«Для нужд Дальнего Востока»
Последнее десятилетие XIX века ознаменовалось резким изменением морской политики Российской империи. Высокопоставленные государственные и военные чиновники наконец-то осознали серьезность угрозы, исходящей от лихорадочно готовившейся к войне Японии. В качестве ответной меры в начале 1898 года Николай I! утвердил новую кораблестроительную программу «для нужд Дальнего Востока». Объединенная с ранее принятой программой 1895 года она должна была обеспечить превосходство находящегося на Тихом океане русского флота над японским примерно на 30 процентов. Причем осуществить эту масштабную и дорогостоящую акцию предстояло в кратчайшие сроки, для чего значительную часть заказов предусматривалось разместить на зарубежных верфях.
Среди кораблей разных классов, включенных в программу 1898 года, самыми многочисленными были большие миноносцы-истребители, которых катастрофически не хватало в дальневосточных водах. Всего планировалось построить 30 таких кораблей, в том числе 20 — в экстренном порядке, с вводом в строй в ближайшее время. Поэтому уже в апреле 1898 года
Морской технический комитет (МТК) представил в Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) так называемую «программу для составления проектов эскадренного миноносца», или, выражаясь современным языком, тактико-техническое задание. Любопытно, что новые миноносцы в документах изначально называли эскадренными, хотя официально в Российском флоте этот класс кораблей появился лишь в 1907 году. Очевидно, таким образом подчеркивалось их превосходство над большинством находившихся в строю номерных миноносцев, имевших в три-четыре раза меньшее водоизмещение.
Основные требования задания МТК заключались в следующем. Водоизмещение корабля — 350 т, нормальный запас угля — не менее 17% от этой величины. Скорость в «непрерывном плавании на все время, какое возможно по нормальному запасу топлива и с увеличенным количеством машинной команды за счет других грузов, во избежание чрезмерного утомления» (Здесь и далее при цитировании документов стиль и орфография приводятся без изменений) — не менее 27 узлов. Толщина стальных листов переборок и внутренних палуб выбиралась соразмерно с «давлением столба воды под верхнюю палубу». Особое внимание обращалось на подкрепление носовой части корпуса железными кницами «или иным способом», что позволяло наносить таранный удар. Непременным считалось и условие «возможного отсутствия дерева во внутренних помещениях». Механическая установка предусматривалась двухвальная, паровые котлы — системы Ярроу или Нормана. Вооружение: два 75-мм и пять 47-мм орудий с боезапасом соответственно по 160 и 270 патронов на ствол, а также три минных аппарата и шесть мин Уайтхеда. Правда, «в крайнем случае» допускалось уменьшение вооружения на одно 75-мм орудие и один минный аппарат.
Руководству ГУКиС предстояло решить непростую задачу размещения заказов, чтобы обеспечить высокое качество постройки и при этом уложиться в очень жесткие сроки. Первым предложил свои услуги Невский судостроительный и механический завод, изъявив готовность построить десять 350-тонных истребителей и надеясь таким образом поправить свое пошатнувшееся финансовое положение. Однако Морское министерство не питало иллюзий относительно возможностей отечественного судостроения и для начала запросило у завода чертежи и спецификации миноносцев. В конце концов контракт с Невским заводом заключили, но опасения, увы, подтвердились: сроки постройки кораблей (позже известных как тип «Буйный») оказались сорванными, а качество изготовления механизмов — весьма посредственным.
Пока велись переговоры с Невским заводом, ГУКиС направило техзадание на проектирование миноносцев и ряду зарубежных фирм, что позволило, как говорилось в составленном на имя управляющего Морским министерством докладе, «получить последние образцы» различных кораблей и «путем их сравнения выработать свой лучший тип». При этом предполагалось заказать истребители на тех верфях, которые «занимаются их постройкой и сами создают типы с полным успехом в отношении морских качеств». Наиболее привлекательными из подрядчиков выглядели французские фирмы «Норман», «Форж э Шантье» и немецкая «Шихау». Британские заводы всерьез не рассматривались, так как отношения России и «владычицы морей» в то время были весьма прохладными. К тому же главные «законодатели мод» в постройке дестройеров — английские фирмы «Торникрофт» и «Ярроу» — «под завязку» были загружены японскими заказами.
После ряда совещаний ГУКиС остановился на двух вариантах. В первом из них шесть кораблей заказывались французским фирмам (по три на завод), два — немецкой «Шихау» и 12 — Невскому заводу. Во втором планировалось привлечь к постройке миноносцев еще несколько фирм: Луарский завод («Шантье де ла Луар») во Франции (два корабля) и немецкие «Ховальтсверке» и «Германия» (по одному); оставшиеся истребители распределялись между «Норман» (три единицы), «Форж э Шантье», «Шихау» (по две единицы) и Невским заводом (девять). И в том и в другом случае общее число эскадренных миноносцев составляло 20 единиц, что вполне отвечало желанию Морского министерства до 1 января 1904 года выполнить «наибольшую часть заказов по срочному судостроению». Однако ни первый, ни второй вариант осуществить в полной мере так и не удалось.
