Предисловие

 

Начало лета 1915 года выдалось в России тревожным. Десять месяцев вой­ны не только не принесли громких побед, но и стали для русской армии периодом горьких неудач. Упорно сопротивляясь, царская армия отходила по всему фрон­ту. В тылу дела обстояли тоже неважно. Усиливалось брожение в обществе, быс­тро росли цены, в промышленных цент­рах начались перебои с сырьем и топли­вом. И вот на этом фоне произошло со­бытие, всколыхнувшее всю страну и вызвавшее прилив патриотических чувств, гордость и надежду. 9 июня 1915 года со стапеля Балтийского завода в Петрогра­де сошел на воду самый большой в мире военный корабль — сверхдредноут «Изма­ил».

Церемония спуска стального гиганта, несмотря на тяготы войны, была обстав­лена с большой пышностью. У самой кромки воды, рядом с уходящим вверх бортом исполинского корпуса, в белом шатре, увенчанном золотым двуглавым орлом, находился Николай II с августей­шей фамилией, высшие сановники импе­рии, дипломатический корпус, генерали­тет и думские лидеры. «Погода прекрас­ная, церемония столь же внушительная, сколь живописная», —записал в дневни­ке посол союзной Франции М.Палеолог. С самого утра к Балтийскому заводу стя­гивались десятки тысяч петроградцев, за­полнивших все свободное пространство по обоим берегам Невы. И вот в 11.00, после торжественного молебна на борту, под звуки торжественного марша и артил­лерийского салюта, с замершей на палу­бе в парадном строю командой громад­ный корабль «медленно и неудержимо» двинулся навстречу воде. Из-под спусковых полозьев корабля валил густой едкий дым от горящего сала, раздавались ши­пение и треск, доносился глухой гул со­дрогавшегося на стыках спусковых доро­жек многотысячетонного корпуса. Прой­дя мимо царского шатра, корабль раздвинул водную гладь Невы и, медлен­но развернувшись на якорях по течению, величаво закачался на волнах, лишь не­много не дойдя до противоположного бе­рега, где на стапелях Адмиралтейского завода высились корпуса двух его со­братьев-близнецов—«Бородино» и «Наварина». При виде огромного корабля раз­далось тысячеголосое «ура!».

Царь с небольшой свитой из адмира­лов и генерал-адъютантов совершил не­торопливый обход на катере расцвечен­ного флагами исполина, получившего имя «Измаил» — в честь самой блестящей по­беды Суворова.

Через месяц, 18 июля со стапеля Ад­миралтейского завода был спущен одно­типный «Бородино», третий корабль се­рии — «Кинбурн» — покинул стапель 17 ок­тября. Спуск на воду трех мощнейших в мире сверхдредноутов, совпавший с пе­риодом стабилизации сухопутного фрон­та, как бы символизировал незримую связь рождения новых исполинских кораб­лей с концом военных неудач и поворо­том к лучшему.

Подобные чувства легко понять, если принять во внимание хотя бы основные тактико-технические характеристики но­вых русских сверхдредноутов, приведен­ные в спусковых пригласительных биле­тах и в периодической печати. По водо­измещению корабли типа «Измаил» превышали почти в полтора раза все только что вступившие в строй российские линкоры-дредноуты — как балтийские (23 300 т), так и черноморские (22 600 — 23 783 т), существенно превосходя их также и в скорости (на 5 — 7 узлов), и в броневой защите. Но самым значитель­ным отличием стал вес бортового зал­па — 8976 кг против 5652 кг у любого из этих линкоров, то есть почти в 1,6 раза больше. Что же подвигло Российский Императорский флот, всего лишь десять лет назад потерпевший катастрофическое поражение в войне с Японией, к идее со­здания подобного грандиозного корабля?