Эсминцы и миноносцы
Эсминцы типа «Ансень Ру» — 2 ед.
«Ансень Ру» (Enseigne Roux) Рош 13.12.1913/13.7.1915/1916 - искл. 1936
«Меканисьен Принсипаль Лестэн» (Mecanicien Principal Lestin) Рош 12.11.1913/15.5.1915/1916 - искл. 1935
850/1075 т, 82,6x8,6x3 м. ПТ- 2, 4 ПК, 17 000 л.с.=30 уз. 175 т нефти. Эк. 81 чел. 2—100 мм/45, 4 — 65 мм, 4 ТА 450 мм.
Построены по программе 1913 года. Представляли собой увеличенный вариант эсминцев типа «Буклие»/«Биссон» с более мощной ЭУ и треногой мачтой. Третий однотипный корабль — «Ансень Габольд» — был достроен лишь в 1923 году по переработанному проекту.
В ходе войны оба эсминца довооружены одной 75-мм зениткой, 10 глубинными бомбами и буксируемой противолодочной миной типа «Пиноккио». «Ансень Ру» служил в Дюнкерксой флотилии, 20.5.1917 участвовал в бою с немецкими эсминцами, в 1918 году— в блокаде Зеебрюгге и Остенде. «Меканисьен Принсипаль Лестэн» с марта 1916 года действовал на Средиземном море, в апреле 1918 года его перевели в Дюнкерк. Последние месяцы войны он активно участвовал в боевых действиях у побережья Фландрии.
Эсминцы типа «Авантюрье» — 4 ед.
«Авантюрье» (Aventurier) Шд Бр* 18.2.1911 - искл. 1938
«Темерер» (Temeraire) Шд Бр 8.12.1911 - искл. 1936
«Опиньятр» (Opiniatre) Шд Бр* 1911 - искл. 1933
«Интрепид» (Intrepide) Шд Бр 25.9.1911 - искл. ????
(*По другим данным, эти два корабля строились на верфи «Диль э Бакалан» (г.Бордо))
930/1250 т, 88,5x8,6x3,1 м. ПТ-2, 5 ПК, 18 000 л.с.=32 уз. 230т уг.+72 т нефти. Эк. 140 чел. 4—100 мм/45, 1 — 47 мм зен., 4 ТА 450 мм.
Заказаны в 1910 году Аргентиной как «Мендоса», «Сан-Хуан», «Риоха» и «Сальта», но 9.8.1914 готовые корабли были реквизированы Францией и включены в состав ее флота. Оказались неудачными: их котлы и артиллерия обладали многочисленными дефектами. В 1917 году на «Темерере» и «Опиньятре» полностью заменили котлы, число дымовых труб при этом увеличилось с трех до четырех. Но это не исправило положения: на испытаниях модернизированные корабли развили мощность всего лишь 12 000 л.с. и скорость 22 уз. Аналогичное переоборудование двух других эсминцев состоялось в 1924— 1927 годах, причем на них установили котлы, снятые со сданных на слом немецких эсминцев V-100 и V-126. Результаты оказались несколько лучше, но все равно достигнутую скорость (26 уз.) вряд ли можно признать удовлетворительной.
«Авантюрье» и «Интрепид» до 1917 года несли службу в Ла-Манше и у побережья Фландрии, «Опиньятр» и «Темерер» оперировали на Средиземном море. В 1917 году обе пары кораблей поменялись местами: последние два ушли в Брест на переоборудование и модернизацию, а первые перебазировались на Средиземноморский театр. В 1919 — 1920 годах все четыре эсминца находились на Балтике. В 1926 году были переклассифицированы в эскадренные тральщики.
Эсминцы типа «Араб» —12 ед.
«Араб», «Алжирьен», «Аннамит», «Бамбара», «Хова», «Кабиль», «Марокэн», «Сакалав», «Сенегала», «Сомали», «Тонкинуа», «Туарег».
685/750 т, 82,96x7,33x2,4 м. ПМ-3, 4 ПК, 10 000 л.с.=29 уз. 102 туг.+118т нефти. Эк. 86 чел. 1 — 120 мм/40, 3 — 76 мм/40, 1 — 76 мм/40 зен., 4 ТА 450 мм.
Построены в 1917 году по заказу Франции в Японии. Строительство вели 6 разных фирм; заказ был выполнен в рекордные сроки (в среднем время от закладки до ввода в строй составляло 5 месяцев). Практически однотипны с японскими эсминцами типа «Каба»; представляли собой дешевые корабли с ограниченными боевыми характеристиками. Артиллерия была японского производства. В 1917 — 1918 годах все эсминцы несли службу на Средиземноморском театре (в Эгейском и Ионическом морях). Сданы на слом в 1933 — 1936 годах.
