Броненосные крейсера

 

Броненосные крейсера типа «Эдгар Кинэ» — 2 ед.

13.jpg

 «Эдгар Кинэ» (Edgar Quinet)                       Брест 11.1905/21.9.1907/1.1911 - погиб 9.1.1930

«Вальдек-Руссо» (Waldeck-Rousseau)         Лор 6.1906/4.3.1908/8.1911       - искл. 1936

 

13 847 т («Вальдек-Руссо» 13 995 т), 158,9x21,5x8,4 м. ПМ - 3, 40 ПК («Вальдек-Руссо» 42 ПК), 36 000 л.с.=23 уз. 1242/2260 т уг. Броня: пояс 150 — 40 мм, казематы 180 мм, башни 200 мм, палубы 65+35 мм, рубка 200 мм. Эк. 859 чел. 14 -194 мм/50, 20 - 65 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Последние и самые мощные броненос­ные крейсера французского флота. Со­зданы на базе крейсера «Эрнест Ренан», но вооружены артиллерией одного калиб­ра. 194-мм орудия имели скорострель­ность 4 выстр./мин, заряжание осуществ­лялось при любом угле возвышения. Даль­ность стрельбы составляла 14 км, а пос­ле модернизации — 18 км. Вместе с тем, эти крейсера устарели по концепции уже в ходе постройки.

В годы Первой мировой войны оба ко­рабля оперировали преимущественно в Ионическом и Эгейском морях. «Вальдек-Руссо» в 1919 — 1920 годах находился на Черном море, а затем долго служил флаг­маном отряда кораблей на Дальнем Востоке. «Эдгар Кинэ» в 1925— 1927 годах переоборудован в учебное судно. В 1930 году он потерпел кораблекрушение у бе­регов Алжира.

 

Броненосный крейсер «Эрнест Ренан» — 1 ед.

14.jpg

 «Эрнест Ренан» (Ernest Renan)      СНзП 7.1904/3.6.1906/2.1909 - искл. 1931

 

13 504 т, 158,9x21,3x8,4 м. ПМ - 3, 42 ПК, 36 000 л.с.=23 уз. 1350/2260 т уг. Броня: пояс 150-65 мм, казематы 140 мм, башни ГК 200 мм, башни СК 160 мм, палубы 65+35 мм, рубка 200 мм. Эк. 824 чел. 4- 194 мм/50, 12- 164 мм/45, 16-65 мм, 8 — 47 мм, 2 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Близок по типу к крейсеру «Эдгар Кинэ». Был самым быстроходным фран­цузским броненосным крейсером: на ис­пытаниях он развил ход 24,4 узла при мощности 37 685 л.с. В годы войны запас угля на нем уменьшили до 1870 т, демон­тировали грот-мачту и установили не­сколько зенитных пушек. В 1914— 1918 годах действовал на Средиземном море. С 1927 года — учебное судно, в 1931 году переоборудован в плавучую мишень и потоплен на учениях.

 

Броненосный крейсер «Жюль Мишле» — 1 ед.

15.jpg

 «Жюль Мишле» (Jules Michelet)           Лорб. 1904/31.8.1905/11.1908- искл. 1931

 

13 105 т, 146,5x21,4x8,4 м. ПМ - 3, 28 ПК, 30 000 л.с.=22,5 уз. 1400/2070 т уг. Бро­ня: как на «Эрнесте Ренане». Эк. 770 чел. 4 - 194 мм/50, 12 - 164 мм/45, 22 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Создан на базе проекта крейсера «Леон Гамбетта», но отличался большей мощностью механизмов и артиллерийс­ким вооружением (40-калиберные 194-мм орудия заменены 50-калиберными, а 8 164-мм пушек размещены в одноорудийных башнях). В ходе Первой мировой войны число 47-мм пушек уменьшено до 12, но вместо них добавлены 4 47-мм зенитки. В 1914 — 1918 годах служил на Средиземном море. В 1929 году выве­ден в резерв, в 1931-м списан и пре­вращен в плавучую мишень. Потоплен в 1937 году подлодкой «Тетис» во время учений.

