В боях у Порт-Артура
В составе Тихоокеанской эскадры все миноносцы программы 1898 года — десять иностранной постройки и два отечественной—образовали 1-й отряд эскадренных миноносцев (флагманский корабль— «Боевой»). «Лейтенант Бураков» был передан в качестве флагмана 2-му отряду, состоявшему из меньших по размерам миноносцев типа «Сокол», но затем также переведен в 1-й отряд. В сентябре 1903 года все корабли перекрасили из парадного белого в защитный серо-оливковый цвет. Однако, несмотря на неумолимо приближавшуюся войну, боевая подготовка экипажей русских миноносцев не отличалась интенсивностью. В целях экономии средств большая часть кораблей стояла в порту в так называемом «вооруженном резерве» и в море не выходила. К 1 января 1904 года из 1-го отряда находились в кампании только два миноносца — «Бесстрашный» и «Выносливый»; остальные числились в вооруженном резерве, причем на четырех из них меняли трубки в котлах или делали полную переборку машин. Аналогично обстояло дело и во 2-м отряде миноносцев.
Вечером 26 января, накануне нападения японцев на русскую эскадру, в море «для осмотра 20-мильного района» были посланы миноносцы «Бесстрашный» (командир — капитан 2 ранга Г.В.Циммерман) и «Расторопный» (капитан 2 ранга Н.А.Сакс). В случае обнаружения неизвестных кораблей им предписывалось кратчайшим путем возвращаться на рейд для доклада командующему. Около 10 часов вечера у острова Кеп «Бесстрашный», опасаясь наскочить на рифы, застопорил машины и осветил горизонт прожектором. Наши корабли ничего не заметили, но себя демаскировали. Шедший к Порт-Артуру отряд японских истребителей, обнаружив дозор, уклонился вправо и достиг цели до возвращения русских миноносцев. Итоги внезапной атаки хорошо известны: броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» были торпедированы и надолго вышли из строя. Когда на «Бесстрашном» и «Расторопном» услышали стрельбу, они полным ходом устремились к эскадре и сами едва не попали под обстрел (над мостиком головного корабля пролетело несколько снарядов). Лишь подойдя к броненосцу «Петропавловск», они узнали о совершенном нападении. Но было поздно: японские миноносцы успели уйти. Расследования причин, по которым дозорные миноносцы не выполнили своей задачи, не проводилось, однако командиров обоих кораблей сменили. В частности, в командование «Бесстрашным» 6 февраля вступил лейтенант И.И.Скороходов.
С первых же дней войны миноносцы порт-артурской эскадры включились в активную боевую деятельность. Почти каждую ночь они выходили в дальний дозор и крейсерства для атаки неприятеля, а кроме того, охраняли подступы к внешнему рейду, досматривали подозрительные суда и джонки, ставили мины и занимались тралением, выполняли функции посыльных судов. Наиболее интенсивно использовались миноносцы 1-го отряда (Об интенсивности использования миноносцев можно судить по следующим цифрам: за первый месяц войны (по 27 февраля 1904 года) «Внимательный» выходил в море с различными боевыми заданиями 16 раз, «Грозовой» — 14, «Выносливый» - 13, «Властный» — 11, «Внушительный» и «Бесстрашный» — по 8, «Бдительный», «Беспощадный» и «Лейтенант Бураков» — по 5). Командир отряда капитан 1 ранга Н.А.Матусевич лично выводил его в море, держа брейд-вымпел преимущественно на «Внимательном», реже — на «Властном» и «Выносливом». Однако нашим морякам не везло: обнаружить вражеские корабли чаще всего не удавалось.
Увы, невезение преследовало наш флот в течение всей кампании. В ночь на 29 января «Боевой» столкнулся в гавани с миноносцем «Стерегущий» и получил пробоину в правом борту, в результате чего было затоплено машинное отделение. «Боевой» отбуксировали в Восточный бассейн, но свободного места в сухом доке не оказалось — там находился крейсер «Новик». Миноносец пришлось ремонтировать с помощью специально изготовленного деревянного кессона.
Далеко не в нашу пользу закончилась операция, осуществленная в ночь на 12 февраля. Восемь миноносцев 1-го отряда («Выносливый», «Внимательный», «Грозовой», «Властный», «Внушительный», «Бесстрашный», «Бдительный» и «Лейтенант Бураков»), разделившись на две группы, крейсировали вдоль берегов Квантунского полуострова, пытаясь найти неприятеля. В темноте русские корабли несколько раз натыкались на японские истребители, но кратковременные перестрелки не принесли результатов. С рассветом шесть миноносцев во главе с «Выносливым» под брейд-вымпелом Н.А.Матвеевича вернулись на порт-артурский рейд. Два корабля — «Бесстрашный» и «Внушительный» — задержались с возвращением из бухты Кинчжоу (Цзиньчжоу), восход солнца застал их у юго-западного побережья Квантуна.
Утром 13 февраля у Порт-Артура появился весь японский Соединенный флот. Находившиеся на внешнем рейде крейсера «Баян», «Аскольд» и «Новик», маневрируя под прикрытием береговых батарей, открыли огонь по неприятелю, пытаясь связать его боем и дать возможность отставшим миноносцам проскользнуть к крепости. Достичь этого удалось лишь частично. Когда из-за мыса Ляотешань показались русские истребители, первыми их заметили японские крейсера из 3-го отряда под командованием контр-адмирала С.Дева и немедленно открыли огонь. «Бесстрашный», на котором помимо командира находился командующий 2-м отделением 1 -го отряда миноносцев капитан 2 ранга князь А.А.Ливен, развил полный ход и благополучно проскочил мимо неприятеля на порт-артурский рейд. А вот шедший за ним «Внушительный» немного отстал, и его командир, лейтенант М.С.Подушкин, считая себя отрезанным, приказал повернуть назад. Правда, принимая такое решение, командир обрекал свой корабль на гибель, поскольку оставшийся запас угля не позволял долго находиться в море, а укрыться от неприятеля в какой-либо из бухт представлялось нереальным. Поэтому «Внушительный», достигнув ближайшей бухты, остановился. По одним данным, миноносец был посажен на мель, по другим — оставался на относительно глубоком месте. Вот как говорится о последних минутах корабля в официальной работе исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904— 1905 годов при Морском генеральном штабе (составлено на основе рапорта командира): «Лейтенант Подушкин... приготовился затопить миноносец, чтобы он не достался неприятелю; войдя в Голубиную бухту, «Внушительный» отдал якорь. Вскоре показались японские крейсера и открыли по миноносцу огонь; «Внушительный» отвечал несколькими выстрелами с правого борта, однако один из первых снарядов неприятеля пробил носовое отделение, миноносец накренился на правый борт и получил дифферент на нос; командир приказал прекратить огонь и открыть кингстоны и клапаны затопления. Команда была свезена на берег, причем сняты были замки орудий, секретные книги и карты. Последним съехал командир, увезя кормовой флаг и вымпел».
