Броненосные крейсера
Броненосные крейсера типа «Эдгар Кинэ» — 2 ед.
«Эдгар Кинэ» (Edgar Quinet) Брест 11.1905/21.9.1907/1.1911 - погиб 9.1.1930
«Вальдек-Руссо» (Waldeck-Rousseau) Лор 6.1906/4.3.1908/8.1911 - искл. 1936
13 847 т («Вальдек-Руссо» 13 995 т), 158,9x21,5x8,4 м. ПМ - 3, 40 ПК («Вальдек-Руссо» 42 ПК), 36 000 л.с.=23 уз. 1242/2260 т уг. Броня: пояс 150 — 40 мм, казематы 180 мм, башни 200 мм, палубы 65+35 мм, рубка 200 мм. Эк. 859 чел. 14 -194 мм/50, 20 - 65 мм, 2 ТА 450 мм.
Последние и самые мощные броненосные крейсера французского флота. Созданы на базе крейсера «Эрнест Ренан», но вооружены артиллерией одного калибра. 194-мм орудия имели скорострельность 4 выстр./мин, заряжание осуществлялось при любом угле возвышения. Дальность стрельбы составляла 14 км, а после модернизации — 18 км. Вместе с тем, эти крейсера устарели по концепции уже в ходе постройки.
В годы Первой мировой войны оба корабля оперировали преимущественно в Ионическом и Эгейском морях. «Вальдек-Руссо» в 1919 — 1920 годах находился на Черном море, а затем долго служил флагманом отряда кораблей на Дальнем Востоке. «Эдгар Кинэ» в 1925— 1927 годах переоборудован в учебное судно. В 1930 году он потерпел кораблекрушение у берегов Алжира.
Броненосный крейсер «Эрнест Ренан» — 1 ед.
«Эрнест Ренан» (Ernest Renan) СНзП 7.1904/3.6.1906/2.1909 - искл. 1931
13 504 т, 158,9x21,3x8,4 м. ПМ - 3, 42 ПК, 36 000 л.с.=23 уз. 1350/2260 т уг. Броня: пояс 150-65 мм, казематы 140 мм, башни ГК 200 мм, башни СК 160 мм, палубы 65+35 мм, рубка 200 мм. Эк. 824 чел. 4- 194 мм/50, 12- 164 мм/45, 16-65 мм, 8 — 47 мм, 2 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Близок по типу к крейсеру «Эдгар Кинэ». Был самым быстроходным французским броненосным крейсером: на испытаниях он развил ход 24,4 узла при мощности 37 685 л.с. В годы войны запас угля на нем уменьшили до 1870 т, демонтировали грот-мачту и установили несколько зенитных пушек. В 1914— 1918 годах действовал на Средиземном море. С 1927 года — учебное судно, в 1931 году переоборудован в плавучую мишень и потоплен на учениях.
Броненосный крейсер «Жюль Мишле» — 1 ед.
«Жюль Мишле» (Jules Michelet) Лорб. 1904/31.8.1905/11.1908- искл. 1931
13 105 т, 146,5x21,4x8,4 м. ПМ - 3, 28 ПК, 30 000 л.с.=22,5 уз. 1400/2070 т уг. Броня: как на «Эрнесте Ренане». Эк. 770 чел. 4 - 194 мм/50, 12 - 164 мм/45, 22 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Создан на базе проекта крейсера «Леон Гамбетта», но отличался большей мощностью механизмов и артиллерийским вооружением (40-калиберные 194-мм орудия заменены 50-калиберными, а 8 164-мм пушек размещены в одноорудийных башнях). В ходе Первой мировой войны число 47-мм пушек уменьшено до 12, но вместо них добавлены 4 47-мм зенитки. В 1914 — 1918 годах служил на Средиземном море. В 1929 году выведен в резерв, в 1931-м списан и превращен в плавучую мишень. Потоплен в 1937 году подлодкой «Тетис» во время учений.
Броненосные крейсера типа «Леон Гамбетта» — 3 ед.
«Леон Гамбетта» (Leon Gambetta) Брест 1.1901/26.10.1901/7.1905 - погиб27.4.1915
«ЖюльФерри» (Jules Ferry) Шер 8.1901/23.8.1903/9.1905 - искл.1927
«Виктор Гюго» (Victor Hugo) Лор 3.1903/30.3.1904/1907 - искл. 1930
12 351 т («В.Гюго» 13 108 т), 146,5 (вл)х21,4х8,4 м. ПМ - 3, 28 ПК («Ж.Ферри» 20 ПК), 28 500 л.с.=22,5 уз. 1320/ 2065 т уг. Броня: как на «Эрнесте Ренане». Эк. 734 чел. 4—194 мм/40, 16 — 164 мм/45, 2-65 мм, 22 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Хорошо защищенные мореходные корабли, ознаменовавшие собой появление последнего поколения французских броненосных крейсеров. На момент постройки считались одними из самых мощных в мире, но быстро устарели и к началу Первой мировой войны потеряли боевое значение. Служили на Средиземном море. «Леон Гамбетта» потоплен двумя торпедами, выпущенными австрийской подлодкой U-5; находившийся на борту контр-адмирал Сенэ и большая часть экипажа погибли. «Виктор Гюго» с 1922 года служил на Дальнем Востоке, 20.1.1928 выведен в резерв.
