Последние сверхдредноуты
Справочник «ВМС Франции 1914 — 1918» завершает опубликованную в рамках «Морской коллекции» серию выпусков о корабельном составе флотов периода Первой мировой войны. Однако серия не будет полной, если не рассказать о последних сверхдредноутах, вошедших в строй после окончания боевых действий или так и оставшихся недостроенными. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию специальное приложение, куда также вошли и некоторые наиболее примечательные нереализованные проекты перспективных линкоров и линейных крейсеров.
Великобритания
Линейные крейсера типа «Худ» — 1+3 ед.
«Худ» (Hood) ДжБр 31.5.1916/22.8.1918/5.1920 - погиб 24.5,1941
«Родней» (Rodney) Фф 9.10.1916/ — /— не достроен
«Хоу» (Howe) Кмл 16.10.1916/ —/ — не достроен
«Энсон» (Anson) Арм 9.11.1917/ —/ —не достроен
42 670/45 200 т, 262,1x31,7x8,7 м. ПТ-4, 24 ПК, 144 000 л.с.=31 уз. 4000 т нефти. Броня: пояс 305 — 127 мм, траверзы 127 — 102 мм, башни до 380 мм, барбеты 305— 127 мм, палубы 76 — 47 мм, рубка 280 мм. Эк. 1477 чел. 8 - 381 мм/42, 12 -140 мм/50, 4 - 102 мм зен., 4-47 мм, 6 ТА 533 мм.
«Худ» спроектирован в 1915—1916 годах как быстроходный линейный крейсер с уменьшенной осадкой и улучшенной ПТЗ. По компоновке и вооружению он повторял линкор «Куин Элизабет», но при водоизмещении в 36 000 т нес всего лишь 203-мм бортовую броню и развивал скорость в 32 узла. Однако результаты Ютландского боя, произошедшего вскоре после закладки корабля, заставили капитально переработать проект — в сторону существенного усиления его броневой защиты. «Худ» был перезаложен на стапеле 1.9.1916 как совершенно новый корабль, ставший головным в серии из четырех единиц. Он объединил в себе черты линкора и линейного крейсера и стал прообразом будущих быстроходных линкоров периода Второй мировой войны. В течение двух десятилетий «Худ» был самым большим и самым знаменитым боевым кораблем Ройял Нэйви.
Постройка «Роднея», «Хоу» и «Энсона» велась очень медленно, и в октябре 1918 года ее отменили. Позже названия недостроенных линейных крейсеров присвоили новым линкорам.
Линейный крейсер «Инкомпарэбл»
46 000/51 000 т, 308x27x10 м. ПТ - 4, 180 000 л.с.=35 уз. 5000 т нефти. Броня: пояс 279 мм, барбеты 356 мм. 6 — 508 мм, 20-102 мм, 4 — 102 мм зен., 9 — 47 мм зен., 8 ТА 533 мм.
Проект этого корабля представлял собой доведенное почти до абсурда воплощение идеи адмирала Дж.Фишера, ставившего во главу угла скорость и мощное вооружение и явно недооценивавшего броневую защиту. Чертежи «Инкомпарэбла» были разработаны в 1914— 1915 годах. При гигантских размерах и сверхтяжелых пушках линейный крейсер имел явно неадекватное бронирование. Этот факт, а также отсутствие 508-мм орудий (их не было даже в проекте), заставили отказаться от постройки этого корабля. А итоги Ютландского боя подтвердили правильность такого решения.
Линейный крейсер G-3
48 400/53 909 т, 260,9x32,3x10,9 м. ПТ-4, 20 ПК, 160 000 л.с.=31 - 32 уз. 5000 т нефти. Броня: пояс 356 — 305 мм, траверзы 305 — 254 мм, башни ГК до 430 мм, палубы 200 — 100 мм, рубка 356 — 254 мм. Эк. 1716 чел. 9 - 406 мм/45, 16 - 152 мм/ 50, 6- 120 мм зен., 40-40 мм авт., 2 ТА 622 мм.
