БРОНЕВАЯ   ЗАЩИТА

 

Схема бронирования «Вэнгарда» прак­тически повторяла примененную на «Кин­ге Джордже V» и непостроенном «Лайоне». Проволочки с проектом исключали возможность существенного изменения расположения брони, предусмотренного техническим заданием еще 1939 года. По-прежнему главный пояс длиной 140 м рас­полагался на внешней обшивке корпуса, однако был утоньшен на 1 дюйм. Он имел толщину 356 мм в районе погребов и 343 мм — в центральной части (вместо 381 мм и 356 мм соответственно на «Кинге Джор­дже V») и состоял из трех рядов броне­вых плит, расположенных горизонтально (длинной стороной параллельно ватерли­нии). Британцы продолжали применять этот архаичный вариант из-за невозмож­ности изготовить плиты высокого качества длиной 7,3 м (полная высота пояса на «Вэнгарде»). Правда, соединение плит между собой и крепление их к корпусу вы­полнялись весьма тщательно. Во всех трех слоях плиты располагались в шахматном порядке, причем к соседним они крепи­лись по четырем сторонам шпонками и до­полнительно болтами к подкладке. Два верхних слоя составляли плиты однород­ной толщины, а нижний скашивался кли­ном к нижней кромке до толщины 114 мм. В нос и корму от передней и задней баш­ни шли короткие (примерно 12м) продол­жения пояса с постепенным уменьшени­ем толщины плит от 343 мм до 305 — 280 мм, защищавшие погреба от попаданий на острых курсовых углах. Они имели мень­шую высоту, и также утоньшались к ниж­ней кромке до 114 мм. Цитадель замыка­лась траверзами толщиной 305 мм. В це­лом пояс защищал от 15-дюймовых сна­рядов погреба с дистанции 75 — 80 и ма­шинно-котельные отделения с 85 — 90 кбт при наиболее невыгодных для корабля углах встречи.

Броневая палуба в пределах цитадели сохранилась в том же виде, что и на «Кин­ге Джордже V» и «Лайоне». Она перекры­вала пояс по верхней кромке и имела толщину 150 мм над погребами и 125 мм над энергетической установкой. От изменений отказались по весьма простым причинам; во-первых, горизонтальная защита бри­танских линкоров так и не была провере­на в боевых условиях, а во-вторых, это потребовало бы значительных затрат и дополнительного веса, чего создатели «Вэнгарда» как раз и старались избежать. Впрочем, защиту погребов в очередной раз немного усилили, установив дополни­тельные горизонтальные плиты из мягкой стали толщиной 37 мм по их верхней кромке. В сумме это обеспечивало 7,5-дюймовое (сравнимое с лучшими зару­бежными аналогами) горизонтальное при­крытие наиболее уязвимого объекта на корабле. Палубное бронирование ЭУ, по меркам конца войны, вряд ли можно было считать достаточным, однако основной расчет здесь делался на тщательное раз­деление корабля на отсеки, так что в ре­зультате одиночного попадания бомбы или снаряда с пробитием брони потеря скорости (теоретически) оставалась бы умеренной: три - пять узлов.

