СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В ходе Второй мировой войны стало окончательно ясно, что артиллерийская система является именно системой, а не только орудийной башней с пушками. В основных морских державах были созданы весьма совершенные системы управления огнем, включавшие оптические и электронные датчики (дальномеры и радиолокаторы) и удивительные для своего времени аналоговые вычислительные системы. Развитие их шло по линии более активного применения радиолокации и надежного соединения всех элементов СУАО в единую сеть. Ярким примером этой тенденции является «Вэнгард». Англичане отошли, наконец, от порочной практики выделять «основной» и «резервный» пункты управления стрельбой, что в боевых условиях приводило к резкому снижению эффективности огня при выходе из строя основного пункта или просто при нарушении проводки. Последний британский линкор имел два поста управления главным калибром, соединенных с постом обработки информации. Оба директора, передний и задний, имели практически одинаковое оборудование, в частности — артиллерийский радар типа 274. Дополнительные пункты имелись в возвышенных башнях А и X: они могли управлять огнем каждой пары башен. Большое значение уделялось защите и дублированию сетей связи. Интересно, что в посту обработки информации имелся лишь один экран радара 274, который мог переключаться на «картинку» от переднего или заднего радиолокатора. Такое решение упрощало задачу артиллерийского офицера — ему не надо было наблюдать сразу за двумя экранами, хотя это и создавало ряд неудобств при переключении. В общем, управление артогнем ГК на «Вэнгарде» вполне соответствовало стандартам конца войны.
Истина о том, что противосамолетная артиллерия эффективна настолько, насколько хороша ее система наведения, дошла наконец и до англичан. Существенным недостатком британских МПУАЗО с директорами HACS различных марок было отсутствие системы стабилизации директора и недостаточно скоростная и довольно примитивная система обработки данных для стрельбы. Нельзя сказать, что Адмиралтейство не занималось этим вопросом. Еще до начала войны велись работы над «тахиметрической» (стабилизированной с помощью гироскопов) системой TS-1; она должна была заменить HACS еще на «лайонах». Однако и у конструкторов, и у заводов Великобритании в тяжелые военные годы хватало других, более приоритетных задач, поэтому разработка этой сложной и прецизионной аппаратуры протекала медленно и дальше создания опытной установки не продвинулась. Значительно больших успехов в этой области добились американцы. Британии пришлось обратиться к своим союзникам, которые и поставили для «Вэнгарда» весьма совершенные стабилизированные КДП Мк-37. Они практически не отличались от серийных, за исключением того, что данные по дальности и углу поступали от английского радара типа 275. Мк-37 хорошо зарекомендовал себя в сражениях на Тихом океане. Значительный прогресс заключался и в размещении четырех КДП. Впервые на английских линкорах они располагались «ромбом»: два — в носу и корме и два — в средней части. Стандартная британская конфигурация также предусматривала четыре директора, но размещенных по схеме «квадрата» (по два спереди и сзади, без обзора на противоположный борт), что затрудняло передачу управления при пересечении самолетами курса корабля. Новый вариант уравнивал все направления атаки. Единственным видимым недостатком было утяжеление систем управления примерно в 1,5 раза (64 т вместо 44 т при использовании английских HACS), однако это было более чем умеренной платой за значительное увеличение эффективности. На «Вэнгарде» имелась также дополнительная дистанционная система наведения 133-мм установок (у четырех из восьми) непосредственно с постов наблюдения ПВО. Последняя применялась в основном для стрельбы осветительными снарядами.
Что касается автоматов, то многоствольные «пом-помы» имели недостаточно эффективные средства управления. На «Вэнгарде» шестиствольные «бофорсы» Mk-VI должны были получить индивидуальные стабилизированные директоры, оборудованные радаром типа 262. Они действительно были в должном количестве (10 единиц), однако полный комплект КДП и некоторая электроника так никогда и не появились на линкоре. Это вызвано, главным образом, окончанием военных действий; дорогостоящее и хрупкое оборудование частично хранилось на берегу. Мирная служба последнего линкора «владычицы морей» не создала прецедента для его полного дооборудования, хотя не вызывает сомнения, что в случае необходимости его бы осуществили. Интересное исключение представляла собой единственная двухствольная установка STAAG. Она являлась «самодостаточной», поскольку и радар (того же типа 262), и
система стабилизации, и аналоговый компьютер, и даже генератор для силовой установки привода располагались на самой установке.
