Постройка и испытания

 

Фирма «Ф.Шихау» для постройки рус­ских миноносцев заложила четыре новых стапеля, одновременно заготавливая ма­териалы для последующей сборки кор­пусов. Однако неблагоприятные погод­ные условия зимы 1898/99 года задер­жали работы по сооружению спусковых фундаментов. Первый миноносец — «Кит» — заложили только 26 февраля, остальные— «Дельфин», «Скат» и «Ка­сатку» — начали строить позже. Однако со временем они обогнали головной, и первым 31 июля на воду был спущен «Дельфин». Эта церемония проходила весьма торжественно; на ней присутство­вал управляющий Морским министер­ством вице-адмирал Тыртов.

Несмотря на определенные трудности подготовительного периода, работы на вер­фи велись четко и быстро. 12 октября со­шел на воду «Скат», 18 ноября — «Кит». Задержка произошла лишь со спуском «Ка­сатки»: из-за сильных морозов он состоял­ся лишь 4 марта 1900 года.

Неудачно выбранный срок испытаний головного корабля (декабрь 1899 года), на что при заключении контракта не обратили внимание ни заказчик, ни завод-строитель, пришлось перенести на весну. 8 мая пер­вой в Пиллау прибыла «Касатка», но из-за неблагоприятных погодных условий ее ис­пытания несколько раз откладывались. 18 мая корабль вышел, наконец, на мерную милю, однако первый пробег оказался не­удачным — один из котлов вышел из строя. После замены части трубок миноносец 28 мая вновь вышел в море и достиг скорости 27,4 узла — на 0,4 узла больше контракт­ной. Сравнив «Касатку» с переделанным под императорскую яхту миноносцем «Слейпнер», присутствовавшие на испыта­ниях германские военно-морские специа­листы признали, что распределение грузов на русском корабле более рациональное, а вибрация корпуса на ходу менее замет­на. Правда, некоторые недостатки, выявив­шиеся при испытаниях, все же заставили отложить прибытие трех остальных мино­носцев: немцы решили осуществить дора­ботки на заводе в Эльбинге, а не возиться с ними в Пиллау, где отсутствовали мало-мальски оборудованные мастерские.

12 июня «Касатка» провела артиллерий­ские и минные стрельбы, для чего в Гер­манию был выслан один комплект воору­жения. После подкрепления орудийных платформ и устранения мелких недостат­ков корабль 2 июля прибыл в Либаву. Пе­реход миноносец проделал под русским военно-морским флагом, но с заводской машинной командой и рулевыми.

Второй миноносец серии — «Скат» — про­шел испытания 15 июня, развив скорость 27,08 узла. 8 июля он также прибыл в Либа­ву. 29 июля здесь же ошвартовался и «Кит», показавший на испытаниях ход в 27,4 узла. Последний из «шихаусской» четверки — «Дельфин» — из-за срыва сроков поставки части оборудования вышел на мерную милю только 19 августа. Скорость его составила 27,25 узла. Через восемь дней он также был передан русскому экипажу в Либаве.

Практически одновременно с корабля­ми германской постройки в состав Россий­ского флота вошел и единственный «анг­личанин». Строительство этого миноносца, получившего имя «Сом», началось на за­воде «Братья Лэйрд» сразу же после под­писания контракта. 15 июня 1899 года его спустили на воду; достройка на плаву продолжалась до января следующего года. На верфи в качестве наблюдающих от Мор­ского министерства находились русские спе­циалисты — лейтенант А.Э.Добровольский (в дальнейшем — командир корабля) и помощ­ник старшего инженер-механика А.В.Петров. Они настолько рьяно взялись контролиро­вать ход работ, что, по словам начальника отдела сооружений ГУКиС генерал-майо­ра Д.Ф.Мертваго, «превзошли себя в охранении русских государственных инте­ресов и в склонении фирмы к самому ши­рокому исполнению ее обязанностей». Принципиальность наблюдающих порой переходила в придирчивость, и дело едва не закончилось возвращением фирмой всех платежей и перепродажей миноносца анг­лийскому Адмиралтейству. Опасаясь «в высшей степени звонкого скандала», рус­ское Морское министерство постаралось смягчить конфликт между своими предста­вителями и Лэйрдами и, судя по всему, перестаралось. В итоге британская фирма получила все деньги сполна (52 000 фн. ст.) и избежала штрафов, хотя ряд пунктов техзадания остался невыполненным. Так, даль­ность плавания истребителя, рассчитанная поданным испытаний в феврале 1900 года, составила всего 1578 миль 15-узловым хо­дом вместо требуемых 3500 миль. Прием­ная комиссия опротестовала и результаты пробега на мерной миле. По правилам ан­глийского Адмиралтейства скорость кораб­ля определялась на прямом курсе по секу­щим створам; в этом случае «Сом» в шес­ти пробегах показал средний результат 27,94 узла. Однако русские специалисты рассчитали среднюю скорость с учетом поворотов с одного галса на другой и по­лучили значение в 26,67 узла — на 0,33 узла ниже, чем полагалось по контракту. После долгого разбирательства Морское мини­стерство пошло на уступки и 18 июля 1900 года приняло корабль в казну. В конце ав­густа «Сом» покинул Биркенхед и, зайдя по пути в Гамбург и Гельсингфорс, 16 сентяб­ря прибыл в Кронштадт.

