Минно-тральные корабли

 

Минные заградители типа «Плутон» — 2 ед.

76.jpg

 «Плутон»       10.3.1913 - искл. 1921

«Сервер»       13.7.1912 - искл. 1923

 

566/660 т, 59x8,3x3,3 м. ПМ - 1, 3000 л.с.=20 уз. 150 т уг. Эк. 65 чел. 2—100 мм/45, 1 — 75 мм, 120 мин.

 

Единственные французские минные заградители специаль­ной постройки. Оказались весьма удачными кораблями и ин­тенсивно использовались во время Первой мировой войны. 100-мм орудия в ходе войны демонтировали. 5.8.1914 «Плуто­ном» был захвачен в Ла-Манше немецкий пароход «Порто». Оба заградителя занимались минными постановками у побережья Фландрии. «Плутон» в 1915 году перешел на Средиземное море. Он ставил мины у Дарданелл, в Салониках, в районе Бейрута. «Сербер» до конца войны действовал в Ла-Манше.

 

Тральщики типа «Гранит» — 12 ед.

77.jpg

 1-я серия: «Гранит», «Грэ», «Марбр», «Мика», «Порфир».

2-я серия:«Альбатр», «Базальт», «Жипс», «Мельер», «Пирит», «Кварц», «Силе».

 

360 т (2-я серия: 380 т), 57,6x7,9x2,3 м, ПМ- 1, 1 ПК, 600 л.с.=12,5 уз. (2-я серия: 500 л.с.=10,5 уз.). Эк. 63 чел. 1 — 65 мм.

 

Строились по программе 1917 года. Корабли 1-й серии вош­ли в строй в 1918 году, 2-й серии — в 1919-м («Базальт» и «Жипс», по некоторым данным, не достроены). На ряде траль­щиков устанавливалось по два 65-мм орудия. Обе серии разли­чались типом паровых котлов: первые 5 кораблей получили бо­лее современные котлы (с недостроенного линкора «Фландр»), чем остальные.

«Грэ», «Марбр», «Альбатр», «Базальт», «Силе», «Жипс» были проданы уже в 1919— 1920 годах. «Пирит» и «Мельер» потер­пели крушения в 1926 году у Мадагаскара и в 1941 году у Кор­сики (соответственно). Дольше всех прослужил «Гранит»: он был затоплен экипажем в Тулоне 27.11.1942.

 

Тральщики типа «Эре» — 4 ед.

 

«Эре», «Рато», «Шаррю», «Пиош».

 

255т, 34x6,8x2,4 м, ПМ - 1, 600 л.с.=12 уз. 2-47 мм.

 

Построены фирмой «Форж э Шантье» в Ля-Сен в 1913 — 1914 годах. В 1915 году принимали участие в Дарданелльской опера­ции. «Эре» списан в 1919 году, остальные —в 1923-м.

 

Тральщики типа «Брискар» — 16 ед.

78.jpg

 «Брискар», «Шеврон», «Гроньяр», «Пуалю», «Ренгаж», «Ветеран», «Матурин», «Трупье», «Бомбардье», «Канонье», «Митральер», «Пионье», «Фран-Тирье», «Фузилье», «Сапер», «Волонтэр».

370 т, 41x7,3x3,2 м. ПМ — 1, 425 л.с.=11 уз. («Матурин» и «Тру­пье»: Бенз — 1, 420 л.с.=11 уз.; «Шеврон» и «Пуалю»: ПМ — 1, 500 л.с.=11,5 уз.). 1-65 мм.

Строились разными фирмами по программе 1917 года. В 1922 году «Гроньяр», «Пуалю» и «Ренгаж» проданы Испании и пере­именованы соответственно в «Тетуан», «Лараче» и «Алькасар». Остальные списаны в 1920-е годы.

 

Тральщики типа «Кампанюль» — 12 ед.

 

«Кампанюль», «Клематит», «Жасинт», «Жонкиль», «Лаванд», «Маржолэн», «Пакеретт», «Перс-Неж», «Ренонкюль», «Сож», «Тюлип», «Вилетт».

 

80 т, диз- 1, 325 л.с.=13 уз. 1 -47 мм.

 

Построены по программе 1917 года; до окончания войны вош­ло в строй 10 единиц. Использовались как вспомогательные суда.

 

Тральщики типа «Амандье» — 2 ед.

 

«Амандье», «Бананье».

 

78 т, диз — 1, 160 л.с.=9 уз. 1—47 мм.

 

Построены по программе 1917 года. Заложены 6 единиц, но вошли в строй только два. Как боевые корабли не использова­лись.