 

Броненосные крейсера типа «Леон Гамбетта» — 3 ед.

16.jpg

 «Леон Гамбетта» (Leon Gambetta)          Брест 1.1901/26.10.1901/7.1905 - погиб27.4.1915

«ЖюльФерри» (Jules Ferry)                    Шер 8.1901/23.8.1903/9.1905     - искл.1927

«Виктор Гюго» (Victor Hugo)                  Лор 3.1903/30.3.1904/1907        - искл. 1930

 

12 351 т («В.Гюго» 13 108 т), 146,5 (вл)х21,4х8,4 м. ПМ - 3, 28 ПК («Ж.Ферри» 20 ПК), 28 500 л.с.=22,5 уз. 1320/ 2065 т уг. Броня: как на «Эрнесте Рена­не». Эк. 734 чел. 4—194 мм/40, 16 — 164 мм/45, 2-65 мм, 22 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Хорошо защищенные мореходные ко­рабли, ознаменовавшие собой появле­ние последнего поколения французских броненосных крейсеров. На момент по­стройки считались одними из самых мощных в мире, но быстро устарели и к началу Первой мировой войны потеря­ли боевое значение. Служили на Сре­диземном море. «Леон Гамбетта» потоп­лен двумя торпедами, выпущенными австрийской подлодкой U-5; находи­вшийся на борту контр-адмирал Сенэ и большая часть экипажа погибли. «Вик­тор Гюго» с 1922 года служил на Даль­нем Востоке, 20.1.1928 выведен в ре­зерв.

 

Броненосные крейсера типа «Глуар» — 4 ед.

17.jpg

 «Глуар» (Gloire)                           Лор 9.1899/12.6.1900/1904   - искл. 1922

«Амираль Об» (Amiral Aube)      СНзП 10.1899/9.5.1902/1904 - искл. 1922

«Марсельез» (Marseillaise)           Брест 1.1900/14.7.1900/1903 - искл. 1929

«Кондэ» (Conde)                         Лор 3.1901/12.3.1902/1904    - искл. 1933

 

9856 т («Марсельез» 9458 т, «Кондэ» 10 233 т, «Глуар» 10 212 т), 139,8(вл)х20,2х7,7 м. ПМ — 3, 28 ПК («Амираль Об» и «Марсе­льез» 24 ПК), 21 800 л.с.=21,5 уз. 970/ 1565 т уг. Броня: пояс 150 — 65 мм, баш­ни ГК 170 мм, башни СК 100 мм, казе­маты 80 мм, палуба 45 — 20 мм, рубка 150 мм. Эк. 615 чел. 2 — 194 мм/40, 8 — 164 мм/45, 6 - 100 мм, 18 - 47 мм, 5 ТА 450 мм.

 

Большие броненосные крейсера, раз­витие типа «Монкальм». Отличались рас­положением 164-мм орудий (4 - в одноорудийных башнях, 4 - в казематах). К началу Первой мировой войны уже счита­лись устаревшими. Всего в серии было 5 кораблей, но «Сюлли» погиб 30.9.1905 у берегов Индокитая в результате навига­ционной аварии.

В 1914 году все четыре крейсера на­ходились в составе Атлантического фло­та. Они несли патрульную службу в Ла-Манше, сопровождали трансатлантичес­кие конвои. «Марсельез» и «Кондэ» действовали в Вест-Индии, «Глуар» в 1916 — 1918 годах находился в Южной Атланти­ке, в мае 1918 года был поврежден в ре­зультате столкновения с американским пароходом «Сити оф Атенс»; отремонти­рован на верфи в Нью-Йорке. «Амираль Об» в 1915 году перешел на Средизем­ное море, в 1916-м его вывели в резерв.

 

Броненосные крейсера типа «Монкальм» — 3 ед.

