«Боксерский» трофей

 

Летом 1900 года Российский Император­ский флот неожиданно пополнился еще од­ним, причем весьма незаурядным кораб­лем—«Таку», переименованным вскоре в «Лейтенант Бураков». Случайный «подарок» оказался как нельзя кстати: вопреки пла­нам Морского министерства, именно он стал первым русским истребителем на Дальнем Востоке.

Предыстория появления этого «внепла­нового» миноносца такова. В 1897 году пра­вительство Китая, взяв курс на возрожде­ние своего флота, заказало германской фирме «Ф.Шихау» четыре больших мино­носца с очень высокой контрактной скоро­стью — 30 узлов. Немцы, заинтересованные в дальнейшем расширении экспортных за­казов, приложили все усилия, чтобы не только удовлетворить заказчика, но и сде­лать себе шумную рекламу. Они решили во что бы то ни стало побить мировой рекорд скорости, принадлежавший в то время французскому миноносцу «Форбан» (31,03 узла). При проектировании истребителей типа «Хай-Лун» («Морской дракон») инже­неры германской фирмы увеличили отно­шение длины корпуса к ширине, предель­но облегчили конструкцию, предусмотре­ли форсировку котлов. И поставленную задачу выполнили более чем успешно. В выпущенном заводом-строителем буклете говорилось, что на испытаниях, состоя­вшихся летом 1898 года, китайские мино­носцы с запасом угля в 67 т развили ско­рость 33,6 узла. Причем если бы запас угля был уменьшен до 25 т, то, по немецким расчетам, скорость достигла бы 35,2 узла! Конечно, к таким цифрам следует относить­ся осторожно, ибо ясно, что речь идет об одноразовом результате, достигнутом при абсолютно спокойном море и при колос­сальном напряжении сил машинной коман­ды. Тем не менее, факт остается фактом: новый рекорд скорости был установлен (Рекорд продержался всего год: британский дестройер «Кобра», оснащенный уже паровыми турби­нами, в 1899 году на мерной миле развил скорость 35,85 узла).

Официально миноносцы «Хай-Лун» и «Хай-Цзин» были переданы Китаю в июле — августе 1898 года, «Хай-Си» несколько поз­же, а последний в серии, «Хай-Хуа» — в 1899 году. На Дальний Восток они шли сво­им ходом; вся четверка собралась вместе только в 1900 году. А вскоре после их при­бытия в Китае началось Ихэтуаньское вос­стание, больше известное как «Боксерс­кое». Фактически это была настоящая вой­на Китая с Западом, так как правительство Поднебесной империи сочувствовало ан­тизападным настроениям восставших и негласно поддерживало их.

4 июня 1900 года объединенная эскадра из английских, русских, немецких, француз­ских и японских кораблей после артилле­рийской дуэли с береговыми батареями высадила десант и овладела фортами кре­пости Таку (Дагу), откуда войска европей­цев двинулись на Пекин. В числе захвачен­ных в Таку трофеев оказались и все четыре миноносца типа «Хай-Лун». Корабли были взяты на абордаж отрядом английских мо­ряков под командованием лейтенанта Род­жера Кийза. Китайские экипажи сопротив­лялись слабо: после того, как в перестрел­ке с англичанами погибли командир миноносца «Хай-Хуа» и несколько матросов, они сдались. Одержав победу, союзники решили поделить вполне современные ко­рабли между собой и всем присвоить одно и то же название— «Таку». В результате «Хай-Лун» достался Англии, «Хай-Хуа» (завод­ской №611) — России, «Хай-Цзин» (завод­ской №608) — Германии и «Хай-Си» — Фран­ции. Правда, по некоторым источникам, на­звания кораблей, отошедших последним двум странам, следует поменять местами. Видимо, при дележе добычи европейцы не смогли правильно прочитать китайские иероглифы, из-за чего в идентификации первоначальных названий этих миноносцев до сих пор существует несколько версий.

Русские моряки получили «Хай-Хуа» (по всей вероятности, это название переводит­ся как «Морской цветок») 7 июня 1900 года. Во время боя корабль получил незначитель­ные повреждения, но их смогли быстро устранить. Миноносец укомплектовали офицерами и матросами с других кораб­лей эскадры; 14 июня он начал кампанию, подняв Андреевский флаг и вымпел, а поз­же перешел в Порт-Артур. До 27 января 1901 года он, как и его систершипы, назы­вался «Таку», но затем получил новое имя «Лейтенант Бураков» — в честь артиллерий­ского офицера канонерской лодки «Коре­ец», погибшего при штурме фортов Таку.

По конструкции трофейный миноносец представлял собой типичный «продукт» фирмы «Шихау» со всеми характерными конструктивными решениями, свойственны­ми этой верфи. Корпус был склепан из оцин­кованной стали и внутри делился на девять водонепроницаемых отсеков. Две верти­кальные трехцилиндровые машины тройно­го расширения пара вращали бронзовые винты диаметром 1,85 м. Пар (рабочее дав­ление 12атм, форсированное — 16атм) вы­рабатывали четыре водотрубных котла си­стемы Торникрофта. Все машины и котлы находились в собственных отделениях. Па­ровая динамо-машина имела мощность всего 4 кВт.

Механизмы корабля были в хорошем состоянии — к счастью, они недолго оста­вались в руках китайских моряков, не об­ладавших должной подготовкой. Уже под русским флагом миноносец мог свободно держать 28-узловый ход в течение 8 часов — есть все основания полагать, что «Лейте­нант Бураков» действительно был самым быстроходным кораблем-участником рус­ско-японской войны.

Правда, полноценным эскадренным ми­ноносцем он так и не стал. Дело в том, что состав его вооружения абсолютно не соот­ветствовал принятым в России стандартам. Оба торпедных аппарата предназначались для стрельбы немецкими 356-мм торпеда­ми Шварцкопфа, которые в нашем флоте на вооружении не состояли; аппараты при­шлось демонтировать. 47-мм коротко­ствольные (в 35 калибров) пушки Гочкиса германского производства также отлича­лись от русских — их гильзы были меньшей длины. Да и располагались пушки крайне неудачно: по три вдоль каждого борта.

Проект перевооружения миноносца был разработан в 1901 году. Предполагалось вместо снятых аппаратов Шварцкопфа установить отечественные «17-футовые», предназначенные для стрельбы 381-мм ми­нами Уайтхеда. Однако эти планы остались невыполненными. Лишь незадолго до нача­ла войны с Японией на «Лейтенанте Буракове» появился один палубный торпедный аппарат, снятый со строившегося минонос­ца «Статный» (для этого в камбузной рубке пришлось вырезать нишу). Артиллерийское вооружение сохранилось неизменным, и для немецких пушек приходилось специально заказывать боеприпасы с укороченными гильзами. Разумеется, такой состав воору­жения мало устраивал моряков, что и пре­допределило дальнейшее использование миноносца преимущественно в роли по­сыльного судна. Уже в ходе войны трофей­ный корабль все-таки перевооружили: в мае 1904 года короткоствольные 47-мм пушки передали на сухопутный фронт, а вместо них установили орудия Гочкиса русского образ­ца (того же калибра). Кроме того, есть дан­ные, что по левому борту была смонтирова­на 75-мм пушка Канэ.