Морское оружие Первой Мировой войны
Артиллерия
К началу Первой мировой войны корабельная артиллерия — в первую очередь, крупнокалиберная — бесспорно, считалась главным оружием войны на море. Именно по количеству тяжелых орудий и суммарному весу залпа определялась мощь флота той или иной страны.
Конструктивно все тяжелые орудия того времени можно разделить на два типа — английские (проволочные, разработанные фирмой «Армстронг») и германские (скрепленные, фирмы «Крупп»). Первые имели ствол, представлявший собой внутреннюю трубу, на которую навивалась проволока прямоугольного сечения; сверху она закрывалась трубой-кожухом. В германской схеме вместо проволоки применялись отрезки труб (цилиндры), надевавшиеся друг на друга так, чтобы наружный ряд труб перекрывал места стыка внутренних. Большинство стран (в том числе и Россия) приняли германскую конструкцию, оказавшуюся более прогрессивной. Англичане держались за проволочные пушки вплоть до 20-х годов, но затем также перешли на повсеместно распространенную схему со скрепленным стволом.
Конструкции орудийных башен кораблей разных стран в эпоху дредноутов были, в общем, похожи и отличались лишь в деталях. Они базировались на английском прототипе, созданном, в свою очередь, на базе слияния чисто башенной и барбетной схем. Принципиально иные башни французского типа (разработка фирмы «Канэ») с вращающимся стволом внутри броневого барабана относительно малого диаметра постепенно сошли со сцены (последние оснащенные ими корабли — французские линкоры типа «Дантон»). К 1914 году преобладали двухорудийные башни; в Италии, Австро-Венгрии и России применялись трехорудийные. Во Франции для линкора «Норманди» была разработана четырехорудийная башня, состоявшая из двух пар пушек, установленных в двух люльках на одной платформе. Аналогичный проект был создан и в России, однако реально четырехорудийные башни появились только в 30-е годы.
Привод всех механизмов башен — электрический, реже — гидравлический.
Для повышения точности горизонтального наведения применялись так называемые муфты Дженни — гидравлические многофункциональные редукторы, способные плавно менять скорость вращения башен. Максимальный угол возвышения орудий на линкорах обычно составлял 13,5 — 20° (на русских дредноутах — 25°). Заряжание производилось при любом угле .возвышения орудий, для чего имелись специальные цепные прибойники, установленные на прикрепленном к люльке хоботе и способные двигаться вместе с орудием. Впервые такую схему применили англичане, позже она получи ла распространение и в других странах, в том числе в России. Однако в США, например, ее посчитали слишком сложной и громоздкой, поэтому сохранили конструкцию башен с заряжанием при фиксированном (1 — 2°) угле возвышения орудий. Возможно, американцы оказались правы, поскольку в 30-е годы в башнях новых линкоров от конструкции заряжания при любом угле возвышения повсеместно отказались (правда, и сами углы возвышения к тому времени сильно увеличились, что делало схему периода Первой мировой войны еще сложнее и ненадежнее).
Одна из важнейших задач, стоявших перед кораблестроителями, — обеспечение безопасности хранения боезапаса. В этом отношении дальновиднее всех оказались немцы. Поскольку наибольшую угрозу представляли заряды (кордит при воспламенении имел склонность к взрыву), для всех крупнокалиберных орудий в германском флоте были приняты латунные гильзы — вместо используемых остальными странами шелковых картузов. Несколько сот тонн лишнего веса с лихвой окупились: при пожаре в погребе немецкие корабли лишь горели, в то время как английские — взрывались. Весьма взрывоопасной была конструкция 356-мм башен последних американских дредноутов. В погоне за экономией веса их создатели отказались от снарядных погребов и перегрузочных отделений, разместив снаряды прямо в башне и на площадках внутри барбета. Американские башни были очень компактными, но в целом не слишком удачными.
Скорострельная артиллерия среднего и малого калибра в годы Первой мировой войны во всех странах была примерно одинаковой или очень похожей. Характеристики некоторых наиболее распространенных орудий приведены в таблице.
