Черное море

 

К началу войны четыре черноморские «эски» входили в состав 2-го дивизиона (капитан 3 ранга А.В. Бук) 1-й бригады. Дивизион базировался на Севастополь, а с первых чисел ноября 1941 года — на Поти. В связи с реорганизацией подвод­ных сил ЧФ в августе — сентябре 1942 года, с этого времени до конца войны «эски» входили в состав 1-го дивизиона (капитан 2 ранга Н.Д. Новиков).

Следует отметить, что результатив­ность наших подлодок на Черном море была ниже, чем на Балтике и, тем более, на Севере. На первом этапе войны это объяснялось, в частности, ограниченным объемом судоходства противника, на вто­ром — усилением неприятельской ПЛО и слабостью ремонтной базы кавказских портов, куда вынуждены были уйти чер­номорские субмарины. К сожалению, свою роль сыграл и уровень боевой под­готовки экипажей, в ряде случаев оказав­шийся явно недостаточным.

 

С-31

 

Первые два выхода для субмарины (ко­мандир—капитан-лейтенант И.Ф. Фартушный) — несение дозорной службы в ста милях южнее Феодосии (15.7— 3.8.1941) и у мыса Шаблер (21.8— 7.9.1941) закон­чились безрезультатно. Противника уда­лось обнаружить лишь в третьем походе. Им оказался румынский миноносец «Налука», но атака сорвалась из-за позднего обнаружения и большой скорости цели. Крейсерство также прошло безрезультат­но, хотя именно в этот период через пози­цию С-31 следовали главные силы румын­ского флота, обеспечивавшие минные по­становки у побережья Болгарии. Дело в том, что субмарина большую часть време­ни держалась вдали от берега. По этой же причине она не встретила ни одной цели и в двух последующих походах к мысу Эмине (29.10- 12.11.1941 и 28.1 - 14.2.1942). К числу операций, имевших хоть какой-то результат, следует отнести обстрел в ночь на 27 октября объектов на побережье Каркинитского залива (выпущено 77 100-мм снарядов).

В марте 1942 года лодка прошла теку­щий ремонт, после чего совершила еще один безрезультатный поход в район Ахтебол (между Сизополем и болгаро-турец­кой границей). Вскоре Фартушный был переведен на минзаг Л-23, а «эской» стал командовать ст. лейтенант Н.П. Белорукое. Первым заданием для нового командира стали транспортные перевозки в осажденный Севастополь. Всего с 30 мая по 21 июня лодка совершила пять рейсов, до­ставив в город 204,5 т боеприпасов, 20,1 т продовольствия, 45 т бензина; в обратном направлении С-31 вывезла 59 человек. В конце июня — первой половине июля по­следовал очередной ремонт, а с 6 по 26 августа лодка выходила на позицию к Кон­станце (обнаружений не было). 12 сентяб­ря она впервые направилась к берегам Крыма. Здесь С-31 производила развед­ку, обеспечивала действия торпедных ка­теров, в ночь на 27 сентября обстреляла Ялту (выпустила 22 100-мм снаряда и была вынуждена погрузиться под огнем бере­говой батареи). Днем 21-го «эска» неудач­но выпустила две торпеды по одиночному судну у Ялты. Через несколько часов лод­ку обнаружил итальянский торпедный ка­тер MAS-572 и сбросил 14 глубинных бомб. Ночью Белоруков перевел С-31 в район Судака и днем напал на конвой, состояв­ший из тральщика с баржей на буксире и трех катеров. Через минуту после залпа послышался взрыв, в связи с чем баржу посчитали уничтоженной. Немцы отрица­ют как свои потери в этот день, так и сам факт атаки, хотя на «эске» слышали, по меньшей мере, шесть взрывов глубинных бомб. 30 сентября лодка вернулась в Поти, причем незадолго до входа в порт чуть было не стала жертвой наших же гидроса­молетов МБР. 25 ноября С-31 вышла на позицию к Тарханкуту, но спустя двое су­ток вернулась из-за неисправности мате­риальной части. Поход в указанный район состоялся чуть позже (4 — 24.12.1942), но закончился безрезультатно.

