Постройка и испытания
Фирма «Ф.Шихау» для постройки русских миноносцев заложила четыре новых стапеля, одновременно заготавливая материалы для последующей сборки корпусов. Однако неблагоприятные погодные условия зимы 1898/99 года задержали работы по сооружению спусковых фундаментов. Первый миноносец — «Кит» — заложили только 26 февраля, остальные— «Дельфин», «Скат» и «Касатку» — начали строить позже. Однако со временем они обогнали головной, и первым 31 июля на воду был спущен «Дельфин». Эта церемония проходила весьма торжественно; на ней присутствовал управляющий Морским министерством вице-адмирал Тыртов.
Несмотря на определенные трудности подготовительного периода, работы на верфи велись четко и быстро. 12 октября сошел на воду «Скат», 18 ноября — «Кит». Задержка произошла лишь со спуском «Касатки»: из-за сильных морозов он состоялся лишь 4 марта 1900 года.
Неудачно выбранный срок испытаний головного корабля (декабрь 1899 года), на что при заключении контракта не обратили внимание ни заказчик, ни завод-строитель, пришлось перенести на весну. 8 мая первой в Пиллау прибыла «Касатка», но из-за неблагоприятных погодных условий ее испытания несколько раз откладывались. 18 мая корабль вышел, наконец, на мерную милю, однако первый пробег оказался неудачным — один из котлов вышел из строя. После замены части трубок миноносец 28 мая вновь вышел в море и достиг скорости 27,4 узла — на 0,4 узла больше контрактной. Сравнив «Касатку» с переделанным под императорскую яхту миноносцем «Слейпнер», присутствовавшие на испытаниях германские военно-морские специалисты признали, что распределение грузов на русском корабле более рациональное, а вибрация корпуса на ходу менее заметна. Правда, некоторые недостатки, выявившиеся при испытаниях, все же заставили отложить прибытие трех остальных миноносцев: немцы решили осуществить доработки на заводе в Эльбинге, а не возиться с ними в Пиллау, где отсутствовали мало-мальски оборудованные мастерские.
12 июня «Касатка» провела артиллерийские и минные стрельбы, для чего в Германию был выслан один комплект вооружения. После подкрепления орудийных платформ и устранения мелких недостатков корабль 2 июля прибыл в Либаву. Переход миноносец проделал под русским военно-морским флагом, но с заводской машинной командой и рулевыми.
Второй миноносец серии — «Скат» — прошел испытания 15 июня, развив скорость 27,08 узла. 8 июля он также прибыл в Либаву. 29 июля здесь же ошвартовался и «Кит», показавший на испытаниях ход в 27,4 узла. Последний из «шихаусской» четверки — «Дельфин» — из-за срыва сроков поставки части оборудования вышел на мерную милю только 19 августа. Скорость его составила 27,25 узла. Через восемь дней он также был передан русскому экипажу в Либаве.
Практически одновременно с кораблями германской постройки в состав Российского флота вошел и единственный «англичанин». Строительство этого миноносца, получившего имя «Сом», началось на заводе «Братья Лэйрд» сразу же после подписания контракта. 15 июня 1899 года его спустили на воду; достройка на плаву продолжалась до января следующего года. На верфи в качестве наблюдающих от Морского министерства находились русские специалисты — лейтенант А.Э.Добровольский (в дальнейшем — командир корабля) и помощник старшего инженер-механика А.В.Петров. Они настолько рьяно взялись контролировать ход работ, что, по словам начальника отдела сооружений ГУКиС генерал-майора Д.Ф.Мертваго, «превзошли себя в охранении русских государственных интересов и в склонении фирмы к самому широкому исполнению ее обязанностей». Принципиальность наблюдающих порой переходила в придирчивость, и дело едва не закончилось возвращением фирмой всех платежей и перепродажей миноносца английскому Адмиралтейству. Опасаясь «в высшей степени звонкого скандала», русское Морское министерство постаралось смягчить конфликт между своими представителями и Лэйрдами и, судя по всему, перестаралось. В итоге британская фирма получила все деньги сполна (52 000 фн. ст.) и избежала штрафов, хотя ряд пунктов техзадания остался невыполненным. Так, дальность плавания истребителя, рассчитанная поданным испытаний в феврале 1900 года, составила всего 1578 миль 15-узловым ходом вместо требуемых 3500 миль. Приемная комиссия опротестовала и результаты пробега на мерной миле. По правилам английского Адмиралтейства скорость корабля определялась на прямом курсе по секущим створам; в этом случае «Сом» в шести пробегах показал средний результат 27,94 узла. Однако русские специалисты рассчитали среднюю скорость с учетом поворотов с одного галса на другой и получили значение в 26,67 узла — на 0,33 узла ниже, чем полагалось по контракту. После долгого разбирательства Морское министерство пошло на уступки и 18 июля 1900 года приняло корабль в казну. В конце августа «Сом» покинул Биркенхед и, зайдя по пути в Гамбург и Гельсингфорс, 16 сентября прибыл в Кронштадт.
