Строительство и испытания
Серийное производство подводных лодок типа «С» было развернуто на пяти судостроительных заводах: ленинградских № 189 (Балтийский им. С.Орджоникидзе), № 194 (им. А.Марти), № 196 («Судомех»); николаевском № 198 (им. А.Марти) и горьковском № 112 («Красное Сормово»). Кроме того, сборка лодок из готовых секций выполнялась во Владивостоке на заводе № 202 («Даль-завод» имени К.Е.Ворошилова). А в ходе войны к их выпуску привлекли еще одно предприятие— астраханский завод № 638, где осуществляли достройку «эсок», переведенных по Волге из Ленинграда и Горького.
Головные подлодки С-1 и С-2 (при закладке Н-1 и Н-2) комплектовались двигателями и оборудованием немецкого производства. Их строительство на Балтийском заводе шло ударными темпами, и уже в начале декабря 1935 года первая из них совершила пробный выход в надводном положении до Кронштадта, а 15 декабря— первое погружение на Неве. В августе следующего года состоялись заводские, а в сентябре — государственные испытания обеих субмарин. В целом они прошли успешно. Из недостатков были отмечены недобор скорости в надводном положении (19,5 узла вместо 20 по спецификации), вибрация перископов на полном ходу и частый задир поршней дизелей. Зато некоторые параметры оказались лучше, чем это предусматривалось проектом (остойчивость, длительная скорость в надводном положении). В результате приемная комиссия пришла к выводу, что главная цель — изучение передового опыта в области подводного плавания и освоение лучших образцов техники — нашими конструкторами и кораблестроителями достигнута.
Третья подлодка IX серии — С-3 — получила дизельные двигатели отечественного производства. Увы, это задержало ее ввод в строй более, чем на полтора года. Причем не только из-за срыва сроков поставки самих дизелей, но и вследствие необходимости дополнительных переделок ряда конструктивных узлов. На С-3 эти работы выполнили, как говорится, по месту, а для последующих лодок изменения внесли в чертежи. Начиная с С-4 лодки стали именоваться серией IX-бис.
Субмарины типа «С» предназначались для всех четырех флотов Советского Союза. Черноморские строились в Николаеве; балтийские и североморские — в Ленинграде и Горьком (последние переводились к месту службы по внутренним водным путям). Шесть единиц для Тихоокеанского флота изготавливались в Ленинграде в виде отдельных секций и на специальных железнодорожных транспортерах отправлялись на Дальний Восток для последующей сборки. Всего до 22 июня 1941 года в строй вошли 17 лодок серий IX и 1Х-бис: 10 балтийских, 4 черноморских, 2 североморских (временно находились на Балтике) и 1 тихоокеанская. Еще 16 «эсок» были сданы промышленностью в годы Великой Отечественной войны и 8 — после ее окончания. Достройка семи подлодок (С-14, С-15, С-19 - С-21, С-103 и С-104) осуществлялась на судостроительном заводе № 638 имени И.В.Сталина в Астрахани, ранее принадлежавшем Наркомату речного флота. Их испытания и комплектация проводились на специально оборудованной сдаточной базе в Баку.
Девять заложенных накануне войны подлодок серии IX-бис остались недостроенными. Находившиеся на стапелях в Николаеве С-36, С-37 и С-38 (техническая готовность соответственно 42%, 22,5% и 14,6%) были взорваны в августе 1941 года из-за угрозы захвата неприятелем. Оставшиеся на заводах в Ленинграде и Горьком законсервированные С-27 — С-30, С-45 и С-46 после войны решили не достраивать: их техническая готовность была очень низкой (у С-28 -23,4%, у остальных - не более 16%), а сам проект к тому времени морально устарел (Корпус подлодки С-27 был использован при постройке заводской плавучей мастерской). Не удалось ввести в строй и «эски» XVI серии (проект 97). К началу войны готовность ленинградских лодок (С-47— С-49) составляла от 1,3 до 4,6%, николаевских (С-58 — С-60) - от 2,8 до 3,3%. Разумеется, об их быстрой достройке речь не шла, и изготовленные элементы секций были вскоре разобраны.
