Линейные корабли

 

Линкоры типа «Бретань» — 3 ед.

01.jpg

 «Бретань» (Bretagne)                      Брест 1.7.1912/21.4.1913/9.1915 -погиб 3.7.1940

«Лоррэн» (Lorraine)                       СНзП 1.8.1912/30.9.1913/7.1916 - искл. 1953

«Прованс» (Provence)                    Лор    1.5.1912/20.4.1913/6.1915 - затоплен 27.11.1942

 

23 320/25 000 т, 166x26,9x8,9 м. ПТ- 4, 24 ПК («Прованс» - 18 ПК), 29 000 л.с.=20 уз. 900/2680 т уг.+300 т нефти. Броня: пояс 270— 160 мм, башни № 1 и 5 340 мм, башни № 2 и 4 250 мм, башня № 3 400 мм, барбеты 270 мм, казематы 170 мм, палубы 40+40 мм, рубка 314 мм. Эк. 1130 чел. 10 — 340 мм/ 45, 22-138 мм/55, 4-47 мм, 4 ТА 450 мм.

 

Построены по программе 1912 года. Созданы на базе линкоров типа «Курбэ», но обладали новой артиллерией ГК и бо­лее рациональным расположением ба­шен. К августу 1914 года находились в высокой степени готовности, поэтому стали единственными крупными кораб­лями французского флота, которые все же были достроены в ходе Первой миро­вой войны.

Линкоры типа «Бретань» были самыми мощными дредноутами ВМС Франции, но к моменту ввода в строй уже уступали многим своим зарубежным собратьям. Они имели неудовлетворительную море­ходность, ненадежные котлы и малый угол возвышения 340-мм орудий (12°) и, соот­ветственно, недостаточную дальность стрельбы (14,5 км). Последний недоста­ток исправили в 1917 году лишь на «Лоррэне», увеличив угол возвышения до 18° и дальность стрельбы до 18 км. На ос­тальных кораблях подобную модерниза­цию провели уже после войны.

В годы Первой мировой линкоры типа «Бретань» не сделали ни одного выстре­ла по противнику. «Прованс» в 1916 — 1919 годах служил флагманским кораб­лем, участвовал в нейтрализации гречес­кого флота (19.10.1916). В 20 — 30-е годы все три корабля были модернизированы и позже приняли участие во Второй ми­ровой войне.

 

Линкоры типа «Курбэ» — 4 ед.

02.jpg

 «Курбэ» (Courbet)             Брест   1.9.1910/23.9.1911/19.11.1913 - затоплен 9.6.1944

«Франс» (France)              СНзЛ    30.11.1911/7.11.1912/7.1914    - погиб 26.8.1922

«Жан Бар» (Jean Bart)       Брест   15.11.1910/22.9.1911/5.6.1913 - искл. 1945

«Пари» (Paris)                   ФШ      10.11.1911/28.9.1912/1.8.1914 - искл.1955

 

22 189/25 800 т, 165,9x27,9x9 м. ПТ- 4, 24 ПК, 28 000 л.с.=20 уз. 906/2706 т уг.+310тнефти. Броня: пояс270— 180мм, верхний пояс и казематы 180 мм, башни 320 мм, барбеты 270 мм, палубы 50 + 70 мм, рубка 300 мм. Эк. 1108 чел. 12-305 мм/45, 22-138 мм/55, 4-47 мм, 4 ТА 450 мм.

 

Первые дредноуты французского фло­та, построены по программе 1910 года. К моменту ввода в строй их проект несколь­ко устарел — в частности, броневой пояс не обеспечивал эффективную защиту от снарядов современных орудий, а распо­ложение башен оказалось неудачным. Полубак линкоров был чрезвычайно «мок­рым» — ограниченные размеры доков во французских базах не позволяли удлинить корпус и обеспечить хорошую всходимость на волну.

