Ударные авианосцы первого поколения : Общая оценка
Авианосцы типа «Мидуэй» - самые большие из заложенных в годы Второй мировой войны американских военных кораблей — удостоились крайне неоднозначных (зачастую - прямо противоположных) оценок. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Надо признать: оснований критиковать проект «линейного авианосца» хоть отбавляй. Дело в том, что увеличение численности базировавшейся на корабле авиагруппы не дало никакого преимущества. Хотя ширина полетной палубы «Мидуэя» теоретически позволяла одновременно (крылом к крылу) взлетать и садиться двум истребителям, это никогда не практиковалось, так как было очень небезопасно. В результате взлет всех имевшихся на корабле самолетов (136 машин) при 30-секундных интервалах занимал более часа. То же самое происходило с посадкой. Самолеты бессмысленно тратили горючее, ожидая сбора всей авиагруппы и очереди на посадку. Поэтому использование всех самолетов одновременно выглядело нецелесообразным. Из этого следует, что численность авиагруппы на «Мидуэе» была менее рациональной, чем на «Эссексе».
Таким образом, если не принимать в расчет некоторого усиления зенитного вооружения и системы ПТЗ, единственным принципиальным достоинством «Мидуэя» (кстати, тоже отнюдь не бесспорным), по сравнению с предшественниками, стало наличие броневой полетной палубы. Но за это пришлось дорого заплатить: водоизмещение выросло чуть ли не вдвое, что помимо возросшей цены корабля привело к резкому снижению его тактической мобильности из-за невозможности прохода Панамским каналом.
Но самое главное заключалось даже не в этом. Мы уже говорили в предыдущем выпуске «Морской коллекции», что «Эссекс» по праву считается лучшим авианосцем Второй мировой войны благодаря своевременности своего появления. А вот «Мидуэй», вступив в строй через 2,5 года, оказался кораблем абсолютно несвоевременным: он появился слишком поздно, чтобы принять участие в войне, и слишком рано, чтобы в его конструкции могли быть учтены грядущие революционные изменения в области авиации. Авианосец мгновенно устарел, став если и не худшим представителем своего класса, то наверняка самым бесполезным.
Но вот что парадоксально: со временем оценка «Мидуэя» существенно изменилась. Его размеры, казавшиеся современникам «чрезмерными», пришлись очень кстати при превращении корабля в носитель реактивных самолетов. Эффективность «эссексов» в этом качестве была куда ниже — собственно говоря, их модернизация стала вынужденной мерой, так как США не могли себе позволить строить новые авианосцы в том количестве, в каком хотелось бы адмиралам из Пентагона. К началу 60-х годов возможности усовершенствования кораблей типа «Эссекс»/«Орискани» оказались полностью исчерпанными. F-8 «Крусейдер» и А-4 «Скайхок» были последними ударными самолетами, которые могли базироваться на их палубах, в то время как «мидуэи» впоследствии получили более мощные А-6 «Интрудер» и F-18 «Хорнет». В итоге корабли типа «Мидуэй», несмотря на высокую стоимость перестройки и все возрастающую перегрузку, находились в боевом строю примерно на два десятилетия дольше, чем их предшественники.
«Эссексы» и «мидуэи» как ударные авианосцы первого поколения явно померкли после вступления в строй в 1955 году головного послевоенного суперавианосца CVA-59 «Форрестол». Американцы из неудачи с «Мидуэем» сделали правильные выводы, Новый корабль проектировался с запасом «на вырост» палубных самолетов и заранее предусматривал возможность модернизации его оборудования. Возросшая стоимость авианосца, полное водоизмещение которого перевалило за 76 000 т, оказалась оправданной, поскольку один корабль по боевым возможностям был сопоставим с целым флотом периода Второй мировой войны. «Форрестол» и его систершипы прослужили более 40 лет и устарели физически, но не морально — случай для мирового кораблестроения XX века весьма редкий. Достаточно сказать, что все последующие американские авианосцы - вплоть до атомных типа «Нимиц» (их строительство продолжается и по сей день) — по существу представляют собой модификации «Форрестола», не так уж сильно отличаясь от него размерами и конструкцией.
Таким образом, сбылась давняя мечта американских адмиралов об «идеальном» авианосце. Но она осталась бы неосуществимой, не будь «Эссекса» и «Мидуэя», ознаменовавших собой два важных этапа в эволюции самых мощных боевых кораблей современности.