Линейные корабли
Линкоры типа «Бретань» — 3 ед.
«Бретань» (Bretagne) Брест 1.7.1912/21.4.1913/9.1915 -погиб 3.7.1940
«Лоррэн» (Lorraine) СНзП 1.8.1912/30.9.1913/7.1916 - искл. 1953
«Прованс» (Provence) Лор 1.5.1912/20.4.1913/6.1915 - затоплен 27.11.1942
23 320/25 000 т, 166x26,9x8,9 м. ПТ- 4, 24 ПК («Прованс» - 18 ПК), 29 000 л.с.=20 уз. 900/2680 т уг.+300 т нефти. Броня: пояс 270— 160 мм, башни № 1 и 5 340 мм, башни № 2 и 4 250 мм, башня № 3 400 мм, барбеты 270 мм, казематы 170 мм, палубы 40+40 мм, рубка 314 мм. Эк. 1130 чел. 10 — 340 мм/ 45, 22-138 мм/55, 4-47 мм, 4 ТА 450 мм.
Построены по программе 1912 года. Созданы на базе линкоров типа «Курбэ», но обладали новой артиллерией ГК и более рациональным расположением башен. К августу 1914 года находились в высокой степени готовности, поэтому стали единственными крупными кораблями французского флота, которые все же были достроены в ходе Первой мировой войны.
Линкоры типа «Бретань» были самыми мощными дредноутами ВМС Франции, но к моменту ввода в строй уже уступали многим своим зарубежным собратьям. Они имели неудовлетворительную мореходность, ненадежные котлы и малый угол возвышения 340-мм орудий (12°) и, соответственно, недостаточную дальность стрельбы (14,5 км). Последний недостаток исправили в 1917 году лишь на «Лоррэне», увеличив угол возвышения до 18° и дальность стрельбы до 18 км. На остальных кораблях подобную модернизацию провели уже после войны.
В годы Первой мировой линкоры типа «Бретань» не сделали ни одного выстрела по противнику. «Прованс» в 1916 — 1919 годах служил флагманским кораблем, участвовал в нейтрализации греческого флота (19.10.1916). В 20 — 30-е годы все три корабля были модернизированы и позже приняли участие во Второй мировой войне.
Линкоры типа «Курбэ» — 4 ед.
«Курбэ» (Courbet) Брест 1.9.1910/23.9.1911/19.11.1913 - затоплен 9.6.1944
«Франс» (France) СНзЛ 30.11.1911/7.11.1912/7.1914 - погиб 26.8.1922
«Жан Бар» (Jean Bart) Брест 15.11.1910/22.9.1911/5.6.1913 - искл. 1945
«Пари» (Paris) ФШ 10.11.1911/28.9.1912/1.8.1914 - искл.1955
22 189/25 800 т, 165,9x27,9x9 м. ПТ- 4, 24 ПК, 28 000 л.с.=20 уз. 906/2706 т уг.+310тнефти. Броня: пояс270— 180мм, верхний пояс и казематы 180 мм, башни 320 мм, барбеты 270 мм, палубы 50 + 70 мм, рубка 300 мм. Эк. 1108 чел. 12-305 мм/45, 22-138 мм/55, 4-47 мм, 4 ТА 450 мм.
Первые дредноуты французского флота, построены по программе 1910 года. К моменту ввода в строй их проект несколько устарел — в частности, броневой пояс не обеспечивал эффективную защиту от снарядов современных орудий, а расположение башен оказалось неудачным. Полубак линкоров был чрезвычайно «мокрым» — ограниченные размеры доков во французских базах не позволяли удлинить корпус и обеспечить хорошую всходимость на волну.
На ходовых испытаниях линкоры развили ход от 21,7 («Пари») до 22,6 («Жан Бар») узла. В июле 1914 года «Жан Бар» и «Франс» посетили Кронштадт (доставили в Россию президента Р.Пуанкаре) и едва успели вернуться до начала боевых действий. В годы Первой мировой войны все корабли находились на Средиземном море. «Пари» и «Курбэ» 16.8.1914 потопили устаревший австрийский крейсер «Зента» (это был единственный успех французских дредноутов за всю их историю). «Жан Бар» 21.12.1914 торпедировала австрийская субмарина U-12, но он сумел своим ходом дойти до Мальты; позже был отремонтирован. В 1919 году вместе с «Франс» находился в Севастополе, участвуя в интервенции против Советской России. «Франс» погиб в 1922 году, распоров себе днище о скалы во время шторма в заливе Киберон. Остальные три линкора были модернизированы и дожили до Второй мировой войны, причем «Жан Бар» — в качестве учебного судна «Океан».
Линкоры типа «Дантон» — 6 ед.
