Бронепалубные крейсера
Бронепалубный крейсер «Жюрен де Ла Гравьер» — 1 ед.
«Жюрен де Ла Гравьер» (Jurien de la Graviere) Лор 11.1897/26.7.1899/1902 - искл. 1922
5595 т, 137x15x6,3 м. ПМ - 3, 24 ПК, 17 000 л.с.=22,5 уз. 600/886 т уг. Броня: палуба 65 — 35 мм, орудийные щиты 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 511 чел. 8 — 164 мм/ 45, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Большой, но слабо вооруженный крейсер. Обладал плохой маневренностью и на испытаниях (продолжавшихся более года) так и не развил проектной 23-узловой скорости. Во время Первой мировой войны действовал на Адриатике, в Ионическом и Эгейском морях. С 1920 года — стационер в Сирии.
Бронепалубный крейсер «Гишен» — 1 ед.
«Гишен» (Guichen) СНзЛ 10.1895/15.5.1898/1901 - искл. 1921
8151 т, 133(пп)х17х7,5 м. ПМ-3, 36 ПК, 25 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: 100 — 40 мм, казематы 60 — 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 625 чел. 2 - 164 мм/45, 6 - 138 мм/45, 10 - 47 мм, 5-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Океанский «истребитель торговли» с большим радиусом действия, но с очень слабым для его размеров вооружением. В 1914 году нес патрульную службу в Атлантике от Ла-Манша до Марокко, с 1915 года находился на Средиземном море. В 1917 году частично разоружен и затем использовался как быстроходный транспорт. В 1919 году оперировал на Черном море, участвуя в интервенции против Советской России.
Бронепалубный крейсер «Шаторено» — 1 ед.
«Шаторено» (Chateaurenault) ФШ 5.1896/12.5.1898/1902 - погиб 14.12.1917
7898 т, 135(вл)х17х7,4 м. ПМ - 3, 14 ПК, 23 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: палуба 100 — 60 мм, казематы 60 — 40 мм, щиты орудий 54 мм. Эк. 604 чел. 2 — 164 мм/45, 6-138 мм/45, 10 - 47 мм, 5 -37 мм.
По характеристикам аналогичен крейсеру «Гишен», но отличался иной компоновкой и силуэтом. На испытаниях в 1899 году проявилась сильная вибрация, из-за чего вновь был отправлен на верфь. Исправление всех дефектов продолжалось с октября 1899 по сентябрь 1902 года. Во время Первой мировой войны нес патрульную службу в Ла-Манше, охотился за немецким вспомогательным крейсером
«Мёве» в Южной Атлантике, использовался на Средиземном море как быстроходный транспорт. Потоплен в Ионическом море двумя торпедами, -выпущенными подлодкой UC-38.
Бронепалубный крейсер «Д'Антрекасто» — 1 ед.
«Д'Антрекасто» (D'Entrecasteaux) ФШ 9.1894/12.6.1896/1899 - искл. 1922
7995 т, 117(пп)х17,8х7,5 м. ПМ - 2, 5 ПК, 14 500 л.с.=19,2 уз. 650/980 т уг. Броня: палуба 100 — 30 мм, башни 230 мм, казематы 52 мм, рубка 250 мм. Эк. 559 чел. 2 - 240 мм/40, 12-138 мм/30, 12 - 47 мм, 6 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Оригинальный корабль с тяжелой башенной артиллерией и умеренной скоростью. Предназначался для действий в отдаленных районах: подводная часть корпуса была обшита деревом и покрыта медью, погреба боезапаса имели систему охлаждения. К 1914 году скорость крейсера не превышала 17 узлов. До 1916 года действовал на Средиземном море, неоднократно обстреливал турецкие позиции в Палестине и Сирии. Затем оперировал в Ла-Манше, сопровождал конвои до Мадагаскара. Снова перешел на Средиземное море, где использовался преимущественно как войсковой транспорт. С 1919 года служил учебным судном в Бресте, позже был разоружен и подарен Бельгии, а в 1927 году продан Польше. Являлся блокшивом, разобран на металл после 1938 года.
Бронепалубный крейсер «Декарт» — 1 ед.
«Декарт» (Descartes) СНзЛ 8.1892/27.9.1894/7.1896 - искл. 1920
3960 т, 96,3(пп)х13х6,5 м. ПМ - 2, 16 ПК, 8500 л.с.=19 уз. 543 т уг. Броня: палуба 60 — 20 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 70 мм. Эк. 421 чел. 4- 164 мм/45, 10-100 мм, 8-47 мм, 4 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Устаревший крейсер, предназначенный для колониальной службы. Однотипные «Паскаль», «Катина» и «Протэ» списаны в 1910 - 1911 годах. «Декарт» в 1914 – 1917 годах находился в Вест-Индии, причем дважды получал повреждения в результате столкновений с торговыми судами. В 1917 году прибыл в Лорьян, разоружен и поставлен на прикол. Снятые с крейсера тяжелые пушки были отправлены на сухопутный фронт, а мелкие установлены на мобилизованных патрульных судах.