На ходовых испытаниях линкоры раз­вили ход от 21,7 («Пари») до 22,6 («Жан Бар») узла. В июле 1914 года «Жан Бар» и «Франс» посетили Кронштадт (достави­ли в Россию президента Р.Пуанкаре) и едва успели вернуться до начала боевых действий. В годы Первой мировой войны все корабли находились на Средиземном море. «Пари» и «Курбэ» 16.8.1914 пото­пили устаревший австрийский крейсер «Зента» (это был единственный успех французских дредноутов за всю их исто­рию). «Жан Бар» 21.12.1914 торпедиро­вала австрийская субмарина U-12, но он сумел своим ходом дойти до Мальты; позже был отремонтирован. В 1919 году вме­сте с «Франс» находился в Севастополе, участвуя в интервенции против Советс­кой России. «Франс» погиб в 1922 году, распоров себе днище о скалы во время шторма в заливе Киберон. Остальные три линкора были модернизированы и дожи­ли до Второй мировой войны, причем «Жан Бар» — в качестве учебного судна «Океан».

 

Линкоры типа «Дантон» — 6 ед.

03.jpg

 «Дантон» (Danton)                       Брест   2.1906/4.7.1909/1.6.1911          - погиб 19.3.1917

«Вольтер» (Voltaire)                     ФШ      20.7.1907/16.1.1909/1.8.1911   - искл. 1935

«Кондорсэ» (Condorcet)              СНзЛ    23.8.1907/20.8.1909/25.7.1911 - искл. 1931

«Дидро» (Diderot)                        СНзЛ    20.10.1907/19.4.1909/1.8.1911 -искл. 1936

«Мирабо» (Mirabeau)                   Лор       4.5.1908/28.10.1909/1.8.1911  - искл.1921

«Верньо» (Vergniaud)                  Бордо    7.1908/12.4.1910/22.9.1911     -искл. 1921

 

18 318/19 763 т, 146,6x25,8x9,2 м. ПТ-4, 26 ПК, 22 500 л.С.=19,5 уз. 925/2027 т уг. Броня: пояс 270— 150 мм, башни ГК 300 мм, башни СК 220 мм, барбеты ГК 280 мм, палубы 48 + 45 мм, рубка 300 мм. Эк. 921 чел. 4-305 мм/45, 12-240 мм/ 49,5, 16 - 75 мм, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Последние в мире линкоры-додредноуты и первые французские «капиталь­ные» корабли с паротурбинной ЭУ. Мо­рально устарели уже в ходе постройки. Имели недостаточную скорость хода и ненадежные паровые котлы с угольным отоплением. В то же время 240-мм пуш­ки обладали отличными баллистически­ми характеристиками и высокой скоро­стрельностью, благодаря чему по мощи артиллерийского залпа «дантоны» мож­но уравнять с первыми английскими и немецкими дредноутами. А после модер­низации в 1918 году эти орудия стали одними из самых дальнобойных (18 км) во французском флоте. Во время Пер­вой мировой войны на всех кораблях установили строенные 3,66-м дальномеры «Триплекс», а также 12 75-мм зениток.

«Дантон» погиб у о.Сардиния от тор­педы немецкой подлодки U-64. «Воль­тер» в ночь на 11.10.1918 получил сразу два торпедных попадания с субмарины UB-48, но отделался сравнительно лег­кими повреждениями. «Верньо» и «Мирабо» в 1919 году прибыли в Севасто­поль, причем последний 13.2.1919 во время шторма сел на камни у крымского побережья и был снят только через два месяца после демонтажа брони и носовой 305-мм башни. По прибытии в Тулон «Мирабо» решили не восстанавливать и в 1921 году его превратили в плавучую мишень. Та же участь постигла и «Вер­ньо»; оба корабля были сданы на слом в 1928 — 1929 годах. Оставшиеся три линкора в 1922 — 1925 годах прошли модер­низацию и с января 1927 года служили на Средиземном море в качестве учеб­ных судов. «Кондорсэ» после списания использовался как блокшив и плавказарма в Тулоне до августа 1944 года.

