Морское оружие Первой Мировой войны

 

Артиллерия

99.jpg

 К началу Первой мировой войны кора­бельная артиллерия — в первую очередь, крупнокалиберная — бесспорно, счита­лась главным оружием войны на море. Именно по количеству тяжелых орудий и суммарному весу залпа определялась мощь флота той или иной страны.

Конструктивно все тяжелые орудия того времени можно разделить на два типа — английские (проволочные, разра­ботанные фирмой «Армстронг») и герман­ские (скрепленные, фирмы «Крупп»). Пер­вые имели ствол, представлявший собой внутреннюю трубу, на которую навивалась проволока прямоугольного сечения; сверху она закрывалась трубой-кожухом. В германской схеме вместо проволоки применялись отрезки труб (цилиндры), надевавшиеся друг на друга так, чтобы наружный ряд труб перекрывал места сты­ка внутренних. Большинство стран (в том числе и Россия) приняли германскую кон­струкцию, оказавшуюся более прогрес­сивной. Англичане держались за прово­лочные пушки вплоть до 20-х годов, но затем также перешли на повсеместно рас­пространенную схему со скрепленным стволом.

Конструкции орудийных башен кораб­лей разных стран в эпоху дредноутов были, в общем, похожи и отличались лишь в деталях. Они базировались на ан­глийском прототипе, созданном, в свою очередь, на базе слияния чисто башен­ной и барбетной схем. Принципиально иные башни французского типа (разра­ботка фирмы «Канэ») с вращающимся стволом внутри броневого барабана от­носительно малого диаметра постепенно сошли со сцены (последние оснащен­ные ими корабли — французские линко­ры типа «Дантон»). К 1914 году преобла­дали двухорудийные башни; в Италии, Австро-Венгрии и России применялись трехорудийные. Во Франции для линко­ра «Норманди» была разработана четырехорудийная башня, состоявшая из двух пар пушек, установленных в двух люль­ках на одной платформе. Аналогичный проект был создан и в России, однако реально четырехорудийные башни появи­лись только в 30-е годы.

Привод всех механизмов башен — электрический, реже — гидравлический.

Для повышения точности горизонтально­го наведения применялись так называе­мые муфты Дженни — гидравлические многофункциональные редукторы, спо­собные плавно менять скорость враще­ния башен. Максимальный угол возвыше­ния орудий на линкорах обычно состав­лял 13,5 — 20° (на русских дредноутах — 25°). Заряжание производилось при лю­бом угле .возвышения орудий, для чего имелись специальные цепные прибойни­ки, установленные на прикрепленном к люльке хоботе и способные двигаться вместе с орудием. Впервые такую схему применили англичане, позже она получи ла распространение и в других странах, в том числе в России. Однако в США, на­пример, ее посчитали слишком сложной и громоздкой, поэтому сохранили конст­рукцию башен с заряжанием при фикси­рованном (1 — 2°) угле возвышения ору­дий. Возможно, американцы оказались правы, поскольку в 30-е годы в башнях новых линкоров от конструкции заряжа­ния при любом угле возвышения повсе­местно отказались (правда, и сами углы возвышения к тому времени сильно уве­личились, что делало схему периода Пер­вой мировой войны еще сложнее и нена­дежнее).

Одна из важнейших задач, стоявших перед кораблестроителями, — обеспече­ние безопасности хранения боезапаса. В этом отношении дальновиднее всех ока­зались немцы. Поскольку наибольшую угрозу представляли заряды (кордит при воспламенении имел склонность к взры­ву), для всех крупнокалиберных орудий в германском флоте были приняты латун­ные гильзы — вместо используемых ос­тальными странами шелковых картузов. Несколько сот тонн лишнего веса с лих­вой окупились: при пожаре в погребе не­мецкие корабли лишь горели, в то время как английские — взрывались. Весьма взрывоопасной была конструкция 356-мм башен последних американских дредно­утов. В погоне за экономией веса их со­здатели отказались от снарядных погре­бов и перегрузочных отделений, размес­тив снаряды прямо в башне и на площад­ках внутри барбета. Американские баш­ни были очень компактными, но в целом не слишком удачными.

Скорострельная артиллерия среднего и малого калибра в годы Первой мировой войны во всех странах была примерно одинаковой или очень похожей. Характе­ристики некоторых наиболее распростра­ненных орудий приведены в таблице.