Проект G-3 разработан в 1920— 1921 годах как ответ на американские и японские линкоры с 16-дюймовой артиллерией. Условно он считался линейным крейсером, хотя имел мощное бронирование и фактически являлся быстроходным линкором, предопределившим развитие этого класса кораблей в 30-е годы. В случае, если бы этот проект был реализован, то G-3 произвел бы эффект, сопоставимый с появлением в 1906 году «Дредноута»: все созданные к тому времени линкоры мгновенно бы устарели.
В архитектуре и компоновке G-3 было много необычного. Впервые в английском флоте появились трехорудийные башни; их нестандартное размещение (сгруппированы в центральной части корабля) было обусловлено стремлением обеспечить максимальную защищенность погребов. Угол возвышения 406-мм орудий составлял 40°, что обеспечивало наибольшую дальность стрельбы 929-кг снарядом в 38,4 км. Привычных казематов не было: артиллерия СК располагалась в двухорудийных башнях. Бронирование корпуса выполнялось по «американской» схеме («все или ничего»), но главный броневой пояс получил наклон в 72°. Противоторпедная защита в виде встроенных булей имела ширину 4,26 м с каждого борта и теоретически выдерживала подводный взрыв 340 кг тротила.
Заказ на постройку четырех кораблей типа G-3 (по некоторым данным, им должны были присвоить названия: «Инвинсибл», «Инфлексибл», «Индомитебл» и «Индефатигебл») выдали 26.10.1921, но верфи фактически к строительству не приступали. Состояние подорванной войной британской экономики было таково, что осуществить данный проект вряд ли представлялось возможным. Судя по всему, факт заказа кораблей понадобился англичанам лишь для того, чтобы выторговать более выгодные условия для своего флота на Вашингтонской конференции. В соответствии с решениями последней, предполагавшуюся постройку G-3 отменили 13.2.1922.
Линкоры типа N-3
48 500 т (норм.), 250x32,3x10 м. ПТ - 4, 80 000 л.с.=23-23,5 уз. Броня: пояс 381 — 343 мм, траверзы 356 мм, башни ГК до 460 мм, палубы до 200 мм, рубка 380 мм. 9-457 мм/45, 16-152 мм/50, 6—120 мм зен., 40 — 40 мм авт.
Параллельно с линейным крейсером G-3 велась разработка его варианта с усиленным вооружением, более толстой броней, но меньшей скоростью хода. В 1922 году планировалось заложить четыре таких корабля (по некоторым данным, им должны были присвоить имена: «Сент Эндрю», «Сент Джордж», «Сент Дэвид» и «Сент Патрик»). По конструкции и архитектуре они повторяли G-3, но отличались однотрубным силуэтом и наличием третьей мачты, расположенной почти на самом юте. Вашингтонская конференция перечеркнула планы Адмиралтейства. Впрочем, есть все основания полагать, что англичане восприняли сей факт безо всякого огорчения...
Германия
Линейные крейсера типа «Макензен» — 0+4 ед.
«Макензен» (Mackensen) БлФ 30.1.1915/21.4.1917/—не достроен
«Принц Айтель Фридрих» (Prinz Eitel Frildrich) БлФ 1.5.1915/13.3.1920/— не достроен
«Граф Шпее» (Graf Spee) ШихД 30.11.1915/15.9.1917/— не достроен
«фюрст Бисмарк» (Furst Bismarck) КзВх 3.11.1915/ —/ —не достроен
30 500/35 500 т, 223x30,4x9,3 м. ПТ - 4, 32 ПК, 90 000 л.с.=28 уз. 3940 т уг.+1970 т нефти. Броня: пояс 300— 100 мм, траверзы 250 — 100 мм, башни 320 — 110 мм, барбеты 290 — 90 мм, казематы 150 мм, палубы 80 — 50 мм, рубки 350 — 100 мм. Эк. 1186 чел. 8 - 350 мм/45,14-150 мм/45, 8 — 88 мм зен., 5 ТА 600 мм.
