Палубные самолеты и авиационно-техническое оборудование
Во второй половине 1945 года на вооружение морской авиации США поступили новые самолеты, разработанные еще во время войны — одномоторный истребитель F8F «Биркэт», двухмоторный F7F «Тайгеркэт» и очень удачный штурмовик AD «Скайрейдер». Именно эти самолеты вместе с прославленными «корсарами» и «хэллдайверами» составили основу авиационного вооружения всех американских авианосцев в первые послевоенные годы. Однако прогресс в области летательных аппаратов развивался столь стремительно, что многие из создававшихся машин устаревали почти мгновенно.
Череда экспериментов, проведенных в то переломное время, продемонстрировала новые, еще недавно казавшиеся фантастическими возможности палубной авиации. 21 июля 1946 года лейтенант-коммандер Джеймс Дэвидсон впервые в истории американского флота посадил на палубу авианосца «Франклин Д.Руэвельт» реактивный самолет — опытный XFD-1 «Фантом». 7 марта 1949 года тяжелый двухмоторный бомбардировщик P-2V-3 «Нептун» с грузом в 4,5 т, имитирующим бомбы, стартовал с находившегося у побережья Вирджинии авианосца «Корал Си», пересек континент и без посадки вернулся назад на восточное побережье, приземлившись на авиабазе в штате Мэриленд. Семь месяцев спустя, 5 октября, другой «Нептун» взлетел с палубы «Мидуэя» вблизи Норфолка, достиг зоны Панамского канала, затем вернулся назад и приземлился на авиабазе в Сан-Диего в Калифорнии, совершив беспосадочный 4800-мильный перелет продолжительностью 25 часов 40 минут. 7 февраля 1950 года «Нептун» с «Рузвельта» побил ЭТОТ рекорд, продержавшись в воздухе 25 часов 59 минут и преодолев за это время 5060 миль. А 21 апреля того же года на авианосце «Корал Си» произошло сразу два примечательных события: во-первых, в этот день с палубы стартовал P-2V-3C «Нептун» с рекордным взлетным весом в 33,9 т, а во-вторых, в воздух впервые поднялся новый двухмоторный бомбардировщик AJ-1 «Сэвидж». Последний вскоре приняли на вооружение флота в качестве носителя атомного оружия, и таким образом авианосцы нарушили монополию летающих «сверхкрепостей» считаться единственной стратегической ударной силой в предстоящей глобальной войне. Во время боевых действий в Корее основными типами базировавшихся на «эссексах» самолетов были реактивные F9F-2 «Пантер», F2H-2 «Бенши» и поршневые F4U-4 «Корсар» и AD-2/AD-4 «Скайрейдер». С середины 50-х годов на ударных авианосцах винтовые машины были почти полностью вытеснены реактивными. В 1952-м на авианосцах типа «Мидуэй» базировалось 84 самолета: 42 истребителя F9F «Пантер» и 42 штурмовика AD-3 «Скайрейдер».
Необходимо отметить, что переход на реактивную палубную авиацию происходил очень болезненно. Сильно возросшая посадочная скорость самолетов нарушила сложившуюся организацию посадки на палубу: пилот просто не успевал реагировать на сигналы находившегося на борту офицера. В результате количество несчастных случаев на авианосцах в конце 40-х годов достигало 1,5% к числу посадок. Американские летчики мрачно шутили, называя себя «новыми камикадзе».
Проблема аварийности в значительной степени была решена благодаря применению угловой палубы, которая позволяла самолету уйти на второй круг, если первая попытка посадки по каким-либо причинам не удавалась. Кроме того, она уменьшала вредное влияние на самолет дыма и завихрений воздуха от «острова», а также повышала оперативность взлетно-посадочных операций.
Главная трудность при посадке на угловую палубу заключалась в различных векторах движения корабля и самолета: палуба как бы убегала из-под шасси. Здесь выйти из положения помогла оптическая система посадки, изобретенная англичанами в 1954 году (Интересно отметить, что, несмотря на глубокий кризис, охвативший авианосные силы бывшей «владычицы морей» в послевоенные годы, все важнейшие изобретения, определившие развитие авианосцев, — такие, как угловая палуба, паровая катапульта, оптическая система посадки, — были сделаны в Англии). Она состояла из вогнутого прямоугольного зеркала, по сторонам которого располагался ряд горизонтальных зеленых и красных огней. Зеркало подсвечивалось находившимся в кормовой части прожектором — так, чтобы луч света фокусировался в одной точке и шел по направлению заданной глиссады планирования. Задача летчика при посадке на палубу сводилась к необходимости удержать отраженный луч зеркала на одном уровне с горизонтальными цветными огнями. Впервые такую систему американцы испытали 22 августа 1955 года на авианосце «Беннингтон», а затем распространили на все корабли этого класса.