 

ТТХ крупнокалиберных орудий

Калибр, мм/ длина ствол», клб*

Страна

Вес орудия с затвором, т

Вес снаряда, кг

Нач. скорость снаряда, м/с

Дальность стрельбы, км/при угле возвышение, град.

Скорострельность, выстр./мин

Типы кораблей, на которых уста­новлены орудия

381/42

Англия

101,6

879

749

22,5/20

1,5 — 2

«Куин Элизабет»

343/45

Англия

77,35

635

759

21,7/20

1,5 — 2

«Орион», «Лайон»

305/50

Англия

69

385,5

865

19,2/15

1,5 — 2

«Сент-Винсент»

380/45

Германия

105

750

800

24,5/20

1,5 — 2

«Байерн», «Эрзац Йорк»

305/50

 

Германия

 

68

 

405

 

850

 

20,4/16

 

1—2

 

«Гельголанд», «Кёниг», «Дерфлингер»

280/50**

Германия

77,6

302

880

19,1/16

2 — 3

«Гебен», «Зейдлиц»

280/45**

 

Германия

 

53,5

 

302

 

850

 

18,9/20

 

1,5

 

«Нассау», «Фон дер Танн»

406/50

 

США

 

130,2

 

952,5

 

853

 

 

 

 

 

«Саут Дакота», «Лексингтон»

406/45

США

100,4

952,5

792

32/30

1 — 1,5

«Мэриленд»

356/50

США

81

635

823

21,4/15

1 — 1,5

«Нью Мексике»

356/45

США

64,8

635

793

21,4/15

1 — 1,5

«Невада»

410/45

Япония

102

1020

784

38,4/30

1,5 — 2,5

«Нагато», «Акаги»

356/45

Япония

85

635

770

25/20

1,35

«Фусо», «Конго»

356/52

Россия

83,3

747,8

731,5

23,2/25

1,5 — 2

«Измаил»

305/52

Россия

50,7

471

762

23,2/25

1,5 — 2

«Севастополь»

340/45

Франция

66,3

540

790

14,5/13,5

1

«Бретань»

305/45

Франция

55,8

432

783

14,5/13,5

1

«Курбэ»

381/40

Италия

83,6

875

700

24/ .

1,2

«Караччоло»

305/46

Италия

64,1

417

860

24,6/20

1,5 — 2

«Джулио Чезаре»

350/45

 

Австро-Венгрия

74

 

635

 

820

 

31,5/.

 

 

 

«Эрзац Монарх»

 

305/45

 

Австро-Венгрия

54,3

 

450

 

800

 

20/ .

 

1,5 — 2

 

«Радецкий», «Вирибус Унитис»

 

*Длина ствола в России и Германии указывалась полная, от казенного среза до дульного. В остальных странах измерялась без учета толщины затвора (т.е. от дна затвора до дульного среза).

**Фактический калибр этих орудий составлял 283 мм.

 

ТТХ некоторых скорострельных орудий

Калибр, мм/ длина ствола, клб

Страна

Вес орудия, т

Вес

наряда, кг

Нач. скорость снаряда, м/с

Скорострель­ность, быстр. /мин

Типы кораблей, на которых установлены орудия

152/45

 

Англия

 

6,99

 

45,4

 

861

 

7

 

«Куин Элизабет», легкие крейсера

типа «Кэролайн»

120/45

Англия

3,11

22,7

814

8

Лидеры «Скотт», «Шекспир»

102/45

Англия

1,32

14,1

728

9 — 10

Эсминцы типа «R», «V», «W»

150/45

 

Германия

 

5,7

 

46

 

890

 

7

 

«Нассау», «Кайзер», «Байерн»,

линейные крейсера

105/40

Германия

1,56

16

840

8

Бронепалубные крейсера

88/45

Германия

1,09

9,5

840

10

Эсминцы

127/51

США

5,1

22,7

960

7

Линкоры

102/60

Россия

2,85

17,5

823

15

Эсминцы

100/45

Франция

1,7

18

710

8 — 10

Эсминцы

120/40

Италия

2,1

20,4

650

12

Эсминцы

100/50

 

Австро-Венгрия

2

 

13,8

 

880

 

до 20

 

«Адмирал Шпаун»

 

 

Торпеды

100.jpg

Длительный период поисков и экспе­риментов в области торпедного оружия завершился на рубеже XX века. Много­численные оригинальные конструкции (наподобие инерционной самодвижущей­ся мины Хоуэлла) канули в Лету. В ре­зультате в 1914—1918 годах во всех странах состояли на вооружении очень похожие по своим элементам торпеды, в той или иной степени являвшиеся копи­ями конструкции Р.Уайтхеда. Все они ос­нащались гироскопическим прибором курса («машинкой Обри») и приводились в движение пневматическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Для по­вышения давления воздуха использова­лись керосиновые подогревательные ап­параты. Последние накануне Первой ми­ровой войны начали оснащать системой впрыска воды; такие торпеды стали на­зывать парогазовыми, или с «влажным подогревом». В 1917 году флот США при­нял на вооружение парогазовую торпеду с турбинным двигателем вместо порш­невого, но она использовалась лишь для экспериментов. Широкое распростране­ние турбинные торпеды получили значи­тельно позже.