Броненосные крейсера типа «Глуар» — 4 ед.
«Глуар» (Gloire) Лор 9.1899/12.6.1900/1904 - искл. 1922
«Амираль Об» (Amiral Aube) СНзП 10.1899/9.5.1902/1904 - искл. 1922
«Марсельез» (Marseillaise) Брест 1.1900/14.7.1900/1903 - искл. 1929
«Кондэ» (Conde) Лор 3.1901/12.3.1902/1904 - искл. 1933
9856 т («Марсельез» 9458 т, «Кондэ» 10 233 т, «Глуар» 10 212 т), 139,8(вл)х20,2х7,7 м. ПМ — 3, 28 ПК («Амираль Об» и «Марсельез» 24 ПК), 21 800 л.с.=21,5 уз. 970/ 1565 т уг. Броня: пояс 150 — 65 мм, башни ГК 170 мм, башни СК 100 мм, казематы 80 мм, палуба 45 — 20 мм, рубка 150 мм. Эк. 615 чел. 2 — 194 мм/40, 8 — 164 мм/45, 6 - 100 мм, 18 - 47 мм, 5 ТА 450 мм.
Большие броненосные крейсера, развитие типа «Монкальм». Отличались расположением 164-мм орудий (4 - в одноорудийных башнях, 4 - в казематах). К началу Первой мировой войны уже считались устаревшими. Всего в серии было 5 кораблей, но «Сюлли» погиб 30.9.1905 у берегов Индокитая в результате навигационной аварии.
В 1914 году все четыре крейсера находились в составе Атлантического флота. Они несли патрульную службу в Ла-Манше, сопровождали трансатлантические конвои. «Марсельез» и «Кондэ» действовали в Вест-Индии, «Глуар» в 1916 — 1918 годах находился в Южной Атлантике, в мае 1918 года был поврежден в результате столкновения с американским пароходом «Сити оф Атенс»; отремонтирован на верфи в Нью-Йорке. «Амираль Об» в 1915 году перешел на Средиземное море, в 1916-м его вывели в резерв.
Броненосные крейсера типа «Монкальм» — 3 ед.
«Монкальм» (Montcalm) ФШ 4.1898/27.3.1900/1902 - искл. 1926
«Гейдон» (Gueydon) Лор 8.1898/20.9.1899/1903 - искл. 1935
«Дюпти-Туар» (Dupetit-Thouars) Тул 4.1898/5.7.1901/1904 - погиб 7.8.1918
9367 т («Гейдон» 9548 т), 138x19,4x7,65 м. ПМ - 3, 28 ПК («Монкальм» 20 ПК), 19 600 л.с.=21 уз. («Дюпти-Туар» 22 000 л.с.= 22 уз.). 1000/1575 туг. Броня: пояс 150 — 35 мм, башни 200 мм, казематы 120 мм, палуба до 50 мм, рубка 160 мм. Эк. 591 чел. 2-194 мм/40, 8-164 мм/45,4-100 мм, 16 — 47 мм, 4 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.
К началу Первой мировой войны уже считались устаревшими, но активно действовали на разных театрах. В 1914 году числились в составе Атлантического флота. «Монкальм» находился у берегов Австралии, принимал участие в захвате Самоа. В 1915 году прибыл в Суэц. После ремонта (январь— сентябрь 1916 г.) ушел в Вест-Индию, затем эскортировал трансатлантические конвои. «Дюпти-Туар» базировался на Брест, нес патрульную и эскортную службу в Атлантике. Потоплен немецкой подлодкой U-62 в 400 милях от Бреста. «Гейдон» действовал в Ла-Манше, сопровождал конвои между Брестом и Гибралтаром, оперировал у берегов Южной Америки. В 1918 году вместе с «Монкальмом» участвовал в интервенции против Советской России, находился в Мурманске и Архангельске. В 1919 году перешел на Балтику. С 1928 года служил стационарным учебным судном.
Броненосные крейсера типа «Дюплэ» — 3 ед.
