«Боксерский» трофей
Летом 1900 года Российский Императорский флот неожиданно пополнился еще одним, причем весьма незаурядным кораблем—«Таку», переименованным вскоре в «Лейтенант Бураков». Случайный «подарок» оказался как нельзя кстати: вопреки планам Морского министерства, именно он стал первым русским истребителем на Дальнем Востоке.
Предыстория появления этого «внепланового» миноносца такова. В 1897 году правительство Китая, взяв курс на возрождение своего флота, заказало германской фирме «Ф.Шихау» четыре больших миноносца с очень высокой контрактной скоростью — 30 узлов. Немцы, заинтересованные в дальнейшем расширении экспортных заказов, приложили все усилия, чтобы не только удовлетворить заказчика, но и сделать себе шумную рекламу. Они решили во что бы то ни стало побить мировой рекорд скорости, принадлежавший в то время французскому миноносцу «Форбан» (31,03 узла). При проектировании истребителей типа «Хай-Лун» («Морской дракон») инженеры германской фирмы увеличили отношение длины корпуса к ширине, предельно облегчили конструкцию, предусмотрели форсировку котлов. И поставленную задачу выполнили более чем успешно. В выпущенном заводом-строителем буклете говорилось, что на испытаниях, состоявшихся летом 1898 года, китайские миноносцы с запасом угля в 67 т развили скорость 33,6 узла. Причем если бы запас угля был уменьшен до 25 т, то, по немецким расчетам, скорость достигла бы 35,2 узла! Конечно, к таким цифрам следует относиться осторожно, ибо ясно, что речь идет об одноразовом результате, достигнутом при абсолютно спокойном море и при колоссальном напряжении сил машинной команды. Тем не менее, факт остается фактом: новый рекорд скорости был установлен (Рекорд продержался всего год: британский дестройер «Кобра», оснащенный уже паровыми турбинами, в 1899 году на мерной миле развил скорость 35,85 узла).
Официально миноносцы «Хай-Лун» и «Хай-Цзин» были переданы Китаю в июле — августе 1898 года, «Хай-Си» несколько позже, а последний в серии, «Хай-Хуа» — в 1899 году. На Дальний Восток они шли своим ходом; вся четверка собралась вместе только в 1900 году. А вскоре после их прибытия в Китае началось Ихэтуаньское восстание, больше известное как «Боксерское». Фактически это была настоящая война Китая с Западом, так как правительство Поднебесной империи сочувствовало антизападным настроениям восставших и негласно поддерживало их.
4 июня 1900 года объединенная эскадра из английских, русских, немецких, французских и японских кораблей после артиллерийской дуэли с береговыми батареями высадила десант и овладела фортами крепости Таку (Дагу), откуда войска европейцев двинулись на Пекин. В числе захваченных в Таку трофеев оказались и все четыре миноносца типа «Хай-Лун». Корабли были взяты на абордаж отрядом английских моряков под командованием лейтенанта Роджера Кийза. Китайские экипажи сопротивлялись слабо: после того, как в перестрелке с англичанами погибли командир миноносца «Хай-Хуа» и несколько матросов, они сдались. Одержав победу, союзники решили поделить вполне современные корабли между собой и всем присвоить одно и то же название— «Таку». В результате «Хай-Лун» достался Англии, «Хай-Хуа» (заводской №611) — России, «Хай-Цзин» (заводской №608) — Германии и «Хай-Си» — Франции. Правда, по некоторым источникам, названия кораблей, отошедших последним двум странам, следует поменять местами. Видимо, при дележе добычи европейцы не смогли правильно прочитать китайские иероглифы, из-за чего в идентификации первоначальных названий этих миноносцев до сих пор существует несколько версий.
Русские моряки получили «Хай-Хуа» (по всей вероятности, это название переводится как «Морской цветок») 7 июня 1900 года. Во время боя корабль получил незначительные повреждения, но их смогли быстро устранить. Миноносец укомплектовали офицерами и матросами с других кораблей эскадры; 14 июня он начал кампанию, подняв Андреевский флаг и вымпел, а позже перешел в Порт-Артур. До 27 января 1901 года он, как и его систершипы, назывался «Таку», но затем получил новое имя «Лейтенант Бураков» — в честь артиллерийского офицера канонерской лодки «Кореец», погибшего при штурме фортов Таку.
По конструкции трофейный миноносец представлял собой типичный «продукт» фирмы «Шихау» со всеми характерными конструктивными решениями, свойственными этой верфи. Корпус был склепан из оцинкованной стали и внутри делился на девять водонепроницаемых отсеков. Две вертикальные трехцилиндровые машины тройного расширения пара вращали бронзовые винты диаметром 1,85 м. Пар (рабочее давление 12атм, форсированное — 16атм) вырабатывали четыре водотрубных котла системы Торникрофта. Все машины и котлы находились в собственных отделениях. Паровая динамо-машина имела мощность всего 4 кВт.
Механизмы корабля были в хорошем состоянии — к счастью, они недолго оставались в руках китайских моряков, не обладавших должной подготовкой. Уже под русским флагом миноносец мог свободно держать 28-узловый ход в течение 8 часов — есть все основания полагать, что «Лейтенант Бураков» действительно был самым быстроходным кораблем-участником русско-японской войны.
Правда, полноценным эскадренным миноносцем он так и не стал. Дело в том, что состав его вооружения абсолютно не соответствовал принятым в России стандартам. Оба торпедных аппарата предназначались для стрельбы немецкими 356-мм торпедами Шварцкопфа, которые в нашем флоте на вооружении не состояли; аппараты пришлось демонтировать. 47-мм короткоствольные (в 35 калибров) пушки Гочкиса германского производства также отличались от русских — их гильзы были меньшей длины. Да и располагались пушки крайне неудачно: по три вдоль каждого борта.
Проект перевооружения миноносца был разработан в 1901 году. Предполагалось вместо снятых аппаратов Шварцкопфа установить отечественные «17-футовые», предназначенные для стрельбы 381-мм минами Уайтхеда. Однако эти планы остались невыполненными. Лишь незадолго до начала войны с Японией на «Лейтенанте Буракове» появился один палубный торпедный аппарат, снятый со строившегося миноносца «Статный» (для этого в камбузной рубке пришлось вырезать нишу). Артиллерийское вооружение сохранилось неизменным, и для немецких пушек приходилось специально заказывать боеприпасы с укороченными гильзами. Разумеется, такой состав вооружения мало устраивал моряков, что и предопределило дальнейшее использование миноносца преимущественно в роли посыльного судна. Уже в ходе войны трофейный корабль все-таки перевооружили: в мае 1904 года короткоствольные 47-мм пушки передали на сухопутный фронт, а вместо них установили орудия Гочкиса русского образца (того же калибра). Кроме того, есть данные, что по левому борту была смонтирована 75-мм пушка Канэ.