ГЛАВНЫЙ КАЛИБР
Возврат к использованию «складских запасов», как это ни странно, имел гораздо больше положительных моментов, нежели отрицательных. Артиллерийские специалисты Морского штаба вновь получили корабль наилучшим, с их точки зрения, вооружением — 8 пушек в двухорудийных башнях, расположенных по две в носу и корме. Сами установки обычно оцениваются в превосходной степени (во всяком случае, англичанами) и считаются вершиной их развития в Британии. Они эксплуатировались уже много лет и составляли подавляющее большинство от имевшихся на флоте линкорных башен. 381-мм сменных стволов было достаточно, что позволяло производить замену внутренних труб не спеша; при этом вместо снятого орудия на корабле устанавливали уже «обработанное» из запасов (часть стволов этого калибра имела длинную историю, побывав на нескольких различных кораблях). К достоинствам знаменитых пятнадцатидюймовок можно отнести высокую надежность и почти полное отсутствие отказов, хотя их устройство было достаточно сложным. В частности, предусматривалось заряжание в широком диапазоне углов возвышения — свойство, от которого отказались в 14-дюймовках «Кинга Джорджа V». Для реализации этого требования зарядник перемещался вместе с орудием по дуге в вертикальной плоскости.
Вместе с тем установка возрастом в четверть века имела и свои недостатки. Один из них был связан с самим орудием, имевшим «проволочную» конструкцию. Ствол пушки был устроен следующим образом. На внутреннюю трубу навивалось под напряжением несколько километров толстой стальной проволоки прямоугольного сечения, после чего на эту «обмотку» надевалась внешняя труба. Единого мнения о прочности «проволочных» орудий нет: ряд специалистов считали, что они более склонны к прогибанию, чем стволы, составленные из колец, но в то же время существовало мнение о примерной эквивалентности обоих типов конструкции. Нет никаких оснований считать «проволочные» стволы недостаточно прочными, чему свидетельство — операция, проведенная итальянцами над 305-мм пушками этой конструкции в 30-е годы: они были рассверлены до 320-мм калибра без каких-либо отрицательных последствий. Однако данная технология изготовления орудий неизбежно ограничивает их длину — стоит вспомнить фиаско с 50-калиберными 305-мм пушками с высокой начальной скоростью для старых дредноутов, имевшими очень большое рассеяние из-за вибрации и прогибания ствола. Поэтому 381-мм орудие отличали относительно скромные баллистические характеристики, к тому же с трудом поддававшиеся улучшению.
Бронепробиваемость снарядов орудий британских линкоров периода Второй мировой войны
Дистанция, кбт |
Расчетная пробиваемость вертикальной / горизонтальной крупповской брони, мм |
||
381 - мм орудием Мк-IA («Вэнгард») |
406-мм орудием Мк-I («Нельсон») |
406-мм орудием Мк-II («Лайон») |
|
75 100 125 150 |
353/50 297/79 259/109 229/145 |
366/49 310/72 261/99 224/130 |
449/36 389/82 335/112 292/143 |
Другие недостатки были связаны с конструкцией башни. Ее 229-мм лобовой плите явно не хватало толщины. Слишком тонкой для защиты от навесного огня и авиабомб считалась и 114-мм крыша. Предельный угол возвышения не обеспечивал стрельбу на дистанциях свыше 12 миль. Пламянепроницаемость башни, сконструированной еще до уроков Ютланда, также не отвечала меркам 40-х годов. Наконец, установленные в башнях 4,6-метровые дальномеры не соответствовали возросшим стандартам управления огнем. Большинство из этих недостатков удалось устранить в ходе модернизации установки. Лобовую плиту заменили на 343-мм, в которой были прорезаны более высокие амбразуры, обеспечившие угол возвышения 30°. Ввиду того, что в башне применялась естественная балансировка орудий по центру тяжести, цапфы находились на порядочном расстоянии от наклонной лобовой плиты, хотя на казенную часть был навешен дополнительный груз-противовес. При этом порты получились довольно большими, и их пришлось прикрыть сверху специальными броневыми крышками. Заменили также крышу —теперь она состояла из нецементированных крупповских плит толщиной 152 мм. С нее убрали смотровую башенку командира, которая на практике ограничивала возможности ведения огня из возвышенных установок по диаметральной плоскости, поскольку орудийные газы приводили к контузиям. Был усилен и пол башни (с 51 