Подводные лодки типа «С»
|
Тактический номер |
Завод-строитель |
Заводской номер |
Дата |
||
закладки |
спуска на воду |
вступления в строй |
||||
1. |
С-1 |
189 |
266 |
25.12.1934 |
8.8.1935 |
11.9.1936 |
2. |
С-2 |
189 |
267 |
31.12.1934 |
21.12.1935 |
11.9.1936 |
3. |
С-3 |
189 |
268 |
25.4.1935 |
30.4.1936 |
8.7.1938 |
4. |
С-4 |
189 |
277 |
3.1.1936 |
17.9.1936 |
30.10.1939 |
5. |
С-5 |
189 |
278 |
28.12.1935 |
16.5.1935 |
30.10.1939 |
6. |
С-6 |
189 |
279 |
28.12.1935 |
31.3.1938 |
30.10.1939 |
7. |
С-7 |
112 |
236 |
14.12.1936 |
5.4.1937 |
30.6.1940 |
8. |
С-8 |
112 |
237 |
14.12.1936 |
5.4.1937 |
30.6.1940 |
9. |
С-9 |
112 |
241 |
20.6.1937 |
20.4.1938 |
30.10.1940 |
10. |
С-10 |
112 |
242 |
10.6.1937 |
20.4.1938 |
25.12.1940 |
11. |
С-11 |
112 |
245 |
20.10.1937 |
20.4.1938 |
27.6.1941 |
12. |
С-12 |
112 |
246 |
20.10.1937 |
20.4.1938 |
24.7.1941 |
13. |
С-13 |
112 |
263 |
19.10.1938 |
25.4.1939 |
31.7.1941 |
14. |
С-14 |
112/638 |
264 |
31.10.1938 |
25.4.1939 |
21.4.1942 |
15. |
С-15 |
112/638 |
271 |
10.8.1939 |
24.4.1940 |
16.12.1942 |
16. |
С-16 |
112/638 |
272 |
10.8.1939 |
24.4.1940 |
20.2.1944 |
17. |
С-17 |
112 |
273 |
10.8.1939 |
24.4.1940 |
20.4.1944 |
18. |
С-18 |
112 |
274 |
10.8.1939 |
24.4.1940 |
20.6.1945 |
19. |
С-19 |
196/638 |
132 |
30.11.1939 |
14.3.1941 |
21.2.1944 |
20. |
С-20 |
196/638 |
133 |
30.11.1939 |
14.3.1941 |
19.2.1945 |
21. |
С-21 |
196/638 |
134 |
31.12.1939 |
25.4.1941 |
29.3.1946 |
22. |
С-22 |
112 |
295 |
25.6.1940 |
2.5.1941 |
25.5.1946 |
23. |
С-23 |
112 |
296 |
25.6.1940 |
2.5.1941 |
27.6.1947 |
24. |
С-24 |
112 |
297 |
25.6.1940 |
2.5.1941 |
18.12.1947 |
25. |
С-25 |
112 |
298 |
25.6.1940 |
2.5.1941 |
29.3.1948 |
26. |
С-26 |
112 |
299 |
25.6.1940 |
2.5.1941 |
21.12.1948 |
27. |
С-27 |
112 |
300 |
31.12.1940 |
— |
— |
28. |
С-28 |
112 |
312 |
3.1941 |
— |
— |
29. |
С-29 |
112 |
313 |
3.1941 |
— |
— |
30. |
С-30 |
112 |
314 |
3.1941 |
— |
— |
31. |
С-31 |
198 |
347 |
5.10.1937 |
22.2.1939 |
19.6.1940 |
32. |
С-32 |
198 |
348 |
15.10.1937 |
27.4.1939 |
19.6.1940 |
33. |
С-33 |
198 |
349 |
16.11.1937 |
30.5.1939 |
18.11.1940 |
34. |
С-34 |
198 |
350 |
29.11.1937 |
31.9.1939 |
29.3.1941 |
35. |
С-35 |
198 |
360 |
23.2.1940 |
17.7.1941 |
6.2.1948 |
36. |
С-36 |
198 |
361 |
23.2.1940 |
— |
— |
37. |
С-37 |
198 |
362 |
27.11.1940 |
— |
— |
38. |
С-38 |
198 |
363 |
22.2.1941 |
— |
— |
39. |
С-45 |
196 |
145 |
12.1940 |
— |
— |
40. |
С-46 |
196 |
146 |
12.1940 |
— |
— |
41. |
С-47 |
196 |
154 |
20.2.1941 |
— |
— |
42. |
С-48 |
196 |
155 |
20.2.1941 |
— |
— |
43. |
С-49 |
196 |
156 |
20.2.1941 |
— |
— |
44. |
С-51 |
189/202 |
284 |
24.3.1937 |
30.8.1940 |
30.11.1941 |
45. |
С-52 |
189/202 |
285 |
29.4.1937 |
30.8.1940 |
9.6.1943 |
46. |
С-53 |
189/202 |
286 |
28.9.1938 |
30.10.1941 |
30.12.1942 |
47. |
С-54 |
194/202 |
403 |
24.11.1936 |
4.11.1938 |
31.12.1940 |
48. |
С-55 |
194/202 |
404 |
24.11.1936 |
27.11.1939 |
25.7.1941 |
49. |
С-56 |
194/202 |
405 |
24.11.1936 |
25.12.1939 |
20.10.1941 |
50. |
С-58 |
198 |
371 |
22.4.1941 |
_ |
— |
51, |
С-59 |
198 |
372 |
22.4.1941 |
— |
— |
52. |
С-60 |
198 |
373 |
22.4.1941 |
— |
— |
53. |
0-101 |
112 |
.243 |
20.6.1937 |
20.4.1938 |
15.12.1940 |
54. |
С-102 |
112 |
244 |
20.6.1937 |
20.4.1938 |
15.12.1940 |
55. |
с-юз |
112/638 |
265 |
13.11.1938 |
25.4.1939 |
30.6.1942 |
56. |
С-104 |
112/638 |
266 |
13.11.1938 |
25.4.1939 |
22.9.1942 |
Примечания
1. В таблице не указаны 6 ПЛ серии IX-бис (С-39 - С-44), заказанные заводу № 112 накануне войны, но закладка которых так и не состоялась.
2. Дата вступления в строй соответствует дате подписания приемного акта. Действительное включение в состав ВМФ обычно происходило на несколько недель позже,
9. ПЛ С-1 - С-10 до 20.10.1937 имели тактические номера Н-1 - Н-10 соответственно, С-14, С-15,0-16 и С-17 помимо литерно-цифровых обозначений имели названия «Героический Севастополь», «Колхозница», «Герой Советского Союза Нурсеитов» и «Советская Сванетия» соответственно.
4. Следует иметь в виду, что в разных источниках даты закладки и спуска на воду кораблей несколько различаются (например, по некоторым данным, лодки С-22 - С-26 заложены 1,8.1940 и спущены на воду 25.4.1941), По всей вероятности, основная причина разночтений заключается в том, что реальные сроки выполнения работ на верфях не всегда соответствовали шедшим в Москву рапортам.
5. Согласно документам НКСП в ГАРФ, закладка лодок С-30 и С-49 осуществлена формально, и к началу Великой Отечественной воины к их постройке фактически не приступали.