Итоги и оценки
Опыт русско-японской войны наглядно показал, что миноносец — это универсальный корабль, способный решать самые разнообразные задачи. Причем применять свою артиллерию ему приходится значительно чаще, чем торпеды. Увы, при встрече наших истребителей с японскими несомненное преимущество — даже если не принимать в расчет «человеческий фактор», а сравнивать только технику - было на стороне последних. Как мы уже знаем, все русские миноносцы программы 1898 года вооружались одной 75-мм и пятью 47-мм пушками, в то время как японские — двумя 76-мм и четырьмя 57-мм. При этом следует иметь в виду, что русский 75-мм снаряд весил 4,9 кг, 47-мм — 1,5 кг; японские же 76-мм — 5,7 кг, 57-мм - 2,7 кг. Так что адмиралы Страны восходящего солнца оказались дальновиднее, чем их коллеги из Петербурга, столь поспешно отказавшиеся от своего же требования вооружить миноносцы вторым 75-мм орудием. В результате слабая артиллерия стала самым серьезным недостатком миноносцев программы «для нужд Дальнего Востока».
А вот заказ части кораблей программы за границей полностью себя оправдал. Сравнивая истребители зарубежных верфей со строившимися на Невском заводе миноносцами типа «Буйный», следует отметить, что последние обладали, пожалуй, лишь двумя техническими достоинствами: у них имелось по две рулевые машины и для их отделки почти не использовалось дерево (Наши судостроители, в отличие от зарубежных, неукоснительно следовали требованию МТК: «единственными деревянными устройствами на миноносцах должны быть только сиденья в офицерском и командном клозетах...»). В остальном же отечественные миноносцы проигрывали «иностранцам» - качество изготовления их механизмов было ниже, к тому же и сроки постройки были более длительными.
В июне 1904 года, уже в разгар войны, русское Морское министерство приняло решение в экстренном порядке заказать у фирмы «Шихау» еще 10 миноносцев типа «Кит» и у фирмы «Форж э Шантье» — 11 типа «Осетр». Контракты заключались в обстановке строжайшей секретности. Корабли «повторных» серий отличались от своих предшественников лишь увеличенным до 450 мм калибром торпедных аппаратов и рядом мелких усовершенствований. Однако главная цель —их скорейшее вступление в строй и отправка на Дальний Восток до окончания войны - не была достигнута. Головной миноносец французской постройки «Лейтенант Бураков» (названный в честь погибшего у Порт-Артура собрата) прибыл в Россию только в декабре 1905 года, а «шихаусский» «Инженер-механик Зверев» — в апреле 1906-го. Из всей серии на Балтике осталось 19 кораблей, а два («Капитан Юрасовский» и «Лейтенант Сергеев») в разобранном виде-были доставлены во Владивосток. Увы, проекты шестилетней давности к тому времени окончательно устарели, и на фоне уже вступавших в строй минных крейсеров-«добровольцев» «повторные» истребители выглядели весьма жалко.
Если сравнивать между собой порт-артурские миноносцы зарубежной постройки, то самыми прогрессивными по конструкции следует признать корабли типа «Кит» («Бдительный»). Они обладали лучшей мореходностью, хорошей живучестью за счет большего числа водонепроницаемых отсеков, удобным ходовым мостиком и мощным торпедным вооружением. Неудивительно, что родоначальник удачного семейства «добровольцев» — минный крейсер «Эмир Бухарский» — по архитектуре представлял собой увеличенный «Кит» с доведенным до японского «стандарта» составом артиллерии. Собственно говоря, именно с «Кита» началась прямая ветвь эволюции эсминца Российского Императорского флота, завершившаяся своего рода «классикой жанра» — знаменитыми «новиками».