ВМС Франции 1914 — 1918 гг.
В течение всего XIX века французский флот прочно занимал второе место в мире, уступая лишь британскому. Но в начале 1900-х годов ситуация резко изменилась. Некомпетентность политиков, ответственных за кораблестроение (среди них выделяют морского министра — Ш.Пеллетана, прозванного «разрушителем флота»), привела к тому, что Франция тратила огромные средства на постройку морально устаревших линкоров, больших, но слабо вооруженных броненосных крейсеров и многочисленных немореходных миноносцев, в то время как другие страны вводили в строй крупные серии однотипных линкоров, легких крейсеров, эсминцев. Результаты оказались плачевными. Франция позже всех приступила к строительству дредноутов, утратила первенство в области подводного флота (в мае 1914 года командование ВМС вынуждено было списать сразу 21 устаревшую подлодку — более, чем треть находившихся в строю субмарин), а первые турбинные легкие крейсера у нее появились лишь в 1920 году — ими стали полученные по репарациям корабли бывших противников.
В 1911 году французская общественность была шокирована опубликованными цифрами: за 15 предшествовавших лет Германия потратила на флот примерно 100 млн. фн. ст. и стала второй морской державой мира. Во Франции за это же время аналогичные расходы составили 152 млн. фн. ст., но при этом ее флот переместился со второго места на четвертое!
Определенные шаги по усилению ВМС были предприняты лишь в последние пять лет до начала мировой войны. Энергичный адмирал Буэ де Лапейрер, занявший пост морского министра, добился увеличения расходов на флот с 333 млн. франков в 1909 году до 567 млн. в 1913-м. Согласно принятой в 1912 году внушительной кораблестроительной программе, французские ВМС за последующие 8 лет должны были пополниться 28 линкорами, 10 легкими крейсерами, 52 эсминцами и 94 подводными лодками. В 1914 году в дополнение к ней предполагалось построить 8 линейных крейсеров. Но всем этим планам не суждено было сбыться.
Исход Первой мировой войны для Франции решался на суше, и поэтому все кораблестроительные программы были практически заморожены. Более-менее серийно продолжали строиться лишь подводные лодки да небольшие эскортные корабли. Поэтому к 1918 году французский флот по силе уступал не только бесспорным лидерам в области морских вооружений — Англии и США, но уже и Японии. ВМС Франции сохранили за собой четвертое место в мире, однако их превосходство над итальянской Реджа Мариной выглядело минимальным.
Организационно в августе 1914 года французский флот (Armee Navale) состоял из отдельного отряда командующего флотом вице-адмирала Б.де Лапейрера (линкоры «Курбэ», «Жан Бар», крейсер «Ж.де Ла-Гравьер»); 1-й эскадры линкоров (6 кораблей типа «Дантон»); 2-й эскадры линкоров («Пари», «Франс» и 5 кораблей типа «Репюблик»/«Демократи»); дополнительной дивизии линкоров («Сюффрен», «Сен-Луи», «Бувэ», «Голуа»); специальной дивизии (линкоры «Жорегиберри», «Шарлемань», крейсера «Д'Антрекасто», «Потюо», «Кассар», «Космао», «Брюи», «А.Шарнэ», «Латуш-Тревиль»); двух «легких» дивизий (1-я — крейсера «Ж.Мишле», «Э.Ренан», «Э.Кинэ», «В.Руссо» и 2-я — крейсера «Л.Гамбетта», «Ж.Ферри», «В.Гюго»); флотилии эсминцев (37 кораблей, сведенных в 6 дивизионов) и флотилии подводных лодок (6 эсминцев и 15 подлодок). В ходе войны все дредноуты (в том числе и новые типа «Бретань») были сведены в 1-ю дивизию линкоров; бывшие 1-я и 2-я дивизии стали соответственно 2-й и 3-й (в последней «Пари» и «Франс» заменили линкором «Сюффрен»). К 1918 году все линкоры объединили в две эскадры — дредноутов и додредноутов; каждая состояла из двух дивизий. Флотилию эсминцев позже разделили на две, причем в первую из них включили также 6 подводных лодок.
Корабельный состав ВМС Франции в 1914 —1918 гг.
Классы кораблей |
К августу 1914г. |
Построено за годы войны |
Погибло в 1914 — 1918 гг. |
Линкоры-дредноуты Линкоры-додредноуты Броненосные крейсера Бронепалубные крейсера Эсминцы* Миноносцы* Подводные лодки Боевые катера |
4 17 22 13 35 180 50 |
3
14
25** 161 |
4 4 1 7 16 14 2 |
*Эсминцы полным водоизмещением менее 500 т условно отнесены к миноносцам.
**Включая трофейную «Ролан Морийо».