Канонерские лодки и сторожевые суда

 

Канонерские лодки типа «Дюнуа» — 2 ед.

64.jpg

 «Дюнуа»                  Шер 6.10.1897 - искл. 1920

«Ла Ир»                   Шер 3.11.1898 - искл. 1922

 

890 т, 78x8,4x3,8 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6400 л.с.=21,7 уз, 137 т уг. Броня: борт 25 мм, палуба 14 мм, рубка 50 мм. Эк. 128 чел. 6 — 65 мм, 6 — 47 мм.

 

Оригинальные легкобронированные корабли, созданные спе­циально для борьбы с вражескими миноносцами. Официально классифицировались как эсминцы (!), хотя не имели торпедно­го оружия. К началу Первой мировой войны устарели, но актив­но привлекались к патрульной, крейсерской и конвойной служ­бе. «Дюнуа» действовал в Ла-Манше и у побережья Фландрии, «Ла Ир» — на Средиземном море. В 1917 году «Ла Ир» стал учеб­но-артиллерийским кораблем; вместо 65-мм пушек на нем установили два 100-мм орудия.

 

Канонерские лодки типа «Д'Ибервиль» — 3 ед.

 

«Д'Ибервиль»        СНзЛ 11.9.1893 — искл. 1919

«Кассини»              ФШ,Г 5.6.1894 —погибла 20.2.1917

«Касабьянка»         Бордо 21.9.1895 — погибла 3.6.1915

 

925/960 т, 81,9x8,23x3,4 м. ПМ - 2, 8 ПК, 5000 л.с.=21 уз. 115 туг. Броня: борт и палуба до 20 мм, рубка 40 мм. Эк. 140 чел. 1 — 100 мм/45, 3-65 мм, 7-47 мм.

 

Быстроходные торпедные канонерские лодки, предназначен­ные для борьбы с вражескими миноносцами. Первоначально несли по три ТА, которые были вскоре демонтированы. К нача­лу Первой мировой войны «Д'Ибервиль» официально числилась эсминцем, «Кассини» и «Касабьянка»— минными заградителя­ми (последние не имели 47-мм пушек, но могли принимать по 97 мин). В августе 1914 года «Д'Ибервиль» находилась в Юго-Восточной Азии, затем перешла на Средиземное море. В 1917 году ее разоружили и поставили на прикол в Тулоне. Оба систершипа также действовали на Средиземном море. «Касабьян­ка» погибла от подрыва на собственной мине в районе Измира. «Кассини» также стала жертвой минного заграждения, выстав­ленного немецкой подлодкой UC-35.

 

Шлюпы типа «Флауэр» — 8 ед.

 

«Альдебаран» (19.5.1916 — искл. 1934), «Алголь» (17.6.1916 — искл. 1935), «Альтаир» (6.7.1916 — искл. 1940), «Антарес» (4.9.1916 —искл. 1936), «Беллатрикс» (29.5.1916 — искл. 1933), «Кассиопэ» (10.2.1917 —искл. 1933), «Регулус» (19.3.1917-искл. 1935), «Рижель» (6.7.1916 — погиб 2.10.1916).

 

1250/1470 т, 81,5x10,5x4,2 м. ПМ - 1, 4 ПК, 2800 л.с.=17,5 уз. 260 т уг. Эк. 103 чел. 2—138 мм/45, 4 — 47 мм.

 

Построены в Англии по заказу Франции, принадлежали к типу «Флауэр». Удачные многоцелевые корабли — основоположники класса эскортных судов. Несли службу в Атлантике и на Среди­земном море — главным образом, занимались поиском вражес­ких субмарин. «Рижель» погиб у берегов Алжира от торпеды немецкой подлодки U-35.

 

Шлюп «Виль д'Из» — 1 ед.

 

1121 т, 83,5x12x5 м. ПМ- 1, 2 ПК, 2675 л.с.= 17 уз. 270 т уг. Эк. 103 чел. 3 - 100 мм/45, 2 — 47 мм.

