БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА
Схема бронирования «Вэнгарда» практически повторяла примененную на «Кинге Джордже V» и непостроенном «Лайоне». Проволочки с проектом исключали возможность существенного изменения расположения брони, предусмотренного техническим заданием еще 1939 года. По-прежнему главный пояс длиной 140 м располагался на внешней обшивке корпуса, однако был утоньшен на 1 дюйм. Он имел толщину 356 мм в районе погребов и 343 мм — в центральной части (вместо 381 мм и 356 мм соответственно на «Кинге Джордже V») и состоял из трех рядов броневых плит, расположенных горизонтально (длинной стороной параллельно ватерлинии). Британцы продолжали применять этот архаичный вариант из-за невозможности изготовить плиты высокого качества длиной 7,3 м (полная высота пояса на «Вэнгарде»). Правда, соединение плит между собой и крепление их к корпусу выполнялись весьма тщательно. Во всех трех слоях плиты располагались в шахматном порядке, причем к соседним они крепились по четырем сторонам шпонками и дополнительно болтами к подкладке. Два верхних слоя составляли плиты однородной толщины, а нижний скашивался клином к нижней кромке до толщины 114 мм. В нос и корму от передней и задней башни шли короткие (примерно 12м) продолжения пояса с постепенным уменьшением толщины плит от 343 мм до 305 — 280 мм, защищавшие погреба от попаданий на острых курсовых углах. Они имели меньшую высоту, и также утоньшались к нижней кромке до 114 мм. Цитадель замыкалась траверзами толщиной 305 мм. В целом пояс защищал от 15-дюймовых снарядов погреба с дистанции 75 — 80 и машинно-котельные отделения с 85 — 90 кбт при наиболее невыгодных для корабля углах встречи.
Броневая палуба в пределах цитадели сохранилась в том же виде, что и на «Кинге Джордже V» и «Лайоне». Она перекрывала пояс по верхней кромке и имела толщину 150 мм над погребами и 125 мм над энергетической установкой. От изменений отказались по весьма простым причинам; во-первых, горизонтальная защита британских линкоров так и не была проверена в боевых условиях, а во-вторых, это потребовало бы значительных затрат и дополнительного веса, чего создатели «Вэнгарда» как раз и старались избежать. Впрочем, защиту погребов в очередной раз немного усилили, установив дополнительные горизонтальные плиты из мягкой стали толщиной 37 мм по их верхней кромке. В сумме это обеспечивало 7,5-дюймовое (сравнимое с лучшими зарубежными аналогами) горизонтальное прикрытие наиболее уязвимого объекта на корабле. Палубное бронирование ЭУ, по меркам конца войны, вряд ли можно было считать достаточным, однако основной расчет здесь делался на тщательное разделение корабля на отсеки, так что в результате одиночного попадания бомбы или снаряда с пробитием брони потеря скорости (теоретически) оставалась бы умеренной: три - пять узлов.