Если миноносцы программы «для нужд Дальнего Востока», строившиеся в Англии и Германии, вступили в строй уже летом 1900 года, то ситуация с заказом, разме­щенным во Франции, выглядела значитель­но хуже. Постройка истребителей, получи­вших названия «Форель», «Стерлядь» (верфь Нормана), «Осетр», «Кефаль» и «Лосось» (филиал «Форж э Шантье» в Гавре), затя­нулась. Так, завод О.Нормана, приступи­вший к работам еще в июне 1898 года (даже до официального заключения контракта), не уложился в сроки из-за несвоевременной поставки обществом «Форж э Шантье» ни­келевой стали и паровых машин. В резуль­тате на 1 февраля 1900 года готовность «Форели» по корпусу составляла 29,3%, «Стерляди» — 22%. Дальше — больше: сна­чала комиссия МТК забраковала станины паровых машин, затем по судостроитель­ным заводам во Франции прокатилась вол­на забастовок... Все это привело к тому, что в 1900 году сошел на воду лишь один миноносец «Форель» (25 ноября), а спуск остальных перенесли на следующий год. В действительности же корпус последнего корабля серии — «Лосося» — был спущен на воду еще позже, 26 февраля 1902 года.

В ходе постройки выявилась значитель­ная перегрузка миноносцев. В свое время О.Норман заинтриговал МТК тем, что обе­щал выполнить все требования техзадания и при этом уложиться в водоизмещение на 50 т меньше (300 т вместо указанных 350 т). Но реально достигнуть этого не удалось. Чтобы хоть как-нибудь облегчить суда, при­шлось отказаться от установки грот-мачты. Норман предлагал упразднить и тяжелые таранные форштевни, но МТК настоял на их сохранении.

Приемные испытания «Форели», «Стер­ляди» и «Осетра» состоялись в марте 1901 года и в целом прошли успешно. Скорость всех трех миноносцев на два узла превы­сила контрактную и составила 28 узлов.

28 июня миноносцы закончили испыта­ния артиллерии и 15 августа официально начали кампанию. Увы, предполагавшийся переход в Кронштадт пришлось прервать из-за вспыхнувшей стачки. Затем при пе­реходе из одного заводского бассейна в другой «Форель» повредила кронштейн гребного вала, и ее пришлось ввести в док. С этого момента на миноносцы обрушилась целая полоса невзгод. 11 сентября отряд покинул Гавр, но из-за неисправности ма­шин на «Осетре» вынужден был вернуться.

На следующий день корабли снова вышли в море, но опять подвели механизмы «Осетра», пришлось повернуть назад. Че­рез пять дней, после экстренного ремон­та, «Осетр» вышел на испытания. Однако из-за неисправности воздушного насоса так и не удалось ввести в действие носо­вую группу котлов.

Торопясь с отправкой миноносцев на Тихий океан, управляющий Морским мини­стерством приказал отправить в Кронштадт «Форель» и «Стерлядь», а «Осетр» оста­вить в Гавре для выяснения причин непо­ладок. Специально назначенная комиссия вскрыла грубые ошибки, допущенные эки­пажем при эксплуатации машин — подго­товка прибывшей во Францию команды оказалась неудовлетворительной. О.Нор­ман предложил услуги заводских машини­стов и кочегаров, но Морское министерство ответило отказом. А вскоре начались не­поладки и в механизмах «Стерляди»... В конце концов на Балтику решили отправить одну «Форель», а два других миноносца готовить для перехода на Дальний Восток непосредственно в Гавре.

К испытаниям «Кефали» и «Лосося» при­ступили в январе 1902 года; в марте того же года они получили новые названия — «Власт­ный» и «Грозовой». Показав на мерной миле скорость в 28 и 28,4 узла соответствен­но, они 22 июня начали кампанию под Анд­реевским флагом. Несмотря на большое опоздание в сроках готовности (более чем по году каждый), Адмиралтействсовет по­считал, что, поскольку «казна убытков и за­труднений не понесла», а скорость значи­тельно превысила контрактную, штрафных санкций к подрядчику не применять. 17 июля миноносцы покинули Гавр и взяли курс на Кронштадт. По пути кораблям пришлось вне­планово зайти в норвежский порт Христианзанд: на «Грозовом» пережгли трубки чет­вертого котла. До Копенгагена аварийный миноносец вынужден был идти на буксире крейсера «Азия», специально посланного на помощь. Лишь в Балтийском море на «Гро­зовом» удалось поднять пары в двух котлах, и в Кронштадт корабли благополучно при­шли своим ходом.

 

Эскадренные миноносцы программы 1898 года

Название

Завод-строитель

Дата*

 

 

закладки

спуска на воду

вступления в строй

«Кит» («Бдительный»)

 «Дельфин» («Бесстрашный»)

 «Скат» («Беспощадный»)

 «Касатка» («Бесшумный»)

F.Schihau, г.Эльбинг

26.2.1899 1899 1899 1899

18.11.1899 31.6.1899 12.10.1899 4.3.1900

29.7.1900

27.8.1900

30.6.1900

2.7.1900

«Форель» («Внимательный») «Стерлядь» («Выносливый»)

A.Normand, г.Гавр

6.1898 6.1898

25.11.1900 23.2.1901

15.8.1901

15.8.1901

«Осетр» («Внушительный»)

 «Кефаль» («Властный»)

 «Лосось» («Грозовой»)

Forges et Chantiers de la Mediterranee, г.Гавр

1899 1899 1899

10.1.1901 15.11.1901 26.2.1902

15.8.1901

22.6.1902

22.6.1902

«Сом» («Боевой»)

Laird Brothers, г.Биркенхед

10.1898

15.7.1899

18.7.1900

*Все даты приводятся по старому стилю.