Итоги и оценки

 

Опыт русско-японской войны наглядно по­казал, что миноносец — это универсальный ко­рабль, способный решать самые разнообраз­ные задачи. Причем применять свою артилле­рию ему приходится значительно чаще, чем торпеды. Увы, при встрече наших истребите­лей с японскими несомненное преимущество — даже если не принимать в расчет «человечес­кий фактор», а сравнивать только технику - было на стороне последних. Как мы уже зна­ем, все русские миноносцы программы 1898 года вооружались одной 75-мм и пятью 47-мм пушками, в то время как японские — двумя 76-мм и четырьмя 57-мм. При этом следует иметь в виду, что русский 75-мм снаряд весил 4,9 кг, 47-мм — 1,5 кг; японские же 76-мм — 5,7 кг, 57-мм - 2,7 кг. Так что адмиралы Стра­ны восходящего солнца оказались дальновид­нее, чем их коллеги из Петербурга, столь по­спешно отказавшиеся от своего же требова­ния вооружить миноносцы вторым 75-мм орудием. В результате слабая артиллерия ста­ла самым серьезным недостатком миноносцев программы «для нужд Дальнего Востока».

А вот заказ части кораблей программы за границей полностью себя оправдал. Сравни­вая истребители зарубежных верфей со строи­вшимися на Невском заводе миноносцами типа «Буйный», следует отметить, что последние обладали, пожалуй, лишь двумя техни­ческими достоинствами: у них имелось по две рулевые машины и для их отделки почти не использовалось дерево (Наши судостроители, в отличие от зарубежных, не­укоснительно следовали требованию МТК: «един­ственными деревянными устройствами на минонос­цах должны быть только сиденья в офицерском и командном клозетах...»). В остальном же оте­чественные миноносцы проигрывали «иност­ранцам» - качество изготовления их механиз­мов было ниже, к тому же и сроки построй­ки были более длительными.

В июне 1904 года, уже в разгар войны, рус­ское Морское министерство приняло решение в экстренном порядке заказать у фирмы «Шихау» еще 10 миноносцев типа «Кит» и у фир­мы «Форж э Шантье» — 11 типа «Осетр». Кон­тракты заключались в обстановке строжайшей секретности. Корабли «повторных» серий от­личались от своих предшественников лишь увеличенным до 450 мм калибром торпедных аппаратов и рядом мелких усовершенствова­ний. Однако главная цель —их скорейшее вступление в строй и отправка на Дальний Во­сток до окончания войны - не была достигну­та. Головной миноносец французской построй­ки «Лейтенант Бураков» (названный в честь погибшего у Порт-Артура собрата) прибыл в Россию только в декабре 1905 года, а «шихаусский» «Инженер-механик Зверев» — в апре­ле 1906-го. Из всей серии на Балтике оста­лось 19 кораблей, а два («Капитан Юрасовский» и «Лейтенант Сергеев») в разобранном виде-были доставлены во Владивосток. Увы, проекты шестилетней давности к тому време­ни окончательно устарели, и на фоне уже всту­павших в строй минных крейсеров-«добровольцев» «повторные» истребители выгляде­ли весьма жалко.

Если сравнивать между собой порт-артурские миноносцы зарубежной постройки, то самыми прогрессивными по конструкции следу­ет признать корабли типа «Кит» («Бдитель­ный»). Они обладали лучшей мореходностью, хорошей живучестью за счет большего числа водонепроницаемых отсеков, удобным ходо­вым мостиком и мощным торпедным вооруже­нием. Неудивительно, что родоначальник удач­ного семейства «добровольцев» — минный крейсер «Эмир Бухарский» — по архитектуре представлял собой увеличенный «Кит» с дове­денным до японского «стандарта» составом артиллерии. Собственно говоря, именно с «Кита» началась прямая ветвь эволюции эсмин­ца Российского Императорского флота, завер­шившаяся своего рода «классикой жанра» — знаменитыми «новиками».