«Вэнгард» имел в системе обработки информации и управления еще одно важное новшество — боевой информационный пост. Впервые он был выполнен в виде единого блока, включавшего несколько помещений, которые находились ниже ватерлинии и защищались столь же надежно, как и артиллерийские погреба. В одном из них размещались экраны всех радаров обнаружения и управления огнем, в остальных — персонал управления ПВО корабля и операторы вычислительных систем. Рядом располагался нижний боевой пост, где сосредотачивались все средства управления кораблем. Так что, в принципе, командир или командующий соединением могли по «американскому» образцу руководить действиями линкора или эскадры, не выходя «на свежий воздух». Первоначальным проектом столь обширные помещения не предусматривались, однако сосредоточение всех средств в виде единой информационной системы оказалось столь насущным, что разработчикам пришлось даже создать полномасштабный макет всех комнат и в нем проверить различные варианты размещения оборудования и персонала. Это позволило вносить изменения в компоновку помещений почти до самого вступления линкора в строй. Тем не менее и после ввода «Вэнгарда» в строй места для аппаратуры все равно не хватало. С тех пор практически ни на одном типе боевых кораблей не удавалось обойтись без увеличения объема под электронное оборудование и членов экипажа, занятых его обслуживанием.
Число и тип радиолокаторов в ходе службы «Вэнгарда» неоднократно менялись. Уже при вступлении в строй он имел почти три десятка систем самого разного назначения. Для раннего обнаружения кораблей и самолетов впервые в английском флоте использовался новый комбинированный радар типа 960, антенна которого крепилась на топе грот-мачты. Его дополняла РЛС аналогичного назначения типа 277, способная обнаруживать надводные цели и низколетящие самолеты (антенна устанавливалась на краспице фок-мачты). Для целеуказания служил особый радар типа 293, антенна которого находилась на фок-мачте спереди. На экранах всех радаров отметки от своих кораблей и самолетов выглядели в виде двойных сигналов, в отличие от целей. Для этой функции применялись два приемника радиолокационного опознавателя «свой — чужой» типа 253, а свои сигналы для радаров 277
и 293 «метили» два передатчика той же системы типа 242. Для навигационных целей предназначались радиолокаторы 268 и 930, которые служили также для обнаружения надводных целей.
Однако наиболее многочисленными были артиллерийские РЛС. Как уже отмечалось выше, ими оборудовались все директоры, от СУАО главного калибра до индивидуальных КДП многоствольных автоматических зенитных установок. Всего по штату «Вэнгард» имел два радара типа 274, четыре - типа 275 и 11 - типа 262.
Техника радиолокации за годы войны сделала огромный шаг вперед. Все артиллерийские радиолокаторы имели стабилизированные антенны — как, впрочем, и радары типов 930, 277, 268 и 293. Перечисленные выше локаторы могли действовать при любой качке, не теряя своих целей. Правда, при несомненном количественном и качественном прогрессе ситуация с радиолокационным оборудованием была далеко не идеальной. Так, локатор типа 268 оказался практически бесполезным, поскольку на большинстве пеленгов его антенна экранировалась грот-мачтой, трубой и кормовым КДП универсальной артиллерии. Значительное число различных установок, хотя и действовавших на разных частотах, приводило к нежелательному «забиванию» одних радаров другими. Скажем, новейшая РЛС типа 960 препятствовала работе артиллерийских радаров управления огнем универсального калибра (133 мм), а система УКВ-связи для оперативных переговоров между кораблями одного соединения мешала функционированию радаров 293 и 277, а также многострадальным локаторам типа 275.
Кроме всего прочего, «Вэнгард» имел весьма развитые средства связи и радиопеленгации. Расположение аппаратуры было принято на основании опыта Второй мировой войны: большинство приемных станций помещалось на мостиках главной башенноподобной надстройки, а передающих — в кормовой надстройке. Радиопеленгаторы перекрывали весь диапазон частот; в частности, линкор мог даже прослушивать неприятельские переговоры на УКВ, что являлось новшеством для того времени. Имелись также пеленгатор, определявший направление, с которого корабль облучался радаром, и новейшие (правда, пока еще весьма примитивные) средства радиоэлектронной борьбы — детекторы радиолокационного излучения и устройства для создания помех локаторам неприятеля. В годы службы их неоднократно заменяли на более совершенные; кроме того, устанавливались различные технические новшества, например УКВ-пеленгаторы. Говоря о навигационном оборудовании, стоит отметить, что «Вэнгард» вообще не имел магнитного компаса; вместо него использовались три полностью независимых главных гирокомпаса со своими источниками питания и приводами.