Важным новшеством стал броневой пояс в оконечностях, отчасти возвращавший «Вэнгард» от схемы «все или ничего» к традиционной англо-германской схеме бронирования (правда, большая длина и плотная весовая нагрузка не позволили обеспечить должную толщину защиты оконечностей). Официально этот пояс назывался «противоосколочным» и состоял из листов нецементированной брони толщиной 51 — 64 мм, прикрывавших пространство по внешнему борту между нижней и средней палубами. Пояс в носу имел высоту 2,45 м и заканчивался на расстоянии 3,5 м от форштевня; в корме он был шире — 3,4 м и прикрывал рулевые отсеки. Причем форма корпуса позволила придать ему в корме сильный наклон верхней кромкой наружу, что обеспечивало невыгодные для снарядов углы встречи на средних и больших дистанциях. Дополнением являлись 25-мм переборки. В целом прикрытие оконечностей спасало от осколков снарядов и бомб, взрывающихся у борта, локализовало повреждения от попаданий в носовую или кормовую часть корпуса и обеспечивало некоторую защиту от огня легких орудий. При угле встречи 90° 64-мм нецементированная броня защищала от снарядов 6-дюймовых пушек, ведущих огонь с дистанции более 100 — 110 кбт, а от 120-мм снарядов — с 35 — 64 кбт (в зависимости от конкретной модели орудий). На первый взгляд, бронирование могло показаться малоэффективным, поскольку не предохраняло от попаданий снарядов с крейсеров и эсминцев на обычных дистанциях боя, однако следует учитывать, что, во-первых, речь идет о бронебойных снарядах с замедлением, составлявших малую часть боекомплекта легких кораблей; во-вторых, реальный угол встречи снаряда с бортом в оконечностях, имеющих сложную форму, крайне редко бывает близок к прямому. Так что приведенные выше дистанции следует сократить как минимум на треть, причем при острых курсовых углах резко возрастает вероятность рикошета. Но, главное, даже броня толщиной 51—63 мм надежно прикрывает от фугасных снарядов средних калибров с головным взрывателем — наиболее распространенных на кораблях второго и третьего ранга.
Горизонтальная защита оконечностей состояла из броневых палуб, проходивших по уровню верхней кромки носового и кормового поясов. Толщина ее передней части в пределах продолжения главного пояса (от носового траверза до конца 280-мм брони) равнялась 125 мм, далее палуба утоньшалась до 64 мм на всем протяжении переднего пояса, то есть до 3,5 м от форштевня. Ее выполнили максимально водонепроницаемой, с очень ограниченным числом люков; единственным большим вырезом стала якорная шахта. В корме палуба выглядела более мощной, поскольку прикрывала такие уязвимые места, как рулевое управление, валопроводы и отчасти винты. Толщина брони здесь составляла 114 мм — чуть меньше, чем над машинами и котлами. Заканчивалась палуба броневым траверзом толщиной 100 мм, представлявшим собой заднюю стенку рулевого отделения. Таким образом, защита оконечностей «Вэнгарда», в особенности горизонтальная, была наиболее продуманной и мощной среди всех современных линкоров, имевших весьма «мягкие» нос и корму. Практически весь дополнительный вес пришелся на усиление бронирования оконечностей и местную защиту, зато у линкора значительно увеличился запас плавучести за счет хорошо прикрытых броней отсеков на уровне ватерлинии в носу и корме.
Еще одним важным плюсом стало дополнительное местное бронирование погребов боезапаса — продольные переборки из 37-мм нецементированной стали. Поводом к тому послужило попадание, полученное линкором «Принс оф Уэллс» в бою с «Бисмарком» в 1941 году, когда 380-мм снаряд с последнего прошел под водой и попал ниже главного боевого пояса. Снаряд пробил обшивку борта и все легкие переборки ПТЗ, уткнувшись в главную 44-мм броневую противоторпедную переборку. К счастью для англичан, он не взорвался, но специалисты ясно представили себе те последствия, которые могли бы вызвать раскаленные осколки в районе артиллерийских погребов. Поэтому на трех кораблях серии «Кинг Джордж V» (кроме потопленного в конце 1941 года «Принс оф Уэллс» и головного корабля серии) были дополнительно смонтированы 37-мм переборки в зоне хранилищ зарядов главного и вспомогательного калибров. Аналогичную защиту включили в проект «Вэнгарда» еще в ходе его постройки.