Эсминцы типа «Биссон» — 6 ед.
«Биссон» Тул 12.9.1912 - искл. 1933
«Ренодэн» Тул 20.3.1913 - погиб 18.3.1916
«Манжини» Шн 31.3.1913 - искл. 1934
«Магон» Шд Бр 19.4.1913 - искл.1926
«Протз» Рош 15.10.1913 - искл. 1933
«Коммандан Лука» Тул 11.7.1914 - искл. 1933
800/855 т, 78,1 (пп)х8,6x3,1 м. ПТ - 2, 4 ПК, 15 000 л.с.=30 уз 165 т нефти. Эк. 83 чел. 2 — 100 мм/45, 4 — 65 мм, 4 ТА 450 мм
Вторая группа эсминцев «800-тонного» типа с улучшенной энергетикой. Заложены в 1911 — 1912 годах и вошли в строй в 1913 — 1914. В ходе войны на всех переделаны ходовые мостики, на «Коммандан Лука» установлена треногая мачта.
Принимали активное участие в боевых действиях во время Первой мировой войны. Все служили на Средиземном море, «Магон» в декабре 1916 года перешел на Атлантическое побережье и в дальнейшем сражался в составе Дюнкеркской флотилии. «Биссон» участвовал в нескольких морских боях на Адриатике, 13.8.1915 он потопил австрийскую подлодку U-3. «Ренодэн» погиб у побережья Албании от торпеды австрийской субмарины U-6. «Биссон», «Протэ» и «Манжини» в 1919 году находились на Черном море в составе сил интервентов и действовали против Советской России.
Эсминцы типа «Буклие» —11 ед.
«Буклие» (Норм 29.6.1911 — искл. 1933), «Бутефё» (ДэБ 2.5.1911 - погиб 15.5.1917), «Фурш» (Шд Бр 21.10.1910 –погиб 23.6.1916), «Фо» (Шд Бр 2.2.1911 - погиб 18.4.1918), «Симетэр» (Бордо 13.4.1911 — искл. 1926), «Даг» (Бордо 13.4.1911 - погиб 24.2.1915), «Капитан Мель» (СНзЛ 20.4.1912 — искл. 1926), «Коммандан Бори» (ДэБ 14.9.1912 — искл. 1926), «Коммандан Ривьер» (Бордо 2.10.1912 - искл. 1933), «Деортье» (СНзП 18.4.1912 - искл. 1933), «Франсис Гарнье» (Норм 1.10.1912 — искл. 1926).
703-756/760-820 т, 74-78,3x7,6-8x2,9-3,3 м. ПТ - 2, («Буклие» ПТ —3) 4 ПК, 13 000 л.с.=30 уз. 120— 160 т нефти. Эк. 80 - 83 чел. 2-100 мм/45, 4-65 мм, 4 ТА 450 мм.
Первая группа эсминцев «800-тонного» типа. Все заложены в 1909— 1910 годах и вошли в строй в 1911 — 1913. Строились разными фирмами и несколько отличались друг от друга размерениями, типом паровых турбин и силуэтом. Головной «Буклие» имел нормальное водоизмещение 692 т, длину 72,3 м и трехвальную ЭУ. Правда, вооружение всех кораблей было одинаковым; в годы войны на эсминцах дополнительно установили по одной 47-мм или 75-мм зенитке, два пулемета и 8 — 10 глубинных бомб. На испытаниях все достигли проектной скорости («Буклие» показал рекордный результат — 35,5 уз.), но к 1918 году из-за перегрузки и износа механизмов максимальный ход не превышал 24 — 26 узлов.
Во время Первой мировой войны «Буклие» (с декабря 1916 года), «Капитэн Мель» и «Франсис Гарнье» действовали в районе Ла-Манша, остальные —на Средиземном море. «Бутефё» погиб у Бриндизи на минном заграждении, выставленном немецкой подлодкой UC-25, «Фурш» потоплен австрийской субмариной U-15. «Даг» подорвался на дрейфующей мине у берегов Черногории, «Фо» пошел ко дну в результате столкновения с эсминцем «Манжини». «Буклие» и «Капитэн Мель» в бою 21.3.1918 уничтожили немецкий миноносец А-7.
Эсминец «Каск» — 1 ед.