В январе 1943 года лодка встала на ка­питальный ремонт. Он продолжался бо­лее шести месяцев. 21 июня «эска» выш­ла в поход на позицию у мыса Тарханкут. 28-го Белоруков выпустил две торпеды с дальней дистанции по быстроходной де­сантной барже (БДБ), но промахнулся. 15 августа субмарина вернулась в базу. Сле­дующее крейсерство проходило с 29 сен­тября по 27 октября. Утром 17-го выдал­ся шанс атаковать уже несколько таких же барж юго-западнее Евпатории. Хотя четырехторпедный залп был дан всего с 4 кбт, попадания достичь не удалось. Скорее всего, торпеды, установленные на углуб­ление 1,5 м, прошли под баржей, имев­шей меньшую осадку. В течение дня не­мецкий конвой дважды подвергался ударам наших торпедоносцев. БДБ F-418 по­лучила попадания трех торпед и была бро­шена немцами возле Ак-Мечети. Этот факт дал некоторым историкам основа­ние считать, что С-31 была причастна к гибели вражеского корабля. Поздно ве­чером 18-го Белоруков вновь предпринял атаку. На этот раз две торпеды были вы­пущены с расстояния всего 3 кбт по «круп­ному транспорту, шедшему в охранении эсминцев и моторных тральщиков». Не­смотря на победный доклад, до сих пор не ясно, кого же атаковала С-31, так как ни немцами, ни румынами это нападение зафиксировано не было.

Реально открыть боевой счет удалось лишь в 19-м походе (28.11 — 28.12.1943). 9 декабря от торпеды, выпущенной с дис­танции менее 500 м, на дно пошла БДБ F-580. 17 марта 1944 года лодка вновь на­правилась к Тарханкуту, но никаких резуль­татов не добилась. После начала опера­ции по освобождению Крыма С-31 пере­шла на юго-западные подходы к мысу Херсонес. 13 апреля четырехторпедным зал­пом с дистанции 4,5 кбт Белоруков пытал­ся потопить румынский транспорт «Ардял», но попасть в него не удалось. Вечером 18-го «эске» представилась возможность добить поврежденный нашей авиацией па­роход «Альба Юлия» (5708 брт), однако при выходе в атаку подлодка была обнаруже­на и контратакована. 21 апреля С-31 вер­нулась в Поти. Последний — 21-й — поход субмарина совершила с 16 августа по 15 сентября на позицию у Бургаса. Против­ник опять-таки обнаружен не был, посколь­ку лодка держалась восточнее линии мин­ных заграждений. Указом от 5 ноября 1944 года С-31 была награждена орденом Крас­ного Знамени.

 

С-32

 

В своем первом боевом походе С-32 (ко­мандир — капитан-лейтенант С.К. Павлен­ко) несла дозорную службу в районе мыса Сарыч (15.7 — 5.8.1941). Вскоре после воз­вращения она была направлена к мысу Эмине (25.8 — 8.9.1941), где с нее на вра­жескую территорию была высажена группа болгарских коммунистов. Днем 31 -го «эска» попыталась выйти в атаку на небольшой конвой, но ее обнаружил и атаковал гидро­самолет. В ночь на 6 сентября она едва не столкнулась с эскортом танкеров «Тампико» и «Суперга». Обнаружив дым, Павленко объявил боевую тревогу, решив стрелять из надводного положения. Старшина, нес­ший вахту в центральном посту, не понял команду и открыл кингстоны и вентиляцию цистерн главного балласта. Командир позд­но заметил погружение лодки и приказал всплывать, когда вода уже подступила к рубочному люку. В последний момент Пав­ленко успел спрыгнуть вниз и задраить люк, оставив на мостике четырех человек верх­ней вахты. Через полторы минуты С-32 вновь всплыла, но вахтенных на поверхно­сти не оказалось.

В третьем походе (10—19.10.1941) Пав­ленко наблюдал, как румынские корабли ставили мины у мыса Эмине (впоследствии на них погибла С-34), но не смог выйти в атаку из-за невыгодного курсового угла. Затем С-32 привлекалась к обстрелу крым­ского побережья, а после ремонта совер­шила один безрезультатный поход в рай­он Ахтебол (7 — 25.3.1942). В апреле суб­марина опять ремонтировалась, и с конца мая вошла в состав сил, выделенных для снабжения Севастополя. Начав свои транс­портные рейсы одновременно с лодкой Белорукова, С-32 до 20 июня успела совер­шить на один поход больше. Секрет за­ключался в следующем: «зека» выходила из баз в темное время суток и благодаря вы­сокой скорости хода успевала до рассве­та отойти далеко от берега. Днем она так­же продолжала следовать в надводном по­ложении, в связи с чем затрачивала на рейс от 17 до 22 часов — в среднем на треть меньше, чем другие субмарины. Всего С-32 доставила в осажденный город 320 т боеприпасов, 160 т продовольствия и бензина, а также вывезла 140 человек.