Дальнейшим этапом в совершенствовании взлетно-посадочных операций стало создание автоматической системы AWCLS (All Weather Carrier Landing System — система всепогодной посадки на авианосец) — радиоэлектронного комплекса, следящего за приближающимся самолетом и передающего кодированные сигналы на его автопилот. Фактически она позволяла осуществлять посадку без участия летчика — функции последнего сводились лишь к контролю за процессом. AWCLS была испытана 12 августа 1957 года на авианосце «Энтиетам», когда истребитель F3D «Скайнайт» впервые в истории совершил посадку на палубу в автоматическом режиме. В дальнейшем AWCLS дорабатывалась в течение 10 лет, после чего стала неотъемлемой частью всех ударных авианосцев.
Еще одним важным элементом современных «плавучих аэродромов» стала телевизионная система контроля PLAT (Pilot Landing Aid Television). Она состояла из нескольких телекамер, направленных на разные точки палубы и ведущих постоянную запись происходящего. Информация с камер поступала в боевой информационный центр корабля, что помогало командиру быстро принимать решения в критической ситуации. Кроме того, система служила своего рода «черным ящиком» и была незаменима при разборе различных летных происшествий. Впервые PLAT была опробована 14 декабря 1961 года на авианосце «Корал Си».
Катапульта С-11, устанавливавшаяся на всех ударных авианосцах первого поколения, представляла собой модификацию английской BXS-1. Ее дебют состоялся 1 июня 1954 года: в этот день при помощи С-11 с авианосца «Хэнкок» стартовал двухмоторный самолет S2F-1. Затем в течение месяца было сделано 254 запуска самолетов разных типов — и винтовых, и реактивных, после чего катапульту рекомендовали для широкого применения.
Конструктивно паровая BXS-1 представляла собой механизм, основой которого являлись два цилиндра диаметром 457 мм и длиной по 61,9 м. Внутри цилиндров находились поршни, соединенные с челноком; при подаче пара из расположенного ниже коллектора (парового котла) они разгоняли челнок. К челноку крепились захваты самолетного шасси. В конце каждого цилиндра имелось гидравлическое тормозное устройство, гасившее динамические нагрузки. Катапульта С-11 могла разгонять самолет весом 10,7 т до скорости 256 км/ч, самолет весом 25 т — до 200 км/ч.
«Мидуэй» в ходе модернизации был оснащен более мощной катапультой С-13, способной запускать самолет весом в 35 т со скоростью 260 км/ч. Модифицированные образцы катапульты С-13 впоследствии устанавливались на всех ударных авианосцах, включая атомные «Энтерпрайз» и «Нимиц».
Начиная с проекта SCB-27C на американских авианосцах применялся новый тип аварийных барьеров — «баррикада».
Раньше аварийный барьер представлял собой поперечный трос, захватывавший садившийся самолет за стойки шасси - в случае, если его гак не зацеплялся за трос аэрофинишера. Но с ростом массы самолетов такая система становилась неэффективной. «Баррикада» — это нейлоновая сеть (наподобие волейбольной сетки), захватывающая фюзеляж и крылья самолета; в сочетании с тросом, накидываемым на стойки шасси, она обеспечивала надежное торможение.
Во второй половине 50-х годов на вооружение американских авианосцев стал поступать удачный реактивный штурмовик А-4 «Скайхок» разных модификаций, а в начале 60-х появились самолеты нового поколения — штурмовики А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар-II», сверхзвуковые истребители F-8 «Крусейдер» и F-4 «Фантом-II». Правда, последние из-за своих габаритов и веса не могли использоваться на «эссексах» и размещались лишь на «мидуэях» и суперавианосцах послевоенной постройки.