«Каск» ФШ 25.8.1910 - искл. 1926
732/820 т, 75,13x7,52x3,05 м. ПТ-3, 4 ПК, 13 000 л.с.=31 уз. 140 т нефти. Эк. 81. 2— 100 мм/45, 4—65 мм, 4 ТА 450 мм.
Один из «800-тонных» эсминцев первой группы, отличавшийся от своих собратьев компоновкой ЭУ, трехтрубным силуэтом и полубаком с покатой «черепахообразной» палубой. На испытаниях развил ход 34,9 узла. В годы Первой мировой войны нес службу на Средиземном море, неоднократно участвовал в боях с австро-венгерскими кораблями. 29.12.1915 добил артиллерийским огнем подорвавшийся на мине австрийский эсминец «Триглав». Сам дважды получал серьезные повреждения от столкновений — с итальянским эсминцем «Джузеппе Ч.Абба» (23.12.1916) и с французским минным заградителем «Плутон» (29.8.1918), но оба раза ремонтировался и снова вступал в строй. Продан на слом 25.5.1927.
Эсминцы типа «Вольтижёр» — 6 ед.
1-я серия:
«Вольтижёр» Шд Бр 23.3.1909 — искл. 1920
«Тирэллер» Бордо 27.11.1908 — искл. 1921
2-я серия:
«Шассёр» Норм 20.2.1909 — искл. 1919
«Жаниссэр» СНзП 12.4.1910 — искл. 1920
«Кавалье» Норм 9.5.1910 — искл. 1927
«Фантассэн» ФШ 17.6.1909 — погиб 5.6.1916
450/520 - 590 т, 64,2 - 65,5(пп)х6,4 - 6,7x2,9 - 3,1 м. ПТ - 2 + ПМ — 1 (1-я серия) или ПТ —3 (2-я серия), 4 ПК («Жаниссэр» 3 ПК), 7500 л.с.=28 уз. Эк. 76 - 79 чел. 6-65 мм, 3 ТА 450 мм.
Вторая группа эсминцев «450-тонного» типа. Вступили в строй в 1909 — 1911 годах. Строились разными фирмами и существенно отличались друг от друга. Все были трехвинтовыми, причем на кораблях первой серии средний вал вращала паровая машина экономического хода, крайние валы — паровые турбины. Запас топлива: на первой серии— 118 т угля, на «Шассёре» — 99 т угля, на остальных трех эсминцах— 135 т нефти. «Жаниссэр» отличался от своих систершипов трехтрубным силуэтом.
Во время Первой мировой войны служили на Средиземном море. «Фантассэн» погиб в результате столкновения с эсминцем «Мамелюк». Ранее (17.8.1914) «Фантассэн» столкнулся с «Кавалье»; в ходе ремонта с последнего демонтировали носовой ТА, и в дальнейшем корабль использовался в качестве учебного судна.
Эсминцы типа «Спаги» — 7 ед.
«Спаги» ФШ 3.5.1908 - искл. 1927
«Юссар» СНзЛ 12.9.1908 - искл. 1922
«Карабинье» СНзП 10.10.1908 - погиб 15.11.1918
«Ланскенэ» ДэБ 20.11.1909 - искл. 1928
«Мамелюк» СНзЛ 10.3.190 - искл. 1928
«АнсеньАнри» Рош 12.5.1911 - искл. 1928
«Аспиран Эрбер» Рош 30.4.1912 - искл. 1930
530/550 т, 64 - 65,8(пп)х6,05 - 6,6 х 2,3 - 2,4 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7500 л.с. («Спаги» 9000 л.с.)=28 уз. 95 т уг. («Ланскенэ» 115 т уг.). Эк. 77 - 79 чел. 6-65 мм, 3 ТА 450 мм.
Первая группа «450-тонных» эсминцев; вступили в строй в 1909 — 1912 годах. Представляли собой увеличенный вариант кораблей «300-тонного» типа и имели ту же компоновку (МО между двух групп КО). Были сильно перегружены; «Карабинье» на испытаниях достиг лишь 27-узловой скорости.
В 1914— 1918 годах все служили на Средиземном море. «Мамелюк» и «Ланскенэ» 14.12.1917 потопили германскую подлодку UC-38. «Карабинье» 13.11.1918 сел на камни у Латакии (Сирия) и был расстрелян два дня спустя турецкой сухопутной артиллерией (уже после подписания перемирия).
Эсминцы типа «Кляймор» — 23 ед.
1-я серия:
«Стиле», «Тромблон», «Пьерье», «Обусье», «Мортье», «Кляймор», «Каркуаз», «Тридэн», «Флюрэ», «Кутла», «Конье», «Аш», «Масс».