 

Куплен в Англии для замены погибшего шлюпа «Рижель». Принадлежал к типу «Обретия», заложен как «Андромеда». Всту­пил в строй 15.8.1917. Первоначально сохранил свое имя («Ан­дромед»), но вскоре был переименован в «Виль д'Из». После Первой мировой войны занимался охраной рыболовства. Сдан -а слом в 1947 году.

 

Шлюпы типа «Амьен» — 30 ед.

65.jpg

 «Амьен» (5.1919 —искл. 1949), «Арра» (7.1918—искл. 1946), «Баккара» (1.1918 — искл. 1933), «Бапом» (8.1918 — искл. 1937), «Бар-ле-Дюк» (1918 —погиб 13.12.1920), «Бельфор» (3.1919 — искл. 1946), «Бетюн» (7.1921 — искл. 1934), «Кале» (11.1919-ИСКЛ. 1946), «Куси» (6.1919-искл. 1946), «Краонн» (1.1920- искл. 1935), «Дюнкерк» (7.1918- искл. 1942), «Эпернай» (9.1919 - искл. 1934), «Эпиналь» (8.1919 -искл. 1946), «Лассиньи» (7.1919 — искл. 1941), «Ле Эпарже» (9.1919 —затоплен 27.11.1942), «Льевэн» (3.1920 — искл. 1935), «Люневиль» (1.1920 — искл. 1935), «Мондемен» (1.1920 —искл. 1935), «Монмирэль» (9.1920-искл. 1933), «Нанси» (3.1919 —искл. 1938), «Перонн» (3.1920 - искл. 1935), «Реймс» (7.1918 - искл. 1938), «Ремирмон» (7.1920 -искл. 1936), «Ревиньи» (9.1920 - искл. 1937), «Туль» (4.1919-искл. 1935), «Вокуа» (8.1919 - погиб 18.6.1940), «Верден» (11.1918 —искл. 1938), «Вими» (12.1919 — искл. 1935), «Витри-ле-Франсуа» (3.1920 —искл. 1935), «Таюр» (3.1918 - погиб 24.9.1944).

 

850 т, 74,9x8,7x3,2 м. ПТ - 2, 2 ПК, 5000 л.с.=20 уз. 185 т уг. или 200 т нефти. Эк. 103 чел. 2—138 мм/45, 1 — 75 мм зен., 4 пул., глуб. бомбы.

 

Быстроходные шлюпы с паротурбинной ЭУ и силуэтом торго­вого судна. Заложены на разных верфях в 1917— 1918 годах, но вошли в строй уже после окончания войны (до конца 1918 года флот успел принять всего 4 единицы — «Арра», «Дюнкерк», «Реймс» и, по некоторым данным, «Баккара»). 6 шлюпов имели котлы с угольным отоплением («Краонн», «Льевэн», «Монми­рэль», «Мондемен», «Бетьюн» и «Баккара»), остальные — с нефтяным. Последние на испытаниях превысили скорость 22 узла.

«Бар-ле-Дюк» потерпел крушение у о.Лесбос, когда сопро­вождал врангелевский флот при переходе из Стамбула в Бизерту. Остальные шлюпы служили до середины 1930-х годов, а некоторые даже участвовали во Второй мировой войне.

 

Шлюпы типа «Дюбурдье» — 5 ед.

66.jpg

 «Дюбурдье» (4.1918 — погиб 8.11.1942), «Дю-Шаффо» (9.1918 — искл. 1938), «Дюмон Д'Юрвиль» (6.11.1918 —искл. 1933), «Дю-Куэдик» (7.1919 — искл. 1939), «Дюпрэ» (12.1918-искл. 1933).

 

453 т, 64,9x8,2x3,1 м. ПТ-2, 2 ПК, 2000 л.с.= 16,5 уз. 140 т нефти. Эк. 74 чел. 1 — 138 мм/45, 1 — 100 мм/40, глуб. бомбы.