Корабли представляли собой увеличенный вариант линейного крейсера «Дерфлингер» с усиленной артиллерией ГК. Конструктивно повторяли свой прототип, но отличались иным расположением рулей — параллельным вместо последовательного. Между собой четыре корабля несколько отличались толщиной брони башен, барбетов и казематов. Постройку линейных крейсеров приостановили еще до окончания войны. Все были разобраны на металл в 1920 — 1922 годах, причем «Принц Айтель Фридрих» был спущен на воду с целью освобождения стапеля.
Линейные крейсера типа «Эрзац Йорк» — 0+3 ед.
33 000/38 500 т, 227,8x30,4x9,3 м. ПТ - 3, 32 ПК, 90 000 л.с.=27,3 уз. 3940 т уг.+1970 т нефти. Броня: пояс 300 — 100 мм, траверзы 250 — 100 мм, башни 300 - 150 мм, барбеты 300 — 90 мм, казематы 150 мм, палубы 80 — 50 мм, рубки 350 — 100 мм. Эк. 1227 чел. 8 — 380 мм/45, 12 — 150 мм/45, 8 — 88 мм зен., 3 ТА 600 мм.
Заказ на постройку трех линейных крейсеров — «Ersatz York» (замещающий «Йорк»), «Ersatz Gneisenau» (замещающий «Гнейзенау») и «Ersatz Scharnhorst» (замещающий «Шарнхорст») (Согласно германскому закону о флоте, замена погибших или отслуживших свой срок кораблей производится автоматически, без утверждения в рейхстаге. Поэтому все крупные боевые корабли сначала (до присвоения им официального названия) именовались как «Эрзац...», то есть замещающие своих предшественников) был выдан в апреле 1915 года.
По существу они представляли собой немного удлиненный «Макензен» с 380-мм башнями от линкора «Байерн» и несколько иным расположением казематов 150-мм орудий. Корабли были заложены во второй половине 1916 года, однако их строительство вскоре приостановили. В будущем чертежи «Эрзац Йорка» (в частности, схема его бронирования) легли в основу разработки линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау».
США
Линкоры типа «Теннесси» — 2 ед.
ВВ-43 «Теннесси» (Tennessee) Н-Й 14.5.1917/30.4.1919/3.6.1920 - искл. 1959
ВВ-44 «Калифорния» (California) Мэр 25.10.1916/20.11.1919/10.8.1921 - искл. 1959
32 300/ 33 190 т, 190,2x29,7x9,2 м. ТЭУ-4, 8 ПК, 26 800 л.с.=21 уз. 1270/1900 т нефти. Броня: пояс 343 мм, башни до 457 мм, барбеты 320 — 102 мм, палубы до 89 мм, рубка 406 мм. Эк. 1083 чел. 12 — 356 мм/50, 14-127 мм/51, 4-76 мм зен., 2 ТА 533 мм.
Конструктивно и по характеристикам повторяли своих предшественников — линкоры типа «Нью-Мексико» (ВВ-40 — ВВ-42), но отличались усовершенствованной ПТЗ и большим углом возвышения орудий ГК. Кроме того, четыре 127-мм орудия были перенесены из заливавшегося волнами носового каземата на спардек. В целом эти корабли продолжали линию развития американских дредноутов, начиная с «Невады» (ВВ-36). Они имели мощное вооружение, толстую броневую цитадель (созданную по принципу «все или ничего»), но отличались более чем скромной скоростью хода; неоднократно модернизировались и активно участвовали во Второй мировой войне.
Линкоры типа «Колорадо» — 3+1 ед.