Несколько иначе выглядит версия гибели миноносца в изложении неприятеля. В труде японского Морского генерального штаба «Описания военных действий на море в 37 — 38 годах Мейдзи» говорится, что после разворота русского миноносца «адмирал Дева, обогнув мыс Ляотешань, пустился за ним в погоню, все время не теряя его из вида, и в 12.30 (время по Токио — Авт.), подойдя ко входу в Голубиную бухту, увидел, что миноносец уже затонул, а команда переправляется на шлюпке на берег. Тогда адмирал Дева, выделив крейсер «Иосино», приказал ему расстрелять и потопить миноносец окончательно, для исполнения чего крейсер «Иосино» подошел вплотную к неприятелю и открыл по нему огонь. Один из снарядов, попав сзади командирской рубки, поднял столб дыма и пламени; попал и другой снаряд, при этом перебиравшаяся на берег команда, побросав шлюпки, бросилась вплавь в воду в большом смятении. Так как три попавших в цель снаряда не изменили положения миноносца и было видно, что он, погрузившись на мели, совсем потерял боевую силу, то в 1.17 крейсер прекратил огонь и вернулся к своему отряду... Этот жалким образом окончивший свое существование миноносец оказался «Внушительным». По слухам, он был взорван на другой день самим неприятелем».
Сопоставляя обе версии, приходится с сожалением признать, что японская выглядит более правдоподобной. О том, что «Внушительный» был оставлен экипажем еще до подхода вражеских крейсеров, косвенно свидетельствует целый ряд фактов — например, то, что среди экипажа миноносца не было ни убитых, ни раненых. И информация о том, будто «Внушительный» вел бой с японскими крейсерами, вызывает сомнение.
Как только отряд контр-адмирала Дева ушел в сторону Ляотешаня, экипаж «Внушительного» во главе с командиром вернулся на свой изувеченный корабль, закрыл кингстоны и приступил к тушению пожара на верхней палубе. Под пробоины подвели пластырь, однако все водоотливные средства оказались вышедшими из строя. С наступлением темноты спасательные работы пришлось прекратить, и команда вновь перебралась на берег. К утру миноносец погрузился в воду по верхнюю палубу; еще через день над водой возвышались лишь трубы, мачта и носовая надстройка. Тем не менее, попытки поднять «Внушительный», инициатором которых был командир корабля, предпринимались еще несколько раз в течение трех последующих месяцев, и лишь после падения Кинчжоу командующий эскадрой адмирал В.К.Витгефт приказал спасательные работы прекратить. Реально с погибшего миноносца силами команды удалось снять лишь две 47-мм пушки.
Одной из самых ярких страниц в истории морской обороны Порт-Артура можно считать ночной бой миноносцев, произошедший 26 февраля у мыса Ляотешань. Около 1.00 на горизонте были замечены какие-то огни, и командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров приказал начальнику 1-го отряда миноносцев немедленно выйти в море, так как опасался, что неприятель может перехватить ушедшие вечером в дозор миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» (К сожалению, опасения адмирала оказались не напрасными: при возвращении русским миноносцам пришлось принять неравный бой, в ходе которого «Стерегущий» погиб. Предшествовавший этому бой у Ляотешаня не смог предотвратить перехвата дозорных «соколов», поскольку в ту ночь у Порт-Артура дежурили два отряда японских истребителей). Четыре корабля 1-го отряда — «Выносливый» (командир-лейтенант П.А. Рихтер), «Властный» (лейтенант В.А.Карцов), «Внимательный» (лейтенант И.В.Стеценко) и «Бесстрашный» (лейтенант И.И. Скороходов) в начале четвертого часа ночи вышли из гавани. Возглавлял отряд капитан 1 ранга Н.А.Матусевич, поднявший свой брейд-вымпел на «Выносливом».
Вскоре впереди по курсу были обнаружены огни, двигавшиеся курсом на север, в сторону берега. Пользуясь тем, что его корабли находились в тени горного массива Ляотешань, Матусевич пошел навстречу и вскоре убедился, что перед ним — четыре вражеских истребителя. Оставаясь незамеченным, русский отряд приблизился к неприятелю на расстояние 8 кбт, и в 3.30 «Выносливый», а за ним и остальные миноносцы открыли огонь.
Для японского отряда (им командовал капитан 1 ранга С.Асай), состоявшего из эскадренных миноносцев «Сиракумо» «Асасиво», «Касуми» и «Акацуки», атака оказалась полной неожиданностью. Но после минутного замешательства японцы открыли ответный огонь и дали полный ход. Разгорелась жаркая схватка. Дистанция боя была минимальной, но темная ночь скрывала цели, а вспышки выстрелов ослепляли как неприятельских, так и своих комендоров. В самом пекле оказались бросившиеся на врага «Выносливый» и «Властный». Особенно тяжело пришлось первому. На нем сосредоточили огонь «Касуми» и «Асасиво»; один из японских снарядов попал в машинное отделение, и «Выносливый» на некоторое время лишился хода. Воспользовавшись его бедственным положением, японские корабли окружили миноносец с трех сторон и почти в упор осыпали его снарядами. «Выносливый» яростно отстреливался. Хотя его огонь наносил врагу ощутимый урон, силы были неравными, и русский миноносец находился на волосок от гибели. В кормовой части вспыхнул пожар. Снарядом, попавшим примерно в 3.45 в боевую рубку, был ранен начальник отряда Н.А.Матусевич. Взрыв другого снаряда сразил управлявшего огнем кормовых орудий мичмана А.Н.Заева (Несмотря на тяжелое ранение — один осколок выбил ему глаз и раздробил глазницу, другой попал в правую руку — А.Н.Заев остался на службе во флоте; во время Первой мировой войны он командовал черноморским дивизионом гидрокрейсеров и эсминцем «Быстрый». В 1920 году, при Врангеле, стал контр-адмиралом. Умер в 1966 году в Нью-Йорке). Из машинного отделения вырывался горячий пар: взрывом были перебиты трубы отработанного пара обеих машин.
На помощь товарищам пришел миноносец «Властный». После ожесточенной перестрелки лейтенант В.А. Карцев приблизился к неприятелю вплотную и решил таранить находившийся впереди «Асасиво». Японцы разгадали маневр, командир «Асасиво» застопорил машины, рассчитывая пропустить «Властный» и самому нанести таранный удар. Карцев резко отвернул и затем выпустил в противника две торпеды. В суматохе боя нашим морякам показалось, будто торпеды попали в цель и вражеский миноносец затонул. Увы, скорее всего, за взрыв торпед были приняты выстрелы противника или попадания наших снарядов... Поединок «Властного» и «Асасиво» продолжался не более полутора минут, после чего противники потеряли друг друга в кромешной тьме.
Но бой на этом не закончился. Несколько минут спустя к «Властному» приблизился «Касуми» и осветил его прожектором. Вновь вспыхнула яростная артиллерийская дуэль. Не выдержав русского огня, японец погасил огни и резко изменил курс.
Шедшие концевыми «Внимательный» и «Бесстрашный» открыли огонь в 3.45, избрав своей целью замыкающий миноносец «Акацуки». Стрельба наших кораблей оказалась очень эффективной: русские снаряды повредили машину японского истребителя и перебили главную паровую магистраль. Окутанный клубами пара, «Акацуки» потерял ход. Его командир лейтенант Н.Суецуги запросил помощи. На его счастье, рядом оказался «Касуми». После перестрелки противники разошлись и растворились в темноте.
