Переход на Дальний Восток
Отправке на Дальний Восток первых построенных по программе 1898 года миноносцев предшествовал скандал, разразившийся в стенах Морского министерства. Осмотрев прибывшие в Кронштадт корабли типа «Кит», комиссия МТК составила длинный перечень дополнительных работ, которые необходимо было осуществить перед дальним походом. Когда документ лег на стол управляющего министерством адмирала П.П.Тыртова, тот пришел в ярость. Не вдаваясь в подробности, он распорядился никаких дополнительных работ не проводить и одновременно обвинил МТК в том, что комитет «утверждал первоначальную спецификацию, а теперь, когда нужно миноносцы уже высылать на службу, находит нужным переменять ее». В результате пришлось ограничиться лишь заменой шлюпок, кроме того, на «Касатку» и «Скат» установили по дополнительному компрессору.
В сентябре 1900 года в Кронштадт прибыл «лэйрдовский» «Сом». Представитель ГУКиС генерал-майор Д.Ф.Мертваго отмечал, что этот корабль «несравненно более готов к дальнейшему плаванию», чем миноносцы немецкой постройки. «На «Соме», — писал он, — не было никаких недоделок, тогда как на «германцах» нужно было употребить тысячи, чтобы двинуть их в океан»...
После проведенных по ускоренной программе испытаний вооружения, командиры всех пяти миноносцев получили приказ следовать на Тихий океан. 12 октября снялись с якоря «Касатка» и «Скат», через семь дней — «Кит», «Дельфин» и «Сом». Для первой группы поход начался неудачно: на «Скате» в одном из котлов деформировался коллектор; кроме того, наблюдались поломки в машинах. Уже в Шербуре (Франция) вторая группа кораблей догнала, а затем и обогнала первую.
Миноносцы «шихаусской» постройки следовали Кильским каналом, а «Сом» с «особым поручением» зашел в Копенгаген и нагнал свой отряд в Куксхафене. Ожидая его, командиры «Кита» и «Дельфина» использовали время стоянки в германских портах для проведения так и не выполненных в Кронштадте работ. В частности, котельные отделения оборудовали душами, по словам командира «Кита» капитана 2 ранга Кевнарнского, «весьма необходимыми для сбережения здоровья кочегаров».
В Северном море «Кит», «Дельфин» и «Сом» попали в 8-балльный шторм. В целом они перенесли его сравнительно легко. Командиры миноносцев немецкой постройки сообщали в рапортах, что их корабли обладают хорошими мореходными качествами, но «боятся встречной волны», сильно зарываясь в нее носом. «Сом», по словам его командира капитана 2 ранга А.К.Гирса, «брал воду по очереди обоими бортами, но быстро выпрямлялся». Размахи бортовой качки этого корабля доходили до 25°, сходные люки пришлось сразу же задраить. Машинные люки некоторое время держали открытыми, но после того, как сорвало с петель крышку одного из них, их также пришлось задраить; открытой держали только входную горловину, поставив здесь дежурного, который закрывал ее «в момент вкатывания волн». Затем вода стала заливать внутренние помещения через вытяжные вентиляторы, которые тоже задраили. На подходе к Шербуру с полубака снесло три из четырех вентиляторных труб, а также погнуло поручни мостика.
Непогода продолжала преследовать русские корабли и дальше. При выходе в Бискайский залив из-за «неправильного волнения» начались перебои во вращении гребных винтов, поэтому «Кит», «Дельфин» и «Сом» повернули назад и укрылись в Бресте, где в течение недели ожидали окончания шторма. Лишь 25 ноября они вышли в море и, зайдя по пути в Ферроль, Лиссабон, Алжир и Палермо, прибыли в греческий порт Пирей, где встретили новый 1901 год.
Стоянка в гостеприимной Греции продолжалась почти месяц. Все миноносцы по очереди прошли докование в военно-морской базе в Саламине, где были перекрашены их подводные части (патентованными покрытиями «Венеция» и «Моравия»). Затем на всех кораблях перебрали машины, выщелочили котлы, завершили начатый еще в Кронштадте монтаж котельных «огнегасителей». По завершении работ миноносцы выкрасили в принятый для заграничного плавания белый цвет (дымовые трубы остались желтыми с черной каймой). Перед уходом из Пирея русские корабли посетила королева Эллинов Ольга, урожденная великая княжна Ольга Константиновна, внучка Николая I.
Дальнейший путь миноносцев пролегал по маршруту Порт-Саид — Аден — Коломбо — Сайгон — Шанхай — Порт-Артур. Наиболее сложным был переход через Индийский океан. Корабли вынуждены были брать на борт запас угля, значительно превышающий расчетный, и тут выяснилось, что места для дополнительной бункеровки на «Соме», несмотря на его самые большие размеры, нет. Большую часть из сверхнормативных 40 т угля погрузили прямо на верхнюю палубу, а еще по 20 т взяли для него «Кит» и «Дельфин». Две утомительные угольные погрузки пришлось провести без захода в порт — одну у о.Сокотра, а вторую — прямо в открытом океане. На переходе в Шанхай «Сом» коснулся отмели и, потеряв две лопасти правого гребного винта, оставшийся путь шел на одной левой машине. Тем не менее, он вместе с «Китом» и «Дельфином» первым достиг пункта назначения. В 2.30 ночи 23 апреля 1901 года отряд из трех миноносцев прибыл на Порт-Артурский рейд и, обменявшись сигналами с дежурным крейсером «Россия», стал на якорь. Через две недели, 6 мая, сюда пришли «Скат» и «Касатка».
