«Интернациональный» проект
Подводные лодки в рамках советских кораблестроительных программ 30-х годов занимали самое привилегированное положение. В утвержденных начальником Военно-морских сил (по нынешней терминологии — главкомом ВМФ) В.М.Орловым «Основных соображениях по развитию ВМС РККА на вторую пятилетку (1933 — 1937 гг.)» говорилось, что «основа программы строительства ВМС — развитие флота (в первую очередь и главным образом — подводного) и тяжелой авиации, обладающих мощными маневренными свойствами... Основой программы строительства подводного флота должны остаться подводные лодки среднего тоннажа». Согласно постановлению Совета Труда и Обороны от 11 июля 1933 года за вторую пятилетку предполагалось построить 369 подводных лодок — то есть Советский Союз должен был стать обладателем самого большого подводного флота в мире.
Вместе с тем, требовалось не только увеличение числа субмарин, но и повышение их боевых качеств. Последняя задача стала особенно актуальной после неудачи с лодками IV и VI серий — испытания выявили их многочисленные недостатки. Не вполне удовлетворял наших моряков и проект средней подводной лодки типа «Щ» (III и V серии), созданной специально для несения позиционной службы на Балтике. Командование ВМС с санкции высшего партийного руководства решило использовать иностранный опыт и прибегнуть к помощи ведущих зарубежных фирм. Разумеется, в первую очередь взоры советских специалистов были обращены к Германии— важнейшему внешнеторговому партнеру СССР и лидеру в области подводного кораблестроения в годы Первой мировой войны.
Как известно, по Версальскому договору 1919 года Германии запрещалось иметь подводные лодки и строить их на своих верфях по заказу других стран. Чтобы не растерять накопленный опыт и сохранить квалифицированные кадры, немцы пошли на хитрость. Они создали дочернюю фирму в нейтральной Голландии, известную как «Ingenierskantoorvoor Scheepsbouw», или сокращенно IvS (Подробнее об этой фирме рассказывалось в «Морской коллекции» № 5 за 1998 г. — А.С.Фарафонов «Подводные пираты кригсмарине»). Расположенное в Гааге конструкторское бюро продолжало совершенствовать проекты лучших субмарин кайзеровского флота, созданные в конце Первой
мировой войны. Первыми заказчиками IvS стали Турция и Финляндия, а в 1927 году состоялось подписание контракта с Испанией на проектирование большой подводной лодки на основе немецкого перспективного проекта 51 а, разработанного в 1918 году, но так и не реализованного из-за окончания войны.
Испанская подлодка, получившая обозначение Е-1, была заложена на верфи «Эчиварриета и Ларринга» в городе Кадисе по доставленной из Гааги конструкторской документации в 1930 году. Однако в апреле следующего года в Испании произошла буржуазно-демократическая революция. Новому правительству было не до подводных лодок: глубокий кризис в стране требовал решения куда более неотложных экономических и политических задач. Стало ясно, что верфи придется искать на строившуюся субмарину нового покупателя. Приглашение ознакомиться с кораблем получили и советские специалисты.
В ноябре 1932 года в Испанию выехали начальник отдела кораблестроения ВМС А. К. Сивков, председатель Научно-технического комитета Управления ВМС (НТКМ) П.Ю.Орас и его помощник В.Н.Перегудов. Лодка Е-1 произвела на них хорошее впечатление. Она при надводном водоизмещении в 755 т (подводном — 960 т) имела длину 72,42 м, ширину 6,19 м и осадку 4,11 м. Скорость хода в надводном положении при форсированной работе дизелей фирмы MAN (2800 л.с.) достигала 19,7 узла, в подводном — 9,4 узла. Наименьшая скорость под водой («режим подкрадывания») — 1,5 - 1,7 узла. Глубина погружения составляла 100 м, автономность — 30 суток. Вооружение включало в себя четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата калибром 533 мм с общим запасом в 12 торпед, а также одно 100-мм орудие и один 20-мм зенитный автомат. Помимо вполне современных тактико-технических элементов, субмарина Е-1 привлекла внимание советских кораблестроителей оригинальной конструкцией ряда механизмов и систем. Поэтому они высказались за покупку чертежей испанской подлодки для последующего строительства аналогичных кораблей на отечественных заводах.
