Предисловие
Начало лета 1915 года выдалось в России тревожным. Десять месяцев войны не только не принесли громких побед, но и стали для русской армии периодом горьких неудач. Упорно сопротивляясь, царская армия отходила по всему фронту. В тылу дела обстояли тоже неважно. Усиливалось брожение в обществе, быстро росли цены, в промышленных центрах начались перебои с сырьем и топливом. И вот на этом фоне произошло событие, всколыхнувшее всю страну и вызвавшее прилив патриотических чувств, гордость и надежду. 9 июня 1915 года со стапеля Балтийского завода в Петрограде сошел на воду самый большой в мире военный корабль — сверхдредноут «Измаил».
Церемония спуска стального гиганта, несмотря на тяготы войны, была обставлена с большой пышностью. У самой кромки воды, рядом с уходящим вверх бортом исполинского корпуса, в белом шатре, увенчанном золотым двуглавым орлом, находился Николай II с августейшей фамилией, высшие сановники империи, дипломатический корпус, генералитет и думские лидеры. «Погода прекрасная, церемония столь же внушительная, сколь живописная», —записал в дневнике посол союзной Франции М.Палеолог. С самого утра к Балтийскому заводу стягивались десятки тысяч петроградцев, заполнивших все свободное пространство по обоим берегам Невы. И вот в 11.00, после торжественного молебна на борту, под звуки торжественного марша и артиллерийского салюта, с замершей на палубе в парадном строю командой громадный корабль «медленно и неудержимо» двинулся навстречу воде. Из-под спусковых полозьев корабля валил густой едкий дым от горящего сала, раздавались шипение и треск, доносился глухой гул содрогавшегося на стыках спусковых дорожек многотысячетонного корпуса. Пройдя мимо царского шатра, корабль раздвинул водную гладь Невы и, медленно развернувшись на якорях по течению, величаво закачался на волнах, лишь немного не дойдя до противоположного берега, где на стапелях Адмиралтейского завода высились корпуса двух его собратьев-близнецов—«Бородино» и «Наварина». При виде огромного корабля раздалось тысячеголосое «ура!».
Царь с небольшой свитой из адмиралов и генерал-адъютантов совершил неторопливый обход на катере расцвеченного флагами исполина, получившего имя «Измаил» — в честь самой блестящей победы Суворова.
Через месяц, 18 июля со стапеля Адмиралтейского завода был спущен однотипный «Бородино», третий корабль серии — «Кинбурн» — покинул стапель 17 октября. Спуск на воду трех мощнейших в мире сверхдредноутов, совпавший с периодом стабилизации сухопутного фронта, как бы символизировал незримую связь рождения новых исполинских кораблей с концом военных неудач и поворотом к лучшему.
Подобные чувства легко понять, если принять во внимание хотя бы основные тактико-технические характеристики новых русских сверхдредноутов, приведенные в спусковых пригласительных билетах и в периодической печати. По водоизмещению корабли типа «Измаил» превышали почти в полтора раза все только что вступившие в строй российские линкоры-дредноуты — как балтийские (23 300 т), так и черноморские (22 600 — 23 783 т), существенно превосходя их также и в скорости (на 5 — 7 узлов), и в броневой защите. Но самым значительным отличием стал вес бортового залпа — 8976 кг против 5652 кг у любого из этих линкоров, то есть почти в 1,6 раза больше. Что же подвигло Российский Императорский флот, всего лишь десять лет назад потерпевший катастрофическое поражение в войне с Японией, к идее создания подобного грандиозного корабля?