Rambler's Top100

«Для нужд Дальнего Востока»

 

Последнее десятилетие XIX века озна­меновалось резким изменением морской политики Российской империи. Высокопо­ставленные государственные и военные чиновники наконец-то осознали серьез­ность угрозы, исходящей от лихорадочно готовившейся к войне Японии. В качестве ответной меры в начале 1898 года Нико­лай I! утвердил новую кораблестроитель­ную программу «для нужд Дальнего Вос­тока». Объединенная с ранее принятой программой 1895 года она должна была обеспечить превосходство находящегося на Тихом океане русского флота над япон­ским примерно на 30 процентов. Причем осуществить эту масштабную и дорогос­тоящую акцию предстояло в кратчайшие сроки, для чего значительную часть зака­зов предусматривалось разместить на за­рубежных верфях.

Среди кораблей разных классов, вклю­ченных в программу 1898 года, самыми многочисленными были большие минонос­цы-истребители, которых катастрофически не хватало в дальневосточных водах. Все­го планировалось построить 30 таких ко­раблей, в том числе 20 — в экстренном по­рядке, с вводом в строй в ближайшее вре­мя. Поэтому уже в апреле 1898 года

Морской технический комитет (МТК) пред­ставил в Главное управление кораблестро­ения и снабжения (ГУКиС) так называемую «программу для составления проектов эс­кадренного миноносца», или, выражаясь современным языком, тактико-техническое задание. Любопытно, что новые минонос­цы в документах изначально называли эс­кадренными, хотя официально в Российс­ком флоте этот класс кораблей появился лишь в 1907 году. Очевидно, таким обра­зом подчеркивалось их превосходство над большинством находившихся в строю но­мерных миноносцев, имевших в три-четы­ре раза меньшее водоизмещение.

Основные требования задания МТК за­ключались в следующем. Водоизмещение корабля — 350 т, нормальный запас угля — не менее 17% от этой величины. Скорость в «непрерывном плавании на все время, какое возможно по нормальному запасу топлива и с увеличенным количеством ма­шинной команды за счет других грузов, во избежание чрезмерного утомления» (Здесь и далее при цитировании документов стиль и орфография приводятся без изменений) — не менее 27 узлов. Толщина стальных листов переборок и внутренних палуб выбиралась соразмерно с «давлением столба воды под верхнюю палубу». Особое внимание обра­щалось на подкрепление носовой части корпуса железными кницами «или иным способом», что позволяло наносить таран­ный удар. Непременным считалось и усло­вие «возможного отсутствия дерева во внутренних помещениях». Механическая установка предусматривалась двухвальная, паровые котлы — системы Ярроу или Нор­мана. Вооружение: два 75-мм и пять 47-мм орудий с боезапасом соответственно по 160 и 270 патронов на ствол, а также три минных аппарата и шесть мин Уайтхеда. Правда, «в крайнем случае» допускалось уменьшение вооружения на одно 75-мм орудие и один минный аппарат.

Руководству ГУКиС предстояло решить непростую задачу размещения заказов, что­бы обеспечить высокое качество построй­ки и при этом уложиться в очень жесткие сроки. Первым предложил свои услуги Нев­ский судостроительный и механический завод, изъявив готовность построить десять 350-тонных истребителей и надеясь таким образом поправить свое пошатнувшееся финансовое положение. Однако Морское министерство не питало иллюзий относи­тельно возможностей отечественного судо­строения и для начала запросило у завода чертежи и спецификации миноносцев. В конце концов контракт с Невским заводом заключили, но опасения, увы, подтверди­лись: сроки постройки кораблей (позже из­вестных как тип «Буйный») оказались со­рванными, а качество изготовления меха­низмов — весьма посредственным.

Пока велись переговоры с Невским за­водом, ГУКиС направило техзадание на проектирование миноносцев и ряду зару­бежных фирм, что позволило, как говори­лось в составленном на имя управляющего Морским министерством докладе, «полу­чить последние образцы» различных кораб­лей и «путем их сравнения выработать свой лучший тип». При этом предполагалось за­казать истребители на тех верфях, которые «занимаются их постройкой и сами созда­ют типы с полным успехом в отношении морских качеств». Наиболее привлекатель­ными из подрядчиков выглядели француз­ские фирмы «Норман», «Форж э Шантье» и немецкая «Шихау». Британские заводы всерьез не рассматривались, так как отно­шения России и «владычицы морей» в то время были весьма прохладными. К тому же главные «законодатели мод» в построй­ке дестройеров — английские фирмы «Торникрофт» и «Ярроу» — «под завязку» были загружены японскими заказами.

После ряда совещаний ГУКиС остано­вился на двух вариантах. В первом из них шесть кораблей заказывались французским фирмам (по три на завод), два — немецкой «Шихау» и 12 — Невскому заводу. Во вто­ром планировалось привлечь к постройке миноносцев еще несколько фирм: Луарский завод («Шантье де ла Луар») во Фран­ции (два корабля) и немецкие «Ховальтсверке» и «Германия» (по одному); остав­шиеся истребители распределялись между «Норман» (три единицы), «Форж э Шантье», «Шихау» (по две единицы) и Невским за­водом (девять). И в том и в другом случае общее число эскадренных миноносцев со­ставляло 20 единиц, что вполне отвечало желанию Морского министерства до 1 ян­варя 1904 года выполнить «наибольшую часть заказов по срочному судостроению». Однако ни первый, ни второй вариант осу­ществить в полной мере так и не удалось.

