ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Вынося решение о постройке «Вэнгарда», Адмиралтейство прежде всего ставило задачу получить как можно быстрее новый, относительно дешевый линейный корабль, предназначенный в основном для действий на Тихом океане. Если оценивать эффективность воплощения этого замысла, то следует признать, что она оказалась близкой к нулю. «Вэнгард» не удалось построить до завершения войны, а его чисто «линкорная» боевая мощь уступала японским «суперлинкорам» «Ямато» и «Мусаси». Тем не менее, давая оценку последнему британскому линкору, следует учитывать условия его появления на свет. Так, англичанам приходилось, с одной стороны, корректировать и исправлять все недостатки и недочеты, выявленные в их стратегической линии при создании «капитальных судов» последнего поколения, а с другой — постоянно помнить о стоимости и сроках, максимально унифицируя проект с предшественниками. Результат усилий инженеров можно признать положительным: безусловно, «Вэнгард» стал лучшим британским линкором. Наибольших успехов конструкторам удалось добиться в решении традиционных кораблестроительных задач — обеспечении мореходных и ходовых качеств. В этом отношении английский корабль можно признать лучшим не только в королевском флоте, но и, пожалуй, абсолютно лучшим в своем классе. Нужно отметить также высокую общую сбалансированность проекта. В скорости 31,5 узла (около 30,5 узла в полном грузу) линкор лишь ненамного уступал быстроходным американским «айовам», на которых пришлось пожертвовать многим (в частности, защитой). Бронирование, заметно отошедшее от крайнего проявления системы «все или ничего», вполне соответствовало тактическим требованиям Второй мировой войны. Впервые английский корабль получил зенитное вооружение и, главное, — систему управления им, полностью адекватную своему времени. Вообще, оборудование «Вэнгарда» заслуживало очень высокой оценки; это относится как к электронике, так и к традиционным системам обеспечения боевой деятельности и эффективности.
Однако на вопрос, все ли «выжали» создатели «Вэнгарда» из стандартного водоизмещения почти в 45000 т, ответ следует скорее отрицательный. Так, механическая установка с низкими параметрами пара оставалась почти полной «репликой», консервативной еще на момент создания ЭУ линкора «Кинг Джордж V». То же можно сказать и о системе противоторпедной защиты. Хотя здесь многое удалось исправить, угроза повреждений от подводных взрывов таких современных средств, как немецкие донные мины или мощные японские торпеды, все же оставалась. Концепция броневой защиты цитадели также была прежней, «лобовой», рассчитанной только на отличное качество цементированной брони британского производства. Ну а о главной артиллерии четвертьвековой давности вообще можно не говорить.
Поэтому на бумаге «Вэнгард» не только не превосходил, но по ряду параметров значительно уступал зарубежным линкорам, построенным на несколько лет раньше. В первую очередь это относится к главному калибру и к защите. По-прежнему недостаточно эффективной оказалась ПТЗ, традиционная «ахиллесова пята» боевых кораблей английской постройки. Специальные меры, предпринятые французами и итальянцами (внутреннее расположение главного пояса, наклонная броня), или старая схема «пояс + скос палубы» у немцев обеспечивали лучшую защиту жизненных частей корабля. Здесь, однако, следует отметить большую высоту пояса на английском корабле, которая обеспечивает гораздо больший запас плавучести. Броня палуб в районе погребов выглядела вполне «на уровне», тогда как защита ЭУ от попаданий бомб и снарядов на дальних дистанциях уступала многим «одноклассникам» — например, французскому линкору «Ришелье».
Особенно очевидной становится слабость броневой защиты, если учесть разницу в баллистических данных 381-мм пушек. По зонам свободного маневрирования «Вэнгард» являлся наименее предпочтительным среди всех линкоров последнего поколения. Правда, с учетом очень высокого качества брони приведенные в таблице значения будут выглядеть для него несколько лучше (границы зон раздвигаются дополнительно на 15 — 20 кбт).
Сравнивая формальные технические данные, не стоит забывать, что в ходе Второй мировой войны стало совершенно ясно: чистая «цифирь» далеко не всегда является действительным критерием боевой эффективности кораблей. Не говоря уже о подготовке экипажей, которая в королевском флоте всегда была на должной высоте, следует отметить, что, например, отличные баллистические качества итальянских 381-мм орудий не помогли им достичь ни одного попадания в боях на Средиземном море. При потоплении «Бисмарка» его главный пояс и толстый скос палубы вряд ли были пробиты до сближения на 3 — 4 мили, что не помешало английским линкорам полностью вывести из строя германский сверхрейдер и самим не получить ни одного попадания. На передний план вышли надежность функционирования вооружения и систем управления в самых различных условиях — от полярных широт до тропиков. В этом отношении последний английский линкор, с его проверенной артиллерией, многочисленными и защищенными (по крайней мере, от осколков) приборами мог проявить себя очень неплохо в боях с тем же «Тирпицем» или «Витторио Венето».