ТТХ крупнокалиберных орудий
Калибр, мм/ длина ствол», клб* |
Страна |
Вес орудия с затвором, т |
Вес снаряда, кг |
Нач. скорость снаряда, м/с |
Дальность стрельбы, км/при угле возвышение, град. |
Скорострельность, выстр./мин |
Типы кораблей, на которых установлены орудия |
381/42 |
Англия |
101,6 |
879 |
749 |
22,5/20 |
1,5 — 2 |
«Куин Элизабет» |
343/45 |
Англия |
77,35 |
635 |
759 |
21,7/20 |
1,5 — 2 |
«Орион», «Лайон» |
305/50 |
Англия |
69 |
385,5 |
865 |
19,2/15 |
1,5 — 2 |
«Сент-Винсент» |
380/45 |
Германия |
105 |
750 |
800 |
24,5/20 |
1,5 — 2 |
«Байерн», «Эрзац Йорк» |
305/50
|
Германия
|
68
|
405
|
850
|
20,4/16
|
1—2
|
«Гельголанд», «Кёниг», «Дерфлингер» |
280/50** |
Германия |
77,6 |
302 |
880 |
19,1/16 |
2 — 3 |
«Гебен», «Зейдлиц» |
280/45**
|
Германия
|
53,5
|
302
|
850
|
18,9/20
|
1,5
|
«Нассау», «Фон дер Танн» |
406/50
|
США
|
130,2
|
952,5
|
853
|
|
|
«Саут Дакота», «Лексингтон» |
406/45 |
США |
100,4 |
952,5 |
792 |
32/30 |
1 — 1,5 |
«Мэриленд» |
356/50 |
США |
81 |
635 |
823 |
21,4/15 |
1 — 1,5 |
«Нью Мексике» |
356/45 |
США |
64,8 |
635 |
793 |
21,4/15 |
1 — 1,5 |
«Невада» |
410/45 |
Япония |
102 |
1020 |
784 |
38,4/30 |
1,5 — 2,5 |
«Нагато», «Акаги» |
356/45 |
Япония |
85 |
635 |
770 |
25/20 |
1,35 |
«Фусо», «Конго» |
356/52 |
Россия |
83,3 |
747,8 |
731,5 |
23,2/25 |
1,5 — 2 |
«Измаил» |
305/52 |
Россия |
50,7 |
471 |
762 |
23,2/25 |
1,5 — 2 |
«Севастополь» |
340/45 |
Франция |
66,3 |
540 |
790 |
14,5/13,5 |
1 |
«Бретань» |
305/45 |
Франция |
55,8 |
432 |
783 |
14,5/13,5 |
1 |
«Курбэ» |
381/40 |
Италия |
83,6 |
875 |
700 |
24/ . |
1,2 |
«Караччоло» |
305/46 |
Италия |
64,1 |
417 |
860 |
24,6/20 |
1,5 — 2 |
«Джулио Чезаре» |
350/45
|
Австро-Венгрия |
74
|
635
|
820
|
31,5/.
|
|
«Эрзац Монарх»
|
305/45
|
Австро-Венгрия |
54,3
|
450
|
800
|
20/ .
|
1,5 — 2
|
«Радецкий», «Вирибус Унитис» |
*Длина ствола в России и Германии указывалась полная, от казенного среза до дульного. В остальных странах измерялась без учета толщины затвора (т.е. от дна затвора до дульного среза).
**Фактический калибр этих орудий составлял 283 мм.
ТТХ некоторых скорострельных орудий
Калибр, мм/ длина ствола, клб |
Страна |
Вес орудия, т |
Вес наряда, кг |
Нач. скорость снаряда, м/с |
Скорострельность, быстр. /мин |
Типы кораблей, на которых установлены орудия |
152/45
|
Англия
|
6,99
|
45,4
|
861
|
7
|
«Куин Элизабет», легкие крейсера типа «Кэролайн» |
120/45 |
Англия |
3,11 |
22,7 |
814 |
8 |
Лидеры «Скотт», «Шекспир» |
102/45 |
Англия |
1,32 |
14,1 |
728 |
9 — 10 |
Эсминцы типа «R», «V», «W» |
150/45
|
Германия
|
5,7
|
46
|
890
|
7
|
«Нассау», «Кайзер», «Байерн», линейные крейсера |
105/40 |
Германия |
1,56 |
16 |
840 |
8 |
Бронепалубные крейсера |
88/45 |
Германия |
1,09 |
9,5 |
840 |
10 |
Эсминцы |
127/51 |
США |
5,1 |
22,7 |
960 |
7 |
Линкоры |
102/60 |
Россия |
2,85 |
17,5 |
823 |
15 |
Эсминцы |
100/45 |
Франция |
1,7 |
18 |
710 |
8 — 10 |
Эсминцы |
120/40 |
Италия |
2,1 |
20,4 |
650 |
12 |
Эсминцы |
100/50
|
Австро-Венгрия |
2
|
13,8
|
880
|
до 20
|
«Адмирал Шпаун»
|
Торпеды
Длительный период поисков и экспериментов в области торпедного оружия завершился на рубеже XX века. Многочисленные оригинальные конструкции (наподобие инерционной самодвижущейся мины Хоуэлла) канули в Лету. В результате в 1914—1918 годах во всех странах состояли на вооружении очень похожие по своим элементам торпеды, в той или иной степени являвшиеся копиями конструкции Р.Уайтхеда. Все они оснащались гироскопическим прибором курса («машинкой Обри») и приводились в движение пневматическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Для повышения давления воздуха использовались керосиновые подогревательные аппараты. Последние накануне Первой мировой войны начали оснащать системой впрыска воды; такие торпеды стали называть парогазовыми, или с «влажным подогревом». В 1917 году флот США принял на вооружение парогазовую торпеду с турбинным двигателем вместо поршневого, но она использовалась лишь для экспериментов. Широкое распространение турбинные торпеды получили значительно позже.