 

Заложены в 1917 — 1918 годах, вступили в строй после окон­чания войны. Представляли собой уменьшенный вариант шлю­па «Амьен».

 

Шлюп «Фламан» — 1 ед.

67.jpg

 «Фламан»              Рош 1913/12.1916/4.1918-искл. 1955

 

585 т, 50x8,4x5,8 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1200 л.с.=14,5 уз. 105 т уг. Эк. 53 чел. 1 — 75 мм, 1 — 47 мм.

 

Заложен как рыбоохранное судно, в 1914 году постройка при­остановлена. Вошел в строй как шлюп, летом 1918 года пере­именован в «Квентин Рузвельт» — в честь погибшего во Фран­ции сына президента США Т.Рузвельта, после окончания войны использовался для охраны рыболовства.

 

Шлюпы типа «Скарп» — 3 ед.

 

«Скарп» (Лор 31.10.1917 -искл. 1938), «Анкр» (Лор 4.1918 - искл. 1940), «Сюипп» (Брест 4.1918 —искл. 1953).

 

604 т, 76,2x8,7x3,3 м. ПТ-2, 2 ПК, 5000 л.с.=20 уз.  143 т нефти. Эк. 107 чел. 4— 100 мм/40, 1—65 мм, глуб. бомбы.

 

Гладкопалубные турбинные шлюпы, построены по програм­ме 1917 года. Вошли в строй в 1918 году. «Скарп» имел «клиперский» форштевень, остальные два — прямые. «Анкр» в 1919 — 1921 годах находился на Балтике. «Скарп» в конце 1918 года перешел на Черное море. 3.5.1920 получил повреждения в бою с советской плавбатареей «Красная заря» в районе Очакова, после чего сдался, но вскоре был возвращен Франции.

 

Шлюпы типа «Элетт» — 2 ед.

68.jpg

 «Элетт»        Брест 3.1918 —искл. 1941

«Эско»         Брест 3.1918—искл. 1934

 

492 т, 69,9x8,3x3 м. ПТ-2, 2 ПК, 4000 л.с.=20 уз. 143 т не­фти. Эк. 107 чел. 4— 100 мм/40, 2 — 65 мм, глуб. бомбы.

 

Построены по программе 1917 года, вошли в строй в 1918-м. Предназначались для использования в качестве судов-ловушек, поэтому имели силуэт торгового судна и замаскированную по­воротными щитами артиллерию. В конце Первой мировой вой­ны несли патрульную службу в Атлантике.

 

Шлюпы типа «Мари» — 6 ед.

69.jpg

 «Марн» (Лор 25.11.1916 —затоплен 10.3.1945), «Эзн» (Лор 7.1917-искл. 1939), «Мьюз» (Рош 6.1917 —искл. 1938), «Изер» (Рош 1.1917 —затоплен 27.11.1942), «Уаз» (Брест 12.10.1917-искл. 1938), «Сомм» (Брест 3.1917-искл. 1941).

 

570 т, 78x8,9x3,4 м. ПТ- 2, 2 ПК, 4000 л.с.=20 уз. 143 т нефти. Эк. 113 чел. 2 — 65 мм.

 

Построены по программе 1916 года. Несколько отличались друг от друга — в частности, «Марн» и «Эзн» были двухтрубны­ми, остальные — однотрубными. Кроме того, «Марн» имел бо­лее мощные турбины (5000 л.с.=21 уз.). В 1918 году все 6 ко­раблей несли патрульную службу в Атлантике. В 1919— 1921 годах «Марн» и «Уаз» находились на Балтике, «Изер» — на Чер­ном море. В 20-е годы все шлюпы перевооружены (4— 100 мм/ 40, 1 - 75 мм).

 

Канонерские лодки типа «Арден» — 23 ед.

70.jpg

 1-я серия: «Арден»,  «Ажиль»,  «Эмлорт»,  «Эспигль», «Этурди», «Эвелль», «Инконстан», «Сан-Суси».