Зоны свободного маневрирования линкора «Вэнгард» под огнем орудий зарубежных линкоров
Орудие, корабль |
Дистанция в кбт при угле встречи снаряда с броней 90° |
|
|
ЭУ |
Погреба |
380-мм, «Бисмарк» |
от 97 до 101 |
от 94 до 157 |
381 -мм, «Ришелье» |
Нет |
от 124 до 147 |
381 -мм, «Литторио» |
Нет |
от 142 до 154 |
406-мм, «Вашингтон» |
Нет |
от 101 до 104 |
406-мм, «Айова» |
Нет |
Нет |
457-мм, «Ямато» |
Нет |
Нет |
Зоны свободного маневрирования иностранных линкоров под огнем 381-мм орудий «Вэнгарда» (без учета различий в качестве брони разных стран)
Корабль |
Зона, кбт |
«Бисмарк» |
от 73 до 118 |
«Ришелье» |
от 68 |
«Литторио» |
от 90 |
«Вашингтон» |
от 89 до 135 |
«Айова» |
от 86 до 1 34 |
«Ямато» |
от 75 |
Однако «Вэнгард» строился прежде всего для действий на Тихом океане, так что следует рассмотреть его шансы в сравнении с остальными участниками сражений, проходивших на этом театре. Все американские линкоры выглядели предпочтительнее прежде всего за счет применения гораздо более мощных 406-мм бронебойных снарядов весом в 1225 кг. «Англичанин» (который, к счастью, был союзником) проигрывал на большинстве дистанций не только «Айове», но и «Саут Дакоте» и «Вашингтону». Но если вспомнить, что американский фугасный снаряд для 16-дюймовых орудий весил всего 861 кг (практически столько же, сколько английский 381-мм) и то, что заокеанские корабли, бронированные по ярко выраженной схеме «все или ничего», быстро теряли боевую эффективность при разрушении мачт и надстроек с радиолокаторами и другими приборами, то защищенный на большей площади «Вэнгард» в сравнении с ними выглядел совсем неплохо.
Конечно, «Ямато» и «Мусаси» настолько превосходят английский корабль по мощи артиллерии и защите жизненных частей, что в их гипотетическом поединке (в дневное время и при хорошей видимости) «вершине британской техники» пришлось бы туго. Впрочем, это справедливо и для любого другого линейного корабля Второй мировой войны, хотя даже здесь следует еще раз напомнить о сделанном выше замечании относительно формальной и фактической эффективности. В 1945 году уже настолько трудно было отделить пушки и броню от радиолокаторов и автоматических приборов, что говорить о чистой дуэли линкоров можно лишь теоретически. А в качестве «центра устойчивости» комбинированного авианосно-артиллерийского соединения «Вэнгард» мог принести гораздо больше пользы, чем японские «мастодонты».
Существует, наконец, вопрос стоимости, который всегда следует учитывать при оценке любого корабля. Экономика Великобритании не могла позволить себе ничего похожего на серию «айов». Отсюда — вынужденность многих решений, начиная от использования старых башен и кончая нарочитым пренебрежением техническими новинками в области защиты и машинной установки. Общая стоимость последнего британского линкора составила 11,53 млн. фунтов стерлингов (сюда не входит исходная цена четырех 381-мм башен). Много это или мало? Формально почти вдвое больше, чем цена построенного на четверть века раньше линейного крейсера «Худ». Однако с учетом инфляции британской валюты и значительного удорожания оборудования стоимость «Вэнгарда» кажется вполне приемлемой: в сопоставимых ценах она вдвое меньше стоимости «Бисмарка», который явно уступает «англичанину» по электронике и возможностям ПВО. Более того, фактически «Вэнгард» обошелся казне дешевле, чем меньшие по размеру и менее эффективные корабли типа «Кинг Джордж V».
Тот факт, что «Вэнгард» быстро устарел, вовсе не свидетельствует о его недостатках. В послевоенном мире не нашлось места линкорам вообще. А финансовые возможности Великобритании не позволили законсервировать свой последний линкор на манер американских. Если бы имелись деньги, 381-мм орудия более чем полувековой давности вполне могли бы пригодиться, например, в 1982 году при Фолклендах, когда англичанам так не хватало мощной артиллерии для поддержки своих войск.