ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ
(Глава написана С.А.Балакиным на основе следующих источников: M.Houghton, HMS Vanguard («Warship International» № 3, 1998); R.Dulin, W.Garzke, Battleships: French, Netherlands, British and Soviet Battleships of World War II (Annapolis, 1982); E.Grove, Vanguard to Trident—British Naval Policy since World War II (Annapolis, 1987); T.Madge, Royal Yachts of the World (London, 1997); The Navy Year Book and Diary 1949.)
Традиционная для британского флота церемония «посвящения» — своего рода присяги каждого вводимого в строй корабля — на «Вэнгарде» состоялась 25 мая 1945 года в присутствии принцессы Елизаветы. Однако в море новый линкор впервые вышел лишь через год: после окончания войны необходимость его спешной достройки отпала. Официально «Вэнгард» включили в состав Ройял Нэйви 9 августа 1946 года, после того, как он успешно выполнил программу заводских и ходовых испытаний. Первым его командиром стал кэптен У.Дж. Эгнью, назначенный приказом Первого морского лорда еще 15 октября 1945 года.
Появление «Вэнгарда» в составе британского флота пришлось на период радикальных изменений и переоценки ценностей в области морской стратегии, да и в геополитике вообще. Самый большой линкор флота Его Величества оказался не удел: в «корабельной» иерархии первенство уже прочно занимали авианосцы, а смена потенциального противника (теперь им стал Советский Союз и страны Восточной Европы) приводила к совершенно иному раскладу сил на морских театрах. Даже в случае перерастания «холодной» войны в «горячую» шансов найти «Вэнгарду» хоть какое-то применение практически не оставалось. Единственное, для чего он годился, —так это для дипломатических миссий и «показа флага». Собственно говоря, именно в такой роли и выступал последний линкор бывшей «владычицы морей» в течение всей своей недолгой службы.
Весьма символично, что в первое дальнее плавание «Вэнгард» отправился в качестве королевской яхты. Огромные размеры при изящном силуэте, отличная мореходность и достаточно высокий уровень комфорта привлекли внимание Георга VI и его семьи. Поэтому предстоявший визит в города Южной Африки монарх пожелал осуществить на борту линкора, отдав ему предпочтение перед пассажирским лайнером.
Путешествию короля в один из доминионов Британской империи уделялось большое внимание. Во-первых, это был первый подобный визит за прошедшие 20 лет (в 1927 году Георг, будучи наследником короны герцогом Йоркским, совершил на линейном крейсере «Ринаун» дальний вояж в Австралию и Новую Зеландию). Во-вторых, в Южную Африку направлялась королевская семья в полном составе — Георг VI, королева Елизавета, принцессы Елизавета и Маргарет. Командование флотом отнеслось к выполнению почетной миссии весьма серьезно. Только что принятый «Вэнгард» вновь был отправлен на верфь в Портсмуте — теперь на нем требовалось оборудовать апартаменты для высочайших пассажиров.
В ходе работ, проходивших с октября по декабрь 1946 года, на корабле основательно перепланировали бывшие адмиральские помещения, изолировав их от остальных офицерских кают и оснастив собственной галереей. Внутреннее убранство апартаментов, по сравнению с роскошью настоящих королевских яхт, было весьма скромным. Правда, в покоях короля и королевы разместили шикарную мебель, доставленную с борта старой яхты «Виктория энд Альберт», построенной еще в 1899 году. Кроме того, со второй башни главного калибра сняли 40-мм автомат STAAG, а вместо него установили открытую веранду с откидными щитами: в походе она могла использоваться как солярий, а на стоянках в порту — как трибуна.
Под королевским штандартом «Вэнгард» отправился в путь 31 января 1947 года. Его сопровождал внушительный эскорт — авианосец, два крейсера и эсминец. 17 февраля корабли прибыли в Кейптаун. Затем — двухмесячное плавание вдоль южноафриканских берегов с заходами в Саймонстаун (6—10 марта), Салданью (10 — 24 марта), Ист-Лондон (27 марта), Порт-Элизабет (28 — 31 марта), Дурбан (8 апреля) и снова в Кейптаун (11 —24 апреля). В мае «Вэнгард» вернулся в Англию: в Портсмуте кораблю была устроена торжественная встреча. Король и его семья остались довольны путешествием; они искренне поблагодарили кэптена Эгнью и офицеров линкора за оказанный прием и внимание.