Важным новшеством стал броневой пояс в оконечностях, отчасти возвращав­ший «Вэнгард» от схемы «все или ниче­го» к традиционной англо-германской схе­ме бронирования (правда, большая дли­на и плотная весовая нагрузка не позво­лили обеспечить должную толщину защи­ты оконечностей). Официально этот пояс назывался «противоосколочным» и состо­ял из листов нецементированной брони толщиной 51 — 64 мм, прикрывавших про­странство по внешнему борту между ниж­ней и средней палубами. Пояс в носу имел высоту 2,45 м и заканчивался на расстоя­нии 3,5 м от форштевня; в корме он был шире — 3,4 м и прикрывал рулевые отсе­ки. Причем форма корпуса позволила при­дать ему в корме сильный наклон верх­ней кромкой наружу, что обеспечивало невыгодные для снарядов углы встречи на средних и больших дистанциях. Дополне­нием являлись 25-мм переборки. В целом прикрытие оконечностей спасало от ос­колков снарядов и бомб, взрывающихся у борта, локализовало повреждения от попаданий в носовую или кормовую часть корпуса и обеспечивало некоторую защи­ту от огня легких орудий. При угле встре­чи 90° 64-мм нецементированная броня защищала от снарядов 6-дюймовых пу­шек, ведущих огонь с дистанции более 100 — 110 кбт, а от 120-мм снарядов — с 35 — 64 кбт (в зависимости от конкрет­ной модели орудий). На первый взгляд, бронирование могло показаться малоэф­фективным, поскольку не предохраняло от попаданий снарядов с крейсеров и эсмин­цев на обычных дистанциях боя, однако следует учитывать, что, во-первых, речь идет о бронебойных снарядах с замедле­нием, составлявших малую часть боеком­плекта легких кораблей; во-вторых, реаль­ный угол встречи снаряда с бортом в око­нечностях, имеющих сложную форму, крайне редко бывает близок к прямому. Так что приведенные выше дистанции следует сократить как минимум на треть, причем при острых курсовых углах резко возрастает вероятность рикошета. Но, главное, даже броня толщиной 51—63 мм надежно прикрывает от фугасных снаря­дов средних калибров с головным взры­вателем — наиболее распространенных на кораблях второго и третьего ранга.

Горизонтальная защита оконечностей состояла из броневых палуб, проходив­ших по уровню верхней кромки носового и кормового поясов. Толщина ее передней части в пределах продолжения главного пояса (от носового траверза до конца 280-мм брони) равнялась 125 мм, далее палуба утоньшалась до 64 мм на всем протяжении переднего пояса, то есть до 3,5 м от форштевня. Ее выполнили мак­симально водонепроницаемой, с очень ог­раниченным числом люков; единственным большим вырезом стала якорная шахта. В корме палуба выглядела более мощной, поскольку прикрывала такие уязвимые места, как рулевое управление, валопроводы и отчасти винты. Толщина брони здесь составляла 114 мм — чуть меньше, чем над машинами и котлами. Заканчи­валась палуба броневым траверзом тол­щиной 100 мм, представлявшим собой заднюю стенку рулевого отделения. Та­ким образом, защита оконечностей «Вэнгарда», в особенности горизонтальная, была наиболее продуманной и мощной среди всех современных линкоров, име­вших весьма «мягкие» нос и корму. Прак­тически весь дополнительный вес пришелся на усиление бронирования оконечнос­тей и местную защиту, зато у линкора зна­чительно увеличился запас плавучести за счет хорошо прикрытых броней отсеков на уровне ватерлинии в носу и корме.

Еще одним важным плюсом стало до­полнительное местное бронирование по­гребов боезапаса — продольные перебор­ки из 37-мм нецементированной стали. Поводом к тому послужило попадание, по­лученное линкором «Принс оф Уэллс» в бою с «Бисмарком» в 1941 году, когда 380-мм снаряд с последнего прошел под водой и попал ниже главного боевого пояса. Снаряд пробил обшивку борта и все лег­кие переборки ПТЗ, уткнувшись в главную 44-мм броневую противоторпедную пере­борку. К счастью для англичан, он не взор­вался, но специалисты ясно представили себе те последствия, которые могли бы вызвать раскаленные осколки в районе артиллерийских погребов. Поэтому на трех кораблях серии «Кинг Джордж V» (кроме потопленного в конце 1941 года «Принс оф Уэллс» и головного корабля серии) были дополнительно смонтированы 37-мм переборки в зоне хранилищ зарядов глав­ного и вспомогательного калибров. Ана­логичную защиту включили в проект «Вэнгарда» еще в ходе его постройки.