мм до 76 мм), что, однако, не связывалось с улучшением защиты, а вызывалось необходимостью правильного распределения веса установки, баланс которой был нарушен тяжелой лицевой плитой. Сама башня и подачи оборудовались дополнительными предохранительными экранами против пламени. Впервые в британском флоте башни имели дистанционное управление для наведения в горизонтальной плоскости, а 4,6-м дальномеры уступили место 9-метровым. Обитаемость также улучшилась за счет монтажа поглотителей влаги. Новые установки могли использовать модернизированные снаряды большей длины, весом 879 кг с большим радиусом головной части. Кроме того, станины, цапфы и противооткатные устройства были рассчитаны на применение усиленных зарядов весом в 220,4 кг (кордит марки SC-300). Теоретически это позволяло увеличить начальную скорость старой пушки до 805 м/сек, правда, благоразумие и экономия (при усиленном заряде ствол выгорал значительно быстрее) заставили на практике отказаться от этой меры. В боезапас линкора усиленные заряды не включались, но следует помнить, что он вошел в строй уже в мирное время, и неизвестно, как сложилась бы ситуация в случае боя с сильно бронированным противником. «Штатная» начальная скорость модернизированного орудия составляла 785 м/с. Но даже при ней удалось достичь вполне приемлемых характеристик: по пробиваемости брони на дальних дистанциях обновленное 381-мм орудие почти не уступало 406-мм пушке «Нельсона», а при использовании усиленного заряда даже несколько превосходило ее. При сравнении с 356-мм орудием, составлявшим главное вооружение типа «Кинг Джордж», наблюдается заметный выигрыш на всех дистанциях. Заметим, что зарубежные 15-дюймовки (за исключением немецких) имели лучшую баллистику.
В результате всех изменений вес башни (вместе с вращающейся подбашенной частью подачи) составил 855 т — на 20 т больше, чем по проекту. Еще около 70 т добавили более мощные гидравлические приводы и столько же или даже чуть больше — жидкий носитель и масло, не включенные в «итоговый вес» по первоначальному проекту. (Общий вес башни с механизмами, установленными в снарядном погребе, по корабельному формуляру равнялся 904 т, из них около 200 т приходилось собственно на пушки). Максимальная скорость горизонтальной наводки — 2°/с. Вертикальная наводка производилась быстрее — до 5°/с, что связано с меньшей перемещаемой массой. Важным новшеством стало полноценное дистанционное управление башнями главного калибра — единственное в своем роде в британском флоте. Техническая скорострельность не изменилась по сравнению с прототипом и составляла два выстр./мин. Новая установка получила обозначение Mk IA — такое же, как и модернизированные башни линкоров и линейных крейсеров, проходивших переоборудование в 30-е годы. Впрочем, внутреннее устройство самой башни за 10 лет практически не изменилось, чего нельзя сказать об устройстве подачи.
Неприятным моментом, связанным с применением готовой установки 25-летней давности, было расположение зарядных и снарядных погребов. Во времена создания башни Mk-l хранилища снарядов находились у самого днища корабля, а зарядные погреба —над ними. Ко Второй мировой войне стандартным стало прямо противоположное размещение. Конструкторы стремились удалить чрезвычайно опасные кордитные заряды как можно дальше от вражеских снарядов. Перед проектировщиками «Вэнгарда» встала почти неразрешимая задача, поскольку система подачи соответствовала старым стандартам, а менять ее было бы долго, дорого и хлопотно. В результате пришлось пойти на странный компромисс. Главный зарядный погреб остался на самой нижней платформе, но в дополнение к нему создали перегрузочное отделение по загрузке зарядов в подачу, расположенное над снарядным погребом. Такое решение позволяло оставить старые механизмы и устройства подачи, одновременно максимально обезопасив основную массу кордита от взрыва или воспламенения. Небольшое количество зарядов, находившихся в любой момент в перегрузочном отделении, не могло вызвать серьезного пожара. Для дополнительной безопасности это отделение сверху и снизу оборудовалось пламянепроницаемыми дверями, а заряды перемещались в специальных пеналах — полезная практика, спасшая от взрыва несколько крупных германских боевых кораблей еще в Ютланде и Доггербанке.