Во время войны во Вьетнаме на ударных авианосцах типа «Орискани» и противолодочном «Интрепиде» в основном базировались «скайхоки» (А-4В, А-4С, А-4Е и A-4F) и «крусейдеры» (F-8A, F-8B, F-8C, F-8E и F-8J); впоследствии на борту CVA-34 появились штурмовики А-7В «Корсар-Н». На «Мидуэе» и «Корал Си» находились «фантомы» (F-4B и F-4N), «корсары» (А-7А, А-7В и А-7Е) и «интрудеры» (А-6А и А-6В). В 80-е годы основной ударной силой этих авианосцев стали истребители-бомбардировщики F-18.
Главным оружием противолодочных авианосцев в 50-е и 60-е годы были двухмоторные поршневые самолеты «Треккер» (S-2D и S-2E).
Авиационный боекомплект в процессе эксплуатации кораблей неоднократно менялся; о его составе можно судить по приведенной таблице. В начале 50-х годов на «мидуэях» был оборудован погреб для хранения атомных бомб и установлен специальный элеватор, способный за час совершить 24 подачи на верхнюю палубу груза весом по 7,25 т, с учетом 10 с на его загрузку и столько же — на разгрузку.
Летне-технические характеристики палубных самолетов |
|||||||
Тип самолета |
Длина х |
Вес пустого/ |
Двига- |
Скорость |
Потолок, |
Дальность |
Вооружение |
|
размах |
макс, взлет- |
тели |
макс., км/ч |
м |
макс., км |
|
|
крыла, м |
ный, т |
|
|
|
|
|
Douglas AD-6 «Skyraider» |
11,96x12,25 |
4,6/9,33 |
1хПД* |
590 |
8000 |
2120 |
4х20-мм пушки |
|
|
|
|
|
|
|
+2000 кг бомб |
North American AJ-2 «Savage» |
19,51x21,64 |
12,7/25 |
2хПД+ |
805 |
12000 |
4830 |
2х20-мм пушки |
|
|
|
1хТРД |
|
|
|
+2000 кг бомб |
Me Donnell F2H-3 «Banshee» |
14,5x13,7 |
4,5/8,6 |
2хТРД |
950 |
15000 |
1880 |
4х20-мм пушки |
Grummun F9F-5 «Panther» |
12,8x11,6 |
3,93/7,71 |
1хТРД |
1000 |
15000 |
2180 |
4х20-мм пушки |
Chance-Vought F-8E «Crusader» |
16,6x10,8 |
7,5/15,4 |
1хТРД |
1770 |
17600 |
1900 |
4х20-мм пушки |
Me Donnell-Douglas A-4M |
12,3x8,38 |
4,9/11,1 |
1хТРД |
1078 |
12880 |
1250 |
2х20-мм пушки |
«Skyhawk» |
|
|
|
|
|
|
+41 52 кг бомб |
Vought A-7E «Corsair» II |
14,1x11,8 |
8,6/19,98 |
1хТРД |
1115 |
13100 |
1670 |
1х20-мм пушка |
|
|
|
|
|
|
|
(шестиствольная) |
|
|
|
|
|
|
|
+ 5500 кг бомб |
Me Donnell F/A-18 «Hornet» |
17,07x12,31 |
11,16/23,5 |
2хТРД |
1900 |
15250 |
2100 |
1х20-мм пушка |
|
|
|
|
|
|
|
(шестиствольная) |
*Число х тип: ПД — поршневой, ТРД — турбореактивный.
Авиационный боезапас авианосцев в разные годы службы |
|||||||
Бомбы *, ракеты и торпеды |
«Мидуэй», 1945 г. |
«Мидуэй», сентябрь 1953 г. |
«Интрепид», 1954 г. |
«Хэнкок», февраль 1954 г. |
«Интрепид», февраль 1966 г. |
«Хэнкок», февраль 1967 г. |
«Корал Си», май 1967 г. |
100-фн |
828 |
____ |
200 |
750 |
____ |
____ |
__ |
250-фн |
— |
1239 |
750 |
700 |
1054 |
1236 |
104 |
500-фн |
470 |
413 |
380 |
160 |
133 |
798 |
590 |
1000-фн |
630 |
372 |
183 |
200 |
18 |
123 |
47 |
160О-фн |
180 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2000-фн |
— |
182 |
23 |
60 |
— |
4 |
7 |
325/350-фн ГБ |
720 |
— |
100 |
48 |
— |
— |
10 |
100-фн 3 |
720 |
700 |
— |
300 |
— |
— |
— |
220/250-фн О |
— |
— |
165 |
750 |
— |
— |
— |
Напалм |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
350 |
Торпеды |
96 |
8 |
18 |
8 |
— |
— |
— |
НУРС |
6060 |
15350 |
1352 |
1000 |
676 |
4400 |
7944 |
УР «Спэрроу» |
— |
— |
— |
— |
— |
330 |
— |
УР «Буллпап» |
— |
— |
— |
— |
— |
100 |
— |
УР «Шрайк» |
— |
— |
— |
— |
— |
36 |
— |
Прочие бомбы |
— |
— |
— |
— |
28 |
20 |
— |
*Вес бомбы обозначается в фунтах (1 фунт — 453,59 г); буква 3 означает зажигательная, О — осколочная, ГБ — глубинная.
