заключалось в том, что носовой самолетоподъемник тоже стал бортовым. Кроме того, с корабля сняли все 76-мм пушки, а число 127-мм орудий уменьшили до шести. «Корал Си» вошел в состав флота 25 января 1960 года.

В начале 60-х годов на вооружение флота США поступили боевые самолеты нового поколения — в частности, тяжелый истребитель-бомбардировщик F-4 «Фан­том». Размеры «Мидуэя», в отличие от «Эссекса», в принципе, позволяли разме­стить их на борту, но для этого требова­лась очередная кардинальная модерниза­ция. Ее проект под обозначением SCB-101.66 включал в себя замену трех ката­пульт С-11 на две гораздо более мощные С-13, дополнительное усиление и расши­рение полетной палубы, полную замену аэрофинишеров и самолетоподъемников. Последние становились исключительно бортовыми (как на «Корал Си»); грузоподъ­емность каждого из них увеличивалась до 50 т, а размеры — до 19,2x15,85 м. Запас авиационного топлива (керосина марки JP-5) достигал огромной величины — поч­ти 1,2 млн. галлонов (4,5 млн. л). Прак­тически полностью заменялась электро­ника, устанавливалась новейшая система отображения тактической обстановки и управления NTDS (Naval Tactical Data System).

В целом проект SCB-101.66 превращал «Мидуэй» во вполне современный удар­ный авианосец, но... благоприятную кар­тину портила баснословная цена. Пере­оборудование «Мидуэя» на верфи в Пьюджет Саунд продолжалось четыре года (с февраля 1966-го по январь 1970 года) и вместо предусмотренных бюджетом 84,3 млн. долларов реально обошлось в 202 млн.! Это заставило отказаться от анало­гичной перестройки «Рузвельта» и «Корал Си», ограничившись более скромным пе­речнем усовершенствований. Так, на «Франклине Д.Рузвельте» носовой самолетоподъемник заменили на более мощ­ный бортовой, заменили радиоэлектрони­ку, демонтировали катапульту на угловой части палубы, но носовые катапульты со­хранили прежними. Не столь существен­но увеличился и запас авиационного топ­лива. Все это позволило уложиться в сум­му 46 млн. долларов. Еще меньше стоили работы на «Корал Си», поскольку его но­совой лифт стал бортовым еще в ходе первой модернизации в 50-е годы.

«Франклин Д.Рузвельт» был списан в 1977 году, но два оставшихся в строю авианосца пережили еще несколько мо­дернизаций. Наиболее крупной из них подвергся «Мидуэй» в 1986 году. К тому времени из-за огромной перегрузки рез­ко ухудшились остойчивость и мореход­ность корабля. Чтобы исправить положе­ние, к корпусу приварили новые були дли­ной 183 м; ширина «Мидуэя» по ватерли­нии увеличилась до 44,2 м. Появилось современное зенитное вооружение: два ракетных комплекса «Си Спэрроу» и две шестиствольные 20-мм автоматические артустановки «Вулкан-Фаланкс». Попутно увеличили площадь скуловых килей и за­менили почти 5ООО т стальных конструк­ций, обновили радиолокационное обору­дование. Стандартное водоизмещение корабля достигло 56 900 т, полное — 70 500 т, а осадка — 11,9 м. Численность экипажа вместе с авиационным персона­лом составила 5290 человек.

«Корал Си» прошел два крупных пере­оборудования: в 1979-м и 1983 — 1984 го­дах. В ходе последнего (стоимостью в 189,5 млн. долларов) на нем почти пол­ностью заменили полетную палубу. Зенит­ного ракетного оружия авианосец не по­лучил, зато три 20-мм артустановки «Вул­кан-Фаланкс» появились на нем еще в 1980 году.

 

Тактико-технические характеристики авианосцев типа «Мидуэй» после модернизации

Проект модернизации

SCB-110

SCB-110A

SCB-101.66

Номера модернизированных кораблей

CVA-41,42

CVA-43

CVA-41

Водоизмещение порожнем/ полное, т

44 950/63 500

45 100/62 600

47 895/64 714

Длина наибольшая/по ВЛ, м

297,85/274,3

298/274,3

297,8/275,8

Ширина наибольшая/по ВЛ, м

64/36,9

70,4/36,9

78,8/36,9

Осадка в полном грузу, м

10,52

10,59

10,77

Длина угловой палубы, м

161,8

202,2

198,4

Запас авиационного топлива, т

1017

3500

3500

Скорость полного хода, узлов

29,5

 

29,7

Экипаж (включая штат авиагруппы), офицеров/матросов

412/3648

317/4058*

360/4326

* По состоянию на 1978 г.