В ходе боя «Выносливый» получил семь надводных и одну подводную пробоину (в районе кают-компании). В борьбе за живучесть корабля отличились лейтенант М.Давыдов (благодаря ему был быстро потушен пожар, а под подводную пробоину подведен пластырь) и инженер-механик П.Д.Блинов. Последний, с обваренными паром руками, лично наложил бинты на перебитые трубы, и уже через 15 минут после попадания снаряда в машинное отделение «Выносливый» смог дать ход. Потери в экипаже миноносца — один убитый (машинист 2 статьи Посолодин) и 14 раненых (включая начальника 1-го отряда миноносцев капитана 1 ранга Матвеевича).
На «Властном» погибли двое матросов (машинный квартирмейстер Потехин и командор Обидин), мичман Александров и шесть нижних чинов получили ранения. Наибольшие повреждения на этом корабле причинил 76-мм снаряд с миноносца «Асасиво», взорвавшийся в носовом кубрике. Он повредил паропровод рулевой машины (из-за чего пришлось перейти на ручное управление с кормового поста) и нарушил подачу боеприпасов из носового погреба. Что же касается «Выносливого» и «Бесстрашного», то они избежали попаданий и никаких потерь в личном составе не понесли.
Общий итог боя выглядел так: русские потеряли трех человек убитыми и 21 ранеными, японцы — соответственно семь и десять. По японским официальным данным (кстати, зачастую заниженным), в «Асасиво» попало 8 русских снарядов, в «Касуми» — более 10. Если учесть, что вес артиллерийского залпа у каждого из участвовавших в сражении японских истребителей был примерно вдвое больше, чем у русского, то результаты, которых добились наши моряки, заслуживают всяческих похвал. Но еще важнее другое: впервые после начала войны корабли под Андреевским флагом, будучи слабее своих противников, не уклонились от боя, а смело ринулись в атаку и завладели инициативой. Многие связывали это с моральным подъемом, привнесенным на флот новым энергичным командующим адмиралом С.О.Макаровым (Все участники боя получили награды; позже командир миноносца «Властный» лейтенант В.А.Карцов и инженер-механик П.Д.Блинов стали кавалерами ордена Св.Георгия 4-й степени. Начальник отряда Н.А.Матусевич был произведен в контр-адмиралы).
Сразу же после боя потерявшие друг друга в темноте миноносцы 1-го отряда поодиночке подошли к берегу Ляотешаня — здесь, согласно инструкции, находилась точка рандеву. Убедившись, что все корабли на месте, Матусевич приказал командиру «Внимательного» взять на буксир миноносец «Выносливый», наиболее тяжело поврежденный в бою. К сожалению, тут не обошлось без ЧП: выполняя приказание, «Внимательный» не рассчитал циркуляции и столкнулся с «Властным», пропоров тому левый борт в районе машинного отделения. К счастью, дело ограничилось затоплением лишь одного отсека, и «Властный» на одной машине добрался до порт-артурской бухты. Около 7.00 отряд прибыл в базу.
Ровно через месяц после начала войны, 27 февраля, русская эскадра в составе пяти броненосцев, четырех крейсеров, двух минных крейсеров и пяти миноносцев впервые вышла в море для отработки совместного плавания и маневрирования. Хотя пробный поход показал, что экипажам и командирам кораблей явно не хватает опыта и тактических знаний, в целом это было важное событие, сплотившее моряков и поднявшее их боевой дух. Собственно, именно эту цель и преследовал адмирал С.О.Макаров, понимая, что без перелома в настроении офицеров перейти к активным действиям на море не удастся.
В походе участвовали миноносцы «Беспощадный», «Внимательный» и «Грозовой»; последний, правда, из-за неполадок в машинах, досрочно вернулся в Порт-Артур. Макаров отметил «отсутствие походной тренировки» у минного флота, но в целом оценивал перспективы их боевого применения весьма оптимистично. В своем рапорте от 27 февраля адмирал сообщал наместнику на Дальнем востоке Е.И.Алексееву о том, что пора приступать к «постепенному добыванию моря в свои руки».
В течение следующего месяца миноносцы 1-го отряда продолжали активно действовать на дальних и ближних подступах к Порт-Артуру. 28 февраля «Внимательный», крейсер «Баян» и четыре миноносца типа «Сокол» сопровождали минный транспорт «Амур», выставлявший в трех милях от мыса Ляотешань заграждение из 20 мин. В ночь на 9 марта дежурившие в проходе между Тигровым полуостровом и Золотой горой «Грозовой» и «Бдительный» участвовали в отражении атаки японских миноносцев (перестрелка была безрезультатной). Групповые выходы 1-го отряда истребителей в дозор и на разведку (вплоть до островов Эллиот) состоялись 9, 13, 14, 29 и 30 марта. Весьма примечательным оказалось крейсерство к островам Мяотао 13 марта. Миноносцы «Боевой», «Внимательный» и «Грозовой» под брейд-вымпелом капитана 2 ранга Ф.Р.Скорупо (замещавшего находившегося в госпитале Н.А.Матвеевича) вместе с крейсером «Новик» были посланы Макаровым для обследования дальних островов и поиска там неприятельских судов. В 9.05 у острова Тоцзидао они встретили небольшой японский пароход «Ханъйен Мару», тащивший на буксире китайскую джонку. После двух предупредительных выстрелов, сделанных «Внимательным», пароход остановился. На его борту обнаружили много шифрованных телеграмм, одну неисправную мину Уайтхеда (вероятно, подобранную в море или выброшенную на берег). Один из переодетых японцев пытался выдать себя за китайца, но это ему не удалось. После того, как люди были сняты, «Новик» несколькими выстрелами пустил пароход ко дну. Эта же участь постигла и джонку.
Трагические события 31 марта 1904 года — подрыв на мине броненосца «Петропавловск» и гибель командующего флотом адмирала С.О.Макарова — роковым образом сказались на дальнейшем ходе войны. Начавшийся подъем боевого духа на русской эскадре сменился состоянием всеобщей подавленности. Резко снизилась и активность использования миноносцев: в течение апреля они занимались лишь сторожевой службой на внешнем рейде и охраной ведущего в гавань фарватера, не покидая зоны действия береговых батарей. И это несмотря на то, что 22 апреля началась крупномасштабная десантная операция в заливе Энтоа, в ходе которой было задействовано более 80 японских транспортных пароходов — идеальный объект для торпедной атаки! Увы, нерешительность нового командующего — контр-адмирала В.К.Витгефта — привела к тому, что шанс взять реванш был упущен, а Порт-Артур оказался отрезанным от России.
Правда, в ночь на 1 мая минному транспорту «Амур» удалось осуществить минную постановку, ставшую самой успешной операцией русского флота за всю войну. Заграждение, выставленное в 11 милях к югу от входа в порт-артурскую гавань, нанесло японскому флоту очень серьезный урон: на следующий день здесь подорвались и затонули броненосцы «Хацусэ» и «Ясима». В операции принимали участие и миноносцы: «Внимательный» и «Выносливый» эскортировали «Амур» к месту постановки, а четыре корабля типа «Сокол» обеспечивали траление вражеских мин.