Состав авиагрупп некоторых авианосцев |
||||||||
CV-21 «Боксер», сентябрь 1950 г. |
CV-9 «Эссекс», июль 1951 г. |
CVA-39 «Лейк Чемплейн», июль 1953 г. |
||||||
Эскадрилья |
Тип |
Обозначение |
Эскадрилья |
Тип |
Обозначение |
Эскадрилья |
Тип |
Обозначение |
|
самолетов |
на хвосте |
|
самолетов |
на хвосте |
|
самолетов |
на хвосте |
VF-23, VF-24, |
F4U-4 |
И |
VF-51 |
F9F-2 |
S |
VF-22, |
F2H-2 |
F |
VF-63, VF-64 |
|
|
VF-172 |
F2H-2 |
R |
VF-62 |
|
|
VA-65 |
AD-2 |
М |
VF-53 VF-54 |
F4U-4/B AD-2/4 |
S s |
VF-44 VF-111 |
F4U-4 F9F-5 |
F V |
VC-3 Del A VC-11 DetA VC-33 DetA |
F4U-5N AD-3W AD-4N |
NP ND SS |
VC-3 Del В VC-11 DetB VC-35 Del В |
F4U-5NL AD-4W AD-4NL |
NP ND NR |
VA-45 VC-4 Del 44 VC-12 Del 44 VC-33 Del 44 |
AD-4B F2H-2B/F3D-2 AD-4W AD-4N |
F NA NE SS |
VC-61 Del A |
F4U-4P |
РР |
VC-61 Del В |
F9F-2P |
PP |
VC-62 Del 44 |
F2H-2P |
PL |
HU-1 Del A |
H03S-1 |
UP |
HU-1 Del В |
H03S-1 |
UP |
HU-2 Det |
H03S-1 |
UR |
CVA-34 «Орискани», январь 1964 г. |
CVS-11 «Интрепид», январь 1969 г. |
CVA-41 «Мидуэй», январь 1973 г. |
CVA-41 «Мидуэй», январь 1991 г. |
||||
На всех самолетах — обозначение да хвосте АН) |
(Обозначение на хвосте АК). |
(Обозначение на хвосте NT). |
(Обозначение на хвосте NF). |
||||
Эскадрилья |
Тип самолетов |
Эскадрилья |
Тип самолетов |
Эскадрилья |
Тип самолетов |
Эскадрилья |
Тип самолетов |
VF-161 |
F-3B |
VA-36, VA-66 |
A-4C |
VF-151, VF-161 |
F-4B |
VFA-151.VFA-192, |
|
VF-162 VA-163, VA-164 VA-165 VAH-4 Del G VFP-63 Del G VAW-11 DetG |
F-8A A-4B A-1H/J А-ЗВ RF-8A E-1B |
VA-106 VF-111Det 11 VFP-63 Del 11 VAW-121Detll |
A-4E F-8C RF-8G E-1B |
VA-56, VA-93 VA-115 VAQ-130Det2 VFP-63 Del 3 VAW-11 5 |
A-7B A-6A и KA-6D ЕКА-ЗВ RF-8G Е-2В |
VFA-195 VA-115.VA-185 VAW-115 VAQ-136 |
F/A-18A А-6Е и KA-6D Е-2С ЕА-6В |
HU-1 Dl Un.G |
UH-2A |
VAQ-33Detll |
EA-1F |
HC-1 Del 2 |
SH-3G |
HS-12 |
SH-3H |
VQ-1 Del |
ЕА-ЗВ |
HC-2Detll |
UH-2A/B |
HC-7DetllO |
НН-ЗА |
VRC-50 Det |
С-2А |