29 мая командиром «Вэнгарда» назначили кэптена Ф.Р.Пархэма. В июле линкор прошел докование в Плимуте, а затем началось его очередное переоборудование: корабль должен был сменить линкор «Хоу» в качестве учебного судна Флота метрополии. В ноябре, после переделки кубриков и ряда вспомогательных помещений «Вэнгард» приступил к выполнению новых обязанностей.
Но в начале 1948 года линкор вновь отправился на верфь. Ему предстоял еще один «королевский» вояж — на сей раз в Австралию и Новую Зеландию. Апартаменты для семьи Его Величества основательно перестроили; в умывальниках и душевых появилась горячая вода, в каютах заменили холодильники, а в прачечной — стиральные машины. Несмотря на отсутствие свободных помещений, на борту все же удалось разместить парикмахерскую и мастерскую по ремонту одежды. Поскольку предполагалось, что путешествие станет кругосветным, то для прохождения Панамским каналом линкор оснастили специальными буксирными приспособлениями, а не вписывавшиеся в габарит шлюзов забортные мусорные рукава и трапы демонтировали. Правда, все это оказалось лишним: из-за болезни короля поход не состоялся, а «Вэнгард» вместо кругосветки ушел в двухмесячное плавание на Средиземное море. В следующем, 1949 году «Вэнгард» на некоторое время стал флагманом Средиземноморского флота. 31 января он отправился из Портленда в Гибралтар, а 5 марта на его мачте был поднят флаг командующего флотом. Линкор участвовал в маневрах, провел учебные стрельбы, посетил несколько французских и итальянских портов. 22 июля он вернулся в Плимут, где кэптен Пархэм сдал вверенный ему корабль новому командиру — кэптену Дж.В.Глэдстоуну.
После ремонта «Вэнгард» стал флагманом учебной эскадры Флота метрополии, сменив в этом качестве линкор «Энсон». В феврале 1950 года он совершил поход в Гибралтар. На обратном пути, в ночь на 14-е им была оказана помощь терпящему бедствие у мыса Финистер французскому судну «Боффа». А 7 марта «Вэнгард» прибыл на рейд Дувра, где салютовал французскому президенту, прибывшему в Англию с официальным визитом.
В июле линкор ходил вдоль берегов Шотландии и Северной Ирландии и посетил несколько крупных портов. В августе он участвовал в традиционном морском празднике — парусной регате. Тогда же в командование «Вэнгардом» вступил новый командир — кэптен Д.X.Холл-Томпсон. 15 сентября линкор под флагом адмирала Ф.Вайена ушел в осенний учебный поход флота метрополии, в ходе которого посетил Гибралтар и африканский порт Дакар.
Первую половину 1951 года «Вэнгард» провел в интенсивных учебных плаваниях. 19 января он в составе Флота метрополии отправился в Гибралтар, затем — на Средиземное море, где посетил порты Генуя и Вилльфранш. 10 февраля на рейде Гибралтара случилось ЧП: в штормовую погоду на «Вэнгард» навалился авианосец «Индомитебл». К счастью, оба корабля пострадали незначительно.
8 мая линкор опять выполнял роль «салютующего» корабля в Дувре — он встречал прибывших на яхте «Даннеброг» короля и королеву Дании. Четыре дня спустя «Вэнгард» вновь стал флагманом: на нем поднял флаг командующий Флотом метрополии. В течение лета линкор совершал рейсы между британскими портами и участвовал в разнообразных торжествах и фестивалях.
31 августа 1951 года «Вэнгард» поставили на очередной ремонт, в ходе которого пришлось уменьшить емкость топливных цистерн — сказались последствия перегрузки, неизбежно преследовавшей все крупные корабли в послевоенные годы. 28 ноября пришло распоряжение готовить линкор к еще одному «королевскому» плаванию, которое должно было состояться весной следующего года. Каюты для высочайших гостей вновь привели в полный порядок, но выполнить почетную миссию «Вэнгарду» и на этот раз не удалось. 6 февраля 1952 года Георг VI скоропостижно скончался, и линкор вместо намеченного круиза ушел в учебный поход до Гибралтара и обратно.
В мае «Вэнгард» вновь приобрел статус флагманского корабля Флота метрополии. С 28 июня по 4 июля он находился с визитом в порту Роттердам, а в сентябре участвовал в крупномасштабных учениях НАТО «Мэйнбрейс», проходивших в Северном море. По их завершении «Вэнгард» впервые в своей карьере отправился в арктические воды. Испытав все «прелести» плавания в штормовой Атлантике, линкор 1 декабря вернулся в Портсмут.