Как только с береговых сигнальных постов получили сообщение о подрыве японских кораблей, адмирал В.К.Витгефт приказал немедленно разводить пары на всех имевшихся в составе эскадры миноносцах, чтобы атаковать понесшего потери и деморализованного противника. К 13.00 на внешний рейд вышли оба отряда истребителей—всего 16 кораблей. Первым отрядом командовал его новый начальник капитан 2 ранга Е.П.Елисеев (брейд-вымпел на «Боевом»). Русские миноносцы попытались приблизиться к японской эскадре, но были встречены огнем с крейсеров «Касаги» и «Такасаго» и повернули назад. Японцы погнались за нашими кораблями, обстреливая их осколочными гранатами с большой дистанции, пока в дело не вступили береговые батареи. Противники разошлись, так и не добившись попаданий. Лишь во «Внимательный» и «Бесстрашный» угодило несколько осколков, не нанесших никакого вреда.
В надежде повторить успех контр-адмирал Витгефт отдал приказ командиру минного транспорта «Амур» выставить заграждение в бухте Меланхэ, куда нередко заходили японские корабли. 8 мая миноносцы «Боевой», «Внимательный», «Бесшумный» и «Бесстрашный» вышли на внешний рейд: они должны были протралить фарватер, а затем сопровождать «Амур» к месту постановки заграждения. Но в 10.20, отойдя от выхода из бухты на расстояние чуть больше двух миль, под кормой «Бесшумного» взорвалась японская мина. Корабль сильно встряхнуло; три отделения, включая кормовой кубрик и третью кочегарку, мгновенно оказались затопленными. Левая машина остановилась, «Бесшумный» начал садиться кормой.
Несмотря на тяжелые повреждения миноносца, команда не растерялась и энергично включилась в борьбу за живучесть. Благодаря быстрым и четким действиям командира корабля лейтенанта А.С.Максимова и боцмана Н.Бегичева удалось не допустить затопления четвертой кочегарки, подвести к пробоине пластырь и немедленно ввести в действие водоотливные средства. Обеспечив таким образом положительную плавучесть, командир приказал дать полный ход правой машине (левая по-прежнему не работала). Невероятно, но «Бесшумный» за 15 минут добрался до гавани. И это — на обломке винта с погнутым правым гребным валом и сломанным кронштейном!
В бухте к миноносцу немедленно подошли два буксирных парохода и начали откачивать воду. В течение получаса с «Бесшумного» выгрузили 18 т угля, весь боезапас и сняли кормовую артиллерию. Затем водолазы спасательного общества «Нептун» поставили на пробоинах временные заглушки.
За спасение миноносца, находившегося после подрыва в критическом состоянии, Витгефт премировал команду «годовым окладом жалования», а командиру объявил благодарность в приказе (Командир «Бесшумного» А.С.Максимов дослужился до вице-адмирала, с марта по июнь 1917 года являлся командующим Балтийским флотом, затем — вторым помощником (заместителем) морского министра. После революции остался на службе в Красном флоте, но в 1920-е годы ушел в отставку. Умер в 1951 году).
«Бесшумный» ввели в док 11 мая, ремонт продолжался до 12 июля, причем с перерывами. Так как в доке одновременно ремонтировались и другие миноносцы, «Бесшумный» пришлось трижды выводить в Восточный бассейн и затем ставить обратно. Обследование показало, что его кормовая часть действием взрыва была приподнята, а в районе миделя образовался гофр. Часть ахтерштевня оторвалась, оба кронштейна гребных валов были сломаны. В корме у подзора зияла большая пробоина.
Восстановление «Бесшумного» велось под руководством корабельного инженера П.Ф.Вешкурцева. Нижнюю часть ахтерштевня пришлось изготовить заново; ее приклепали к верхней, использовав две большие накладки. Серьезные трудности вызывали деформация кормы и центровка гребных валов — в более чем скромных по оснащенности порт-артурских мастерских выполнить эти работы было очень непросто. По предложению Вешкурцева, кормовой набор выпрямили с помощью талрепов, домкратов и упоров, предварительно освободив ахтерштевень. Вместо гребных валов натянули проволоку, и под нее подгоняли кронштейны по месту, меняя изгиб их лап. Последнее делали следующим образом: кронштейн в течение нескольких часов разогревали дровами на подвесной жаровне, а затем осторожно гнули домкратами или «мягкими» ударами. Удивительно, но эта вынужденно упрощенная и густо замешанная на импровизации технология обеспечила отличную центровку гребных валов: 19 июля «Бесшумный» вышел в море и показал хорошие ходовые качества.
13 мая миноносцы обоих отрядов сопровождали крейсер «Новик» в походе вдоль восточного побережья Квантуна до бухты Меланхэ, но противника не встретили и вернулись на артурский внешний рейд. В тот же день командиры миноносцев получили новый приказ: обогнуть Квантунский полуостров с запада и осмотреть остров Мурчисон, поскольку существовало предположение, будто там укрываются японские канонерки, нередко появляющиеся в заливе Кинчжоу для артиллерийской поддержки своих войск. Миноносцы перешли в Голубиную бухту, а в 23.00 отправились на задание. В состав 1 -го отряда входили «Внимательный» (брейд-вымпел капитана 2 ранга Е.П. Елисеева), «Выносливый», «Властный» и «Бесстрашный»; в состав 2-го — «Сильный» (брейд-вымпел капитана 2 ранга М.В.Бубнова), «Смелый», «Стройный», «Сердитый», «Сторожевой» и «Решительный» (все миноносцы — типа «Сокол»).
В 1.10 ночи 14 мая миноносцы приблизились к острову Мурчисон. 1-й отряд шел 12-узловым ходом, когда с головного «Внимательного» прямо по курсу увидели буруны. Отданная команда: «Полный назад!» не помогла - корабль налетел на камень и накренился на правый борт. Остальные миноносцы успели остановиться, но головной сидел на мели настолько прочно, что снять его не удалось ни своими силами, ни тросами, поданными на «Властный». Не принесла результатов и разгрузка носовой части с одновременным затоплением отсека в корме. Примерно в 3.00 на горизонте был замечен свет прожектора — начальник 1-го отряда счел, что дальше держать все остальные миноносцы в этом месте становится опасно. Тем более, что под ударами волн крен на правый борту «Внимательного» достиг 40° — шансов спасти корабль становилось все меньше. Поэтому в 3.15 Елисеев отдал приказ оставить судно, но предварительно выбросить из пушек замки, вывести из строя торпеды и «выпустить из котлов воду, не выгребая жар». Убедившись, что его приказ исполнен, капитан 2 ранга Е.П.Елисеев и командир аварийного миноносца лейтенант И.В.Стеценко перешли на «Властный». Поворачивая на обратный курс, Елисеев приказал командиру «Выносливого» лейтенанту А.И.Непенину торпедировать брошенный корабль. После двух выпущенных во «Внимательный» мин Уайтхеда от несчастного судна, по словам офицеров «Выносливого», «не осталось никакого следа». В 8.00 оба отряда миноносцев вернулись в Порт-Артур.
