ПОСЛЕДНИЙ БРИТАНСКИЙ ЛИНКОР
Завершение «кораблестроительных каникул», вызванных Вашингтонским соглашением 1922 года, ознаменовало собой начало нового витка гонки морских вооружений. Проектирование линкоров (а именно их штабные адмиралы продолжали считать главной ударной силой флота) во всех ведущих странах мира началось практически с нуля, причем каждое государство пошло своим собственным путем. И наиболее тернистым этот путь стал для конструкторов и кораблестроителей «владычицы морей» — Великобритании...
Первое крупное международное соглашение после Вашингтонского было заключено в Лондоне в 1930 году. По нему мораторий на постройку линкоров продлили еще на семь лет. Следующая конференция в том же Лондоне ограничила, помимо размеров линейных кораблей (стандартное водоизмещение не более 35 тыс. т), еще и максимальный калибр их орудий: он не должен был превышать 14 дюймов (356 мм). Инициатива исходила от англичан: они не хотели допустить превращения новых линкоров в сверхмощных монстров, слишком обременительных для государственного бюджета. Однако во втором соглашении не участвовали ни Германия, ни Япония, ни Италия. Поэтому великие державы — участники конференции ввели в договор множество уловок, позволявших обойти установленные пределы. «Лондонские» линкоры всех держав заметно превышали положенные 35 тыс. т, а их главный калибр составлял 380 — 406 мм. Единственным относительно честным участником соглашений осталась Британия. Но честность в кораблестроительных программах не лучшим образом сказалась на боевых качествах новых линкоров флота Его Величества: головной «Кинг Джордж V», вооруженный десятью 356-мм орудиями, по артиллерийской мощи в своем классе проигрывал всем реальным и потенциальным противникам — за исключением, разве что, немецкого «Шарнхорста».
Как только стало ясно, что условия Лондонского соглашения другими странами не выполняются и выполняться не будут, англичане приступили к реализации следующего проекта, более соответствующего требованиям моряков. Линкоры типа «Лайон» почти полностью сохранили внешний вид и все основные технические решения своих предшественников, но были крупнее и вместо 356-мм артиллерии несли 406-мм в трех трехорудийных башнях. Гармоничное сочетание защиты и наступательной мощи давало все основания считать их полноценными «капитальными» кораблями Британского флота, но... получить их «владычице морей» так и не довелось. Первые два линкора — «Лайон» и «Темерер» — заложили в июне — июле 1939 года, а месяц спустя началась Вторая мировая война. Постройку пришлось прервать: верфи не справлялись с выполнением заказов на новые эсминцы, эскортные и десантные суда, в которых флот нуждался в первую очередь.
Другая причина, сорвавшая постройку линкоров, — большие сроки разработки и внедрения в производство новых артиллерийских орудий и их установок. В 1939 году положение с 356-мм башнями для кораблей типа «Кинг Джордж V» оставалось близким к критическому, а 406-мм орудие для «Лайона» вообще существовало только на бумаге, в чертежах. Стало ясно: даже в случае возобновления строительства головной «Лайон» войдет в строй не раньше 1944 года, а это Адмиралтейству казалось неприемлемым. Тем более что предполагаемый баланс сил с главными потенциальными противниками на ближайшее будущее выглядел для Англии не слишком оптимистично.
Сложившаяся ситуация заставила вспомнить про лежавшие на складе четыре 381-мм башни Мк I производства 1916 года. В свое время они были установлены на «легко-линейных» крейсерах «Глориес» и «Корейджес» и сняты в ходе переоборудования их в авианосцы в 20-е годы. Моряки высоко оценивали и сами пушки, и проверенные годами службы башни, находившиеся в эксплуатации в течение четверти века на десяти линкорах и трех линейных крейсерах. В октябре 1939 года от отдела стратегического планирования Адмиралтейства поступило предложение достроить «Лайон» с тремя такими башнями. Через месяц руководитель отдела военно-морского проектирования подготовил официальный доклад, в котором говорилось, что затраты на подобное переоборудование будут весьма значительными, а срок ввода в строй изуродованного линкора вряд ли удастся ускорить больше чем на полгода. В заключение указывалось, что «лучше иметь корабль с девятью 16-дюймовыми пушками в 1944 году, чем корабль с шестью 15-дюймовыми на шесть месяцев раньше». Неудачное предложение отклонили и больше к нему не возвращались.
