ЗЕНИТНЫЕ   АВТОМАТЫ

 

В первоначальном варианте автомати­ческое зенитное вооружение «Вэнгарда» состояло из восьмиствольных «пом-по­мов» — наиболее массового средства ПВО британских военных кораблей периода Второй мировой войны и в эти годы силь­но себя дискредитировавшего. Двухфун­товый «пом-пом», созданный еще в Пер­вую мировую, к концу 30-х устарел и мо­рально, и технически. Его некогда высо­кая скорострельность(техническая 160 — 180, практическая 100— 115 выстр./мин) стала вполне рядовой, а все минусы со­хранились. Главные из них: недостаточ­ная начальная скорость снаряда и ленточ­ная система питания с применением бре­зентовых лент, которые постоянно заеда­ло после нескольких выстрелов. Таким об­разом, теория «огневого потока», насы­щенного 40-мм снарядами, потерпела крах, как и система вооружения британс­ких самолетов большим количеством ма­лоэффективных, но скорострельных 7,7-мм пулеметов, основанная на той же идее. Недостатки пушки усугублялись недостат­ками установки. 8-ствольная установка Мк-VI весила больше некоторых башен среднего калибра — 16 т, а скорость ее вертикальной и горизонтальной наводки не позволяла следовать за быстро пере­мещающимися в поле прицеливания са­молетами.

Англичане попытались компенсиро­вать качество количеством. Если в пер­воначальном проекте 15Е предполага­лись те же 6 установок Мк-VI, что и на типе «Кинг Джордж V», то при вводе в строй «Вэнгард» имел уже девять таких же установок, плюс один четырехствольный автомат Mk-VII. Главной проблемой при этом стало нахождение новых мест для объемных восьмистволок, требова­вших пространства не меньше, чем баш­ня главного калибра крейсера. Практи­чески все резервы проектного располо­жения уже были исчерпаны, и новые ус­тановки можно было разместить только в зоне действия орудийных газов пушек главного калибра, что не только исклю­чало отражение воздушных атак при стрельбе по надводным целям, но и ста­вило под сомнение сохранность самих автоматов. Решение проблемы пришло неожиданно: поскольку к концу войны размещение на борту гидросамолетов потеряло всякий смысл, то вместо ката­пульты и ангара удалось установить еще два восьмиствольных «пом-пома». При этом кормовую трубу, по сравнению с «Кингом Джорджем V» и проектом «Лайона», сместили несколько в нос. Одно­временно удалось «очистить» заднюю надстройку и передвинуть в нос два кор­мовых «пом-пома», убрав их из зоны дей­ствия орудийных газов кормовых башен ГК. Но вот для девятой установки Mk-VI удобного места уже не оставалось, и ее пришлось поместить на юте. При этом стрельба прямо по корме четвертой башни на малых углах возвышения была бы для этого автомата губительной, и в ре­зультате «Вэнгард» мог стрелять на ближних дистанциях прямо по носу и кор­ме только двумя орудиями из возвышен­ных башен. Дополнительный четырехствольный «пом-пом» Mk-VII предполага­ли разместить на возвышенной носовой башне —место, также явно неподходя­щее, но широко использовавшееся на большинстве линкоров периода Второй мировой войны, когда остальные возмож­ные точки оказывались занятыми.

В ходе войны свои высокие качества продемонстрировали производимые по лицензии в Англии и США 40-мм автома­ты шведской фирмы «Бофорс». В отли­чие от «пом-помов», они имели достаточ­но высокую начальную скорость и обойменное питание, позволявшее при сла­женной работе расчета поддерживать не менее высокую скорострельность, чем при ленточном питании. «Бофорсы» при­менялись в различных установках; наибо­лее популярной из применяемых на боль­ших кораблях была американская четырехствольная Мк-II. Однако англичане продолжали придерживаться теории мак­симальной плотности огня для одной уста­новки и приступили к разработке свое­го варианта — шестиствольного автомата Мк-VI. В середине 1943 года Управление вооружения предложило использовать новую установку на «Вэнгарде». Для проектировщиков корабля это пожелание практически не составило проблемы: все девять «пом-помов» Mk-VI заменили на «бофорсы» в установках с тем же номе­ром модели, а четырехствольный «пом-пом» на башне В — на двухствольный. Со­кращение числа стволов с 76 до 56 ком­пенсировалось заметным повышением эффективности зенитного вооружения. Предлагалось также разместить на над­стройке шесть четырехствольных 20-мм «эрликонов» в установках Mk-XIV и прямо на верхней палубе еще 14 спаренных ав­томатов той же марки с ручным управле­нием. Они стали бы «последним резер­вом» обороны корабля, поскольку могли использоваться даже при полном прекра­щении подачи электроэнергии. Такие установки появились на многих линкорах различных стран при их модернизации. В то же время реально «эрликоны» приме­нялись крайне редко и с очень малой эф­фективностью, поскольку и выбор цели, и наведение осуществлялись стрелком, который к тому же был совершенно не защищен как от пуль и снарядов против­ника, так и от осколков собственных зенитных снарядов. Поэтому уже ближе к стадии готовности «Вэнгарда» его легкое зенитное вооружение было пересмотре­но в очередной раз. Четырехствольный «эрликон» сняли с производства, а вмес­то него стали выпускать одноствольный «бофорс» Mk-VII, снабженный силовым приводом и улучшенной системой прице­ливания.

Под сомнением оказалась и ценность спарок. Опыт последних боев за Иводзиму и Окинаву показал, что 20-мм автома­ты ввиду небольшой дальности стрельбы не способны остановить камикадзе. В кон­це концов «Вэнгард» вошел в строй толь­ко с 40-мм автоматами. До последнего момента его пытались оборудовать как можно более современным оружием. Так, в качестве спаренной установки на воз­вышенной носовой башне применили только что разработанный автомат STAAG (Mk-ll). В нем также использовались 40-мм стволы «бофорсов»; в остальном STAAG был принципиально новым оружием, с полностью автономным питанием и сис­темой управления огнем, размещенной на самой установке. Намного опередивший свое время, он, однако, оказался несколь­ко «сырым», и его сложная автоматика и механика часто давали сбой. В итоге ав­томатическая зенитная батарея «Вэнгар­да» состояла из 10 установок Mk-VI, од­ного STAAG и 11 одноствольных Mk-VII с силовым приводом (всего 73 40-мм ство­лов «бофорсов»).