2-я серия: «Алерт», «Одасьёз», «Батальёз», «Белликьёз», «Будьёз», «Каприсьёз», «Куражьёз», «Кюрьёз», «Дедэньёз», «Грасьёз», «Импетьюёз», «Малисьёз», «Мокьюёз», «Рэльёз», «Тапажьёз».

 

310/410 т (1-я серия), 266/400 т (2-я серия), 60,2x7,2x2,9-3м. ПМ-2 (1-я серия), ПМ-1 (2-я серия), 2 ПК, 1500-2200 л.с.=14— 17 уз. 85 т уг. Эк. 55 чел. 2— 100 мм/40, («Арден», «Этурди» и «Сан-Суси» 2—145 мм), глуб. бомбы.

 

Официально классифицировались как «противолодочные ка­нонерские лодки». Строились разными фирмами; вступили в строй в 1916— 1917 годах. На части кораблей установили паро­вые машины, снятые со старых миноносцев, поэтому существен­но отличались друг от друга по мощности и скорости хода. Во время Первой мировой войны 9 единиц служили на Средизем­ном море, остальные — в Атлантике (преимущественно в Бис­кайском заливе). «Будьёз» в 1920 году продали Румынии ( на запчасти для поставленных ранее канонерок типа «Фрипонн»). Большинство кораблей типа «Арден» в 20-е годы было пере­оборудовано в тральщики.

 

Канонерская лодка «Люронн» — 1 ед.

71.jpg

 266 т, 60,2x7,2x2,9 м. Диз — 2, 630 л.с.=13,7 уз. 30 т нефти. Эк. 54 чел. 2 — 100 мм/40, глуб. бомбы.

 

Дизельный вариант канонерок типа «Арден». Построена в 1917 году в Бресте. До конца войны участвовала в патрулировании у Атлантического побережья. Оставалась в боевом составе фло­та до 1941 года.

 

Канонерские лодки типа «Фрипонн» —10 ед.

72.jpg

 1-я серия: «Фрипонн», «Буффонн», «Шиффонн», «Дилижант», «Энгажант», «Импатьент», «Миньонн», «Сюрвейянт».

2-я серия: «Конкюрэнт», «Вэйянт».

 

315 т (1 -я серия), 457 т (2-я серия), 66,4x7 (2-я серия: 7,9) х2,8 м. Диз-2, 900 л.с.=14,5 уз. (2-я серия: 1800 л.с.= 17 уз.). 30 т нефти. Эк. 54 чел. 2— 100 мм/40, глуб. бомбы.

 

Строились в Лорьяне и Бресте, вошли в строй в 1916— 1917 годах. Несколько отличались друг от друга; «Дилижант», «Кон­кюрэнт» и «Вэйянт» имели прямой форштевень, остальные корабли—«клиперский». Во время Первой мировой войны слу­жили на Средиземном море и в Атлантике. «Сюрвейянт» 15.5.1917 в результате навигационной ошибки протаранил и потопил итальянский миноносец «Скорпионе». В 1920 году «Шиффонн», «Фрипонн», «Импатьент» и «Миньонн» были про­даны Румынии. Любопытно, что в румынском флоте они служи­ли вплоть до 1980-х годов, а один из них — «Локотененткомандор Эуген Стихи» (бывший «Миньонн») — используется в роли штабного судна по сей день.

 

Посыльное судно «Керсэн» — 1 ед.

73.jpg

 «Керсэн»                Рош 28.8.1897 —погиб 5.3.1919

 

1276т, 68,6x10,5x4,6 м. ПМ - 1, 4 ПК, 2400 л.с.=16 уз. 196 туг. Эк. 146 чел. 1 - 138 мм/45, 5 - 100 мм, 7-37 мм.

