КОРПУС

 

Корпус «Вэнгарда» имел ряд отличи­тельных признаков, делавших его уникаль­ным среди прочих английских линкоров. Интересно, что в первоначальном проекте он почти в точности повторял харак­терную форму «утюга» кораблей типа «Кинг Джордж V». Большинство нововве­дений—и весьма удачных—появилось именно в ходе многочисленных перепро­ектирований. Прежде всего, на линкоре удалось отказаться от нелепого для 40-х годов требования — возможности вести стрельбу прямо по носу на нулевом угле возвышения. Выполнение этого условия настолько ухудшало мореходность линко­ров серии «Кинг Джордж V» (на боль­шом ходу при волнении они становились очень «мок­рыми»), что артиллерийские специалисты Адми­ралтейства не слишком на нем настаива­ли, поскольку стрелять прямо по носу без повреждений корпуса все равно было нельзя. «Вэнгард» получил наклонный форштевень и заметное повышение бор­та по направлению к нему. Спроектиро­ванный для скорости хода до 30 узлов, он действительно мог поддерживать боль­шой ход практически в любую погоду. На верхней палубе имелись три волнореза; наряду с подъемом корпуса у форштевня они сыграли свою роль — корабль оста­вался «сухим» даже при очень сильной волне и ветре. Высота борта в носу у «Вэнгарда» значительно превышала эту характеристику всех его предшествен­ников. Если у «Кинга Джорджа V» она сос­тавляла 8,45 м, в проекте «Лайона» — 8,54 м, то у «Вэнгарда» сразу после вво­да в строй она достигала 11,2 м, а после дополнительного увеличения в 1946 году— 11,28 м. По всем оценкам, «Вэн­гард» стал лучшим по мореходным каче­ствам линкором не только в истории Бри­танского флота, но, пожалуй, и во всем мире.

Хорош был «Вэнгард» и в качестве ар­тиллерийской платформы (период качки — 14,3 с, практически столько же, сколько у «Кинга Джорджа V»). Маневренность ог­ромного корпуса, естественно, не мог­ла быть безукоризненной, однако линкор обладал достаточной поворотливостью: на полном ходу при максимальной переклад­ке руля на борт (на 35°) он совершал полный разворот диаметром около 1 км чуть меньше, чем за 5 минут, что для корабля таких размеров можно считать удовлет­ворительно. Кроме того, при таких пара­метрах поворота крен составлял пример­но 4°. Даже в критических условиях пере­кладки руля с борта на борт на максималь­ное отклонение крен не превышал 7,5°. Чтобы остановить корабль массой почти в 50 тыс. т, даже при реверсе турбин с «полного вперед» на «полный назад» тре­бовалось менее пяти минут.

Хорошим ходовым качествам вполне соответствовало внутреннее разделение корпуса на отсеки. Число главных водо­непроницаемых переборок достигло 26. В боевых условиях отсеки полностью изо­лировались друг от друга, и сообщение могло осуществляться только в вертикаль­ном направлении, через главную броне­вую палубу. Причем эта мера применялась не только к отсекам, находившимся в пре­делах цитадели, что давно уже стало стан­дартным требованием, но и к отсекам в оконечностях. Водонепроницаемые вер­тикальные шахты шли вплоть до той па­лубы, на которой заканчивались главные водонепроницаемые переборки. Интерес­но, что последний английский линкор был первым во флоте «владычицы морей», на котором это, в общем-то, обязательное требование соблюдалось в полной мере! Общее число водонепроницаемых поме­щений ниже главной палубы равнялось 1059. Для предотвращения быстрого рас­пространения воды по средней палубе 10 поперечных переборок на ее уровне так­же сделали водонепроницаемыми.

Пассивные меры живучести дополня­ла весьма развитая система откачки и контрзатоплений, разработанная на ос­нове военного опыта. Весь корабль был разбит на шесть секций, каждая из кото­рых имела свой пост энергетики и живу­чести (ПЭЖ); помимо этого предусматри­вался главный и вспомогательный посты живучести. Такое решение было призна­но наиболее удобным для столь большо­го корабля, где в случае нарушения теле­фонной связи зачастую терялось драго­ценное время на принятие решений, а иногда командование просто не знало ситуации, сложившейся в том или ином отсеке. Правда, подобное распыление могло быть эффективным только в слу­чае четкой координации работы дивизионов живучести различных секций — иначе результаты их действий начнут противо­речить друг другу.

В отсутствие жестких ограничений по водоизмещению англичане наконец поду­мали о существенном улучшении обитае­мости и условий работы команды. «Вэнгард» был способен оперировать в любых водах — от экватора до Арктики. В север­ных широтах предусматривалось паровое отопление большинства жизненно важных постов и систем. В тропиках вводилась в действие система кондиционирования воздуха во всех помещениях с точной ап­паратурой (помещения операторов рада­ров, вычислительные центры СУАО, пункт управления истребительной авиацией, радиопередающие станции и т.п.) и в ниж­них отсеках, не имевших прямого сооб­щения с атмосферой (посты живучести, котельные отделения, погреба универ­сальной артиллерии, запасной рулевой пост, радиостанции и лазареты, располо­женные под броневой палубой). Кроме того, все поверхности корпуса и палуб, находившиеся под непосредственным воздействием солнечных лучей (или, на­оборот, открытые для холодного ветра и ледяных брызг) имели подушки из асбеста — отличного пожаробезопасного теплоизолятора. Несмотря на все предприня­тые меры, условия обитаемости на «Вэнгарде» нельзя было считать хорошими, главным образом из-за увеличения чис­ленности экипажа по сравнению со шта­том. Предполагалось, что в экипаж вой­дет максимум 76 офицеров и 1412 старшин и матросов (в случае, когда линкор используется как флагман эскадры). Од­нако постоянное увеличение числа слож­ных устройств и усиление зенитной ар­тиллерии привели к тому, что ряд поме­щений при боевой тревоге просто пере­полнялся людьми (особенно — боевой информационный центр). Такое положе­ние привело к появлению специального меморандума Адмиралтейства, в котором глава Управления кораблестроения ука­зывал, что максимальный штат корабля

даже в военное время не должен превы­шать 1975 человек, в том числе 115 офи­церов. В противном случае скученность в рабочих помещениях и нехватка спальных мест становились неизбежными. Впро­чем, и этот предел ровно на треть превы­шал проектную цифру.