«Дюплэ» (Dupleix) Рош 2.1898/28.4.1900/1903 - искл. 1919
«Десэ» (Desaix) СНзЛ 11.1897/21.3.1901/1904 - искл. 1921
«Клебер» (Kleber) Бордо 4.1898/20.9.1902/1904 - погиб 27.6.1917
7578 т («Клебер» 7602 т), 130(вл)х17,8 х7,4 м. ПМ - 3, 24 ПК («Клебер» 20 ПК), 17 500 л.с.=21 уз. 880/1180 т уг. Броня: пояс 100 —40мм, башни 160— 100мм, палуба 65 — 40 мм, рубка 80 мм. Эк. 570 чел. 8- 164мм/45, 4- 100мм, 10 - 47 мм, 4-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Мореходные броненосные крейсера уменьшенного водоизмещения со слабым вооружением. В 1914 году «Десэ» и «Клебер» базировались на Брест и действовали в районе Ла-Манша и в Бискайском заливе. В мае 1915 года «Клебер» перешел на Средиземное море, участвовал в Дарданелльской операции, 7.7.1915 серьезно пострадал от столкновения с английским транспортом. В 1917 году вновь переведен на Атлантическое побережье. Погиб на мине, выставленной немецкой подлодкой UC-61. «Десэ» с декабря 1914 года оперировал на Средиземном море, преимущественно у берегов Сирии и Египта. В 1916 году перебазировался в Дакар, затем — в Вест-Индию. В 1919 году ушел на Дальний Восток. «Дюплэ» к началу Первой мировой войны находился в Гонконге, участвовал в поисках эскадры адмирала Шпее (в частности, захватил немецкие транспорты «Сенегамбия» и «Фердинанд Лайеш») и крейсера «Эмден». С мая 1915 года находился на Средиземном море, неоднократно привлекался к обстрелу вражеских позиций на побережье Турции и Египта.
Броненосный крейсер «Жанна д'Арк» — 1 ед.
«Жанна д'Арк» (Jeanne d'Arc) Тул 10.1896/8.6.1899/1902 - искл. 1933
11 092т, 145,4x19,4x8,1 м. ПМ - 3, 36 ПК, 33000л.с.=21,8уз. 1400/1970туг. Броня: пояс 150 — 40 мм, башни 160—120 мм, палуба 50 мм, рубка 150 мм. Эк. 651 чел. 2-194 мм/40,14 - 138 мм/45, 16 - 47 мм, 6-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Первый океанский броненосный крейсер французского флота, ставший прототипом всех последующих серий кораблей данного класса. Оказался неудачным: он так и не достиг проектной скорости (23 узла), имел неудовлетворительную маневренность и слишком большой расход угля. Кроме того, для его размеров вооружение было слишком слабым.
С 1912 года «Жанна д'Арк» служила учебным судном, но с началом войны ее вновь включили в боевой состав флота. Несла патрульную службу в Ла-Манше, в 1915 — 1917 годах действовала в Восточном Средиземноморье. В 1918 году сопровождала конвои между США и Францией. В 1919 году вновь стала учебным судном, в 1929-м выведена в резерв.
Броненосный крейсер «Потюо» — 1 ед.
«Потюо» (Pothuau) ФШ 1.1893/19.9.1895/1.1897- искл. 1927
5374 т, 113x15,3x6,5 м. ПМ-2, 18 ПК, 10000л.с.=19уз. Броня: пояс 60 —35мм, башни 170 — 140 мм, казематы 55, палуба 85 — 35 мм, рубка 230 мм. Эк. 459 чел. 2-194 мм/40,10-138 мм/45,10-47 мм, 8 — 37 мм, 4 ТА 450 мм.
Устаревший броненосный крейсер, к 1914 году служил учебным судном. В начале Первой мировой войны действовал на Средиземном море, затем участвовал в десантной операции в Камеруне. В 1916— 1917 годах обеспечивал оборону Суэцкого канала, оперировал на Красном море, прошел ремонт в Сайгоне. Затем вернулся в Тулон, переоборудован в носитель аэростатов. В 1919 году вновь стал учебным судном, при этом башни были заменены зенитными пушками.
Броненосные крейсера типа «Амираль Шарнэ» — 3 ед.
«Амираль Шарнэ» (Amiral Charner) Рош 7.1889/18.3.1893/1894 - погиб 8.2.1916
«Брюи» («Bruix) Рош 10.1890/3.8.1894/5.1896 - искл. 1920
«Латуш-Тревиль» (Latouche Treville) Брест 1890/8.10.1892/1894 - искл. 1920
4730т, 110x14x6 м. ПМ-2, 16 ПК, 8300 л.с.=18,5 уз. 600 туг. Броня: пояс 90 мм, башни 110 мм, палуба 65 — 55 мм, рубка 110 мм. Эк. 393 чел. 2-194 мм/45, 6-138 мм/45, 4 — 65 мм, 4 — 47 мм, 6 — 37 мм, 4 ТА 450 мм.
Устаревшие корабли небольшого водоизмещения, к началу Первой мировой войны находились в резерве. Всего в серии было 4 крейсера, но один из них — «Шанзи» — погиб 30.5.1907 у берегов Китая в результате кораблекрушения.
«Амираль Шарнэ» до ноября 1914 года занимался эскортированием транспортов в Марокко, затем действовал в Восточном Средиземноморье. В сентябре 1915 года эвакуировал 3000 спасавшихся от турок армян. Потоплен недалеко от Бейрута немецкой подлодкой U-21; из экипажа крейсера спасся лишь один человек.
«Брюи» оперировал на Средиземном и в Красном морях, базировался на Салоники. «Латуш-Тревиль» служил на Средиземном море, поврежден турецкой береговой артиллерией в ходе Дарданелльской операции. В конце войны использовался как стационарный учебный корабль на острове Корфу.