Принятая ранее на типах «Кинг Джордж V» и «Лайон» сложная схема бронирова­ния барбетов сохранилась и на «Вэнгарде». Барбеты всех башен, за исключени­ем носовой, в секторах по 30° в обе сто­роны от диаметральной плоскости имели толщину 280 мм. Так же бронировалась и дуга в 33° с противоположной (ближай­шей к оконечностям) стороны. Следующий сектор в 25° с оконечностей прикрывался 305-мм изогнутыми плитами. Наконец, боковые части, в которые с наибольшей вероятностью могли приходиться попада­ния под невыгодными (для брони) угла­ми, близкими к нормали, имели наиболее солидную защиту — 330 мм. Барбет носо­вой башни защищался по той же схеме, только сектор утоньшенной брони со сто­роны форштевня составлял всего 20° на каждый борт, а толщина его равнялась 305 мм. (Идея состояла в том, что в эту часть барбета снаряд мог попасть, толь­ко пройдя через длинный участок вздер­нутого носа корабля, что маловероятно, поскольку относительно толстая обшивка должна была взвести взрыватель, и раз­рыв произошел бы еще до достижения барбета.) Зато у барбета той же первой башни (А) были расширены участки тон­кой брони, прилегающие к барбету вто­рой башни (В). Общий сектор 280-мм и 305-мм брони составлял по 45° на борт. Англичане упорно продолжали свою соб­ственную традицию «кусочного» брониро­вания барбетов, пытаясь выиграть не­сколько десятков тонн, но усложняя тех­нологию и оставляя «щели» из тонких по­лос, попадания в которые были хотя и маловероятными, но все же возможными.

Неудачное решение об удалении с больших кораблей тяжело бронированной боевой рубки, принятое еще в середине 30-х годов при проектировании нового поколения линкоров (ставших типом «Кинг Джордж V»), распространилось и на «Вэнгард», хотя трагический опыт первого боя «Принс оф Уэллса» с «Бисмарком» дол­жен был бы послужить тревожным сигна­лом. И несмотря на то, что защиту рубки несколько усилили, она по-прежнему пре­дохраняла только от прямых попаданий снарядов среднего калибра и от оскол­ков. Никакой гарантии от повторения си­туации, имевшей место на мостике «Принса» в 1941 году (или на мостике крейсера «Эксетер» в бою с «Графом Шпее» у ус­тья реки Ла-Плата в конце 1939 года), когда выходил из строя весь командный состав и как минимум часть средств уп­равления кораблем, по-прежнему не было. Остается предположить, что Адми­ралтейство уповало на счастливую случай­ность, повторившуюся в обоих боях, ког­да в живых оставался командир корабля. Либо же соображения англичан инстинк­тивно предвосхищали свое время, по­скольку число важных для функциониро­вания современного корабля помещений на мостиках и надстройках постепенно становилось настолько большим, что их стало, в конце концов, просто невозмож­но адекватно защищать, не говоря уже об антеннах локаторов и прочей аппаратуре. Трудно сказать, что, к примеру, в 1950 году больше сказалось бы на боеспособ­ности линкора — гибель командира или выход из строя главных систем радиоло­кации и отображения информации.

Вместе с тем, на «Вэнгарде» уровень противоосколочной защиты различных объектов на мостиках и надстройках дос­тиг максимального значения для линей­ных кораблей. Хотя для этого использо­вались тонкие плиты нецементированной брони (толщиной от 25 до 51 мм), в боль­шинстве случаев посты управления кораб­лем, его артиллерией и радиолокацион­ными средствами получили достаточную защиту от осколков. Здесь сказался опыт боев у Гуадалканала, когда, в частности, американский линкор «Саут Дакота» по­лучил в ночном бою два десятка попада­ний в надстройки снарядами калибра от 203 мм и ниже — в основном с эсминцев. Ни одно из попаданий не пришлось в те части корабля, которые ранее считались жизненно важными; ни один снаряд не пробил брони, более того, многие из них даже не взорвались, но линкор на время полностью вышел из строя и потерял про­тивника, поскольку перестала действовать электроника — из-за перебитых кабелей и повреждений аппаратуры. Окажись «Вэнгард» в тех же условиях, его положение выглядело бы куда более обнадеживаю­щим. Следует отметить, что англичане не первыми обратили внимание на местную защиту: крупные германские линкоры и крейсера имели бронированные посты уже в начале войны. Тем не менее общий объем местной противоосколочной защи­ты на «Вэнгарде», состоящей из тонких (до 51 мм) переборок и плит, впечатляет: он составляет почти 3000 т — вес всего бронирования лучших из тяжелых крей­серов! Вес же броневого пояса оказался почти в точности равным весу палубной защиты — около 4900 т.