Типичная торпеда периода Первой ми­ровой войны — русская 45-12 калибром 450 мм, оснащенная «влажным подогре­вом». Она была создана в 1912 году фир­мой «Уайтхед» и выпускалась по лицензии в России. Ее боевая часть весила 116 кг, дальность хода со скоростью 28 узлов со­ставляла 6000 м, со скоростью 30 узлов — 5000 м, 43 узла — 2000 м.

 

ТТХ торпед периода Первой мировой войны

Калибр, марка

Страна

Длина, м

Вес, кг

Вес заряда, кг

Макс, скорость, уз.

Дальность, м/при скорости, уз.

533-мм Мк-IV

Англия

6,9

1454

234

40

7300/35,

9150/29,

12350/25

450-мм Мк-VII

Англия

 

 

145

40

4570/35,

6400/29

500-мм G

Германия

7

1122

195

 

9800/27

533-мм Мк-8

США

6,51

1383

211

 

14 600/26

450-мм Мк-7

США

5,18

738

148

 

5500/35

450-мм mod. 1909R

Франция

5,25

683

 

38

1000/38,

3000/29

450-мм mod. 1904

Франция

5,07

627

72

36,5

1000/32,5

2000/24,5

450-мм 45-12

Россия

5,58

810

100

43

2000/43,

5000/30,

6000/28

 

Боевой опыт показал, что до войны торпедное оружие явно недооценива­лось. Оно оказалось самым эффектив­ным средством ведения войны на море — особенно когда его носителем является подводная лодка. Всего в 1914—1918 годах было выпущено более 1,5 тыс. тор­пед, в том числе 307 — Российским фло­том. Их жертвами стали 154 крупных бо­евых корабля, из них 14 линкоров и 25 крейсеров.

 

Морские мины

 

В годы Первой мировой войны минное оружие использовалось с невиданным размахом. К минным постановкам привле­кались корабли самых разных классов. Всего в 1914— 1918 годах всеми страна­ми было выставлено около 310 тыс. мин, в том числе 12 650 подводными лодками и 70 самолетами. Больше всего постав­ленных мин на счету англичан (129 тыс.), затем идут США (57,6 тыс.), Россия (52 тыс., еще 1025 мин передано в 1916 году Румынии), Германия (45 тыс.), Италия (12 тыс.), Австро-Венгрия (6 тыс.), Франция (5 тыс.) и Турция (0,9 тыс.). Кроме того, оборонительные заграждения создавали и нейтральные страны: Дания (около 1,2 тыс. мин), Швеция и Норвегия. На минах было потеряно 207 боевых кораблей, в том числе 9 линкоров, 10 крейсеров, 106 миноносцев и 58 подводных лодок.

Один из самых грандиозных проектов Первой мировой войны — «Великое за­граждение Северного моря» протяженно­стью в 244 мили, которое должно было перекрыть немецким субмаринам выход в Атлантику. В 1918 году англичане и аме­риканцы выставили между Норвегией и Оркнейскими островами несколько линий заграждений, насчитывавших в общей сложности 71 117 противолодочных мин. Правда, эффект от столь масштабной опе­рации оказался весьма скромным: на «Ве­ликом заграждении» погибло всего 6 не­приятельских подлодок.

Наиболее распространенные из приме­нявшихся воюющими сторонами мин — якорные гальваноударные. В августе 1918 года английские эсминцы применили но­винку — донные магнитные мины Mk-l(M). При всем их несовершенстве это было важное событие, поскольку оно ознаме­новало собой дебют нового оружия, впос­ледствии ставшего очень грозным сред­ством морской войны.

 

ТТХ сферических мин заграждения периода Первой мировой войны

Марка мины

Образца 1908 г.