ВВ-45 «Колорадо» (Colorado) Н-Й 29.5.1919/22.3.1921/ /30.8.1923 - искл.1959
ВВ-46 «Мэриленд (Maryland) ННьюс 24.4.1917/20.3.1920/ 21.7.1921 - искл.1959
ВВ-47 «Вашингтон» (Washington) Н-Й 30.6.1919/1.9.1921/ - не достроен
ВВ-48 «Вест Вирджиния» (West Virginia) ННьюс 12.4.1920/19.11.1921/ 1.12.1923 - искл.1959
32 600/33 590 т, 190,2x29,7x9,2 м. ТЭУ-4, 8 ПК, 28 900 л.с.=21 уз. 1300/2000 т нефти. Броня: как на «Теннесси». Эк. 1080 чел. 8 - 406 мм/45, 14-127 мм/51, 4 - 76 мм зен., 2 ТА 533 мм.
Практически однотипны с «Теннесси», но вместо трехорудийных башен ГК несли двухорудийные с новыми 406-мм орудиями. Постройка ВВ-47 была прекращена в связи с решениями Вашингтонской конференции; позже корпус этого корабля использовался в качестве плавучей мишени (потоплен 25.11.1924). Остальные три корабля после модернизации участвовали во Второй мировой войне.
Линкоры типа «Саут Дакота» — 0+6 ед.
ВВ-49 «Саут Дакота» (South Dakota) Н-Й 15.3.1920/ - /-не достроен
ВВ-50 «Индиана» (Indiana) Н-Й 1.11.1920/-/ —не достроен
ВВ-51 «Монтана» (Montana) Мэр 1.9.1920/ —/ —не достроен
ВВ-52 «Норт Кэролайна» (North Carolina) Норф 12.1.1920/-/- не достроен
ВВ-53 «Айова» (Iowa) ННьюс 17.5.1920/ — /- не достроен
ВВ-54 «Массачусеттс» (Massachusetts) ФР 4.4.1921/ — / — не достроен
43 200/47 000 т, 208,5x32,3x10,1 м. ТЭУ-4, 12 ПК, 50 000 л.с.=23 уз. Броня: как на «Теннесси». Эк. 1191 чел. 12—406 мм/50, 16— 152 мм/53, 4—76 мм зен., 2 ТА 533 мм.
Сверхмощные линкоры, созданные как прямой ответ на японскую судостроительную программу «8 — 8». Представляли собой увеличенный «Колорадо» с возросшей на два узла скоростью и новой артиллерией ГК. 406-мм пушки устанавливались в трехорудийных башнях и имели предельный угол возвышения 40°; при угле возвышения в 30° дальность их стрельбы составляла 30,2 км. Однако при огромном весе залпа корабли типа «Саут Дакота» имели явно недостаточную скорость — особенно в свете поступавшей информации о создании в Англии и Японии быстроходных линкоров нового поколения. Проект ВВ-49 был разработан в 1918 году, но закладке кораблей предшествовали долгие споры. Согласно решению Вашингтонской конференции их постройку отменили 8.2.1922. К тому же процент готовности линкоров был очень небольшим.
Линейные крейсера типа «Лексингтон» — 0+6 ед.
«Лексингтон» (Lexington) ФР 8.1.1921/3.10.1925/14.12.1927-достроен как авианосец
«Констеллейшн» (Constellation) ННьюс 18.8.1920/ —/—не достроен
«Саратога» (Saratoga) Н-Й 25.9.1920/7.4.1925/16.11.1927-достроен как авианосец
«Рэйнджер» (Ranger) ННьюс 23.6.1921/-/-не достроен
«Конститьюшн» (Constitution) Фил 25.9.1920/ - / - не достроен
«Юнайтед Стейтс» (United States) Фил 25.9.1920/ — / — не достроен
43 500/45 000 т, 266,5x32,1x9,5 м. ТЭУ-4, 16 ПК, 180000л.с.=33,5уз. Броня: пояс 178 мм, башни до 280 мм, барбеты 229 — 127 мм, казематы 152 мм, палуба 51 мм, рубка 305 мм. Эк. 1297 чел. 8 — 406 мм/ 50, 16 — 152 мм/53, 4 — 76 мм зен., 8 ТА 533 мм.