В свой последний поход лодка отпра­вилась из Новороссийска 26 июня в 9.18. В Севастополь она не пришла. В боль­шинстве наших исследований причиной гибели «эски» называют торпеды, выпу­щенные итальянской сверхмалой лодкой СВ-3. Эта версия не выдерживает кри­тики хотя бы потому, что СВ-3 стреляла по неизвестной советской подлодке (воз­можно, ею действительно была С-32). 15 июня, а единственная находившаяся в море 26-го СВ-4 атак не производила. В то же время, по данным противника, ус­пешную атаку нашей субмарины провели 26 июня бомбардировщики люфтваф­фе. Можно предположить, что корабль Павленко стал жертвой внезапного авиа­налета, а перевозимый «эской» груз (40 т боеприпасов и 30 т бензина) способство­вал ее быстрой гибели. На борту С-32 находилось 55 человек.

 

С-33

 

Лодка (командир — капитан-лейтенант Б.А. Алексеев) вышла в первый боевой поход 6 июля на позицию в районе Мангалии. Главной ее задачей стала, фактичес­ки, не борьба на коммуникациях, а наблю­дение за портом Констанца, в котором, по данным нашей разведки, готовился вра­жеский десант. Поэтому не удивительно, что за весь поход лодка имела единствен­ный контакт — в ночь на 10 июля с румын­ской субмариной «Дельфинул». Обнаружив друг друга, обе подлодки погрузились, но атаковать не пытались. 23 июля «эска» вернулась в Севастополь. Во втором по­ходе (27.8 — 11.9.1941) С-33 занимала по­зицию у побережья Болгарии (район юго-восточнее Сизополя). 4 сентября она вы­ходила в атаку на одиночное судно, но обе выпущенные торпеды прошли мимо. Тре­тье крейсерство (11 — 23.10.1941) прохо­дило у мыса Шаблер. Вечером 15 октября наша субмарина была обнаружена и ата­кована румынским эсминцем. Вскоре в поле зрения перископов «эски» появились еще три корабля — минный заградитель «Мурждеску», эсминцы «Р. Фердинанд» и «Марашешти», но выйти в атаку на них не удалось из-за невыгодного курсового угла. На следующее утро Алексеев обнаружил этот же отряд. Румыны ставили мины в течение нескольких часов, но командир на атаку не решился — отпугивали внезапные повороты кораблей охранения и отдален­ные взрывы глубинных бомб (их сбрасы­вали немецкие гидросамолеты, которые несколько раз обнаруживали субмарину на перископной глубине).

С-33 занимала позицию у мыса Шаб­лер в четвертом (4— 18.11.1941) и пятом (8 — 27.12.1941) походах. Утром и днем 6 ноября С-33 дважды атаковала эсминцы «Р. Мария», «Р. Фердинанд» и «Марашеш­ти», выходившие из Констанцы на поиски потопленного («щукой» Щ-214) итальянского танкера «Торчелло». Оба двухторпедных залпа прошли мимо цели. По итогам года лодка числилась среди отстающих. Хотя она имела 12 контактов с кораблями и судами противника (абсолютный рекорд среди субмарин ЧФ в 1941 году), ни один из четырех выходов в атаку не завершил­ся успехом. В середине января 1942 года субмарина перешла из Поти в Туапсе для ремонта. Он уже подходил к концу, когда 23 марта порт в очередной раз подвергся налету вражеских бомбардировщиков. «Юнкерсы» 51-й боевой эскадры избрали своей целью район стоянки лодок. Всего сюда упало 32 авиабомбы, причем одна из них, 250-кг — в 8 м от кормы С-33. Силь­нейший гидравлический удар сорвал с фундаментов кормовые торпедные аппа­раты, сдвинул многие приборы и механиз­мы, в прочном корпусе появились много­численные трещины. Аварийный ремонт «эски» продлился до августа.

14 октября С-33 вышла в очередной поход на позицию севернее Босфора. 24 октября она атаковала турецкий пароход «Туркан», но в условиях 6-балльного штор­ма торпеды изменили направление и про­шли мимо цели. Второй поход в этот же район (19.11 —9.12.1942) завершился дву­мя встречами с турецкими судами, напа­дать на них Алексеев не стал. Новый, 1943 год «эска» встретила на позиции у мыса Шаблер (поход 27.12.1942-16.1.1943). С небольшими перерывами субмарина про­должала действовать на протяжении все­го 1943 года. С 9 по 28 февраля она нахо­дилась у Феодосии. 12-го Алексееву чуть было не удалось торпедировать итальянс­кую подлодку, но этому помешала ошиб­ка рулевого-горизонтальщика. С 11 по 30 апреля «эска» приняла участие в первой комбинированной операции, где действия субмарин должны были обеспечиваться разведывательными самолетами (правда, ни одной рекомендацией штаба восполь­зоваться не удалось). Зато в ночь на 20 апреля сигнальщики С-33 заметили вра­жеский конвой. Единственным судном в нем был румынский транспорт «Сучава» (6876 брт), перевозивший из Севастопо­ля в Констанцу пустые бочки из-под го­рючего, в охранении шли эсминец «Р. Мария» и три моторных тральщика. Заняв выгодную позицию в надводном положе­нии, командир выпустил с дистанции 12 кбт три торпеды. Две из них поразили пароход, мгновенно отправив его на дно. Тральщики пытались преследовать погру­зившуюся лодку, но, сбросив 18 глубин­ных бомб, нанесли ей лишь незначитель­ные повреждения.

