ПОДВОДНАЯ   ЗАЩИТА

 

Противоторпедная защита (ПТЗ) ли­нейных кораблей типа «Кинг Джордж V», созданная на основе обширных исследо­ваний по программе «Джоб-74», прове­денных в 30-х годах, потерпела полное фиаско при атаке японской авиацией «Принс оф Уэллса» в Сиамском заливе. Рассчитанная на взрыв 1000 фунтов (454 кг) тринитротолуола, система не смогла противостоять взрывам вдвое более лег­ких зарядов японских авиационных тор­пед. После попадания первых двух тор­пед линкор практически вышел из строя, а шести попаданий хватило, чтобы послать его на дно, причем затопления оказались настолько обширными, что корабль осе­дал с умеренным креном. После гибели «Принса» специалисты различных стран (в том числе советский кораблестроитель В.П.Костенко) отмечали существенные изъяны подводной защиты британских линкоров, в частности, недостаточную высоту продольных переборок, доходи­вших только до уровня нижней палубы, плохое крепление их к остальным корпусным конструкциям в верхней части, воз­можность затопления помещений через верхнюю часть ПТЗ, прикрытую только легкой переборкой из судостроительной стали, и главное — небольшую (менее 4 м) глубину зоны расширения газов. Боль­шие пустые объемы между противотор­педной переборкой и наружным бортом приводили к появлению значительного на­чального крена, а его ликвидация за счет контрзатоплений в отсеках ПТЗ противо­положного борта уменьшала эффектив­ность защиты. Тем не менее английские конструкторы сохранили все основные элементы этой системы подводной защи­ты и на «Вэнгарде». Это объясняется глав­ным образом тем, что его проект уже был готов к моменту, когда японские торпеды топили «Принс оф Уэллс». Однако пред­приняли все меры для устранения отме­ченных выше недостатков.

Подводная защита состояла из про­дольных переборок, образующих три слоя: ближайший к борту был пустым и служил для рассеивания начальной силы взрыва; средний заполнялся жидкостью (топли­вом, а после его использования — водой) и предназначался для распределения дав­ления взрыва по возможно большей пло­щади и гасил ударную силу обломков об­шивки, которые в противном случае мог­ли бы пробить главную противоторпедную переборку; внутренний, также остава­вшийся пустым, «смягчал» действие жид­кости из среднего слоя в момент взрыва: Считалось, что он способен предотвратить гидравлический удар по броневой проти­воторпедной переборке (ПТП), являвшей­ся его внутренней стенкой. Дополнял сис­тему четвертый, фильтрационный слой, находившийся за броневой ПТП. Его на­значение — прием жидкости, поступаю­щей через небольшие трещины в ПТП. Небольшая глубина фильтрационного слоя не позволяет считать его существен­ным препятствием для распространения силы взрыва в случае, если главная бро­невая переборка оказывалась пробитой. Толщина последней оставалась неболь­шой — от 37 до 44 мм.

По сравнению с «Кингом Джорджем V» на «Вэнгарде» увеличили общую ширину ПТЗ — до 4,75 м. Но и этой, довольно скромной величины не удалось достичь на всем протяжении цитадели. По-прежне­му весьма уязвимыми оставались погре­ба крайних башен, где ширина ПТЗ умень­шалась до 2,6 — 3 м. Так же не вполне удовлетворительной была защита и перед­них котельных отделений.

Еще одно важное новшество — продле­ние всех продольных противоторпедных переборок вверх на одну палубу; теперь они простирались до средней (по английской классификации) палубы. Это значительно увеличивало зону расширения газов вверх вдоль борта и снижало вероятность разру­шения верхней — кстати, несколько усилен­ной — части ПТЗ. Конструкторы так же бо­лее тщательно отнеслись к водонепрони­цаемости отсеков, шедших непосредствен­но за броней в районе ватерлинии. Так, при гибели «Принс оф Уэллса» расположенные ранее в этом месте душевые для команды мгновенно заполнились водой, а их негер­метичные стенки, пол и потолок способ­ствовали быстрому затоплению отсеков. На «Вэнгарде» душевые перенесли выше, на среднюю палубу: теперь они находились вне зоны ПТЗ.

Перечисленные меры, безусловно, улучшили защиту «Вэнгарда» от подвод­ных взрывов по сравнению с его предшес­твенниками, однако неизменность основ­ных принципов, положенных в основу не­удачной ПТЗ, и малая толщина основной броневой противоторпедной переборки не позволяют высоко оценить возможно­сти последнего из британских линкоров. Увы, страна, построившая наибольшее число линейных кораблей и до самого конца находившаяся в числе лидеров в самых различных вопросах кораблестро­ения, в области подводной защиты так и не смогла достичь уровня своих соперни­ков — Германии и Японии.

 

Характеристики ПТЗ корпуса линкора

Место (№ шпангоута)

Ширина

ПТЗ, м

Толщина

ПТП, мм

Расчетный вес

заряда тротила, кг

Погреб башни «А» (74)

2,6

45

215

Между башнями «А» и «В» (92)

3,6

45

395

Погреб башни «А» (110)

4,2

45

545

Носовые КО (134)

4,1

38

445

Носовые МО (156)

4,3

38

500

Кормовые КО (178)

4,6

38

590

Кормовые МО (200)

4,3

38

500

Погреба 133-мм (236)

4,0

45

490

Погреб башни «X» (247)

3,6

45

410

Погреб башни «X» (283)

3,0

45

275