18.jpg

 «Монкальм» (Montcalm)                          ФШ 4.1898/27.3.1900/1902 - искл. 1926

«Гейдон» (Gueydon)                                Лор 8.1898/20.9.1899/1903 - искл. 1935

«Дюпти-Туар» (Dupetit-Thouars)            Тул 4.1898/5.7.1901/1904    - погиб 7.8.1918

 

9367 т («Гейдон» 9548 т), 138x19,4x7,65 м. ПМ - 3, 28 ПК («Монкальм» 20 ПК), 19 600 л.с.=21 уз. («Дюпти-Туар» 22 000 л.с.= 22 уз.). 1000/1575 туг. Броня: пояс 150 — 35 мм, башни 200 мм, казематы 120 мм, палуба до 50 мм, рубка 160 мм. Эк. 591 чел. 2-194 мм/40, 8-164 мм/45,4-100 мм, 16 — 47 мм, 4 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.

К началу Первой мировой войны уже считались устаревшими, но активно дей­ствовали на разных театрах. В 1914 году числились в составе Атлантического фло­та. «Монкальм» находился у берегов Ав­стралии, принимал участие в захвате Са­моа. В 1915 году прибыл в Суэц. После ремонта (январь— сентябрь 1916 г.) ушел в Вест-Индию, затем эскортировал трансатлантические конвои. «Дюпти-Туар» базировался на Брест, нес патруль­ную и эскортную службу в Атлантике. Потоплен немецкой подлодкой U-62 в 400 милях от Бреста. «Гейдон» действовал в Ла-Манше, сопровождал конвои между Брестом и Гибралтаром, оперировал у берегов Южной Америки. В 1918 году вместе с «Монкальмом» участвовал в интервенции против Советской России, на­ходился в Мурманске и Архангельске. В 1919 году перешел на Балтику. С 1928 года служил стационарным учебным суд­ном.

 

Броненосные крейсера типа «Дюплэ» — 3 ед.

19.jpg

 «Дюплэ» (Dupleix)            Рош    2.1898/28.4.1900/1903   - искл. 1919

«Десэ» (Desaix)                 СНзЛ  11.1897/21.3.1901/1904 - искл. 1921

«Клебер» (Kleber)             Бордо 4.1898/20.9.1902/1904   - погиб 27.6.1917

 

7578 т («Клебер» 7602 т), 130(вл)х17,8 х7,4 м. ПМ - 3, 24 ПК («Клебер» 20 ПК), 17 500 л.с.=21 уз. 880/1180 т уг. Броня: пояс 100 —40мм, башни 160— 100мм, па­луба 65 — 40 мм, рубка 80 мм. Эк. 570 чел. 8- 164мм/45, 4- 100мм, 10 - 47 мм, 4-37 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Мореходные броненосные крейсера уменьшенного водоизмещения со слабым вооружением. В 1914 году «Десэ» и «Клебер» базировались на Брест и действова­ли в районе Ла-Манша и в Бискайском за­ливе. В мае 1915 года «Клебер» перешел на Средиземное море, участвовал в Дарданелльской операции, 7.7.1915 серьезно пострадал от столкновения с английским транспортом. В 1917 году вновь переведен на Атлантическое побережье. Погиб на мине, выставленной немецкой подлодкой UC-61. «Десэ» с декабря 1914 года опери­ровал на Средиземном море, преимуще­ственно у берегов Сирии и Египта. В 1916 году перебазировался в Дакар, затем — в Вест-Индию. В 1919 году ушел на Дальний Восток. «Дюплэ» к началу Первой мировой войны находился в Гонконге, участвовал в поисках эскадры адмирала Шпее (в част­ности, захватил немецкие транспорты «Сенегамбия» и «Фердинанд Лайеш») и крей­сера «Эмден». С мая 1915 года находился на Средиземном море, неоднократно при­влекался к обстрелу вражеских позиций на побережье Турции и Египта.

 

Броненосный крейсер «Жанна д'Арк» — 1 ед.