2-я серия:
«Глэв», «Пуаньяр», «Сабретань», «Орифлам», «Этандар», «Фаньон», «Сап», «Габион», «Бранлеба», «Фанфар».
356 т, 58,2(вл)х6,5хЗ м (1-я серия); 344 т, 58(пп)х6,6х2,4 м (2-я серия). ПМ - 2, 2 ПК, 6800 л.с.=27,5 - 28 уз. 30/79 т уг. Эк. 60 чел. 1—65 мм, 6 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Последние из семейства «300-тонных» эсминцев; иногда их называют «350-тонными». Строились разными фирмами, заложены в 1904— 1906 годах, вступили в строй в 1906— 1910. Корабли 2-й серии (типа «Бранлеба») отличались меньшим давлением пара в котлах (и, соответственно, меньшей на 0,5 узла скоростью) и наличием 19-мм брони, защищавшей машинные и котельные отделения.
К началу Первой мировой войны считались устаревшими, однако принимали активное участие в боевых действиях на Средиземном море и в Ла-Манше. «Бранлеба» погиб 30.9.1915 от подрыва на мине, «Этандар» 25.4.1917 был уничтожен немецкими эсминцами. Остальные пережили войну и пошли на слом в 1920 — 1926 годах («Каркуаз», «Тридэн» и «Глэв» — в 1930 — 1932 годах).
Эсминцы «300-тонного» типа — 30 ед.
1-я серия:
«Дюрандаль», «Аллебард», «Фоконэ», «Пертюизан», «Эскопет», «Фламберж», «Рапьер».
2-я серия:
«Ятаган», «Пик», «Эпэ».
3-я серия:
«Аркебуз», «Арбале», «Карабин», «Сарбакан», «Мускэ», «Жавелин», «Сагэ», «Эпье», «Арпон», «Фронд», «Франсиск»,
«Сабр», «Дар», «Балист», «Мускетон», «Арк», «Пистоле», «Белье», «Катапульт», «Бомбард».
306/344 т, 57,5x6,3x3,17 м (1-я серия);
319/348 т, 58,2x6,3x3,05 м (2-я серия);
300/320 т, 58,2x6,4x3,17 м (3-я серия).
ПМ —2, 2 ПК (2-я серия 4 ПК), 4800 л.с.=26 уз. (3-я серия 6300 л.с.=28 уз.). 26/47 т уг. (3-я серия). Эк. 50 — 60 чел. 1 — 65 мм, 6 — 47 мм, 2 ТА 380 мм.
Строились разными фирмами в 1899 — 1904 годах. Всего построено 32 единицы, но два корабля не дожили до Первой мировой войны («Фрамэ» погиб в результате столкновения в 1900 году, «Эспиньоль» потерпел крушение в 1903-м). Несколько отличались друг от друга размерениями и силуэтом: эсминцы 2-й серии были четырехтрубными, остальные — двухтрубными.
К 1914 году считались совершенно устаревшими, тем не менее активно участвовали в боевых действиях в Ла-Манше и на Средиземном море. «Фронд» и «Мускэ» в начале войны находились в Индокитае; последний погиб 28.10.1914 в неравном бою с крейсером «Эмден». Еще три эсминца стали жертвами столкновений с английскими транспортными судами: «Ятаган» 3.11.1916, «Катапульт» 18.5.1918, «Карабин» 1.10.1918. Первые два затонули, последний отбуксировали в Палермо, затем в Бизерту, но ремонтировать не стали и в конце концов сдали его на слом. Все остальные эсминцы списали в 1919— 1921 годах.
Миноносцы типа «Циклон» — 11 ед.
1-я серия:
«Циклон», «Бурраск», «Рафаль», «Борз», «Трамонтан».
2-я серия:
«Мистраль», «Сирокко», «Симун», «Тифон», «Тромб», «Одасьё».
119/165 т, 46,6x4,8x1,5м (1-я серия); 125/183 т, 46,5x5,04x1,6 м (2-я серия). ПМ —2, 2 ПК, 3800 л.с.=29уз. (1-я серия), 4200 л.с. = 26 уз. (2-я серия). 17 - 25 т уг. Эк. 30 чел. 2-47 мм, 2 ТА 380 мм.
Удачный проект миноносца 1 класса; его копии строились также в России и Японии. Головной «Циклон» отличался меньшим водоизмещением (113/150 т) и на испытаниях развил скорость 30,38 уз. Корабли 2-й серии имели 24-мм броневую защиту машинно-котельных отделений, что увеличило водоизмещение и уменьшило проектную скорость. Кроме того, у них на полубаке устанавливался третий ТА, который вскоре демонтировали.
