ПОДВОДНАЯ ЗАЩИТА
Противоторпедная защита (ПТЗ) линейных кораблей типа «Кинг Джордж V», созданная на основе обширных исследований по программе «Джоб-74», проведенных в 30-х годах, потерпела полное фиаско при атаке японской авиацией «Принс оф Уэллса» в Сиамском заливе. Рассчитанная на взрыв 1000 фунтов (454 кг) тринитротолуола, система не смогла противостоять взрывам вдвое более легких зарядов японских авиационных торпед. После попадания первых двух торпед линкор практически вышел из строя, а шести попаданий хватило, чтобы послать его на дно, причем затопления оказались настолько обширными, что корабль оседал с умеренным креном. После гибели «Принса» специалисты различных стран (в том числе советский кораблестроитель В.П.Костенко) отмечали существенные изъяны подводной защиты британских линкоров, в частности, недостаточную высоту продольных переборок, доходивших только до уровня нижней палубы, плохое крепление их к остальным корпусным конструкциям в верхней части, возможность затопления помещений через верхнюю часть ПТЗ, прикрытую только легкой переборкой из судостроительной стали, и главное — небольшую (менее 4 м) глубину зоны расширения газов. Большие пустые объемы между противоторпедной переборкой и наружным бортом приводили к появлению значительного начального крена, а его ликвидация за счет контрзатоплений в отсеках ПТЗ противоположного борта уменьшала эффективность защиты. Тем не менее английские конструкторы сохранили все основные элементы этой системы подводной защиты и на «Вэнгарде». Это объясняется главным образом тем, что его проект уже был готов к моменту, когда японские торпеды топили «Принс оф Уэллс». Однако предприняли все меры для устранения отмеченных выше недостатков.
Подводная защита состояла из продольных переборок, образующих три слоя: ближайший к борту был пустым и служил для рассеивания начальной силы взрыва; средний заполнялся жидкостью (топливом, а после его использования — водой) и предназначался для распределения давления взрыва по возможно большей площади и гасил ударную силу обломков обшивки, которые в противном случае могли бы пробить главную противоторпедную переборку; внутренний, также остававшийся пустым, «смягчал» действие жидкости из среднего слоя в момент взрыва: Считалось, что он способен предотвратить гидравлический удар по броневой противоторпедной переборке (ПТП), являвшейся его внутренней стенкой. Дополнял систему четвертый, фильтрационный слой, находившийся за броневой ПТП. Его назначение — прием жидкости, поступающей через небольшие трещины в ПТП. Небольшая глубина фильтрационного слоя не позволяет считать его существенным препятствием для распространения силы взрыва в случае, если главная броневая переборка оказывалась пробитой. Толщина последней оставалась небольшой — от 37 до 44 мм.
По сравнению с «Кингом Джорджем V» на «Вэнгарде» увеличили общую ширину ПТЗ — до 4,75 м. Но и этой, довольно скромной величины не удалось достичь на всем протяжении цитадели. По-прежнему весьма уязвимыми оставались погреба крайних башен, где ширина ПТЗ уменьшалась до 2,6 — 3 м. Так же не вполне удовлетворительной была защита и передних котельных отделений.
Еще одно важное новшество — продление всех продольных противоторпедных переборок вверх на одну палубу; теперь они простирались до средней (по английской классификации) палубы. Это значительно увеличивало зону расширения газов вверх вдоль борта и снижало вероятность разрушения верхней — кстати, несколько усиленной — части ПТЗ. Конструкторы так же более тщательно отнеслись к водонепроницаемости отсеков, шедших непосредственно за броней в районе ватерлинии. Так, при гибели «Принс оф Уэллса» расположенные ранее в этом месте душевые для команды мгновенно заполнились водой, а их негерметичные стенки, пол и потолок способствовали быстрому затоплению отсеков. На «Вэнгарде» душевые перенесли выше, на среднюю палубу: теперь они находились вне зоны ПТЗ.
Перечисленные меры, безусловно, улучшили защиту «Вэнгарда» от подводных взрывов по сравнению с его предшественниками, однако неизменность основных принципов, положенных в основу неудачной ПТЗ, и малая толщина основной броневой противоторпедной переборки не позволяют высоко оценить возможности последнего из британских линкоров. Увы, страна, построившая наибольшее число линейных кораблей и до самого конца находившаяся в числе лидеров в самых различных вопросах кораблестроения, в области подводной защиты так и не смогла достичь уровня своих соперников — Германии и Японии.
Характеристики ПТЗ корпуса линкора
Место (№ шпангоута) |
Ширина ПТЗ, м |
Толщина ПТП, мм |
Расчетный вес заряда тротила, кг |
Погреб башни «А» (74) |
2,6 |
45 |
215 |
Между башнями «А» и «В» (92) |
3,6 |
45 |
395 |
Погреб башни «А» (110) |
4,2 |
45 |
545 |
Носовые КО (134) |
4,1 |
38 |
445 |
Носовые МО (156) |
4,3 |
38 |
500 |
Кормовые КО (178) |
4,6 |
38 |
590 |
Кормовые МО (200) |
4,3 |
38 |
500 |
Погреба 133-мм (236) |
4,0 |
45 |
490 |
Погреб башни «X» (247) |
3,6 |
45 |
410 |
Погреб башни «X» (283) |
3,0 |
45 |
275 |