ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КАЛИБР
Универсальная артиллерия — шестнадцать 133-мм универсальных орудий Mk-I в двухорудийных башнях Mk-III полностью повторяла вариант, примененный на линкорах типа «Кинг Джордж V». 133-мм орудие, сначала предназначавшееся в качестве главного вооружения крейсеров ПВО, оказалось не вполне удачным в качестве зенитного, что к моменту ввода в строй «Вэнгарда» было уже вполне очевидным. Планировавшиеся под амбициозную скорострельность 16 выстр./мин с широким применением автоматики установки предусматривали тем не менее ручные операции. На деле даже техническая скорострельность едва достигала 10 — 12 выстр./мин, а практическая составляла не более 7 — 8. Снаряд весом 36,5 кг оказался слишком тяжелым для унитарного патрона, и пришлось использовать раздельное заряжание, да и сам по себе он был слишком «увесистым» для ручных операций. Наличие таких операций при подаче и заряжании не позволяло вести стрельбу в быстром темпе в течение нескольких минут подряд. Следовательно, терялось большинство преимуществ полуавтоматического орудия, особенно важных при стрельбе по самолетам. Определенными «козырями» являлись значительная досягаемость по дальности и высоте, однако надежное поражение удаленных воздушных целей прежде всего зависело от качества системы управления огнем и наличия радиолокационного взрывателя. Появление в ходе Второй мировой войны скоростных самолетов практически любого назначения (пикирующих бомбардировщиков, тяжелых штурмовиков, истребителей-бомбардировщиков и даже торпедоносцев) делало малоповоротливые 133-мм установки фактически бесполезными, поскольку они просто не успевали следовать за своими целями, в особенности на близких дистанциях.
Впрочем, реальной альтернативы у англичан не было. 114-мм орудие (новые, весьма удачные образцы его были разработаны как раз к концу войны) считалось слишком «малокалиберным» для поражения надводных целей. Конечно же, реальный ход военных действий показал, что универсальная артиллерия практически никогда не использовалась в качестве противокорабельной.