Для расследования причин гибели «Внимательного» адмирал Витгефт назначил следственную комиссию во главе с командиром броненосца «Ретвизан» Э.Н.Щенсновичем. Рассмотрев все обстоятельства дела, она пришла к выводу, что миноносец наскочил на риф, не обозначенный на карте, и что эту аварию следует «приписать несчастной случайности, столь возможной в море». Действия начальника 1 -го отряда капитана 2 ранга Елисеева и командира миноносца лейтенанта Стеценко 2-го в сложившихся условиях признали правильными. Единственная претензия к ним заключалась в том, что среди снятых с «Внимательного» секретных документов не оказалось вахтенного журнала и ряда других важных бумаг, включая свод опознавательных сигналов для переговоров с крепостью. Но после обескураживающего ответа командира корабля («Список секретных документов у меня был неточный, почему и проверить названия секретных документов не могу») акцентировать внимание на недостаче комиссия не стала.
Однако несколько дней спустя выявились новые обстоятельства, заставившие вернуться к делу о гибели миноносца. В бухте Изыкоу русская застава обнаружила китайскую джонку, в которой нашли вещи, явно добытые на русском военном корабле — фонари, матросский бушлат, тент и т.п. По рассказам китайцев, близ одного из островов на камнях стоит брошенный пароход. 27 мая на поиски отправились пятеро солдат-добровольцев. На парусной джонке они добрались до ближайшего острова; при их появлении население разбежалось. Солдаты обошли местные фанзы и обнаружили большое количество продуктов, матросскую и офицерскую форму, электрические лампочки, провода, приемный аппарат радиотелеграфа и даже Андреевский флаг! Сомнений не оставалось: все это имущество снято с «Внимательного», причем, судя по тому, что крупа и мука не были подмочены, миноносец вовсе не затонул. Правда, найти сам корабль ни этой экспедиции, ни отправившейся на следующий день команде во главе с поручиком Ендржиевским не удалось — помешал разыгравшийся шторм.
Узнав об этом, адмирал Витгефт вручил Щенсновичу предписание, в котором содержалось требование следственной комиссии дополнительно ответить на ряд вопросов. В частности, командующий эскадрой спрашивал: «Почему начальник отряда считал появление на горизонте проблесков электрических фонарей опасным для девяти миноносцев, посланных атаковать неприятеля? Почему требовалась такая поспешность для уничтожения миноносца, не приняв каких-либо мер к спасению орудий и других вещей, когда и теперь вещи легко достаются с миноносца? Если была необходимость взорвать миноносец, то почему начальник отряда не удостоверился лично в его уничтожении, а отдал распоряжение выстрелить миной? Почему он выстрел миной по миноносцу, стоящему на камнях, считал достаточным для уничтожения миноносца, зная, что глубина мала?..»
В пространном ответе Е.П.Елисеева, в частности, говорилось, что ему было приказано атаковать японские суда ночью, но уже приближался рассвет, а в светлое время суток атака против вооруженных скорострельной артиллерией кораблей весьма опасна... Увы, выглядело это не очень убедительно. Тем более, как следует из японских источников, замеченный нашими моряками свет прожектора действительно принадлежал отряду под командованием капитана 2 ранга Нисияма в составе старых судов береговой обороны «Цукуба», «Хайен» и канонерок «Акаги» и «Чокай» — то есть именно тем кораблям, которых и должны были атаковать русские миноносцы.
Суть оправданий командира «Выносливого» лейтенанта А.И.Непенина сводилась примерно к следующему - темно было... «Тогда подошел кабельтова на три и произвел второй выстрел из кормового аппарата, — писал он в своем рапорте. — Мина попала в середину миноносца, вслед за очень глухим взрывом показался густой черный столб (белый внизу); в это время кругом меня послышалось несколько голосов: «Ничего от «Внимательного» не осталось». На мой вопрос, обращенный к находившимся на мостике офицерам лейтенанту Быкову 4-му и младшему инженер-механику Титову, видят ли они «Внимательный», оба ответили, что от «Внимательного» ничего не видно; я сам миноносца больше не видел. Дал ход и следовал в Голубиную бухту».
Окончательная судьба «Внимательного» прояснилась позже. Судя по всему, выпущенные в него торпеды взорвались на камнях, не доходя до цели. Следует иметь в виду, что неудачные попытки снять миноносец с камней проводились во время отлива; к утру начался прилив, и корабль всплыл сам. Ветром его отнесло на 10 миль к северу, и он снова сел на мель у мыса Ридж, но уже с креном на левый борт. Здесь его 26 мая обнаружил японский дозорный миноносец № 42. Осмотр показал, что оборудование судна основательно расхищено китайским населением, но повреждения корпуса и главных механизмов невелики. 9 июня на борт «Внимательного» прибыла специальная аварийная партия под командованием капитана 2 ранга Фудзимото и приступила к спасательным работам. Правда, к тому времени удары волн привели днище миноносца в плачевное состояние, обнаружились новые пробоины. Откачать воду из трюмов не удалось, и работы пришлось приостановить до подхода спасательного судна с более мощными водоотливными средствами. В это время начался шторм, «Внимательный» вторично снялся с камней сам и затонул.
В конце концов дело о гибели миноносца замяли, и к ответственности никого решили не привлекать. Тем более, что причастные к этой бесславной истории были далеко не худшими представителями офицерского корпуса. «Пантелеич», как звали порт-артурцы Е.П.Елисеева, среди моряков пользовался заслуженным авторитетом; мичман (впоследствии контр-адмирал) Б.П.Дудоров называл его «всеобщим любимцем» и характеризовал как одного из самых лучших морских офицеров порт-артурской эскадры. Незаурядной личностью являлся и А.И.Непенин. Прибывший из Шанхая с интернированной там канонерской лодки «Манджур», он был назначен на «Выносливый» вместо раненого мичмана А.Н.Заева, а 10 мая стал командиром этого корабля (поход к острову Мурчисон стал его первым плаванием в новой должности). В дальнейшем Непенин получил звание вице-адмирала и командовал Балтийским флотом. В марте 1917-го его убили выстрелом в спину во время беспорядков в Гельсингфорсе.
Во второй половине мая 1904 года обстановка вокруг Порт-Артура значительно обострилась. Падение позиций на Кинчжоуском перешейке привело к быстрому продвижению японских войск в глубь Квантунского полуострова. Началась плотная блокада крепости, в связи с чем у Первой Тихоокеанской эскадры вообще и у миноносцев в частности появились новые задачи.