Типичная торпеда периода Первой мировой войны — русская 45-12 калибром 450 мм, оснащенная «влажным подогревом». Она была создана в 1912 году фирмой «Уайтхед» и выпускалась по лицензии в России. Ее боевая часть весила 116 кг, дальность хода со скоростью 28 узлов составляла 6000 м, со скоростью 30 узлов — 5000 м, 43 узла — 2000 м.
ТТХ торпед периода Первой мировой войны
Калибр, марка |
Страна |
Длина, м |
Вес, кг |
Вес заряда, кг |
Макс, скорость, уз. |
Дальность, м/при скорости, уз. |
533-мм Мк-IV |
Англия |
6,9 |
1454 |
234 |
40 |
7300/35, 9150/29, 12350/25 |
450-мм Мк-VII |
Англия |
|
|
145 |
40 |
4570/35, 6400/29 |
500-мм G |
Германия |
7 |
1122 |
195 |
|
9800/27 |
533-мм Мк-8 |
США |
6,51 |
1383 |
211 |
|
14 600/26 |
450-мм Мк-7 |
США |
5,18 |
738 |
148 |
|
5500/35 |
450-мм mod. 1909R |
Франция |
5,25 |
683 |
|
38 |
1000/38, 3000/29 |
450-мм mod. 1904 |
Франция |
5,07 |
627 |
72 |
36,5 |
1000/32,5 2000/24,5 |
450-мм 45-12 |
Россия |
5,58 |
810 |
100 |
43 |
2000/43, 5000/30, 6000/28 |
Боевой опыт показал, что до войны торпедное оружие явно недооценивалось. Оно оказалось самым эффективным средством ведения войны на море — особенно когда его носителем является подводная лодка. Всего в 1914—1918 годах было выпущено более 1,5 тыс. торпед, в том числе 307 — Российским флотом. Их жертвами стали 154 крупных боевых корабля, из них 14 линкоров и 25 крейсеров.
Морские мины
В годы Первой мировой войны минное оружие использовалось с невиданным размахом. К минным постановкам привлекались корабли самых разных классов. Всего в 1914— 1918 годах всеми странами было выставлено около 310 тыс. мин, в том числе 12 650 подводными лодками и 70 самолетами. Больше всего поставленных мин на счету англичан (129 тыс.), затем идут США (57,6 тыс.), Россия (52 тыс., еще 1025 мин передано в 1916 году Румынии), Германия (45 тыс.), Италия (12 тыс.), Австро-Венгрия (6 тыс.), Франция (5 тыс.) и Турция (0,9 тыс.). Кроме того, оборонительные заграждения создавали и нейтральные страны: Дания (около 1,2 тыс. мин), Швеция и Норвегия. На минах было потеряно 207 боевых кораблей, в том числе 9 линкоров, 10 крейсеров, 106 миноносцев и 58 подводных лодок.
Один из самых грандиозных проектов Первой мировой войны — «Великое заграждение Северного моря» протяженностью в 244 мили, которое должно было перекрыть немецким субмаринам выход в Атлантику. В 1918 году англичане и американцы выставили между Норвегией и Оркнейскими островами несколько линий заграждений, насчитывавших в общей сложности 71 117 противолодочных мин. Правда, эффект от столь масштабной операции оказался весьма скромным: на «Великом заграждении» погибло всего 6 неприятельских подлодок.
Наиболее распространенные из применявшихся воюющими сторонами мин — якорные гальваноударные. В августе 1918 года английские эсминцы применили новинку — донные магнитные мины Mk-l(M). При всем их несовершенстве это было важное событие, поскольку оно ознаменовало собой дебют нового оружия, впоследствии ставшего очень грозным средством морской войны.
