От войны до войны
После ратификации мирного договора с Японией интернированные в китайских портах корабли вновь подняли Андреевский флаг. В октябре 1905 года «Бесшумный» в последний раз побывал в Порт-Артуре, куда ходил за возвращенными японцами документами. В начале мая следующего года он вместе с «Беспощадным» и «Бесстрашным» перешел из Киао-Чао во Владивосток. Туда же из Шанхая и Чифу перевели «Грозовой» и «Властный». Все они вошли в состав минной бригады Сибирской флотилии, а в сентябре 1907 года были официально причислены к новому классу кораблей — эскадренным миноносцам (эсминцам).
Их мирная служба не изобиловала яркими страницами. Большую часть времени эсминцы проводили в вооруженном резерве. На всех кораблях установили грот-мачты и высокие стеньги, служившие для растяжки радиоантенн. На «Грозовом» и «Властном» носовую прожекторную площадку переоборудовали под ходовой мостик, а прожектор перенесли в корму. В 1912 — 1913 годах с миноносцев сняли все 47-мм пушки, установив второе 75-мм орудие (в корме) и шесть пулеметов. От хранения запасных торпед отказались, ограничившись теми, что имелись в аппаратах. Согласно циркуляру МТК, корпуса эсминцев, а также «все, что может быть видимо издали», покрасили в «шаро-зеленый» цвет. На испытаниях в 1912 году скорость «Беспощадного» составила 22, а «Бесшумного» — 19,4 узла.
Начало Первой мировой войны застало «Бесшумный» и «Беспощадный» в ремонте. «Бесстрашный» с апреля 1912 года находился в резерве. Из-за отсутствия во Владивостоке нужного количества котельных трубок «Беспощадный» в 1916 году сдали на хранение в порт. В строй он уже больше не вводился, и в мае 1923 года, уже при Советской власти, был отправлен на разделку.
В ходе Первой мировой войны большое значение приобрел новый незамерзающий порт в Кольском заливе — Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Туда начали приходить союзные конвои с необходимыми для России грузами. Однако на этих же коммуникациях активизировались германские подводные лодки, для борьбы с которыми Морской генеральный штаб решил перебросить ряд кораблей с Дальнего Востока. Первыми в состав флотилии Северного Ледовитого океана (СЛО) перечислили «Грозовой» и «Властный». Они покинули Владивосток 27 января 1916 года вместе с транспортом «Ксения». В пути отряд несколько раз конвоировал суда с союзными войсками, в Гибралтаре миноносцы три раза подвергались атакам (к счастью, безуспешным) неизвестных подводных лодок. Переход благополучно завершился 25 июля в Александровске (ныне Полярный).
По прибытии миноносцы сразу же включились в активную боевую деятельность. Главным их противником были германские подводные лодки, в связи с чем русские корабли оснастили новым видом орудия — глубинными бомбами.
24 сентября 1916 года «Властный» под командованием лейтенанта С.А.Бутвиловского совместно с ледокольным пароходом «Вайгач» несли патрульную службу у входа в Кольский залив. Примерно в 13.00 с берегового наблюдательного поста пришла радиограмма, сообщавшая о двух замеченных в море подводных лодках. «Властный» устремился навстречу и настиг неприятеля в районе мыса Сеть-Наволок. В 14.30 на дистанции около 50 кбт были обнаружены две подлодки, шедшие в надводном положении под парусами, - таким образом они экономили топливо. Русский эсминец немедленно открыл огонь из 75-мм пушек. Немецкие субмарины U-43 и U-46 имели значительно более мощное вооружение (на каждой из них стояло по одному 105-мм и одному 88-мм орудию) и приняли вызов, вступив в артиллерийскую дуэль. Но на этот раз удача сопутствовала нашим морякам: первыми цель накрыли комендоры «Властного». Один из снарядов поразил вражескую субмарину, на ней загорелись паруса. Немцы решили не искушать судьбу и спешно погрузились. «Властный» прошел над местом их предполагаемого нахождения и сбросил глубинные бомбы — это было первое применение нового оружия на Северном театре.
Месяц спустя, 20 октября произошел еще один бой, завершившийся для немцев поражением. В тот день миноносец «Грозовой» вместе с посыльным судном «Купава» и тральщиком Т-13 сопровождал шедший из Норвегии конвой. В 12.10 с тральщика заметили подлодку, пытавшуюся в надводном положении обогнать караван, чтобы затем выйти на него в атаку. Командир «Грозового» лейтенант М.М.Коренев приказал «Купаве» и тральщику Т-13 охранять транспорты, а сам дал полный ход и пошел наперерез. Когда дистанция до неприятеля сократилась до 6 кбт, миноносец открыл огонь. И первым же залпом добился попадания! Затем в лодку угодило еще несколько снарядов, после чего раздался сильный взрыв, и субмарина с большим дифферентом на корму ушла в воду. Так погибла большая подводная лодка U-56, вступившая в строй всего четыре месяца назад.
Решение отправить на Север «Бесшумный» и «Бесстрашный» было принято 21 ноября 1916 года. После соответствующей подготовки они вместе с эсминцами «Капитан Юрасовский» и «Лейтенант Сергеев» покинули Владивосток, но прибыли в Кольский залив только 28 августа 1917 года. Став единственными представителями класса эсминцев в составе флотилии СЛО, поскольку «Грозовой» и «Властный» еще в феврале ушли на ремонт в Англию, принять сколь-нибудь заметного участия в боевых действиях этим кораблям не довелось — сказывался начавшийся после Февральской революции развал флота. А в декабре 1917 года в связи с демобилизацией матросов эсминцы встали на прикол в Кольском заливе и фактически оказались брошены.
Выход России из войны и переговоры с Германией о сепаратном мире спровоцировали англичан захватить ремонтировавшиеся на их верфях русские корабли. В ноябре 1917 года на находившихся в Ливерпуле «Грозовом» и «Властном» были подняты британские военно-морские флаги, а экипажи кораблей арестованы.
Во время гражданской войны бывшие порт-артурские миноносцы вновь вернулись к привычной боевой службе. В августе 1918-го «Грозовой» и «Властный» с английскими экипажами перешли в Архангельск, а затем занимались эскортированием транспортов с грузами для белогвардейцев. Вскоре к ним присоединился «Бесшумный»: он был захвачен высадившимися в марте интервентами и в августе — сентябре также нес конвойную службу. Любопытно, что корабль плавал под Андреевским флагом, но с французской командой. Находившийся в неисправном состоянии «Бесстрашный» в море не выходил.
После освобождения Мурманска частями Красной Армии в феврале 1920 года брошенные интервентами миноносцы «Бесшумный» и «Бесстрашный» включили в состав Беломорской военной флотилии, а месяц спустя — в состав Морских сил Северного моря и поставили на ремонт. Однако в июне следующего года их зачислили в резерв и передали в порт на хранение, а в июне 1924-го отправили на слом.
«Властный» и «Грозовой» вместе с флотом интервентов ушли в Англию. Первый из них 14 мая 1921 года англичане вернули Советской России, но окончательно устаревший и сильно изношенный миноносец в строй не вводился и вскоре был продан на металлолом в Германию. Окончательная судьба «Грозового» точно не известна: по одним данным, его разобрали на металл в Англии, по другим — увели в Бизерту и сдали на слом во Франции в 1923 - 1924 годах.