Прежде всего, требовалось обеспечить связь со ставкой главнокомандующего — наместника Е.И.Алексеева. Для этой цели лучше всего подходил миноносец «Лейтенант Бураков» — по словам адмирала Витгефта, «наиболее ходкий и менее ценный по боевым качествам». 2 июня миноносец под командованием лейтенанта С.С.Долгобородова ушел с секретными бумагами к мысу Тауэр Хилл — местечку в 25 милях южнее Инкоу, с приметной пагодой на вершине горы. Утром 4 июня «Лейтенант Бураков» вернулся в Порт-Артур, доставив телеграммы из ставки. Второй прорыв сквозь японскую блокаду миноносец совершил 10 дней спустя. Вечером 15 июня он скрытно вышел из Голубиной бухты и в 4.00 следующего дня стал на якорь у Тауэр Хилл. Однако высадившиеся на берег офицеры Лепко, Урусов и Гантимуров обнаружили брошенные китайские фанзы и вернулись. Стало ясно, что эта территория уже занята японцами, и «Лейтенант Бураков» отправился непосредственно в Инкоу. В сильном тумане пришлось идти по счислению, и, несмотря на все предосторожности, в устье реки Ляохэ миноносец сел на мель. К счастью, сойти с нее удалось без посторонней помощи, действуя машинами. Но в Инкоу Долгобородову удалось привести корабль только вечером — после того, как на борт поднялся лоцман. Связные были отправлены в ставку, а команда взялась за чистку холодильников (конденсаторов), засорившихся во время интенсивной работы котлов при снятии с мели.
Узнав о прибытии русского миноносца в Инкоу, японцы попытались перехватить его на обратном пути. Но «Буракову» удалось проскочить незамеченным, хотя у острова Айрон расстояние до сигнальных огней поджидавших его японских кораблей не превышало четырех миль. Перед рассветом 20 июня миноносец бросил якорь в Голубиной бухте, откуда офицеры с депешами отправились в Порт Артур по суше. Позже корабль обогнул Ляотешань и вошел в гавань. При доковом обследовании выяснилось, что днище миноносца на протяжении 30 м сильно помято, местами нарушена герметичность стыков и срезаны заклепки. «Буракова» пришлось поставить на ремонт, продолжавшийся 12 дней.
Впоследствии за два успешных прорыва блокады командира корабля лейтенанта С.С.Долгобородова наградили орденом Св. Георгия 4-й степени, а доставлявшего пакеты в ставку лейтенанта В.И.Лепко — орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Другими важными задачами, поставленными перед порт-артурской эскадрой, были артиллерийская поддержка сухопутных войск и борьба с обстреливавшими наши позиции вражескими канонерками. С конца мая миноносцы регулярно выходили в море - в бухты Меланхэ, Сикао, Тункао, Лунвантань и другие. 1 июня миноносцы «Боевой», «Властный», «Выносливый», «Грозовой», «Бесстрашный», «Лейтенант Бураков», «Бурный» и четыре типа «Сокол» в сопровождении крейсера 2 ранга «Новик» вступили в бой с 16 японскими миноносцами, среди которых было 7 больших истребителей. Русские миноносцы 1 -го отряда выпустили по неприятелю 213 75-мм и 152 47-мм снаряда, но, похоже, попаданий не добились. Неэффективной оказалась стрельба и японских кораблей. Хотя некоторые снаряды падали рядом с нашими миноносцами (иногда — буквально в метре от борта), но в большинстве случаев почему-то не взрывались и лишь обдавали наших моряков брызгами.
Другой скоротечный бой произошел в ночь на 10 июня. Отряд из семи миноносцев 1 -го отряда («Боевой» под брейд-вымпелом капитана 2 ранга Е.П.Елисеева, «Властный», «Выносливый», «Бесстрашный», «Лейтенант Бураков», «Бойкий» и «Бурный») патрулировали в бухте Тахэ, когда в 21.35 на расстоянии 3 — 4 кбт из темноты выплыли силуэты японских истребителей. Понимая, что находившиеся на фоне еще светлого неба русские корабли уже обнаружены неприятелем, Елисеев немедленно дал сигнал: «Атаковать», после чего «Боевой» открыл огонь левым бортом. Японцы тотчас же ответили, причем их огонь на этот раз был очень метким. Один из первых 76-мм снарядов попал в машинное отделение головного миноносца, перебив трубы рабочего и отработанного пара и выведя из строя левую машину. Горячий пар заполнил отделение, но находившиеся там люди успели выбежать на палубу, не получив ожогов. Тут в «Боевой» попал второй 76-мм снаряд: он пробил палубу у левого вентилятора носовой кочегарки, погнул вал механического рулевого привода и взорвался в угольной яме. От его осколков получили ранения командующий отрядом Елисеев и лейтенант Смирнов. «Боевой» потерял управление и начал описывать циркуляцию.
Несмотря на ранение начальник отряда (одновременно и командир корабля) Е.П. Елисеев остался на посту. По его приказу миноносец перешел на ручное управление с кормового штурвала и повернул в глубь бухты Тахэ. За ним последовали и остальные. Японские корабли, которых, по подсчетам наших моряков, было не меньше шести, скрылись (По японским данным, бой с нашими кораблями вели не истребители, а две вспомогательные канонерские лодки, возвращавшиеся с минной постановки).
Кроме «Боевого», легко пострадал «Выносливый»: 76-мм снаряд угодил ему в кормовой гальюн, но не взорвался. Убитых на русских кораблях не было; помимо упомянутых офицеров, легкие ранения получили еще два матроса.
Ночь миноносцы провели в бухте Тахэ, где находился также минный крейсер «Гайдамак». На рассвете отряд вернулся в Порт-Артур. «Боевой» шел на буксире у «Властного», так как из-за перебитых паровых труб из его котлов ушла вода. Отправляясь в госпиталь, Елисеев обратился к Витгефту с ходатайством о награждении лейтенанта Смирнова, мичмана Дудорова, младшего инженер-механика Александрова и 17 нижних чинов — без их четких действий японские снаряды могли привести к куда более серьезным последствиям.
Днем того же 10 июня состоялся первый выход в море всей русской эскадры с целью прорыва во Владивосток. Но, встретив у стен крепости флот противника, Витгефт повернул назад. Миноносцы сопровождали эскадру, однако в бой они не вступали. Для них самым опасным моментом было начало операции, когда по шедшим с тралами истребителям открыли огонь японские крейсера. Например, рядом с «Властным» взорвался 203-мм снаряд, повредивший лопасть одного гребного винта.
Продолжительная, но безрезультатная перестрелка произошла между русскими и японскими миноносцами 13 июня. В тот же день истребители 1 -го отряда вели огонь и по береговым целям, причем на «Бдительном» в течение некоторого времени держал флаг командующий эскадрой контр-адмирал В.К.Витгефт. Ночью «Выносливый» и «Бурный» в бухте Тахэ пытались атаковать вражеский миноносец, но им помешал береговой прожектор: направленный на наши корабли, он не только выдал их положение, но и ослепил рулевых — да так, что «Бурный» едва не протаранил своего товарища.
Вообще, до середины июля миноносцы 1 -го отряда использовались очень интенсивно. За период с 20 мая по 14 июля 1904 года «Грозовой» выходил в море, как минимум, 27 раз (не считая сторожевой службы в пределах внешнего рейда), «Бесстрашный» - 26 раз, «Выносливый» — 23, «Властный» - 22, «Бдительный» — 21, «Боевой» — 13. («Бесшумный» И «Беспощадный» в это время в основном находились в ремонте).
Вечером 10 июля в бухту Тахэ на обычное ночное дежурство отправились миноносцы «Лейтенант Бураков» (командир — лейтенант С.С.Долгобородов), «Грозовой» (лейтенант А.А.Бровцын) и «Боевой» (лейтенант барон A.M. Косинский) и в ожидании сигналов с наблюдательных постов стали на якорь. Ночь выдалась темной, горизонт скрывался в тумане.