Завод «Ховальтсверке» от участия в кон­курсе отказался, проекты «Германии» и Луарского завода специалисты МТК признали неудовлетворительными. Зато проект фир­мы «Шихау» заслужил полное одобрение.

После согласования ряда вопросов (немцам удалось доказать преимущества собствен­ных котлов перед указанными в техзадании), 5 августа 1898 года уполномоченный фир­мы «Шихау» инженер Р.А.Цизе и начальник ГУКиС вице-адмирал В.П.Верховский под­писали контракт на постройку четырех эс­кадренных миноносцев «с окончательной отделкой и полным изготовлением их к службе». Стоимость каждого корабля, оп­ределенная в 1 200 000 немецких марок, или 472 000 рублей, выплачивалась при до­стижении во время трехчасового пробега скорости не менее 27 узлов. В противном случае завод подвергался штрафу, а при скорости ниже 25 узлов Морское министер­ство имело право вообще отказаться от приемки миноносцев, потребовав возвра­щения платежей с начислением 3,5% го­довых. Это же право сохранялось за ним при четырехмесячном опоздании в сроках готовности кораблей, определенных кон­трактом: для головного — 1 января 1900 года, для трех остальных — через 21 месяц после подписания документов.

Переговоры, начатые с французскими заводами О.Нормана и общества «Форж э Шантье де ла Медитерране» в апреле 1898 года, проходили не столь гладко. Чертежи и спецификации миноносцев поступили в Санкт-Петербург лишь в июне. Отчасти это объяснялось тем, что в ходе согласования статей контракта и даже после его подпи­сания МТК буквально завалил подрядчиков огромным количеством различных, зачастую противоречивых уточнений и дополнений. Потерявший терпение Ожюстин Норман на­стоял на личной встрече с ге­нерал-адмиралом великим князем Алексеем Александ­ровичем и высказал свое не­доумение по этому поводу. Аргументы французского ко­раблестроителя показались генерал-адмиралу убеди­тельными, и тот пообещал навести порядок. Тотчас же последовал приказ, подпи­санный управляющим Мор­ским министерством адми­ралом П.П.Тыртовым, зап­рещавший «делать на миноносцах чего-либо, выхо­дящего из предвиденного контрактом». Следствием столь поспешного решения стало изъятие из договора весьма важных пунктов — на­пример, об испытании пере­борок на водонепроницае­мость «наливанием воды под верхнюю палубу», а также устройство парового отопле­ния, так необходимого при плавании в северных водах. Как бы то ни было, дело сдвинулось с мертвой точки, и в начале ноября русский морской агент (военно-морской атташе) в Париже капитан 2 ранга С.П.Шеин получил, наконец, разре­шение на заключение контрактов. Спустя месяц, 5 декабря бумаги были подписаны. О.Норман обязался построить два минонос­ца по цене 1 520 000 франков за каждый, верфь «Форж э Шантье» — три миноносца по 1 510 000 франков. При этом МТК согла­сился уменьшить на один узел указанную в техзадании скорость.

Совершенно неожиданно удалось раз­местить заказ на постройку одного мино­носца в Великобритании. Инициатором переговоров с английской фирмой «Бра­тья Лэйрд» выступил генерал-адмирал. В условиях жесткой конкуренции эта фир­ма, не имевшая столь громкой известно­сти, как «Торникрофт» или «Ярроу», была явно заинтересована в экспортных зака­зах. Воспользовавшись этим, русское Морское министерство включило в кон­тракт целый ряд весьма выгодных для себя условий. Так, срок постройки кораб­ля исчислялся 13 месяцами со дня под­писания контракта, в то время как у «Шихау» головной миноносец сдавался лишь через 17, а у французских заводов — даже через 20 месяцев. Согласилась фирма и на включение в контракт статьи, касающей­ся штрафных санкций в случае срыва сро­ка готовности корабля «из-за стачек на заводе», на что ни один из других зару­бежных подрядчиков не пошел. 4 сентяб­ря 1898 года представитель фирмы Джон Лэйрд и исполняющий обязанности на­чальника ГУКиС генерал-майор А.Д.Мальцов подписали контракт. Забегая вперед, заметим, что англичане фактически уло­жились в оговоренные сроки, и только по вине русской стороны, вовремя не поста­вившей минное вооружение, сдача мино­носца задержалась на 67 дней.

Таким образом, к концу 1898 года Мор­скому министерству удалось выполнить (правда, с некоторыми изменениями) на­меченную программу размещения заказов на истребители за рубежом. Через два года Российский флот должны были пополнить десять эскадренных миноносцев, соответ­ствующих лучшим мировым стандартам, достигнутым в данной области корабле­строения к тому времени.