Принятая ранее на типах «Кинг Джордж V» и «Лайон» сложная схема бронирования барбетов сохранилась и на «Вэнгарде». Барбеты всех башен, за исключением носовой, в секторах по 30° в обе стороны от диаметральной плоскости имели толщину 280 мм. Так же бронировалась и дуга в 33° с противоположной (ближайшей к оконечностям) стороны. Следующий сектор в 25° с оконечностей прикрывался 305-мм изогнутыми плитами. Наконец, боковые части, в которые с наибольшей вероятностью могли приходиться попадания под невыгодными (для брони) углами, близкими к нормали, имели наиболее солидную защиту — 330 мм. Барбет носовой башни защищался по той же схеме, только сектор утоньшенной брони со стороны форштевня составлял всего 20° на каждый борт, а толщина его равнялась 305 мм. (Идея состояла в том, что в эту часть барбета снаряд мог попасть, только пройдя через длинный участок вздернутого носа корабля, что маловероятно, поскольку относительно толстая обшивка должна была взвести взрыватель, и разрыв произошел бы еще до достижения барбета.) Зато у барбета той же первой башни (А) были расширены участки тонкой брони, прилегающие к барбету второй башни (В). Общий сектор 280-мм и 305-мм брони составлял по 45° на борт. Англичане упорно продолжали свою собственную традицию «кусочного» бронирования барбетов, пытаясь выиграть несколько десятков тонн, но усложняя технологию и оставляя «щели» из тонких полос, попадания в которые были хотя и маловероятными, но все же возможными.
Неудачное решение об удалении с больших кораблей тяжело бронированной боевой рубки, принятое еще в середине 30-х годов при проектировании нового поколения линкоров (ставших типом «Кинг Джордж V»), распространилось и на «Вэнгард», хотя трагический опыт первого боя «Принс оф Уэллса» с «Бисмарком» должен был бы послужить тревожным сигналом. И несмотря на то, что защиту рубки несколько усилили, она по-прежнему предохраняла только от прямых попаданий снарядов среднего калибра и от осколков. Никакой гарантии от повторения ситуации, имевшей место на мостике «Принса» в 1941 году (или на мостике крейсера «Эксетер» в бою с «Графом Шпее» у устья реки Ла-Плата в конце 1939 года), когда выходил из строя весь командный состав и как минимум часть средств управления кораблем, по-прежнему не было. Остается предположить, что Адмиралтейство уповало на счастливую случайность, повторившуюся в обоих боях, когда в живых оставался командир корабля. Либо же соображения англичан инстинктивно предвосхищали свое время, поскольку число важных для функционирования современного корабля помещений на мостиках и надстройках постепенно становилось настолько большим, что их стало, в конце концов, просто невозможно адекватно защищать, не говоря уже об антеннах локаторов и прочей аппаратуре. Трудно сказать, что, к примеру, в 1950 году больше сказалось бы на боеспособности линкора — гибель командира или выход из строя главных систем радиолокации и отображения информации.
Вместе с тем, на «Вэнгарде» уровень противоосколочной защиты различных объектов на мостиках и надстройках достиг максимального значения для линейных кораблей. Хотя для этого использовались тонкие плиты нецементированной брони (толщиной от 25 до 51 мм), в большинстве случаев посты управления кораблем, его артиллерией и радиолокационными средствами получили достаточную защиту от осколков. Здесь сказался опыт боев у Гуадалканала, когда, в частности, американский линкор «Саут Дакота» получил в ночном бою два десятка попаданий в надстройки снарядами калибра от 203 мм и ниже — в основном с эсминцев. Ни одно из попаданий не пришлось в те части корабля, которые ранее считались жизненно важными; ни один снаряд не пробил брони, более того, многие из них даже не взорвались, но линкор на время полностью вышел из строя и потерял противника, поскольку перестала действовать электроника — из-за перебитых кабелей и повреждений аппаратуры. Окажись «Вэнгард» в тех же условиях, его положение выглядело бы куда более обнадеживающим. Следует отметить, что англичане не первыми обратили внимание на местную защиту: крупные германские линкоры и крейсера имели бронированные посты уже в начале войны. Тем не менее общий объем местной противоосколочной защиты на «Вэнгарде», состоящей из тонких (до 51 мм) переборок и плит, впечатляет: он составляет почти 3000 т — вес всего бронирования лучших из тяжелых крейсеров! Вес же броневого пояса оказался почти в точности равным весу палубной защиты — около 4900 т.