Японцы, знавшие, что русские миноносцы находятся в бухте практически каждую ночь, решили осуществить давно задуманную «диверсионную» операцию — тем более, что погода благоприятствовала ее проведению. Они направили к месту стоянки нашего отряда два минных катера с броненосцев «Микаса» и «Фудзи», а также две вспомогательные канонерские лодки «Манден Мару» и «Иосидагава Мару» под прикрытием 14-го отряда миноносцев. После захода луны минные катера рассчитывали незаметно пробраться в бухту и атаковать наши корабли торпедами. Находившиеся мористее канлодки и миноносцы должны были отвлечь неприятеля, а в случае обнаружения катеров - идти на сближение и вступить в бой.
Задумка удалась. В 1.37 ночи подкравшийся к русским кораблям катер с «Микасы» под командованием мичмана Эндо выстрелил двумя минами Уайтхеда в миноносец «Лейтенант Бураков». Три минуты спустя с дистанции 400 м выпустил обе торпеды и катер с «Фудзи» под командованием мичмана Яначинумы. Один за другим раздались три мощных взрыва. Сначала столб воды и черного дыма взметнулся у борта «Лейтенанта Буракова», затем — у «Боевого». Последним взрывом подбросило корму «Грозового», но этому кораблю повезло — вероятно, взрыватель торпеды сработал при ударе о грунт. Одновременно открыли огонь и находившиеся в море японские корабли, пытаясь отвлечь внимание от катеров-«диверсантов».
Русские миноносцы оказались в крайне тяжелом положении. На «Боевом» взрыв торпеды произошел по левому борту в районе носовой кочегарки. Котельное отделение мгновенно заполнилось горячим паром, а через огромную пробоину хлынула вода. Шесть находившихся на палубе человек, включая младшего инженер-механика Титова, от сильного сотрясения были сброшены за борт; кочегар Н.Филиппов погиб на своем боевом посту. Миноносец получил значительный крен на правый борт, образовавшийся, по-видимому, из-за того, что уголь из разрушенной взрывом левой угольной ямы высыпался на дно.
Экипажу «Боевого» пришлось действовать на два фронта: бороться за живучесть корабля и вести артиллерийскую дуэль с противником. В считанные минуты удалось спасти оказавшихся в воде людей. Крен уменьшили за счет переноса грузов на левый борт. Правда, подвести пластырь под пробоину не удалось, но это уже не меняло дела: котельное отделение было затоплено почти мгновенно. Когда выяснилось, что переборку между котельным и машинным отделением начало выпучивать, командир приказал идти к берегу, рассчитывая в критической ситуации выброситься на мель. Одновременно комендоры корабля ни на секунду не прекращали стрельбы по неприятелю: всего они выпустили 42 75-мм снаряда (в том числе три — до взрыва торпеды) и 89 - 47-мм.
У «Лейтенанта Буракова» сразу же после взрыва затопило машинное отделение, и корабль лишился хода. Он также вел огонь по врагу, но вскоре сильно осел кормой, и его командир запросил о помощи. «Грозовой» почти не пострадал, отделавшись легкими повреждениями от осколков; кроме того, из его экипажа двое матросов отравились взрывными газами и временно выбыли из строя. Миноносец немедленно включился в перестрелку и даже выпустил в неприятеля торпеду, но вскоре вынужден был подойти к терпящему бедствие «Буракову» и взять того на буксир. Последний корабль пострадал сильнее всех, и его пришлось посадить носом на мель.
Японцы, дождавшись возвращения своих катеров, прекратили огонь и ушли. В условиях плохой видимости ни один из выпущенных обеими сторонами снарядов в цель не попал. Не смогла принять участия в бою и наша береговая батарея № 22: ее прожектор не пробивал туман и не доставал до японских кораблей.
На рассвете в бухту Тахэ на «Бесстрашном» прибыл командующий морской обороной крепости контр-адмирал М.Ф.Лощинский; вместе с ним пришли миноносцы «Бдительный», «Выносливый», «Бурный», «Бойкий» и три портовых катера. Глазам предстала безрадостная картина. «Лейтенант Бураков», посаженный на мель носом, развернуло течением — так, что под его кормой оказалась каменная гряда. Во время отлива севший на две точки опоры ослабленный взрывом корпус не выдержал -корабль переломился пополам. Предотвратить его гибель никто не мог: «Грозовой» при буксировке «Буракова» к берегу зацепил винтами за грунт, погнул оба гребных вала и сам потерял ход. В плачевном состоянии стоял на якоре и «Боевой»; его надломленный корпус «дышал», грозя разломом. Потери в экипажах кораблей — трое погибших (один на «Боевом», два на «Буракове») и 11 раненых.
К 8.00 11 июля «Боевой» и «Грозовой» отбуксировали в Порт-Артур. Спасти «Лейтенанта Буракова» представлялось нереальным, и адмирал Лощинский приказал снимать с него вооружение и ценное имущество. Через неделю, 17 июля, когда берег бухты Тахэ переходил в руки японцев, остов миноносца взорвали, и он превратился в груду металлолома.
Увы, больше не вышел в море и «Боевой». Его повреждения оказались настолько серьезными, что устранить их силами слабо оборудованных мастерских, да к тому же в условиях блокады, оказалось невозможно. До конца осады миноносец простоял в порт-артурской гавани, пока накануне сдачи крепости не был взорван.
Кульминацией морской борьбы вокруг Порт-Артура стало первое и последнее генеральное сражение Первой Тихоокеанской эскадры с японским Соединенным флотом, состоявшееся 28 июля. Хотя непосредственно в бою ни один корабль не был уничтожен, результаты его для нашей эскадры можно считать равносильными разгрому. Прорыв во Владивосток не удался, командующий эскадрой контр-адмирал В.К.Витгефт погиб. Часть русских кораблей «выбыла из игры», разоружившись в нейтральных портах, остальные вернулись в Порт-Артур — но лишь для того, чтобы несколько месяцев спустя бесславно затонуть в гавани под огнем японских осадных батарей...
Русскую эскадру в ее попытке прорыва сопровождал 1-й отряд миноносцев («Выносливый», «Властный», «Грозовой», «Бесшумный», «Беспощадный», «Бесстрашный» и два «350-тонника» Невского завода — «Бойкий» и «Бурный»). Командовал отрядом вышедший из госпиталя капитан 2 ранга Е.П.Елисеев, державший брейд-вымпел на «Выносливом». 2-й отряд, состоявший из миноносцев типа «Сокол», решено было оставить в Порт-Артуре. Также остались в крепости «Бдительный» (из-за неисправности котлов) и тяжело поврежденный «Боевой».
После первой фазы артиллерийского боя командующий эскадрой подозвал «Выносливый» к борту «Цесаревича» и отдал приказ Елисееву с наступлением темноты атаковать неприятельские броненосцы. Однако на его просьбу назвать координаты точки рандеву, где миноносцы после атаки могли встретить эскадру, ничего конкретного штаб флагмана не сообщил. Затем снова началась артиллерийская дуэль главных сил, и «Выносливый» отошел к находившимся на безопасном расстоянии товарищам.