20.jpg

 «Жанна д'Арк» (Jeanne d'Arc)                Тул 10.1896/8.6.1899/1902 - искл. 1933

 

11 092т, 145,4x19,4x8,1 м. ПМ - 3, 36 ПК, 33000л.с.=21,8уз. 1400/1970туг. Броня: пояс 150 — 40 мм, башни 160—120 мм, палуба 50 мм, рубка 150 мм. Эк. 651 чел. 2-194 мм/40,14 - 138 мм/45, 16 - 47 мм, 6-37 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Первый океанский броненосный крей­сер французского флота, ставший прото­типом всех последующих серий кораблей данного класса. Оказался неудачным: он так и не достиг проектной скорости (23 узла), имел неудовлетворительную манев­ренность и слишком большой расход угля. Кроме того, для его размеров вооруже­ние было слишком слабым.

С 1912 года «Жанна д'Арк» служила учебным судном, но с началом войны ее вновь включили в боевой состав флота. Несла патрульную службу в Ла-Манше, в 1915 — 1917 годах действовала в Восточ­ном Средиземноморье. В 1918 году сопровождала конвои между США и Фран­цией. В 1919 году вновь стала учебным судном, в 1929-м выведена в резерв.

 

Броненосный крейсер «Потюо» — 1 ед.

 

«Потюо» (Pothuau)                      ФШ 1.1893/19.9.1895/1.1897- искл. 1927

 

5374 т, 113x15,3x6,5 м. ПМ-2, 18 ПК, 10000л.с.=19уз. Броня: пояс 60 —35мм, башни 170 — 140 мм, казематы 55, палу­ба 85 — 35 мм, рубка 230 мм. Эк. 459 чел. 2-194 мм/40,10-138 мм/45,10-47 мм, 8 — 37 мм, 4 ТА 450 мм.

 

Устаревший броненосный крейсер, к 1914 году служил учебным судном. В на­чале Первой мировой войны действовал на Средиземном море, затем участвовал в десантной операции в Камеруне. В 1916— 1917 годах обеспечивал оборону Суэцкого канала, оперировал на Красном море, прошел ремонт в Сайгоне. Затем вернулся в Тулон, переоборудован в но­ситель аэростатов. В 1919 году вновь стал учебным судном, при этом башни были заменены зенитными пушками.

 

Броненосные крейсера типа «Амираль Шарнэ» — 3 ед.

21.jpg

 «Амираль Шарнэ» (Amiral Charner)         Рош 7.1889/18.3.1893/1894    - погиб 8.2.1916

«Брюи» («Bruix)                                        Рош 10.1890/3.8.1894/5.1896 - искл. 1920

«Латуш-Тревиль» (Latouche Treville)       Брест 1890/8.10.1892/1894     - искл. 1920

 

4730т, 110x14x6 м. ПМ-2, 16 ПК, 8300 л.с.=18,5 уз. 600 туг. Броня: пояс 90 мм, башни 110 мм, палуба 65 — 55 мм, рубка 110 мм. Эк. 393 чел. 2-194 мм/45, 6-138 мм/45, 4 — 65 мм, 4 — 47 мм, 6 — 37 мм, 4 ТА 450 мм.

 

Устаревшие корабли небольшого водо­измещения, к началу Первой мировой вой­ны находились в резерве. Всего в серии было 4 крейсера, но один из них — «Шанзи» — погиб 30.5.1907 у берегов Китая в результате кораблекрушения.

«Амираль Шарнэ» до ноября 1914 года занимался эскортированием транспортов в Марокко, затем действовал в Восточ­ном Средиземноморье. В сентябре 1915 года эвакуировал 3000 спасавшихся от турок армян. Потоплен недалеко от Бей­рута немецкой подлодкой U-21; из экипа­жа крейсера спасся лишь один человек.

«Брюи» оперировал на Средиземном и в Красном морях, базировался на Салони­ки. «Латуш-Тревиль» служил на Среди­земном море, поврежден турецкой береговой артиллерией в ходе Дарданелльской операции. В конце войны использо­вался как стационарный учебный корабль на острове Корфу.