Следующий, 11-й боевой поход (29.6 — 20.7.1943) был совершен в мелко­водный район северо-западнее Тарханкута. Здесь лодка находилась до 10 июля, обнаружив за все это время лишь один конвой из парусных шаланд, на которые решили не тратить торпеды. Далее она пе­решла к Босфору, но и там противник встречен не был. Аналогично протекал и следующий выход (9.9 — 9.10.1943). Сна­чала лодка находилась у Босфора, затем на сутки (21.9) перешла к Констанце, а далее направилась к Тарханкуту. На пере­ходе рано утром 22-го она обнаружила встречный вражеский конвой (танкер «Продромос», минзаг «Мурджеску», три тральщика), выпустила по нему три торпеды, но промахнулась (хотя командир доложил о потоплении транспорта). 7 декабря С-33 вышла в район Тарханкут—Евпатория. 14-го Алексееву не удалось совершить напа­дение на крупный конвой — его лодку за­секли морские охотники еще до выхода в точку залпа. Через неделю лодка опять встретила пару охотников типа «КТ» (Перестроенные из корпу­сов военных транспортов типа «КТ» (тоннаж 830 брт) охотники первона­чально принимались на­шими подводниками за транспорты, а затем, ког­да выяснилось их назначе­ние, за «суда-ловушки»), но вновь была обнаружена и подверглась дли­тельному преследованию, в ходе которо­го противник сбросил 117 глубинных бомб. 27-го «эска» сумела подкрасться к «транс­портам» на дистанцию 1,5 кбт и выпустить 4 торпеды. Одна из них поразила Uj-101, но, поскольку ударник не успел прийти в боевое положение, не взорвалась. Две другие не попали в корабли, но взорва­лись рядом с ними. Охотник серьезно по­страдал, а уцелевший Uj-106 подверг лод­ку длительному преследованию и сумел нанести ей небольшие повреждения. Их удалось устранить на позиции, и днем 6 января 1944 года Алексеев еще раз не­удачно атаковал небольшой конвой. 9-го лодка вернулась в Поти.

Последовавший ремонт удалось завер­шить лишь к началу мая. 9-го лодка вышла для участия в операции по освобождению Крыма. Поскольку ее позиция (юго-запад­нее мыса Херсонес) находилась в стороне от конвойных маршрутов противника, единственной удачей стало потопление артиллерийским огнем брошенной сдрей­фовавшей БДБ (очевидно, F-130) утром 12 мая. С учетом последнего результата по итогам боевой деятельности лодка была удостоена гвардейского звания, Алексее­ву присвоили звание Героя Советского Союза и повысили в должности до коман­дира 1-го дивизиона. Последний поход к берегам Болгарии (16.8 - 15.9.1944) С-33 совершила под командованием капитан-лейтенанта В.И. Матвеева, ранее коман­довавшего отличившейся в крымской опе­рации субмариной А-5.

 

С-34

 

С 15 июля по 5 августа 1941 года лодка (капитан 3 ранга Я.М. Хмельницкий) выхо­дила на дозорную позицию на полпути между Евпаторией и Констанцей. Следу­ющий поход был (6— 19.9.1941) к мысу Шаблер. 7-го лодке представился шанс выйти в атаку на румынские корабли — че­рез ее позицию проходили эсминцы «Р. Фердинанд», «Марашти» и отряд тра­ления (канлодки «Гикулеску», «Думитреску» и буксир «Бессарабия» в охранении трех миноносцев). За три часа маневри­рования Хмельницкий упустил эсминцы, но в 14.41 выпустил одиночную торпеду по «Думитреску». Тор­педа прошла мимо, а миноносцы «Налука» и «Сборул» сбро­сили глубинные бомбы — к счастью для С-34, с некоторых из них румыны впопыхах забыли снять предохранители. Других встреч с противником ни в этом, ни в сле­дующем (17 — 28.10.1941 она занимала по­зицию у мыса Эмине, которую незадолго до ее прихода заминировали румыны) по­ходах лодка не имела. Очередное крейсер­ство стало для «эски» последним. 8 нояб­ря она вышла из Поти, а уже 14-го на бе­регу в районе Сизополя были обнаружены тела двух членов экипажа С-34. Очевид­но, лодка подорвалась на мине, а моряки утонули, пытаясь доплыть до берега пос­ле выхода из затонувшей на мелководье субмарины. На борту лодки погиб 51 че­ловек.