В мае 1933 года для детального изучения проекта лодки Е-1 за границу командировали группу ведущих специалистов в области подводного плавания — А.И.Зельтинга, В.Н.Перегудова, С.Г.Туркова, В.И.Говорухина, В.Ф.Критского, З.А.Дерибина, А.А.Толчинского и А.Г.Соколова. Сначала советская делегация посетила фирму «Дешимаг» в Бремене (фактически являвшуюся владельцем голландской IvS), а затем выехала в Картахену, где состоялись испытания достроенной Е-1. Несмотря на две аварии, произошедшие в процессе испытаний - пожар в носовой аккумуляторной яме и выход из строя электропривода горизонтальных рулей, - в целом конструкция подлодки заслужила положительную оценку. Поэтому вскоре после возвращения делегации в Москву и доклада о результатах командировки правительству был заключен договор между «Союзверфью» и фирмой «Дешимаг» В нем предусматривалось, что немецкая сторона откорректирует проект лодки Е-1 с учетом высказанных замечаний и предоставит СССР полный комплект чертежей. Кроме того, «Дешимаг» брал на себя обязательство оказать содействие в размещении на германских предприятиях заказов на аккумуляторы, электро- и радиоприборы, эхолоты, гирокомпасы и другое дефицитное оборудование, в котором остро нуждалось советское кораблестроение.
Основные замечания к тактико-техническим элементам лодки, высказанные советскими специалистами, касались состава артиллерийского вооружения, скорости и дальности плавания, автономности. В частности, от проектировщиков потребовали повысить мощность дизелей и электродвигателей, увеличить запас топлива и масла. Все это, разумеется, Приводило К росту водоизмещения и изменению ряда кораблестроительных элементов. Фактически речь шла уже не о проекте Е-1, а о его новом варианте, которому присвоили условное обозначение Е-2.
Технический проект подводной лодки типа Ё-2 был получен из Германии в конце 1933 года, а в январе 1934-го его утвердили руководство Наркомата тяжелой промышленности и командование ВМС. Одновременно ленинградскому ЦКБС-2 поручили приступить к изготовлению рабочей документации (последнее означало приведение немецких чертежей в соответствие с нашей технологической базой). Для этого в рамках ЦКБС-2 было создано специальное подразделение, в которое вошли конструкторы С.Г.Турков,
В.Н.Перегудов, В.Ф.Критский, З.А.Дерибин, А.Г.Соколов, П.С.Савинов и Д.В.Судравский. Общее руководство от ЦКБС-2 осуществлял Б.М.Малинин, со стороны Главморпрома— П.Г.Гойнкис. Кроме того, в работе принимали участие четыре представителя фирмы «Дешимаг», визировавшие все чертежи и контролировавшие их соответствие немецкому проекту.
По своим характеристикам «новые средние» существенно отличались от лодок типа «Щ». При сохранении прежнего числа торпедных аппаратов и одинаковой подводной скорости они превосходили своих предшественников по надводной скорости на 7 — 8 узлов, а по дальности плавания экономическим ходом — в два с лишним раза (9860 миль против 4500). Усилилось и артиллерийское вооружение: одно 45-мм орудие заменили на 100-мм. Однако все эти преимущества могли быть реализованы лишь при условии, что лодка будет действовать главным образом в надводном положении. Забегая вперед, заметим, что для закрытых морских театров выполнение такого условия оказалось практически невозможным.
Решение о постройке новых субмарин было подписано наркомами К.Е.Ворошиловым и Г.К.Орджоникидзе 4 августа 1934 года. Тогда же проекту Е-2 присвоили наименование «IX серия». В декабре, еще до завершения разработки рабочей документации, на Балтийском заводе заложили две первые лодки IX серии. Сначала они получили обозначения Н-1 и Н-2 («Н» — от слова «немецкая»), в октябре 1937 года их переименовали в С-1 и С-2 («С» - средняя). В обиходе моряки называли их «зеками», а иногда «сталинцами» - по аналогии с «ленинцами» (лодками типа «Л»). Правда, в официальных документах последнее наименование не встречается.
Рабочий проект подводной лодки IX серии удалось закончить в начале 1935 года, и в апреле заложили третью однотипную субмарину Н-3 (С-3). Однако на этом решили остановиться: стало ясно, что крупносерийная постройка лодок с импортной «начинкой» обойдется стране слишком дорого. Поэтому проект решили срочно переделать под установку отечественных двигателей и оборудования. Так появилась серия IX-бис - именно к этому типу принадлежало абсолютное большинство построенных «эсок».
Дальнейшим развитием лодок IX-бис серии стали корабли проекта 97, известные также как серия XVI, или «СУ» («С улучшенная»). По конструкции они повторяли своих предшественниц, но имели цельносварной корпус. Увы, развернуть серийное строительство субмарин проекта 97 помешала начавшаяся война.
Что же касается прототипа семейства «эсок» - «немецко-голландско-испанской» подлодки Е-1, —то она в 1935 году была продана Турции и переименована в «Гюр». Позже по ее подобию немцы построили две субмарины для собственного флота (тип IA). Последние, в свою очередь, стали прототипом знаменитых «девяток» — лодок типа IX, массово строившихся для кригсмарине в годы Второй мировой войны.