Завод «Ховальтсверке» от участия в конкурсе отказался, проекты «Германии» и Луарского завода специалисты МТК признали неудовлетворительными. Зато проект фирмы «Шихау» заслужил полное одобрение.
После согласования ряда вопросов (немцам удалось доказать преимущества собственных котлов перед указанными в техзадании), 5 августа 1898 года уполномоченный фирмы «Шихау» инженер Р.А.Цизе и начальник ГУКиС вице-адмирал В.П.Верховский подписали контракт на постройку четырех эскадренных миноносцев «с окончательной отделкой и полным изготовлением их к службе». Стоимость каждого корабля, определенная в 1 200 000 немецких марок, или 472 000 рублей, выплачивалась при достижении во время трехчасового пробега скорости не менее 27 узлов. В противном случае завод подвергался штрафу, а при скорости ниже 25 узлов Морское министерство имело право вообще отказаться от приемки миноносцев, потребовав возвращения платежей с начислением 3,5% годовых. Это же право сохранялось за ним при четырехмесячном опоздании в сроках готовности кораблей, определенных контрактом: для головного — 1 января 1900 года, для трех остальных — через 21 месяц после подписания документов.
Переговоры, начатые с французскими заводами О.Нормана и общества «Форж э Шантье де ла Медитерране» в апреле 1898 года, проходили не столь гладко. Чертежи и спецификации миноносцев поступили в Санкт-Петербург лишь в июне. Отчасти это объяснялось тем, что в ходе согласования статей контракта и даже после его подписания МТК буквально завалил подрядчиков огромным количеством различных, зачастую противоречивых уточнений и дополнений. Потерявший терпение Ожюстин Норман настоял на личной встрече с генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем и высказал свое недоумение по этому поводу. Аргументы французского кораблестроителя показались генерал-адмиралу убедительными, и тот пообещал навести порядок. Тотчас же последовал приказ, подписанный управляющим Морским министерством адмиралом П.П.Тыртовым, запрещавший «делать на миноносцах чего-либо, выходящего из предвиденного контрактом». Следствием столь поспешного решения стало изъятие из договора весьма важных пунктов — например, об испытании переборок на водонепроницаемость «наливанием воды под верхнюю палубу», а также устройство парового отопления, так необходимого при плавании в северных водах. Как бы то ни было, дело сдвинулось с мертвой точки, и в начале ноября русский морской агент (военно-морской атташе) в Париже капитан 2 ранга С.П.Шеин получил, наконец, разрешение на заключение контрактов. Спустя месяц, 5 декабря бумаги были подписаны. О.Норман обязался построить два миноносца по цене 1 520 000 франков за каждый, верфь «Форж э Шантье» — три миноносца по 1 510 000 франков. При этом МТК согласился уменьшить на один узел указанную в техзадании скорость.
Совершенно неожиданно удалось разместить заказ на постройку одного миноносца в Великобритании. Инициатором переговоров с английской фирмой «Братья Лэйрд» выступил генерал-адмирал. В условиях жесткой конкуренции эта фирма, не имевшая столь громкой известности, как «Торникрофт» или «Ярроу», была явно заинтересована в экспортных заказах. Воспользовавшись этим, русское Морское министерство включило в контракт целый ряд весьма выгодных для себя условий. Так, срок постройки корабля исчислялся 13 месяцами со дня подписания контракта, в то время как у «Шихау» головной миноносец сдавался лишь через 17, а у французских заводов — даже через 20 месяцев. Согласилась фирма и на включение в контракт статьи, касающейся штрафных санкций в случае срыва срока готовности корабля «из-за стачек на заводе», на что ни один из других зарубежных подрядчиков не пошел. 4 сентября 1898 года представитель фирмы Джон Лэйрд и исполняющий обязанности начальника ГУКиС генерал-майор А.Д.Мальцов подписали контракт. Забегая вперед, заметим, что англичане фактически уложились в оговоренные сроки, и только по вине русской стороны, вовремя не поставившей минное вооружение, сдача миноносца задержалась на 67 дней.
Таким образом, к концу 1898 года Морскому министерству удалось выполнить (правда, с некоторыми изменениями) намеченную программу размещения заказов на истребители за рубежом. Через два года Российский флот должны были пополнить десять эскадренных миноносцев, соответствующих лучшим мировым стандартам, достигнутым в данной области кораблестроения к тому времени.