В следующем походе, начавшемся 21 января 1953 года, «Вэнгард» взял курс на Средиземное море. За три дня до выхода из Портсмута на линкоре сменился командир — теперь им стал кэптен Р.Э. Ивинг. Выполнив весь перечень стандартных задач учебного плавания, корабль 25 марта вернулся в главную базу флота.
Здесь же, в Портсмуте, он прошел докование и косметический ремонт, необходимый для предстоящего «коронационного ревю» — главного морского праздника в иерархии Ройял Нэйви.
Грандиозный морской парад на Спитхэдском рейде, посвященный коронации Елизаветы II, состоялся 15 июня 1953 года. «Вэнгарду» в нем отводилась почетная роль флагманского корабля. В торжествах принял участие и советский крейсер «Свердлов» — это был единственный эпизод, когда последнему британскому линкору довелось стоять в одном строю с боевым кораблем главного оппонента в «холодной войне».
В сентябре — октябре «Вэнгард» участвовал в натовских учениях «Маринер», в ходе которых действовал совместно с американским линкором «Айова». Любопытно, что это был последний в истории случай взаимодействия линейных кораблей флотов Великобритании и США.
В марте 1954 года очередным — шестым по счету — командиром «Вэнгарда» стал кэптен сэр Р.Дж.Тэрвитт. Под его началом линкор в составе Флота метрополии ушел в традиционный весенний поход в Гибралтар. По возвращении в Англию он прибыл в Плимут, где 14 мая в последний раз выполнял роль британской королевской яхты. На борт «Вэнгарда» поднялись крестная мать корабля — юная королева Елизавета II и принц Филип, только что вернувшиеся из кругосветного круиза. Офицеры линкора не без иронии отмечали, что изучение тонкостей этикета и светских манер для них стало куда более важной задачей, чем освоение боевой техники.
Весна и лето 1954 года были богаты на торжественные приемы и банкеты — этот период можно назвать самой безмятежной порой в карьере последнего линкора флота Ее Величества. В июне «Вэнгард» нанес визит во французский порт Брест, а 11 июля — в шведский Хельсингборг. В последнем случае после традиционного салюта наций на корабль прибыл король Швеции Густав VI, имевший, между прочим, почетное звание адмирала Ройял Нэйви.
Между тем, дни активной службы «Вэнгарда» уже были сочтены. Британская империя находилась в состоянии глубокого кризиса, и содержать флот, соответствующий званию «владычицы морей», правительство уже не могло. Морально устаревшие корабли в массовом количестве начали выводить в резерв или отправлять на переплавку. Не миновал этой участи и «Вэнгард», хотя крупнейший линкор флота находился в строю всего семь лет.
13 сентября 1954 года с мачты «Вэнгарда» был спущен флаг командующего Флотом метрополии. Корабль перешел в Девонпорт, где встал на длительное и весьма дорогостоящее переоборудование. По завершении работ, 5 марта 1956 года, «Вэнгард» был выведен в резерв.
В октябре линкор на буксире перевели из Девонпорта в Портсмут, где базировался огромный Резервный флот, не без оснований именуемый мертвым флотом. 28 ноября 1956 года на «Вэнгарде» поднял флаг вице-адмирал Р.Дж.Онслоу — флаг-офицер командующего флотом, но это вряд ли можно считать утешением: корабль медленно умирал. Сначала с него сняли многоствольные, затем и одноствольные «бофорсы», а также часть радиолокационного оборудования. Выйти в море своим ходом «Вэнгарду» уже не довелось. Простояв три года в полном бездействии, он 1 ноября 1959 года передал звание флагмана крейсеру «Шеффилд», а вскоре был продан на слом шотландской фирме BISCO («British Iron & Steel Corporation») за 500 тыс. фн. ст.
4 августа 1960 года «Вэнгард» отправился в свой последний путь. Буксиры «Энтик» и «Кэпэбл» вывели его из гавани Портсмута и на следующий день доставили в Гэрлох. Через три дня линкор пришвартовали к стенке разделочной верфи в городе Фаслейн. К концу года от корабля осталась лишь груда металлолома.
Линкор «Вэнгард» был 12-м кораблем Ройял Нэйви, носящим это название, переводящееся как «Авангард». В настоящее время в Британском флоте несет службу его преемник и «однофамилец»— атомная субмарина «Вэнгард». Она была спущена на воду 4 марта 1992 года и стала первой английской подводной лодкой, оснащенной баллистическими ракетами системы «Трайдент».