Единственные (так и не состоявшиеся) линейные крейсера американского флота. Проектировались с 1916 года; в ходе конструкторских работ неоднократно меняли свой облик и характеристики. Но и в окончательном варианте представляли собой корабли «доютландовской» концепции с очень слабой защитой. На момент закладки морально устарели; после Вашингтонской конференции их постройку отменили (17.8.1923). Два линейных крейсера — «Лексингтон» и «Саратогу» — переоборудовали в авианосцы, остальные были сданы на слом.
Япония
Линкоры типа «Нагато» — 2 ед.
«Нагато» (Nagato) Куре 28.8.1917/9.11,1919/25.11.1920 - затоплен 19.7.1946
«Муцу» (Mutsu) Йоко 1.6.1918/31.5.1920/22.11.1921 - погиб 8.6.1943
33 800/38 500 т, 215,8x29x9,15 м. ПТ - 4, 21 ПК, 80 000 л.с.=26,5 уз. 1600 туг.+3400 т нефти. Броня: борт 300 — 100 мм, траверзы 280 — 180 мм, башни и барбеты 300 — 230 мм, палуба 70 - 25 мм, рубка 300 мм. Эк. 1333 чел. 8 - 410 мм/45, 20 - 140 мм/ 50, 4 — 76 мм зен., 8 ТА 533 мм.
Первые корабли японской судостроительной программы «8 — 8» (8 линкоров и 8 линейных крейсеров с артиллерией калибром не менее 16 дюймов). Проект был разработан в 1916 году. На момент появления «Нагато» и «Муцу» являлись сильнейшими линкорами в мире. По совокупности боевых характеристик они существенно превосходили свой прототип — линкор «Куин Элизабет», а от строившихся американских сверхдредноутов выгодно отличались более высокой скоростью. Оба корабля неоднократно модернизировались и сохраняли свое боевое значение вплоть до Второй мировой войны.
Линкоры типа «Kara» — 0+2 ед.
«Kara» (Kaga) Кав 19.7.1920/17.11.1921/31.3.1928 —достроен как авианосец
«Тоса» («Tosa) Миц 16.2.1920/18.12.1921/—не достроен
39 900/44 200 т, 234,1x30,5x9,4 м. ПТ -4, 12 ПК, 91 000 л.с.=26,5 уз. 1700 т уг.+3600 т нефти. Броня: пояс 280+50 мм, траверзы 280 — 230 мм, башни и барбеты 300 — 230 мм, палуба 100 мм, рубка 356 мм. Эк. 1400 чел. 10 — 410 мм/ 45, 20—140 мм/50, 4 — 76 мм зен., 8 ТА 610 мм.
Мощные линкоры, созданные как развитие «Нагато» с новой формой корпуса (без полубака) и пятой башней ГК. Существенно изменилась схема бронирования: главный пояс стал наклонным (15°), а позади него шла 50-мм переборка. Калибр торпедных аппаратов был увеличен до 24 дюймов.
Вашингтонская конференция перечеркнула планы японцев. Постройка линкоров прекратилась 5.2.1922, когда готовность обоих кораблей составляла 72 — 76%. «Тоса» использовался в качестве плавучей мишени и был потоплен 9.2.1925 в проливе Бунго. «Кагу» переоборудовали в авианосец— вместо поврежденного землетрясением «Амаги».
Линейные крейсера типа «Амаги» — 0+4 ед.
«Амаги» (Amagi) Йоко 16.12.1920/ —/ —не достроен
«Акаги» (Akagi) Куре 6.12.1920/22.4.1925/25.3.1927 — достроен как авианосец
«Атаго» (At ад о) Кав 22.11.1921/— / —не достроен
«Такао» (Takao) Миц 19.12.1921/ —/ —не достроен
41 217/47 000 т, 251,8x30,8x9,5 м. ПТ-4, 19 ПК, 131 200 л.с.=30 уз. 2500 т уг.+3900 т нефти. Броня: пояс 254+30 мм, башни и барбеты 280 — 230 мм, палуба 90 мм, рубка 356 мм. 10 — 410 мм/45, 16 — 140 мм/50, 4- 120 мм зен., 8 ТА 610 мм.