Во время Первой мировой войны все несли патрульную и сторожевую службу в районе военно-морских баз на Средиземном море («Циклон», «Бурраск», «Борз»; с 1915 года «Трамонтан») и на Атлантическом побережье (остальные). «Тробм» 5.4.1916 тяжело повредил глубинными бомбами и артиллерией немецкую подлодку UB-26, загнав ее в противолодочные сети и вынудив сдаться. Все миноносцы сданы на слом в 1920 — 1928 годах.
Миноносец «Форбэн» — 1 ед.
123/152 т, 44(вл)х4,64х1,35 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3260 л.с.=29 уз. 18 т уг. Эк. 29 чел. 2 —37 мм, 2 ТА 450 мм.
Построен фирмой «Норман» в 1893 — 1896 годах. Самый быстроходный корабль своего времени: на испытаниях развил скорость 31,03 уз. До 1907 года нес 380-мм ТА. К 1914 году устарел, во время Первой мировой войны использовался для охраны Алжира, Орана и Бизерты. Списан в 1920 году.
Миноносец «Шевалье» — 1 ед.
137 т, 43,8(вл)х4,4х1,45 м. ПМ-2, 2 ПК, 2200 л.с.=24,5 уз. 16 т уг. Эк. 27 чел. 2 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Построен фирмой «Норман» в 1891 — 1894 годах. Некогда очень удачный корабль, но к началу Первой мировой войны окончательно устарел. Тем не менее, в 1914— 1918 годах нес патрульную службу на Атлантическом побережье. Списан в 1919 году.
Миноносец «Аверн» — 1 ед.
133 т, 43,9(вл)х4,6х1,3 м. ПМ-2, 2 ПК, 1750 л.с.=23,5 уз. 2-47 мм, 2 ТА 380 мм.
Старый миноносец, построен в 1893— 1895 годах. В 1900-м модернизирован, во время Первой мировой войны использовался для сторожевой службы в Тулоне, а с 1915 года — в Бриндизи (Италия). Сдан на слом в 1920 году. Однотипный «Дофин» списан в 1913 году.
Миноносцы «38-метрового» типа — 75 ед.
№ 295 — 369.
99-105 т, 38(вл)х4,4х1,9 м. ПМ-1, 2 ПК, 2000 л.с.=26 уз. Эк. 23 чел. 2 — 37 мм, 3 ТА 450 мм.
Миноносцы 2 класса, массово строившиеся в 1903 — 1904 годах. Обладали ничтожной мореходностью и малой дальностью плавания, однако активно использовались во время Первой мировой войны. Часть кораблей превращена в патрульные (вместо двухтрубного ТА установлена 75-мм зенитная пушка); № 297, 301, 304, 306, 308, 313, 315, 316, 320 - 322, 324, 327 и 352 переоборудованы в тральщики. Большинство миноносцев находилось в базах на Атлантическом побережье, часть действовала на Адриатике и у берегов Туниса. В 1915 году № 309— 311, 353, 357 и 359 участвовали в Дарданелльской операции. 8 единиц погибли: № 300, 317, 319 и 325 — от подрыва на минах, № 331, 333, 347 и 348 — в результате столкновений. Вскоре после окончания войны все оставшиеся были исключены из списков флота.
Миноносцы «37-метрового» типа — 38 ед.
№ 206, 224, 225, 231, 236, 238, 239, 251 — 253, 258, 260, 263 — 269, 273 — 276, 278 — 283, 288, 289, 6S (бывш. 242), 16S (бывш. 255), 17S (бывш. 284), 18S (бывш. 285), 19S (бывш. 286), 20S (бывш. 291), 21S (бывш. 242).
83 - 90 т, 37(вл)х4,2х1,22 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1500 - 1900 л.с.=24 -26 уз. Эк. 23 чел. 2 — 37 мм, 3 ТА 380.
Представители большой серии миноносцев 2 класса, строившихся в 1895 — 1903 годах. Всего было построено 95 таких кораблей, но до Первой мировой войны дожили лишь 38. Боевого значения практически не имели; тем не менее, довольно активно использовались для патрульной и сторожевой службы. № 252, 266 и 278 были переоборудованы в тральщики. 380-мм ТА на некоторых миноносцах заменили на 450-мм. Два корабля погибли: № 225 — в результате столкновения и № 289 — из-за навигационной аварии. Миноносцы № 6S, 16S — 21S служили в Индокитае. Все сданы на слом в 1919 — 1923 годах.