ЗЕНИТНЫЕ АВТОМАТЫ
В первоначальном варианте автоматическое зенитное вооружение «Вэнгарда» состояло из восьмиствольных «пом-помов» — наиболее массового средства ПВО британских военных кораблей периода Второй мировой войны и в эти годы сильно себя дискредитировавшего. Двухфунтовый «пом-пом», созданный еще в Первую мировую, к концу 30-х устарел и морально, и технически. Его некогда высокая скорострельность(техническая 160 — 180, практическая 100— 115 выстр./мин) стала вполне рядовой, а все минусы сохранились. Главные из них: недостаточная начальная скорость снаряда и ленточная система питания с применением брезентовых лент, которые постоянно заедало после нескольких выстрелов. Таким образом, теория «огневого потока», насыщенного 40-мм снарядами, потерпела крах, как и система вооружения британских самолетов большим количеством малоэффективных, но скорострельных 7,7-мм пулеметов, основанная на той же идее. Недостатки пушки усугублялись недостатками установки. 8-ствольная установка Мк-VI весила больше некоторых башен среднего калибра — 16 т, а скорость ее вертикальной и горизонтальной наводки не позволяла следовать за быстро перемещающимися в поле прицеливания самолетами.
Англичане попытались компенсировать качество количеством. Если в первоначальном проекте 15Е предполагались те же 6 установок Мк-VI, что и на типе «Кинг Джордж V», то при вводе в строй «Вэнгард» имел уже девять таких же установок, плюс один четырехствольный автомат Mk-VII. Главной проблемой при этом стало нахождение новых мест для объемных восьмистволок, требовавших пространства не меньше, чем башня главного калибра крейсера. Практически все резервы проектного расположения уже были исчерпаны, и новые установки можно было разместить только в зоне действия орудийных газов пушек главного калибра, что не только исключало отражение воздушных атак при стрельбе по надводным целям, но и ставило под сомнение сохранность самих автоматов. Решение проблемы пришло неожиданно: поскольку к концу войны размещение на борту гидросамолетов потеряло всякий смысл, то вместо катапульты и ангара удалось установить еще два восьмиствольных «пом-пома». При этом кормовую трубу, по сравнению с «Кингом Джорджем V» и проектом «Лайона», сместили несколько в нос. Одновременно удалось «очистить» заднюю надстройку и передвинуть в нос два кормовых «пом-пома», убрав их из зоны действия орудийных газов кормовых башен ГК. Но вот для девятой установки Mk-VI удобного места уже не оставалось, и ее пришлось поместить на юте. При этом стрельба прямо по корме четвертой башни на малых углах возвышения была бы для этого автомата губительной, и в результате «Вэнгард» мог стрелять на ближних дистанциях прямо по носу и корме только двумя орудиями из возвышенных башен. Дополнительный четырехствольный «пом-пом» Mk-VII предполагали разместить на возвышенной носовой башне —место, также явно неподходящее, но широко использовавшееся на большинстве линкоров периода Второй мировой войны, когда остальные возможные точки оказывались занятыми.
В ходе войны свои высокие качества продемонстрировали производимые по лицензии в Англии и США 40-мм автоматы шведской фирмы «Бофорс». В отличие от «пом-помов», они имели достаточно высокую начальную скорость и обойменное питание, позволявшее при слаженной работе расчета поддерживать не менее высокую скорострельность, чем при ленточном питании. «Бофорсы» применялись в различных установках; наиболее популярной из применяемых на больших кораблях была американская четырехствольная Мк-II. Однако англичане продолжали придерживаться теории максимальной плотности огня для одной установки и приступили к разработке своего варианта — шестиствольного автомата Мк-VI. В середине 1943 года Управление вооружения предложило использовать новую установку на «Вэнгарде». Для проектировщиков корабля это пожелание практически не составило проблемы: все девять «пом-помов» Mk-VI заменили на «бофорсы» в установках с тем же номером модели, а четырехствольный «пом-пом» на башне В — на двухствольный. Сокращение числа стволов с 76 до 56 компенсировалось заметным повышением эффективности зенитного вооружения. Предлагалось также разместить на надстройке шесть четырехствольных 20-мм «эрликонов» в установках Mk-XIV и прямо на верхней палубе еще 14 спаренных автоматов той же марки с ручным управлением. Они стали бы «последним резервом» обороны корабля, поскольку могли использоваться даже при полном прекращении подачи электроэнергии. Такие установки появились на многих линкорах различных стран при их модернизации. В то же время реально «эрликоны» применялись крайне редко и с очень малой эффективностью, поскольку и выбор цели, и наведение осуществлялись стрелком, который к тому же был совершенно не защищен как от пуль и снарядов противника, так и от осколков собственных зенитных снарядов. Поэтому уже ближе к стадии готовности «Вэнгарда» его легкое зенитное вооружение было пересмотрено в очередной раз. Четырехствольный «эрликон» сняли с производства, а вместо него стали выпускать одноствольный «бофорс» Mk-VII, снабженный силовым приводом и улучшенной системой прицеливания.
Под сомнением оказалась и ценность спарок. Опыт последних боев за Иводзиму и Окинаву показал, что 20-мм автоматы ввиду небольшой дальности стрельбы не способны остановить камикадзе. В конце концов «Вэнгард» вошел в строй только с 40-мм автоматами. До последнего момента его пытались оборудовать как можно более современным оружием. Так, в качестве спаренной установки на возвышенной носовой башне применили только что разработанный автомат STAAG (Mk-ll). В нем также использовались 40-мм стволы «бофорсов»; в остальном STAAG был принципиально новым оружием, с полностью автономным питанием и системой управления огнем, размещенной на самой установке. Намного опередивший свое время, он, однако, оказался несколько «сырым», и его сложная автоматика и механика часто давали сбой. В итоге автоматическая зенитная батарея «Вэнгарда» состояла из 10 установок Mk-VI, одного STAAG и 11 одноствольных Mk-VII с силовым приводом (всего 73 40-мм стволов «бофорсов»).