 

Линкоры типа «Демократ» — 3 ед.

04.jpg

 «Демократия (Democratic)          Брест   1.5.1903/30.4.1904/1.1908 - искл. 1921

«Жюстис» (Justice)                      ФШ      4.1903/27.10.1904/2.1908  - искл.1922

«Веритэ» (Verite)                         Бордо  4.1903/28.5.1907/6.1908    - искл. 1922

 

14 860 т, 134,8x24,2x8,4 м. ПМ - 3, 22 ПК («Жюстис» 24 ПК), 18 500 л.с.=19уз. 905/ 1825туг. Броня: пояс 280 — 180 мм, верх­ний пояс 240— 180 мм, башни ГК 320 — 280 мм, барбеты 280 мм, башни СК 150 — 85 мм, палуба 60 мм, рубка 300 мм. Эк. 742 чел. 4 - 305 мм/40, 10-194 мм/50, 13 — 65 мм, 10 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Практически однотипны с линкорами типа «Репюблик», но оснащены более мощными пушками среднего калибра в одноорудийных башнях. Всего построено 4 корабля, но «Либертэ» погиб 25.9.1911 в результате взрыва боезапаса. В целом на момент своей закладки броненосцы типа «Демократи» оценивались как весь­ма удачные. К началу Первой мировой войны потеряли свое боевое значение.

В 1914—1918 годах все служили на Средиземном море. «Демократи» и «Жю­стис» в 1919 году находились в Севасто­поле, участвуя в интервенции против Со­ветской России.

 

Линкоры типа «Репюблик» — 2 ед.

05.jpg

 «Репюблик» (Republique)          Брест  12.1901/4.9.1902/12.1906      - искл. 1921

«Патри» (Patrie)                         ФШ     1.4.1902/17.12.1903/12.1906 - искл. 1928

 

14 605 т, 134,8x24,2x8,41 м. ПМ-3, 24 ПК, 18 000 л.с.=19 уз. 905/1805 т уг. Бро­ня: как на «Демократи». Эк. 794 чел. 4 — 305/40, 18 - 164 мм/45, 13-65 мм, 10 -47 мм, 5 ТА 450 мм.

 

Построены по программе 1900 года. Вполне удачные броненосцы с хорошей мореходностью и мощной артиллерией, способной вести огонь даже при значи­тельном волнении. Однако их появление совпало с началом эпохи дредноутов, и они мгновенно устарели.

Во время Первой мировой войны слу­жили на Средиземном море (преимущест­венно в греческих водах). «Патри» в 1915 году оборудован носовыми параван-тралами. В 1918 году с него сняли 6 164-мм пушек для береговой обороны в Са­лониках. После окончания войны оба лин­кора переведены в ранг учебных судов.

 

Линкор «Сюффрен» — 1 ед.

06.jpg

 «Сюффрен» (Suffren)     Брест 5.1.1899/25.7.1899/10.1903 - погиб 26.11.1916

 

12527т, 125,5x21,4x8,4 м. ПМ-3, 24 ПК, 16 700 л.с.=17,9 уз. 820/1120 т уг. Броня: пояс 300 — 100 мм, башни ГК 320 мм, бар­беты 250 мм, башни СК и казематы 120 мм, палуба 70 мм, рубка 300 — 250 мм. Эк. 714 чел. 4 - 305 мм/40, 10-164 мм/45, 8 - 100 мм, 22 - 47 мм, 2-37 мм, 4 ТА 450 мм.

 

Некогда один из лучших кораблей в своем классе, «Сюффрен» к началу Пер­вой мировой войны окончательно уста­рел. Тем не менее, он служил флагман­ским кораблем во время Дарданелльской операции и неоднократно участво­вал в бомбардировках турецких берего­вых батарей, 18.3.1915 получил 14 по­паданий и едва не погиб от взрыва боезапаса (вспыхнувшие заряды для 164-мм орудий вовремя удалось потушить). В ноябре 1916 года «Сюффрен» отправи­ли без эскорта на ремонт в Брест. Не далеко от Лиссабона он был торпеди­рован немецкой подлодкой U-52, взор­вался и мгновенно затонул вместе со всем экипажем.