Бронепалубные крейсера типа «Фриан» — 3 ед.
«Фриан» (Friant) Брест 1891/17.4.1893/4.1895 - искл. 1920
«Дю Шайла» (Du Chayla) Шер 3.1894/10.11.1895/2.1898 - искл. 1921
«Кассар» (Cassard) Шер 1894/27.5.1896/2.1898 - искл. 1924
3960 т, 96,1(пп)х13,7х6,25 м («Фриан»: 94x13x6,3 м). ПМ - 2, 20 ПК, 10 000 л.с.= 19 уз. 577 — 600 туг. Броня: палуба 80 — 30 мм, орудийные щиты 30 мм, рубка 100 мм. Эк. 393 чел. 6— 164 мм/45, 4 — 100 мм, 10 — 47 мм, от 5 до 9 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Старые корабли, близкие по типу к русскому бронепалубному крейсеру «Светлана». Всего было построено 6 единиц, но три из них— «Бюжо» (Bugeaud), «Шаслу-Лоба» (Chasseloup-Laubat) и «Д'Асса» (D'Assas) — исключили из боевого состава флота еще до Первой мировой войны.
«Фриан» в 1914 году находился на о. Ньюфаунленд, затем перешел на Средиземное море, в 1915 — 1916 годах был стационером в Марокко. В 1918 году использовался в качестве плавбазы подводных лодок на о. Мудрое. «Кассар» и «Дю Шайла» служили преимущественно на Средиземном и Красном морях, в 1917 году осуществляли поиск германских рейдеров в Индийском океане. В ноябре 1918 года «Дю Шайла» принимала участие в последней боевой операции против турецких войск в Ливане, в 1919-м находилась на Черном море. К концу войны вооружение этого корабля состояло из двух 164-мм, четырех 75-мм и четырех 47-мм пушек; остальную артиллерию отправили на сухопутный фронт.
Бронепалубный крейсер «Д'Эстрэ» — 1 ед.
«Д'Эстрэ» (D'Estrees) Рош 3.1897/27.10.1897/1899 - искл. 1922
2428 т, 95x12x5,4 м. ПМ - 2,8 ПК, 8500 л.с.=20,5 уз. 345/470 т уг. Броня: палуба 40- 20 мм. Эк. 235 чел. 2-138 мм/45, 4 — 100 мм, 8-47 мм, 2 — 37 мм.
Крейсер 3 класса для колониальной службы. Однотипный «Инфернэ» потерпел крушение 22.11.1910. «Д'Эстрэ» в 1914 году нес патрульную службу в Ла-Манше, с 1915-го находился на Средиземном море, в 1916— 1918 годах базировался на Джибути и действовал в Красном море. После окончания войны служил на Дальнем Востоке.
Бронепалубный крейсер «Лавуазье» 1 — ед.
«Лавуазье» (Lavoisier) Рош 1.1895/17.4.1897/4.1898 — искл. 1920
2318 т, 100,6x10,6x5,4 м. ПМ - 2, 16 ПК, 6800 л.с.=20 уз. 339 т уг. Броня: палуба 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 100 мм. Эк. 269 чел. 4-138 мм/45, 2-100 мм, 10 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
«Колониальный» крейсер 3 класса с артиллерией ГК, расположенной в спонсонах. Однотипные корабли «Линуа» и «Галилей» были списаны в 1910 — 1911 годах. Начало Первой мировой войны застало «Лавуазье» в Исландии, где он обеспечивал охрану французских рыболовных судов. Затем нес патрульную службу в Ла-Манше, в феврале 1915 года перешел в Порт-Саид, действовал в Восточном Средиземноморье. С сентября 1916 года был стационером в Марокко, в июле 1918-го вновь переведен на Средиземное море. В 1919 году вернулся во Францию, разоружен и в следующем году списан.
Бронепалубные крейсера типа «Сюркуф» — 3 ед.
«Сюркуф» (Surcouf) Шер 5.1886/10.1888/1890 - искл. 1921
«Космао» (Cosmao) Бордо 1887/8.1889/1891 - искл. 1922
«Форбэн» (Forbin) Рош 5.1886/14.1.1888/2.1889-искл. 1919
2010/2450 т, 95(вл)х9х5,2 м. ПМ - 2, 6 ПК («Космао» 5 ПК), 5800 л.с.=20,5 уз. 300 т уг. Броня: палуба до 40 мм. 4 — 138 мм/ 30, 9-47 мм, 4 ТА 355 мм.
Старые крейсера 3 класса, часто классифицировались на авизо. «Сюркуф» в 1914— 1918 годах базировался на Брест, нес патрульную и дозорную службу в Ла-Манше и Бискайском заливе. «Космао» и «Форбэн» большую часть военного времени находились в марокканских водах, причем последний в 1917— 1918 годах использовался в качестве плавбазы подводных лодок.