В то же время наличие бесхозных и вполне исправных башен не давало покоя. Варианты их использования рассматривались в Адмиралтействе еще до войны. Простейшее решение состояло в создании нового корпуса для старых башен, которые можно было модернизировать для последующей службы в течение 25 лет! Снятие 35 000-тонного лимита позволяло создать неплохой корабль водоизмещением около 40 000 т со скоростью 30 узлов и хорошей защитой. Предполагалось, что хотя он и не станет полноценным участником «линии баталии», зато окажется очень полезным в качестве хорошо бронированного линейного крейсера, своего рода современного аналога «Худа». Адмиралтейство считало, что такой корабль сможет стать охотником за гипотетическими японскими линейными крейсерами с 320-мм пушками и вполне реальными тяжелыми крейсерами, которым англичанам нечего было противопоставить. При необходимости «нео-Худ» мог вести бой и с 16-дюймовыми противниками. Перспективные планы шли еще дальше. Стратеги считали, что зоной действия такого «гибрида» могли бы стать Индийский океан и воды Австралии (последней и предполагалось «сплавить» не вполне полноценную единицу при удачном развитии событий). Далее, после вывода из состава флота линкоров типа «Ройял Соверен» освобождались дополнительные 381-мм установки, которые можно было бы установить на «систершипы», если бы головной корабль оказался удачным.
После положительного отзыва Морского штаба отдел военно-морского проектирования получил задание разработать предварительный проект нового линкора водоизмещением 40 000 т с 30-узловой скоростью и восемью 381-мм орудиями. Расчеты составили по трем вариантам. Первый, 15А, являлся как бы «инициативной разработкой», поскольку был начат еще до официального запроса (отсюда его водоизмещение — около 38 000 т). Главные специалисты по кораблестроению лучшим признали вариант 15В. Тем не менее, строить решили все же 15С, в основном из соображений сокращения сроков. Дело в том, что вариант 15С отличался от 15В только тем, что на нем предусматривалось использование блока машин и котлов для «лайонов», что могло бы сократить время и затраты, поскольку все чертежи уже имелись в наличии. Отдел военно-морского проектирования получил задание подготовить рабочие чертежи и активно приступил к его выполнению. Но грянула война. Спустя 8 дней после ее начала, 11 сентября 1939 года, разработка была приостановлена. К проекту вернулись в декабре, когда к нему проявил интерес Уинстон Черчилль. Известному своей чрезвычайной активностью руководителю флота он понравился возможностью быстро получить новый и вполне боеспособный корабль. В феврале 1940 года Черчилль отдал распоряжение возобновить работу над проектом. На очередном заседании Совета Адмиралтейства, состоявшемся 27 февраля, в техническое задание внесли коррективы, относящиеся в основном к усилению защиты. В частности, предусматривалось установить тонкий пояс в оконечностях, увеличить толщину брони казематов (подбашенных отделений) артиллерии среднего калибра и оборудовать бронированный вспомогательный рулевой пост в корме. К этим полезным мерам «прицепили» требование размещения 4 установок противовоздушных неуправляемых ракет UP — тяжелых и абсолютно бесполезных, но популярных в то время среди специалистов Адмиралтейства. Единственным положительным моментом этого решения являлось резервирование места, которое впоследствии можно было бы использовать для многоствольных зенитных автоматов. С учетом изложенных выше требований был составлен проект 15D, соответствовавший водоизмещению 41 200 т. Корабль постепенно «разбухал», не приобретая принципиально новых боевых качеств. И это изменение не стало последним, поскольку итоги первых же сражений с участием линкоров типа «Кинг Джордж V» дали богатую пищу для модификаций и улучшений. Их воплощение требовало дополнительного веса, для компенсации которого пришлось увеличить ширину корпуса на 1 м. Кроме того, проектировщики потеряли почти полгода (с июня по октябрь 1940 года), когда более насущные потребности флота заставили вновь отложить чертежи линейного корабля в сторону. Только 17 апреля 1941 года Совет Адмиралтейства принял, наконец, вариант 15Е, как тогда казалось, окончательный.