Н-П («Викксрс»УЕ)

H-IV

Страна

Россия

Англия

Англия

Диаметр мины, см

Масса, кг

Масса ВВ, кг

Длина минрепа, м

87,5

585*

115

110

96,5

295

145

101,6

399

227

*Масса с якорем.

 

Противолодочное оружие

 

К 1914 году специального оружия, предназначавшегося против подводных лодок, не было ни в одном из флотов мира. Его пришлось разрабатывать в эк­стренном порядке уже в ходе войны. На вооружение эсминцев, миноносцев и пат­рульных кораблей поступили артиллерий­ские ныряющие снаряды, буксируемые мины и глубинные бомбы, а также пер­вые шумопеленгаторы — гидрофоны. Кро­ме того, в годы Первой мировой войны активно применялись противолодочные сети, причем они использовались не толь­ко у берега для охраны баз, но и для пе­рекрытия довольно широких морских про­ливов (Ла-Манш, Отрантский барраж и другие).

Буксируемые мины получили распрос­транение во флотах Германии, Англии, Франции и Италии. Немецкая конструкция отличалась предельной простотой — по существу, это был деревянный ящик, внут­ри которого находились заряд с 15 кг тро­тила и контактный электромеханический взрыватель. Для уменьшения плавучести ящик заполнялся асфальтом. Глубина по­гружения мины регулировалась с борта буксирующего ее судна при помощи до­полнительного троса, соединенного с миной и специальным поплавком.

Итальянская мина «Пиноккио» была бо­лее совершенной, но и более дорогой. Внешне она напоминала торпеду и имела малое сопротивление при движении, что позволяло буксировать ее совсем неболь­шим катерам. Вес боевого заряда «Пи­ноккио» составлял 16,5 — 30 кг.

Низкая эффективность одиночных бук­сируемых мин натолкнула моряков на мысль создать противолодочный трал из нескольких снарядов, идущих под водой на разной глубине. Такая система была принята на вооружение в Англии. Она со­стояла из четырех мин (так называемых «противолодочных параванов», внешне не отличавшихся от обычных параванов, но оснащенных боевым зарядом и взрыва­телем), буксируемых за кормой на рас­стоянии 50 — 60 м друг от друга. Таким образом, ширина захвата трала состав­ляла 150—180 м. Масса тротила, начи­няющего противолодочный параван, в за­висимости от его типа, составляла 36, 55, 110 и даже 180 кг.

Во время Первой мировой войны бук­сируемые мины и тралы применялись весьма широко, но их результативность оставляла желать лучшего. Достоверно известно, что этим видом оружия были потоплены лишь четыре подводные лод­ки (еще несколько— предположительно).

Гораздо более эффективным сред­ством оказались глубинные бомбы. Они разрабатывались в 1915—1918 годах практически во всех воюющих странах. По принципу действия их можно разде­лить на два типа: с гидростатическим взрывателем (когда взрыв происходит на заданной глубине за счет давления воды) и со штерто-поплавковыми взрывателя­ми (когда срабатывание определяется длиной линя, соединяющего погружаю­щуюся бомбу и остающийся на поверх­ности поплавок). Первые были более прогрессивными по конструкции, но по­началу весьма ненадежными. Поэтому в России, например, от гидростатических взрывателей перешли к штерто-поплавковым.

В 1917 году в Англии была принята на вооружение цилиндрическая глубинная бомба типа D, ставшая своего рода зако­нодателем мод: ее аналоги выпускались во всем мире в течение четверти века. К концу войны в Великобритании произво­дилось по 3600 глубинных бомб в месяц. А в США в 1917— 1918 годах было изго­товлено порядка 75 тыс. бомб, преиму­щественно английского образца.

В конце Первой мировой войны в Анг­лии и США создали «классические» кон­струкции лотковых бомбосбрасывателей и противолодочных бомбометов. Все они практически без изменений выпускались вплоть до середины 40-х годов.

 

ТТХ глубинных бомб

Марка бомбы

 

М.Щагоде

 

4В-Б

 

С

(большая)

D

 

Мк-1

 

Мк-3

 

Страна, год

 

Россия,

1915

Россия,

1917

Англия,

1915

Англия,

1917

США,

1917

США,

1918

Масса, кг

Тип ВВ

Масса ВВ, кг

Тип взрывателя

 

 

 

тротил

18 — 24

гидростат.

 

 

 

тротил

115

штерто-поплавковый

54,4

аматол

29,4

гидро-стат.

 

190

аматол

136,9

гидро-стат.

 

 

тротил

22,5

штерто-поплавковый

191

аматол

136

гидро-стат.