Проект разработан в 1919 году как увеличенный вариант линкора «Kara» с 30-узловой скоростью хода. Толщину броневого пояса и палубы пришлось уменьшить, но все равно защита оставалась весьма мощной (угол наклона пояса 12°, за ним находилась 30-мм переборка). Ширина ПТЗ составляла 5,3 м с каждого борта. Постройка прекращена по решению Вашингтонской конференции. Находившиеся в 40-процентной готовности «Акаги» и «Амаги» предполагалось переоборудовать в авианосцы, но это было сделано лишь с первым. Корпус «Амаги» в 1923 году сильно пострадал от землетрясения, и вместо него решили перестроить «Кагу». «Атаго» и «Такао» были разобраны на металл в 1924 году.
Линкоры типа «Кии»
42 600/48 500 т, 252x32,1x9,7 м. ПТ - 4, 19 ПК, 131 200 л.с.= 29,75 уз. 2500 т уг.+3900 т нефти. Броня: пояс 292 мм, башни и барбеты 280 — 230 мм, палуба 120 мм, рубка 356 мм. 10-410 мм/45, 16 — 140 мм/50, 4—120 мм зен., 8 ТА 610 мм.
Спроектированы в 1920 году как вариант «Амаги» с более мощным бронированием. Фактически являлись представителями нового класса «капитальных» кораблей — быстроходных линкоров, появившихся в 30-е годы в результате слияния линкоров и линейных крейсеров. Первые два корабля — «Кии» и «Овари» — были заказаны госверфям в Куре и Йокосуке 12.10.1921, вторая пара — несколько позже (названия им так и не присвоили). Закладка линкоров не состоялась — согласно решениям Вашингтонской конференции, их постройку заморозили (5.2.1922), а позже — окончательно отменили.
Линейные крейсера № 13 — 16
47 500/53 000, 274,4x30,8x9,8 м. ПТ-4, 22 ПК, 150 000 л.с.=30 уз. Броня: пояс до 330 мм, башни и барбеты 280 — 230 мм, палуба 127 мм, рубка 356 — 254 мм. 8 — 457 мм/45, 16-140 мм/50, 8-120 мм зен., 8 ТА 610 мм.
Последние корабли программы «8 — 8». Фактически представляли собой быстроходные линкоры, вооруженные сверхтяжелой артиллерией. Предполагалось заложить их в середине 1922 года и ввести в строй в 1927 году. Вашингтонская конференция нарушила эти планы: 19.11.1923 постройку сверхдредноутов отменили.
Франция
Линкоры типа «Норманди» — 0+5 ед.
«Норманди» (Normandie) СНзл 18.4.1913/19.10.1914/ —не достроен
«Лангедок» (Languedoc) Бордо 18.4.1913/1.5.1916/— не достроен
«Фландр» (Flandre) Брест 1.10.1913/20.10.1914/ —не достроен
«Гасконь» (Gascogne) Лор 1.10.1913/20.9.1914/ —не достроен
«Беарн» (Beam) ФШ 10.1.1914/4.1920/5.1927-достр. как авианосец
23 500/25 230 т, 176,6x27x8,7 м. ПТ -2+ПМ — 2 («Беарн» по проекту ПТ-4), 21 ПК («Фландр» и «Лангедок» 28 ПК), 32 000 л.с.=21 уз. 900/2700 т уг.+300 т нефти. Броня: пояс 300 — 120 мм, верхний пояс 240 — 160 мм, башни 340 — 250 мм, барбеты до 284 мм, казематы 180— 160 мм, палубы 50+50 мм, рубка 300 мм. Эк. 1200 чел. 12-340 мм/45, 24- 138 мм/ 55, 6 — 47 мм зен., 6 ТА 450 мм.