Если миноносцы программы «для нужд Дальнего Востока», строившиеся в Англии и Германии, вступили в строй уже летом 1900 года, то ситуация с заказом, размещенным во Франции, выглядела значительно хуже. Постройка истребителей, получивших названия «Форель», «Стерлядь» (верфь Нормана), «Осетр», «Кефаль» и «Лосось» (филиал «Форж э Шантье» в Гавре), затянулась. Так, завод О.Нормана, приступивший к работам еще в июне 1898 года (даже до официального заключения контракта), не уложился в сроки из-за несвоевременной поставки обществом «Форж э Шантье» никелевой стали и паровых машин. В результате на 1 февраля 1900 года готовность «Форели» по корпусу составляла 29,3%, «Стерляди» — 22%. Дальше — больше: сначала комиссия МТК забраковала станины паровых машин, затем по судостроительным заводам во Франции прокатилась волна забастовок... Все это привело к тому, что в 1900 году сошел на воду лишь один миноносец «Форель» (25 ноября), а спуск остальных перенесли на следующий год. В действительности же корпус последнего корабля серии — «Лосося» — был спущен на воду еще позже, 26 февраля 1902 года.
В ходе постройки выявилась значительная перегрузка миноносцев. В свое время О.Норман заинтриговал МТК тем, что обещал выполнить все требования техзадания и при этом уложиться в водоизмещение на 50 т меньше (300 т вместо указанных 350 т). Но реально достигнуть этого не удалось. Чтобы хоть как-нибудь облегчить суда, пришлось отказаться от установки грот-мачты. Норман предлагал упразднить и тяжелые таранные форштевни, но МТК настоял на их сохранении.
Приемные испытания «Форели», «Стерляди» и «Осетра» состоялись в марте 1901 года и в целом прошли успешно. Скорость всех трех миноносцев на два узла превысила контрактную и составила 28 узлов.
28 июня миноносцы закончили испытания артиллерии и 15 августа официально начали кампанию. Увы, предполагавшийся переход в Кронштадт пришлось прервать из-за вспыхнувшей стачки. Затем при переходе из одного заводского бассейна в другой «Форель» повредила кронштейн гребного вала, и ее пришлось ввести в док. С этого момента на миноносцы обрушилась целая полоса невзгод. 11 сентября отряд покинул Гавр, но из-за неисправности машин на «Осетре» вынужден был вернуться.
На следующий день корабли снова вышли в море, но опять подвели механизмы «Осетра», пришлось повернуть назад. Через пять дней, после экстренного ремонта, «Осетр» вышел на испытания. Однако из-за неисправности воздушного насоса так и не удалось ввести в действие носовую группу котлов.
Торопясь с отправкой миноносцев на Тихий океан, управляющий Морским министерством приказал отправить в Кронштадт «Форель» и «Стерлядь», а «Осетр» оставить в Гавре для выяснения причин неполадок. Специально назначенная комиссия вскрыла грубые ошибки, допущенные экипажем при эксплуатации машин — подготовка прибывшей во Францию команды оказалась неудовлетворительной. О.Норман предложил услуги заводских машинистов и кочегаров, но Морское министерство ответило отказом. А вскоре начались неполадки и в механизмах «Стерляди»... В конце концов на Балтику решили отправить одну «Форель», а два других миноносца готовить для перехода на Дальний Восток непосредственно в Гавре.
К испытаниям «Кефали» и «Лосося» приступили в январе 1902 года; в марте того же года они получили новые названия — «Властный» и «Грозовой». Показав на мерной миле скорость в 28 и 28,4 узла соответственно, они 22 июня начали кампанию под Андреевским флагом. Несмотря на большое опоздание в сроках готовности (более чем по году каждый), Адмиралтействсовет посчитал, что, поскольку «казна убытков и затруднений не понесла», а скорость значительно превысила контрактную, штрафных санкций к подрядчику не применять. 17 июля миноносцы покинули Гавр и взяли курс на Кронштадт. По пути кораблям пришлось внепланово зайти в норвежский порт Христианзанд: на «Грозовом» пережгли трубки четвертого котла. До Копенгагена аварийный миноносец вынужден был идти на буксире крейсера «Азия», специально посланного на помощь. Лишь в Балтийском море на «Грозовом» удалось поднять пары в двух котлах, и в Кронштадт корабли благополучно пришли своим ходом.
Эскадренные миноносцы программы 1898 года
Название |
Завод-строитель |
Дата* |
||
закладки |
спуска на воду |
вступления в строй |
||
«Кит» («Бдительный») «Дельфин» («Бесстрашный») «Скат» («Беспощадный») «Касатка» («Бесшумный») |
F.Schihau, г.Эльбинг |
26.2.1899 1899 1899 1899 |
18.11.1899 31.6.1899 12.10.1899 4.3.1900 |
29.7.1900 27.8.1900 30.6.1900 2.7.1900 |
«Форель» («Внимательный») «Стерлядь» («Выносливый») |
A.Normand, г.Гавр |
6.1898 6.1898 |
25.11.1900 23.2.1901 |
15.8.1901 15.8.1901 |
«Осетр» («Внушительный») «Кефаль» («Властный») «Лосось» («Грозовой») |
Forges et Chantiers de la Mediterranee, г.Гавр |
1899 1899 1899 |
10.1.1901 15.11.1901 26.2.1902 |
15.8.1901 22.6.1902 22.6.1902 |
«Сом» («Боевой») |
Laird Brothers, г.Биркенхед |
10.1898 |
15.7.1899 |
18.7.1900 |
*Все даты приводятся по старому стилю.