Дальнейший ход событий - гибель Витгефта и потеря управления эскадрой — не позволил Елисееву выполнить приказ командующего. Не зная, куда направляются потерявшие строй корабли, он уже в сумерках попытался приблизиться к броненосцу «Ретвизан», но был принят за неприятеля и обстрелян. Определив по курсу, что основные силы эскадры возвращаются в Порт-Артур, Елисеев направил туда же и «Выносливый». Утром с разрозненными группами кораблей на порт-артурский рейд пришли «Властный» и «Бойкий».
Миноносец «Грозовой» под командованием лейтенанта А.А.Бровцына на протяжении всей ночи шел в кильватер крейсеру «Диана». Утром у него потекли холодильники, и командир «Дианы» капитан 2 ранга А.А.Ливен приказал ему следовать в Киао-Чао (Циндао). В 60 милях от цели «Грозовой» был настигнут японским крейсером, но успел уйти на мелководье. Преследование продолжалось до вечера, после чего противник, боясь сесть на мель, отстал. «Грозовой» взял курс на юг. К тому времени на корабле иссяк запас пресной воды, и Бровцын приказал питать котлы забортной соленой водой. С огромным трудом миноносец добрался до Шанхая, где и был интернирован вместе с прибывшим ранее крейсером «Аскольд».
Миноносцы «Бесшумный» (командир - лейтенант А.С.Максимов), «Бесстрашный» (лейтенант П.Л.Трухачев) и «Беспощадный» (лейтенант Д.С.Михайлов) при разделении эскадры сначала шли вслед за «Аскольдом» и «Новиком», но затем отстали. Дальше «Бесшумный» шел в одиночку, остальные два — вместе. Утром их пытались преследовать японские крейсера, но миноносцам удалось уйти. Особенно повезло «Бесшумному», поскольку едва он оторвался от погони, на нем вышла из строя левая машина. В конце концов все три корабля прибыли в германскую базу Киао-Чао, где и были разоружены до конца войны вместе с флагманским броненосцем «Цесаревич». А вот шедший вслед за ними «Бурный» ночью выскочил на камни у мыса Шантунг и был взорван экипажем.
К сожалению, русские миноносцы в бою 28 июля не выполнили свою задачу. Позже флаг-офицер начальника отряда миноносцев мичман Б.П.Дудоров с горечью говорил об упущенной возможности провести дневную торпедную атаку. «Ведь, даже и оказавшись бесплодной в смысле нанесения прямого урона врагу, она могла бы принести огромную пользу нашей эскадре, вынудив Того к маневрированию, отдалив тем самым сближение главных сил, — писал он. — С наступлением же темноты прорыв к Цусимскому проливу, где могла состояться встреча с отрядом владивостокских крейсеров, становилась значительно возможнее». Однако Дудоров сам же и объясняет причины, из-за которых этого не произошло. В то время во всех военных флотах мира господствовала точка зрения, что дневная минная атака «не только бесплодная, но и безусловно гибельная для атакующих миноносцев». Хотя при более решительных действиях именно миноносцы могли дать нашей эскадре реальный шанс прорваться во Владивосток.
Вернувшиеся в Порт-Артур крупные боевые корабли в море уже практически не выходили. Миноносцам, показавшим себя настоящими «рабочими лошадками флота», работы было предостаточно, но выполнять ее становилось все труднее. Да и силы оставались уже не те. К 1 августа 1904 года в Порт-Артуре находилось всего четыре эскадренных миноносца зарубежной постройки, один из которых — «Боевой» — уже не имел шансов на восстановление. А полгода назад таких миноносцев в составе эскадры было 11...
Серьезно обострилась минная обстановка на подходах к крепости — количество выставленных обеими сторонами мин уже не поддавалось учету. 5 августа все имевшиеся в наличии исправные миноносцы— 8 единиц—во главе с «Выносливым» выходили в Голубиную бухту для встречи прибывшего туда французского парохода «Жорж» с грузом продовольствия. Для миноносцев все обошлось без происшествий, но сопровождавшая их канонерская лодка «Гремящий» подорвалась на мине и затонула. 11 августа для охраны тралящего каравана на внешний рейд отправились миноносцы «Выносливый», «Разящий» и «Расторопный» (последние два — типа «Сокол»). Примерно в 18.00 «Разящий» наткнулся на мину, получил сильные повреждения, но остался на плаву. К нему на помощь поспешил «Выносливый» — он дал полный ход, но на циркуляции тоже коснулся бортом мины... От сильнейшего взрыва корабль разломился пополам. Носовая часть затонула через полминуты, кормовая продержалась на поверхности чуть дольше; она встала вертикально и ушла в воду с вращающимися винтами. Вместе с миноносцем погибли его командир лейтенант П.А.Рихтер 1-й, вахтенный начальник лейтенант А.А.Кашерининов и 10 матросов; еще 11 человек были ранены, но их успели спасти.
29 октября серьезно пострадал «Бдительный». Примерно в 16.00 он шел вдоль берега Тигрового полуострова, возвращаясь из бухты Белый Волк, где пережидал японскую бомбардировку внутренней гавани. На буксире он вел миноносец «Сердитый», у которого не были разведены пары. Внезапно под кормой «Бдительного» взорвалась мина. Два отсека оказались мгновенно затопленными, кормовая часть сильно деформировалась, но переборка между командным и кондукторским кубриками осталась герметичной. Миноносец сохранил плавучесть, его взял на буксир подошедший миноносец «Статный» и привел в гавань. По счастливой случайности, из экипажа «Бдительного» никто не пострадал (По данным работы исторической комиссии при ГМШ. Однако в диссертации Я.И.Кефели (см. список литературы и источников) говорится о четырех раненых на «Бдительном»). Но ремонт искалеченного корабля под огнем осадных орудий и в условиях жесточайшего дефицита материалов оказался невозможным.
Таким образом, до конца осады крепости из миноносцев-«иностранцев» программы 1898 года в строю оставался лишь один «Властный». Правда, по многим причинам — в первую очередь, из-за нехватки угля и износа механизмов - он уже почти не привлекался для выполнения боевых задач.
Накануне сдачи Порт-Артура контр-адмирал Лощинский приказал командирам миноносцев прорвать блокаду и увести все исправные корабли в нейтральные порты. Приказ был выполнен: вечером 19 декабря шесть миноносцев покинули артурскую гавань и взяли курс на юго-восток. Среди них был и «Властный». Проходя мимо бонов, он намотал на винт перлинь, что резко уменьшило и без того невысокую скорость корабля. При попытке повысить число оборотов машин, из труб начинало вырываться пламя — все это не вселяло надежд на успех предприятия. Командир миноносца лейтенант В.А.Карцов решил отделиться от отряда и самостоятельно идти в китайский порт Чифу. К счастью, его кораблю — как, впрочем, и остальным — удалось пройти мимо японских патрулей. «Властный», «Статный», «Сердитый» и «Скорый» разоружились в Чифу, «Бойкий» и «Смелый» - в Киао-Чао. Оставшиеся в Порт-Артуре «Боевой», «Бдительный», «Сильный», «Сторожевой» и «Разящий» в ночь на 20 декабря были взорваны при помощи боевых частей мин Уайтхеда.