Дорога на Дальний Восток для миноносцев французской постройки оказалась более долгой и насыщенной «приключениями». Как мы уже знаем, из первой тройки принятых кораблей на Балтику пришла только одна «Форель». Осмотрев истребитель, комиссия МТК наметила целый ряд работ, но из-за спешки с отправкой корабля на Тихий океан от большинства из них пришлось отказаться — в том числе даже от установки главного компаса. На «Форель» успели поставить лишь опреснитель Круга для выработки котельной воды и еще два таких же погрузили для последующей установки на систершипах в Гавре.
«Форель» под командованием капитана 2 ранга Сухомлина покинула Кронштадт 30 октября 1901 года. И первый же непродолжительный переход в Гавр едва не стал для нее последним! Осенняя Балтика встретила миноносец 9-балльным штормом. Носовая платформа покрылась ледяной коркой, размахи бортовой качки превышали 40°. С трудом кораблю удалось укрыться за островом Гогланд, и тут случилось новое ЧП: самовозгорание пакли. Пожар быстро потушили, но через три дня, когда шторм несколько утих и миноносец вышел в море, из-за оплошности машинной команды, не закрывшей приемный клинкет циркуляционной помпы, трюм правой машины начал заполняться водой... Пришлось спешно вернуться к Гогланду. Только 9 ноября «Форель» добралась до Киля, причем на рейде один из германских миноносцев «обрезал» нос русскому кораблю, вынудив его дать задний ход; при этом был потерян лаг. Но и здесь неприятности не закончились. На переходе в Куксхафен по вине лоцмана «Форель» коснулась мели и сильно помяла руль. Для ремонта пришлось идти в Гамбург, где при постановке в док корпус миноносца получил серьезные повреждения... Наспех исправив основные дефекты, «Форель» 7 декабря достигла, наконец, Гавра и сразу же направилась на верфь Нормана, где ей предстоял более основательный ремонт.
Восстановление искалеченного корабля заняло полтора месяца. Одновременно на нем и на «Стерляди» по настоянию МТК усилили корпус за счет дополнительных накладок из 6-мм стали. Лишь 20 января 1902 года все три миноносца под командованием капитана 2 ранга В.К.Ержиковича (командир «Стерляди») покинули Гавр и взяли курс на Пирей для соединения с отрядом контр-адмирала А.Х.Кригера и подготовки к дальнейшему переходу на Тихий океан. Однако выполнить поставленную задачу не удалось: из-за постоянных поломок на «Форели» миноносцы надолго застряли в Палермо — так, что их догнали построенные почти на год позже «Кефаль» и «Лосось».
Приказом №43 по Морскому ведомству от 9 марта 1902 года все истребители русского флота были переименованы: «Кит» стал «Бдительным», «Дельфин» — «Бесстрашным», «Касатка» — «Бесшумным», «Скат» — «Беспощадным», «Сом» — «Боевым», «Форель» — «Внимательным», «Стерлядь» — «Выносливым», «Осетр» — «Внушительным», «Кефаль» — «Властным» и «Лосось» — «Грозовым». Так в нашем флоте родилась традиция (сохранившаяся, кстати, по сей день) давать эскадренным миноносцам в качестве названий «боевые» имена прилагательные. А освободившиеся наименования рыб и морских животных начали присваивать представителям нового класса кораблей — подводным лодкам.
«Властный» и «Грозовой» покинули Кронштадт 24 сентября 1902 года и взяли курс на Пирей, куда прибыли в ноябре. Затем они перешли в Палермо и присоединились к миноносцам отряда В.К.Ержиковича, стоявшим здесь с марта из-за затянувшегося ремонта на «Внимательном» («Форели»). Теперь все пять истребителей французской постройки собрались вместе. После завершения ремонтных работ миноносцы присоединились к находившемуся на Средиземном море отряду контр-адмирала Э.А.Штакельберга (флаг на броненосце «Ретвизан») и в начале февраля 1903 года прибыли в Суэц. 22 февраля отряд ушел в Коломбо. В Сайгоне миноносцы разделились: «Властный» и «Грозовой» направились в Гонконг, а «Внимательный» и «Внушительный» остались поджидать отставший «Выносливый». Первые два прибыли в Порт-Артур 5 мая, чуть позже пришли и остальные. Таким образом, к лету 1903 года все построенные на иностранных верфях по программе «для нужд Дальнего Востока» миноносцы достигли будущего театра военных действий. Для сравнения отметим, что из десяти заказанных по той же программе 350-тонных миноносцев Невского завода до начала войны с Японией в Порт-Артур успели прийти лишь два, да и те оказались практически небоеспособными.