ТТХ сферических мин заграждения периода Первой мировой войны
Марка мины |
Образца 1908 г. |
Н-П («Викксрс»УЕ) |
H-IV |
Страна |
Россия |
Англия |
Англия |
Диаметр мины, см Масса, кг Масса ВВ, кг Длина минрепа, м |
87,5 585* 115 110 |
96,5 295 145 |
101,6 399 227 |
*Масса с якорем.
Противолодочное оружие
К 1914 году специального оружия, предназначавшегося против подводных лодок, не было ни в одном из флотов мира. Его пришлось разрабатывать в экстренном порядке уже в ходе войны. На вооружение эсминцев, миноносцев и патрульных кораблей поступили артиллерийские ныряющие снаряды, буксируемые мины и глубинные бомбы, а также первые шумопеленгаторы — гидрофоны. Кроме того, в годы Первой мировой войны активно применялись противолодочные сети, причем они использовались не только у берега для охраны баз, но и для перекрытия довольно широких морских проливов (Ла-Манш, Отрантский барраж и другие).
Буксируемые мины получили распространение во флотах Германии, Англии, Франции и Италии. Немецкая конструкция отличалась предельной простотой — по существу, это был деревянный ящик, внутри которого находились заряд с 15 кг тротила и контактный электромеханический взрыватель. Для уменьшения плавучести ящик заполнялся асфальтом. Глубина погружения мины регулировалась с борта буксирующего ее судна при помощи дополнительного троса, соединенного с миной и специальным поплавком.
Итальянская мина «Пиноккио» была более совершенной, но и более дорогой. Внешне она напоминала торпеду и имела малое сопротивление при движении, что позволяло буксировать ее совсем небольшим катерам. Вес боевого заряда «Пиноккио» составлял 16,5 — 30 кг.
Низкая эффективность одиночных буксируемых мин натолкнула моряков на мысль создать противолодочный трал из нескольких снарядов, идущих под водой на разной глубине. Такая система была принята на вооружение в Англии. Она состояла из четырех мин (так называемых «противолодочных параванов», внешне не отличавшихся от обычных параванов, но оснащенных боевым зарядом и взрывателем), буксируемых за кормой на расстоянии 50 — 60 м друг от друга. Таким образом, ширина захвата трала составляла 150—180 м. Масса тротила, начиняющего противолодочный параван, в зависимости от его типа, составляла 36, 55, 110 и даже 180 кг.
Во время Первой мировой войны буксируемые мины и тралы применялись весьма широко, но их результативность оставляла желать лучшего. Достоверно известно, что этим видом оружия были потоплены лишь четыре подводные лодки (еще несколько— предположительно).
Гораздо более эффективным средством оказались глубинные бомбы. Они разрабатывались в 1915—1918 годах практически во всех воюющих странах. По принципу действия их можно разделить на два типа: с гидростатическим взрывателем (когда взрыв происходит на заданной глубине за счет давления воды) и со штерто-поплавковыми взрывателями (когда срабатывание определяется длиной линя, соединяющего погружающуюся бомбу и остающийся на поверхности поплавок). Первые были более прогрессивными по конструкции, но поначалу весьма ненадежными. Поэтому в России, например, от гидростатических взрывателей перешли к штерто-поплавковым.
В 1917 году в Англии была принята на вооружение цилиндрическая глубинная бомба типа D, ставшая своего рода законодателем мод: ее аналоги выпускались во всем мире в течение четверти века. К концу войны в Великобритании производилось по 3600 глубинных бомб в месяц. А в США в 1917— 1918 годах было изготовлено порядка 75 тыс. бомб, преимущественно английского образца.
В конце Первой мировой войны в Англии и США создали «классические» конструкции лотковых бомбосбрасывателей и противолодочных бомбометов. Все они практически без изменений выпускались вплоть до середины 40-х годов.
ТТХ глубинных бомб
Марка бомбы
|
М.Щагоде
|
4В-Б
|
С (большая) |
D
|
Мк-1
|
Мк-3
|
Страна, год
|
Россия, 1915 |
Россия, 1917 |
Англия, 1915 |
Англия, 1917 |
США, 1917 |
США, 1918 |
Масса, кг Тип ВВ Масса ВВ, кг Тип взрывателя
|
тротил 18 — 24 гидростат.
|
тротил 115 штерто-поплавковый |
54,4 аматол 29,4 гидро-стат.
|
190 аматол 136,9 гидро-стат.
|
тротил 22,5 штерто-поплавковый |
191 аматол 136 гидро-стат.
|