Заказаны в 1912— 1913 годах. Проект разработан на базе линкора «Бретань»; впервые в истории пушки ГК предполагалось установить в четырех орудийных башнях (парами в двух люльках). Четырехвальная ЭУ включала в себя две турбины и две паровые машины для экономического хода. После начала войны работы на верфях сильно замедлились, а на некоторых кораблях — вообще остановились. После заключения перемирия французы планировали достроить линкоры по усовершенствованному проекту (с усиленной ПТЗ), но на Вашингтонской конференции было принято решение уравнять ВМС
Франции и Италии по числу линейных кораблей, Поэтому из пяти единиц в строй вступил лишь переоборудованный в авианосец «Беарн».
Линкоры типа «Лион»
27 500/29 600 т, 194,5x29x9,2 м. ПТ-2+ПМ-2, 43 000 л.с.=23 уз. Броня: как на «Норманди», но более тонкие верхняя палуба и казематы. 16 — 340 мм/45, 24 — 138 мм/55, 6 — 47 мм зен., 6 ТА 450 мм.
Спроектированы в 1913—1914 годах как увеличенный вариант «Норманди» с четвертой башней ГК и повышенной скоростью хода. Предполагалось, что башни будут новой конструкции. В 1915 году планировалось заложить четыре линкора: «Лион» (Lyon), «Лилль» (Lille), «Дюкень» (Duquesne) и «Турвиль» (Tourville). Но вспыхнувшая мировая война нарушила эти планы. Кроме того, в 1913— 1914 годах во Франции было разработано несколько проектов линейных крейсеров водоизмещением в 27 000 — 28 000 т и скоростью хода в 27 — 28 узлов. Их предполагалось вооружить двумя или тремя четырехорудийными башнями с 340-мм или даже 370-мм пушками. Но к реализации этих проектов приступить не удалось.
Россия
Линейные крейсера типа «Измаил» — 0+4 ед.
«Измаил» БЗ 6.12.1912/9.6.1915/-не достроен
«Кинбурн» БЗ 6.12.1912/17.10.1915/-не достроен
«Бородино» Адм 6.12.1912/19.7.1915/-не достроен
«Наварин» Адм 6.12.1912/27.10.1916/-не достроен
34 056/36 190 т, 223,6x30,8x8,9 м. ПТ - 4, 18 ПК, 68 000 л.с.=26,5 уз. 2780 т нефти. Броня: пояс 238 мм, верхний пояс 100 мм, башни до 400 мм, палубы 95+37 мм, рубка до 400 мм. 8 — 406 мм/45, 15 — 130 мм/55, 4 — 76 мм зен., 4 ТА 686 мм. (Данные варианта модернизации «Кинбурна», 1922 г.).
Постройка линейных крейсеров типа «Измаил» прекратилась в конце 1917 года. Вопрос об их вводе в строй вновь был поднят в декабре 1921 года. Тогда же предлагалось два корабля — «Кинбурн» и «Наварин» — достроить по модернизированному проекту с восьмью или десятью 16-дюймовыми орудиями. В 1922 году были сделаны предэскизные проработки четырех вариантов модернизации. Однако осуществить их в условиях разрухи и глубочайшего экономического кризиса не представлялось возможным — тем более, что по многим показателям (бронированию, ПТЗ) проект «Измаила» уже безнадежно отставал от последних образцов зарубежного кораблестроения. «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» 19.7.1922 исключили из списков флота и впоследствии продали на слом в Германию. Головной «Измаил» предполагалось переоборудовать в авианосец, но в 30-е годы его корпус также был разобран на металл.
Линкор программы 1915 года
35 600/38 660 т, 210x32,6x9,8 м. ПТ-4, 12 ПК, 67 500 л.с.=25 уз. 3800 т нефти. Броня: пояс 280 + 75 мм, башни 400 — 250 мм, барбеты 375 — 250 мм, палубы 75+35 мм, рубка 450 - 250 мм. 12 - 406 мм/45, 24 -130 мм/55, 4— 100 мм зен., 18 ТА 450 мм.