«Дантон» (Danton) Брест 2.1906/4.7.1909/1.6.1911 - погиб 19.3.1917
«Вольтер» (Voltaire) ФШ 20.7.1907/16.1.1909/1.8.1911 - искл. 1935
«Кондорсэ» (Condorcet) СНзЛ 23.8.1907/20.8.1909/25.7.1911 - искл. 1931
«Дидро» (Diderot) СНзЛ 20.10.1907/19.4.1909/1.8.1911 -искл. 1936
«Мирабо» (Mirabeau) Лор 4.5.1908/28.10.1909/1.8.1911 - искл.1921
«Верньо» (Vergniaud) Бордо 7.1908/12.4.1910/22.9.1911 -искл. 1921
18 318/19 763 т, 146,6x25,8x9,2 м. ПТ-4, 26 ПК, 22 500 л.С.=19,5 уз. 925/2027 т уг. Броня: пояс 270— 150 мм, башни ГК 300 мм, башни СК 220 мм, барбеты ГК 280 мм, палубы 48 + 45 мм, рубка 300 мм. Эк. 921 чел. 4-305 мм/45, 12-240 мм/ 49,5, 16 - 75 мм, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Последние в мире линкоры-додредноуты и первые французские «капитальные» корабли с паротурбинной ЭУ. Морально устарели уже в ходе постройки. Имели недостаточную скорость хода и ненадежные паровые котлы с угольным отоплением. В то же время 240-мм пушки обладали отличными баллистическими характеристиками и высокой скорострельностью, благодаря чему по мощи артиллерийского залпа «дантоны» можно уравнять с первыми английскими и немецкими дредноутами. А после модернизации в 1918 году эти орудия стали одними из самых дальнобойных (18 км) во французском флоте. Во время Первой мировой войны на всех кораблях установили строенные 3,66-м дальномеры «Триплекс», а также 12 75-мм зениток.
«Дантон» погиб у о.Сардиния от торпеды немецкой подлодки U-64. «Вольтер» в ночь на 11.10.1918 получил сразу два торпедных попадания с субмарины UB-48, но отделался сравнительно легкими повреждениями. «Верньо» и «Мирабо» в 1919 году прибыли в Севастополь, причем последний 13.2.1919 во время шторма сел на камни у крымского побережья и был снят только через два месяца после демонтажа брони и носовой 305-мм башни. По прибытии в Тулон «Мирабо» решили не восстанавливать и в 1921 году его превратили в плавучую мишень. Та же участь постигла и «Верньо»; оба корабля были сданы на слом в 1928 — 1929 годах. Оставшиеся три линкора в 1922 — 1925 годах прошли модернизацию и с января 1927 года служили на Средиземном море в качестве учебных судов. «Кондорсэ» после списания использовался как блокшив и плавказарма в Тулоне до августа 1944 года.
Линкоры типа «Демократ» — 3 ед.
«Демократия (Democratic) Брест 1.5.1903/30.4.1904/1.1908 - искл. 1921
«Жюстис» (Justice) ФШ 4.1903/27.10.1904/2.1908 - искл.1922
«Веритэ» (Verite) Бордо 4.1903/28.5.1907/6.1908 - искл. 1922
14 860 т, 134,8x24,2x8,4 м. ПМ - 3, 22 ПК («Жюстис» 24 ПК), 18 500 л.с.=19уз. 905/ 1825туг. Броня: пояс 280 — 180 мм, верхний пояс 240— 180 мм, башни ГК 320 — 280 мм, барбеты 280 мм, башни СК 150 — 85 мм, палуба 60 мм, рубка 300 мм. Эк. 742 чел. 4 - 305 мм/40, 10-194 мм/50, 13 — 65 мм, 10 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Практически однотипны с линкорами типа «Репюблик», но оснащены более мощными пушками среднего калибра в одноорудийных башнях. Всего построено 4 корабля, но «Либертэ» погиб 25.9.1911 в результате взрыва боезапаса. В целом на момент своей закладки броненосцы типа «Демократи» оценивались как весьма удачные. К началу Первой мировой войны потеряли свое боевое значение.
В 1914—1918 годах все служили на Средиземном море. «Демократи» и «Жюстис» в 1919 году находились в Севастополе, участвуя в интервенции против Советской России.
Линкоры типа «Репюблик» — 2 ед.
«Репюблик» (Republique) Брест 12.1901/4.9.1902/12.1906 - искл. 1921
«Патри» (Patrie) ФШ 1.4.1902/17.12.1903/12.1906 - искл. 1928
14 605 т, 134,8x24,2x8,41 м. ПМ-3, 24 ПК, 18 000 л.с.=19 уз. 905/1805 т уг. Броня: как на «Демократи». Эк. 794 чел. 4 — 305/40, 18 - 164 мм/45, 13-65 мм, 10 -47 мм, 5 ТА 450 мм.
Построены по программе 1900 года. Вполне удачные броненосцы с хорошей мореходностью и мощной артиллерией, способной вести огонь даже при значительном волнении. Однако их появление совпало с началом эпохи дредноутов, и они мгновенно устарели.
Во время Первой мировой войны служили на Средиземном море (преимущественно в греческих водах). «Патри» в 1915 году оборудован носовыми параван-тралами. В 1918 году с него сняли 6 164-мм пушек для береговой обороны в Салониках. После окончания войны оба линкора переведены в ранг учебных судов.