14 марта 1941 года фирме «Джон Браун и К°» был выдан заказ на постройку, а через 10 дней на завод поступил полный комплект чертежей. 2 октября состоялась официальная закладка линкора, который спустя месяц, 3 ноября, получил название «Вэнгард». Весьма символично, что корабль, предназначавшийся для действий на Дальнем Востоке, заложили всего за два месяца до нападения Японии на владения союзников. Как всегда, англичане опаздывали, и нужные флоту «владычицы морей» корабли не удавалось получить вовремя!
Нападение японцев на Пёрл-Харбор и потопление «Принс оф Уэллс» и «Рипалса» поставили работы над «Вэнгардом» на первое место по срочности. Фирме «Джон Браун» пришлось даже приостановить постройку крейсера «Беллерофон» и нескольких торговых судов. Адмиралтейство надеялось ввести «Вэнгард» в строй до конца 1944 года. Число рабочих на стапеле довели до 3,5 тысячи, однако количество не могло заменить качество. Верфь испытывала недостаток именно в квалифицированной рабочей силе. Постепенно набежало заметное отставание от графика.
Между тем проектировщики продолжали проявлять внимание к строившемуся кораблю. В середине 1942 года последовало предложение перестроить его в авианосец. Начальник отдела военно-морского проектирования ответил согласием и сообщил, что дополнительная работа займет не более полугода. В принципе возможность создания на основе уже полуготового корпуса эскадренного авианосца по схеме «Илластриеса» имелась. Однако здравый смысл восторжествовал: дорогостоящее переоборудование отменили уже в июле того же года. Несомненно, если бы «Вэнгард» все же достроили как авианосец, он вряд ли оказался бы удачным. Даже специализированные английские корабли этого класса, имевшие солидную броневую защиту, страдали как от малочисленности авиагрупп, так и от трудности их размещения в ангарах. Несомненно, перестроенный линкор еще в большей степени страдал бы этими недостатками.
Проекты линкора «Вэнгард», 1938 — 1941 гг.
Проект |
15А |
15В |
15С |
15D |
15Е |
Стандартное водоизмещение, т |
38050 |
40400 |
40000 |
41 200 |
41 600 |
Длина макс., м |
236,4 |
245,5 |
245,5 |
246,7 |
246,7 |
Ширина, м |
31,7 |
32,0 |
32,0 |
32,2 |
32,9 |
Осадка средняя, м |
8,8 |
9,1 |
9,1 |
9,0 |
8,9 |
Мощность (форс.), л. с. |
110000 |
143 000 |
130 000 |
130000 |
130 000 |
Скорость (полн.), уз. |
28,5 |
30,25 |
29,25 |
29,5 |
29,5 |
Скорость (форс.), уз. |
29,2 |
31 |
30 |
30,25 |
30,25 |
Запас топлива, т |
3800 |
3800 |
3800 |
3800 |
4100 |
Распределение весов: |
|
|
|
|
|
корпус |
14300 |
15500 |
15500 |
15600 |
16 100 |
броня |
14000 |
14450 |
14300 |
15500 |
15200 |
машины |
2750 |
3450 |
3200 |
3250 |
3250 |
вооружение |
5900 |
5900 |
5900 |
5750 |
5950 |
оборудование |
1100 |
1100 |
1100 |
1100 |
1100 |
Зато конструкторы не могли игнорировать боевой опыт, и особенно — гибель линкора «Принс оф Уэллс». Пришлось еще увеличить высоту борта в носу, разместить дополнительный запас топлива и усилить зенитное вооружение. Стандартное водоизмещение возросло до 42 300 т (став таким же, как у «Худа»), а запас топлива — до 4850 т. Число стволов автоматов увеличилось до 76 40-мм и 12 20-мм. 30 ноября 1944 года принцесса Елизавета разбила о борт спускаемого на воду корабля традиционную бутылку шампанского, и последний из британских линкоров сошел со стапеля. Достройка на плаву продолжалась, хотя шансы «Вэнгарда» принять участие в боевых действиях уменьшались день ото дня. Окончательно их похоронили взрывы атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки и последовавшая капитуляция Японии. После завершения Второй мировой войны темп работ упал, и на приемные испытания корабль вышел только через полтора года после спуска, в апреле 1946 года.