Передовой проект, разработанный в 1914 году под руководством И.Г.Бубнова. Отличался многими перспективными решениями: переходом к 16-дюймовому ГК, внедрением четырехорудийных башен и применением продольных броневых переборок позади брони главного пояса. Однако начало Первой мировой войны перечеркнуло осуществление намеченной судостроительной программы 1915 года, и проект линкора остался в предэскизной стадии.
Линкор завода «Наваль»
44 000 т (норм.), 240x30x10,1 м. ПТ-4, 15 ПК, 120 000 л.с.=30 уз. Броня: пояс 275+100 мм, башни до 400 мм, барбеты 375 — 250 мм, палубы 70+35 мм, рубки 300-200 мм. 9-406 мм/45, 20-152 мм/50.
Проект перспективного линкора разработан в 1916— 1917 годах на николаевском заводе «Наваль» под руководством В.П.Костенко. Концептуально он соответствовал идее быстроходного линкора и для своего времени мог считаться самым совершенным в мире. Но, как и проект И.Г.Бубнова, он остался на бумаге, причем лишь в начальной стадии разработки.
Италия
Линкоры типа «Караччоло» — 0+4 ед.
«Франческо Караччоло» (Francesco Caracciolo) Каст 16.10.1914/12.5.1920/ — не достроен
«Кристофоро Коломбо» (Cristoforo Colombo) Ане 14.3.1915/ —/ —не достроен
«Маркантонио Колонна» (Marcantonio Colonna) Од 3.3.1915/ — /— не достроен
«Франческо Моросини» (Francesco Morosini) Орл 27.6.1915 / — / — не достроен
31 400/34 000 т, 212x29,6x9,5 м. ПТ-4, 20 ПК, 105 000 л.с.=28 уз. Броня: пояс 303 мм, башни до 400 мм, казематы до 220 мм, палуба 50 мм, рубка 400 мм. 8 — 381 мм/ 40, 12 - 152 мм/45, 8-102 мм/45, 24 - 40 мм зен., 8 ТА 450 мм.
Проект линкоров разработан под впечатлением от британского сверхдредноута «Куин Элизабет». Однако в ходе Первой мировой войны ситуация на море складывалась таким образом, что первоочередной потребности в линкорах у Италии не было. В марте 1916 года постройку кораблей приостановили. После окончания войны работы возобновили лишь на головном «Караччоло», но и его после спуска на воду продали частной компании для последующей переделки в торговое судно. В конце концов он был сдан на слом. Три систершипа списали 2.1.1921 и разобрали на металл прямо на стапелях.
Австро-Венгрия
Линкоры типа «Эрзац Монарх»
24 500 т (норм.), 173,2x28,5x8,4 м. ПТ-4, 15 ПК, 31 000 л.с.=21 уз. 1425 т уг. + 1425 т нефти. Броня: пояс 310—140 мм, башни 340 — 80 мм, казематы 150 мм, палуба 36 мм, рубка 320 мм. 10 — 350 мм/ 45, 15-150 мм/50, 20-90 мм/45, 2-47 мм, 6 ТА 533 мм.
Четыре линкора типа «Эрзац Монарх» (или, как их еще называли, типа «Улучшенный «Тегетгоф») планировалось заложить в 1914—1916 и ввести в строй в 1917 — 1919 годах. Их проект был разработан накануне Первой мировой войны на базе линкора «Вирибус Унитис», но с увеличенным ГК, усиленной броневой защитой и новой системой ПТЗ, включавшей в себя 85-мм продольную переборку. Из-за начавшейся войны закладка кораблей не состоялась. Четыре изготовленных фирмой «Шкода» 350-мм орудия использовались на сухопутном фронте.
В 1915—1917 годах в Австро-Венгрии велись предварительные проработки перспективных линкоров и линейных крейсеров водоизмещением от 30 000 до 39 000 т со скоростью хода в 23 — 24 (линкоры)и 30(линейные крейсера)узлов. Сначала их предполагалось вооружить 350-мм орудиями, а затем — 380 мм и даже 420-мм. Правда, все эти работы остались на стадии предэскизных проектов.