 

Линкоры типа «Шарлемань» — 3 ед.

07.jpg

 «Шарлемань» (Charlemagne)        Брест 14.7.1894/17.10.1895/12.1899 - искл. 1920

«Сен-Луи» (Saint-Louis)               Лор    28.3.1895/8.9.1896/1.9.1900   - искл. 1920

«Голуа» (Gaulois)                          Брест 1.1896/8.10.1896/12.1899       - погиб 27.12.1916

 

11100т, 118x20,2x8,4 м. ПМ-3, 20 ПК, 15 000 л.с.= 18 уз. 680/1080 т уг. Броня: пояс 370 — 150 мм, верхний пояс 100 мм, башни 270 — 230 мм, казематы 75 мм, палуба 40 мм, рубка 330 мм (по другим данным, пояс до 400 мм, башни до 350 мм). Эк. 727 чел. 4 - 305 мм/40, 10-138 мм/ 45, 8 - 100 мм, 20 - 47 мм, 4-37 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Первые французские броненосцы с двухорудийными башнями ГК. К 1914 году безнадежно устарели, однако активно действовали на Средиземном море во время Первой мировой войны. Все уча­ствовали в Дарданелльской операции, в ходе которой «Голуа» получил 18.3.1915 тяжелые повреждения от попавшего в подводную часть корпуса снаряда с турец­кой береговой батареи. Линкору при­шлось выброситься на мель. «Голуа» уда­лось отремонтировать, но через полтора года он погиб в Эгейском море от торпе­ды немецкой подлодки UB-47.

 

Линкор «Бувэ» — 1 ед.

08.jpg

 «Бувэ» (Bouvet)     Лор 16.1.1893/27.4.1896/6.1898 - погиб 18.3.1915

 

12144т, 122,6x21,4x8,4 м. ПМ-3, 32 ПК, 15 000 л.с.=18 уз. 610/980 т уг. Броня: пояс 400 — 200 мм, верхний пояс 80 мм, башни ГК 370 мм, башни СК 100 мм, па­луба 70 мм, рубка 305 мм. Эк. 698 чел. 2 - 305 мм/45, 2 - 274 мм/45, 8-138 мм/ 45, 8- 100 мм, 12-47 мм, 7-37 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Устаревший броненосец, последний из семейства «Шарль Мартель». Служил на Средиземном море, участвовал в Дарданелльской операции. 18.3.1915 во время бомбардировки береговых батарей подо­рвался на мине, выставленной турецким заградителем «Нусрет». «Бувэ» перевер­нулся вверх килем и затонул в течение двух минут. Вместе с кораблей погибло 648 человек.

 

Линкор «Жорегиберри» — 1 ед.

09.jpg

 «Жорегиберри» (Jaureguiberry)     ФШ 11.1891/27.10.1893/2.1897- искл. 1920

 

11 637 т, 111x22,15x8,43 м. ПМ - 2, 24 ПК, 14 400 л.с.=17,7 уз. 680/980 т уг. Броня: пояс 430 — 250 мм, верхний пояс 100 мм, башни ГК 370 мм, башни СК 100 мм, па­луба 70 мм, рубка 230 мм. Эк. 631 чел. 2 - 305 мм/45, 2 - 274 мм/45, 8-138 мм/ 45, 4 — 65 мм, 18 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Устаревший броненосец из семейства «Шарль Мартель». В годы Первой миро­вой войны действовал в восточном Сре­диземноморье, участвовал в Дарданел­льской операции, обстреливал турецкие позиции в Сирии и Палестине. В 1917 году частично разоружен, в 1918 году вы­веден в резерв и поставлен на прикол в Порт-Саиде. Затем служил плавказармой в Тулоне. Сдан на слом в 1934 году.