Ударные авианосцы первого поколения : Общая оценка

 

Авианосцы типа «Мидуэй» - самые большие из заложенных в годы Второй мировой войны американских военных кораблей — удостоились крайне неоднозначных (зачастую - прямо про­тивоположных) оценок. Попробуем разобрать­ся в этом вопросе.

Надо признать: оснований критиковать про­ект «линейного авианосца» хоть отбавляй. Дело в том, что увеличение численности ба­зировавшейся на корабле авиагруппы не дало никакого преимущества. Хотя ширина полет­ной палубы «Мидуэя» теоретически позволя­ла одновременно (крылом к крылу) взлетать и садиться двум истребителям, это никогда не практиковалось, так как было очень небе­зопасно. В результате взлет всех имевшихся на корабле самолетов (136 машин) при 30-секундных интервалах занимал более часа. То же самое происходило с посадкой. Самолеты бес­смысленно тратили горючее, ожидая сбора всей авиагруппы и очереди на посадку. По­этому использование всех самолетов одновре­менно выглядело нецелесообразным. Из это­го следует, что численность авиагруппы на «Мидуэе» была менее рациональной, чем на «Эссексе».

Таким образом, если не принимать в расчет некоторого усиления зенитного вооружения и системы ПТЗ, единственным принципиальным достоинством «Мидуэя» (кстати, тоже отнюдь не бесспорным), по сравнению с предшествен­никами, стало наличие броневой полетной па­лубы. Но за это пришлось дорого заплатить: водоизмещение выросло чуть ли не вдвое, что помимо возросшей цены корабля привело к резкому снижению его тактической мобильно­сти из-за невозможности прохода Панамским каналом.

Но самое главное заключалось даже не в этом. Мы уже говорили в предыдущем выпус­ке «Морской коллекции», что «Эссекс» по праву считается лучшим авианосцем Второй мировой войны благодаря своевременности своего появления. А вот «Мидуэй», вступив в строй через 2,5 года, оказался кораблем аб­солютно несвоевременным: он появился слишком поздно, чтобы принять участие в войне, и слишком рано, чтобы в его конст­рукции могли быть учтены грядущие револю­ционные изменения в области авиации. Авиа­носец мгновенно устарел, став если и не худ­шим представителем своего класса, то навер­няка самым бесполезным.

Но вот что парадоксально: со временем оценка «Мидуэя» существенно изменилась. Его размеры, казавшиеся современникам «чрезмерными», пришлись очень кстати при превращении корабля в носитель реактивных самолетов. Эффективность «эссексов» в этом качестве была куда ниже — собственно гово­ря, их модернизация стала вынужденной ме­рой, так как США не могли себе позволить строить новые авианосцы в том количестве, в каком хотелось бы адмиралам из Пентаго­на. К началу 60-х годов возможности усовер­шенствования кораблей типа «Эссекс»/«Орискани» оказались полностью исчерпан­ными. F-8 «Крусейдер» и А-4 «Скайхок» были последними ударными самолетами, которые могли базироваться на их палубах, в то вре­мя как «мидуэи» впоследствии получили более мощные А-6 «Интрудер» и F-18 «Хорнет». В итоге корабли типа «Мидуэй», несмотря на высокую стоимость перестройки и все воз­растающую перегрузку, находились в боевом строю примерно на два десятилетия дольше, чем их предшественники.

«Эссексы» и «мидуэи» как ударные авианос­цы первого поколения явно померкли после вступления в строй в 1955 году головного пос­левоенного суперавианосца CVA-59 «Форрестол». Американцы из неудачи с «Мидуэем» сде­лали правильные выводы, Новый корабль про­ектировался с запасом «на вырост» палубных самолетов и заранее предусматривал возмож­ность модернизации его оборудования. Возрос­шая стоимость авианосца, полное водоизме­щение которого перевалило за 76 000 т, оказа­лась оправданной, поскольку один корабль по боевым возможностям был сопоставим с це­лым флотом периода Второй мировой войны. «Форрестол» и его систершипы прослужили более 40 лет и устарели физически, но не мо­рально — случай для мирового кораблестрое­ния XX века весьма редкий. Достаточно сказать, что все последующие американские авианос­цы - вплоть до атомных типа «Нимиц» (их стро­ительство продолжается и по сей день) — по су­ществу представляют собой модификации «Форрестола», не так уж сильно отличаясь от него размерами и конструкцией.

Таким образом, сбылась давняя мечта американских адмиралов об «идеальном» авианос­це. Но она осталась бы неосуществимой, не будь «Эссекса» и «Мидуэя», ознаменовавших собой два важных этапа в эволюции самых мощных боевых кораблей современности.