 

Стальной шлюп (безбронный крейсер 3 класса) со вспомога­тельным парусным вооружением. Подводная часть корпуса была обшита деревом и покрыта медью. Предназначался для коло­ниальной службы. В 1914 — 1918 годах находился в тихоокеанс­ких водах, 8.12.1918 в составе флота интервентов прибыл во Владивосток. Погиб на рифах в районе о.Таити.

 

Канонерские лодки типа «Сюрприз» — 3 ед.

74.jpg

 «Сюрприз»             Норм 24.4.1895  — погибла 3.12.1916

«Десидэ»                Лор   1898          — искл. 1922

«Зелэ»                     Рош  18.10.1899 — погибла 29.9.1914

 

640 т, 56,3x8x3,8 м. ПМ - 1, 2 ПК, 900 л.с.=13 уз. 74 т уг. Эк. 99 чел. 2—100 мм, 4 — 65 мм, 6 — 37 мм.

 

Колониальные канонерки со стальным корпусом и вспомога­тельным парусным вооружением. «Сюрприз» в 1914 году уча­ствовала в боевых действиях в Камеруне, перехватила и пото­пила германский вооруженный пароход «Итоло». В 1915 — 1916 годах находилась в Марокко. Торпедирована немецкой подлод­кой U-38 в районе Азорских островов. «Десидэ» в 1914— 1917 годах находилась в Индокитае, затем перешла на Средиземное море, несла патрульную службу у берегов Сирии. «Зелэ» бази­ровалась на Таити, 12.8.1914 захватила германский грузовой пароход «Валькуре». Из-за угрозы нападения немецких крейсе­ров была разоружена и затоплена на рейде Папеэте (Таити).

 

Речные канонерские лодки

75.jpg

 К 1914 году Франция располагала восемью речными кано­нерками специальной постройки, находившимися в Китае и Индокитае. Наиболее боеспособными из них были «Дудар де ла Грэ» (Шд Бр, 1909 г,. 183 т, 54,4x6,7x1 м, ПМ-2, 2 ПК, 900 л.с.=14уз., 6 —37 мм), «Аргюс» и «Вижилянт» (Торн, 1900г., 123 т, 44,2x7,3x0,6 м, ПМ - 2, 2 ПК, 500 л.с.=13 уз., 2-90 мм, 4-37 мм), а также «Пей-Хо» (1901 г., 123т, ПМ-1, 13 уз., 2-90 мм, 4 — 37 мм). Старые «Дусэ», «Ройяндэ» (1886'г., 120 т, 8,8 уз., 1—47 мм, 4 — 37 мм), «Берт-де-Виллер» и «Жаскин» (1884 г., 200 т, 9 уз., 2 — 100 мм, 4 — 37 мм) боевого значения не имели. Все они использовались в качестве стационеров и полицейских судов.

В 1915—1917 годах в Бресте и Лорьяне было построено 12 малых канонерских лодок (фактически плавучих батарей) для рек северо-восточной Франции. Они обозначались буквами алфави­та— «А», «В», «С» и т.д. Первые 8 имели водоизмещение 110 т, скорость 9 уз., защищались 20-мм броней и вооружались одним 138-мм орудием. Остальные 4 были немного крупнее (180 т), развивали ход 10 уз. и несли по две 100-мм пушки. Кроме того, на большинстве канонерок установили по две 47-мм зенитки.

«Литерные» канлодки активно участвовали в сражениях на фронте. С июля 1915 по декабрь 1917 года они выпустили по неприятелю 40 524 138-мм снаряда, 16 628 100-мм и 4961 47-мм. Канонерка «С» 16.7.1916 потоплена прямым попадани­ем 150-мм снаряда, но была поднята и восстановлена. В конце 1918 года ее, а также «G», «Н» и «I» перевели на Рейн и пере­именовали в «Эзн», «Марн», «Уаз» и «Сомм».

Помимо канонерок специальной постройки у линии фронта действовало около 10 импровизированных плавбатарей, воору­женных одним тяжелым (до 240 мм) орудием. Все они подчиня­лись армейскому командованию, но обслуживались экипажами из моряков.