Линкор «Сюффрен» — 1 ед.
«Сюффрен» (Suffren) Брест 5.1.1899/25.7.1899/10.1903 - погиб 26.11.1916
12527т, 125,5x21,4x8,4 м. ПМ-3, 24 ПК, 16 700 л.с.=17,9 уз. 820/1120 т уг. Броня: пояс 300 — 100 мм, башни ГК 320 мм, барбеты 250 мм, башни СК и казематы 120 мм, палуба 70 мм, рубка 300 — 250 мм. Эк. 714 чел. 4 - 305 мм/40, 10-164 мм/45, 8 - 100 мм, 22 - 47 мм, 2-37 мм, 4 ТА 450 мм.
Некогда один из лучших кораблей в своем классе, «Сюффрен» к началу Первой мировой войны окончательно устарел. Тем не менее, он служил флагманским кораблем во время Дарданелльской операции и неоднократно участвовал в бомбардировках турецких береговых батарей, 18.3.1915 получил 14 попаданий и едва не погиб от взрыва боезапаса (вспыхнувшие заряды для 164-мм орудий вовремя удалось потушить). В ноябре 1916 года «Сюффрен» отправили без эскорта на ремонт в Брест. Не далеко от Лиссабона он был торпедирован немецкой подлодкой U-52, взорвался и мгновенно затонул вместе со всем экипажем.
Линкоры типа «Шарлемань» — 3 ед.
«Шарлемань» (Charlemagne) Брест 14.7.1894/17.10.1895/12.1899 - искл. 1920
«Сен-Луи» (Saint-Louis) Лор 28.3.1895/8.9.1896/1.9.1900 - искл. 1920
«Голуа» (Gaulois) Брест 1.1896/8.10.1896/12.1899 - погиб 27.12.1916
11100т, 118x20,2x8,4 м. ПМ-3, 20 ПК, 15 000 л.с.= 18 уз. 680/1080 т уг. Броня: пояс 370 — 150 мм, верхний пояс 100 мм, башни 270 — 230 мм, казематы 75 мм, палуба 40 мм, рубка 330 мм (по другим данным, пояс до 400 мм, башни до 350 мм). Эк. 727 чел. 4 - 305 мм/40, 10-138 мм/ 45, 8 - 100 мм, 20 - 47 мм, 4-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Первые французские броненосцы с двухорудийными башнями ГК. К 1914 году безнадежно устарели, однако активно действовали на Средиземном море во время Первой мировой войны. Все участвовали в Дарданелльской операции, в ходе которой «Голуа» получил 18.3.1915 тяжелые повреждения от попавшего в подводную часть корпуса снаряда с турецкой береговой батареи. Линкору пришлось выброситься на мель. «Голуа» удалось отремонтировать, но через полтора года он погиб в Эгейском море от торпеды немецкой подлодки UB-47.
Линкор «Бувэ» — 1 ед.
«Бувэ» (Bouvet) Лор 16.1.1893/27.4.1896/6.1898 - погиб 18.3.1915
12144т, 122,6x21,4x8,4 м. ПМ-3, 32 ПК, 15 000 л.с.=18 уз. 610/980 т уг. Броня: пояс 400 — 200 мм, верхний пояс 80 мм, башни ГК 370 мм, башни СК 100 мм, палуба 70 мм, рубка 305 мм. Эк. 698 чел. 2 - 305 мм/45, 2 - 274 мм/45, 8-138 мм/ 45, 8- 100 мм, 12-47 мм, 7-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Устаревший броненосец, последний из семейства «Шарль Мартель». Служил на Средиземном море, участвовал в Дарданелльской операции. 18.3.1915 во время бомбардировки береговых батарей подорвался на мине, выставленной турецким заградителем «Нусрет». «Бувэ» перевернулся вверх килем и затонул в течение двух минут. Вместе с кораблей погибло 648 человек.
Линкор «Жорегиберри» — 1 ед.
«Жорегиберри» (Jaureguiberry) ФШ 11.1891/27.10.1893/2.1897- искл. 1920
11 637 т, 111x22,15x8,43 м. ПМ - 2, 24 ПК, 14 400 л.с.=17,7 уз. 680/980 т уг. Броня: пояс 430 — 250 мм, верхний пояс 100 мм, башни ГК 370 мм, башни СК 100 мм, палуба 70 мм, рубка 230 мм. Эк. 631 чел. 2 - 305 мм/45, 2 - 274 мм/45, 8-138 мм/ 45, 4 — 65 мм, 18 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Устаревший броненосец из семейства «Шарль Мартель». В годы Первой мировой войны действовал в восточном Средиземноморье, участвовал в Дарданелльской операции, обстреливал турецкие позиции в Сирии и Палестине. В 1917 году частично разоружен, в 1918 году выведен в резерв и поставлен на прикол в Порт-Саиде. Затем служил плавказармой в Тулоне. Сдан на слом в 1934 году.