ЧЕРНОМОРСКАЯ ПОДСКАЗКА
В августе 1913 года на полигоне Черноморского флота у Тендровской косы проходил тщательно засекреченный эксперимент. Не так давно вступивший в строй линкор-додредноут «Иоанн Златоуст» громил почти в упор своими 12-дюймовыми орудиями большой неуклюжий корабль. В оседающем все ниже с каждым новым взрывом подопытном судне еще можно было узнать старый броненосец «Чесма», когда-то считавшийся гордостью флота, а ныне исключенный из списков «по старости». Что же стало причиной столь «жестокой экзекуции»?
Принятое в 1911 году в русском флоте новое 12" орудие с утяжеленным снарядом (относительный вес 16,6) нуждалось в полномасштабном практическом исследовании всех его качеств. При подготовке опытов возникла идея во время будущего эксперимента параллельно проверить также систему бронирования, примененную на строившихся линкорах типа «Севастополь». Из четырех имевшихся у флота «исключенных судов» — старых броненосцев, сданных «к порту», — было выбрано самое большое— «судно № 4», бывший эскадренный броненосец «Чесма». На нем смонтировали «опытный отсек» — фрагмент поясного бронирования «Севастополя» с соответствующими подкреплениями — и двойной каземат противоминного калибра, а над «опытным отсеком» соорудили боевую рубку дредноута.
Обычно при упоминании этой серии опытов во всех отечественных и зарубежных публикациях акцент делается на испытании бронирования «Севастополя», что не совсем правильно. В действительности исследованию подлежали бронебойный (длина 3,3 клб —1,18м) и особенно удлиненный (5 клб — 1,52 м) фугасный (фактически — фугасно-бронебойный) снаряды образца 1911 г. весом 470,9 кг: их устойчивость в полете, действие разрывного заряда, различных типов взрывателей, бронебойных наконечников и баллистических колпачков.
Эксперимент продемонстрировал полный успех снарядов нового типа («снаряды наши образца 1911 г. показали себя весьма могучими...»), но для нас в данном случае важен эффект, оказанный на систему бронирования «Севастополя». Результаты опытов были восприняты создателями проекта «Измаила» с определенным беспокойством. Прежде всего это относилось к системе его броневой защиты, которая, как выяснилось, имела немалые резервы для совершенствования. (В наименьшей степени это относилось собственно к толщине броневых плит, хотя некоторые горячие головы в Адмиралтействе, толком не дождавшись обстоятельного анализа результатов эксперимента, сразу попытались поднять шум по поводу необходимости утолщения поясных плит чуть ли не в полтора раза).
Вот несколько наиболее показательных цитат из документов, подытоживших многочисленные совещания МГШ и ГУК по результатам опытов. «Принятый у нас способ крепления брони не выдержал испытаний. Цельность корабля нарушалась не столько пробитием брони, сколько расхождением плит и разрушением борта. Последний давал отверстия даже в тех случаях, когда броня оставалась целой... В щели, образовавшиеся вследствие расхождения плит, вода поступала в корабль и он затонул раньше, чем был пробит наружный борт...» (Протокол совместного заседания МГШ и ГУК «По вопросу использования результатов опытной стрельбы по исключенному судну № 4 для броненосных крейсеров типа «Измаил» от 12 ноября 1913 г.). «С точки зрения кораблестроительной опыты эти показали крайнюю необходимость в изменении системы крепления брони, соединив плиты на шпунт и подкрепив ее добавочными стрингерами, и в необходимости предохранить по возможности борт, находящийся за броней, от разрушения, для чего предполагается иметь деревянные подкладки...» (Доклад Николаю II по МГШ от 25 ноября 1913 г.). «Что касается горизонтального бронирования, то опыты показали, что в систему этого бронирования была вложена ошибочная идея. Как распределение толщин палубных прикрытий, так и материал их, оказались неудовлетворительными. Этот вопрос требует немедленной проверки и для его освещения предприняты на Морском Полигоне опыты. Во всяком случае можно сказать утвердительно, что как толщина нижней броневой палубы, так и крыш рубок и башен должна быть увеличена» (там же).
29 октября морской министр И.К.Григорович, находясь с докладом у царя в Ливадии, представил ему соображения МГШ об усовершенствовании бронирования «Измайлов» по результатам опытов с «судном № 4». Суть их сводилась к перераспределению горизонтального бронирования — толщина верхней палубы уменьшалась с 37,5 до 25 мм, средней — увеличивалась до 50 мм («с помощью накладки на нее плит в 30 мм»), усилению подкреплений обеих палуб и усилению защиты головы руля добавочным местным бронированием в 75 мм. Изменению подлежала также система крепления и соединения плит главного пояса. Горизонтальное бронирование срезов 130-мм орудий на средней палубе заменялось отогнутыми плитами верхнего пояса (как на «Императрице Марии»), существенно улучшалась защита носовой боевой рубки (за счет отказа от кормовой рубки), а также усиливался набор за поясной броней.
Одновременно появились и более радикальные предложения. Товарищ министра вице-адмирал М.В.Бубнов отдал распоряжение КБ Балтийского завода составить «переработанный» проект «Измаила». Очень быстро все расчеты были готовы, о чем и уведомили морского министра телеграммой в Крым: «Чертежи корабля на основании опытов «Чесмы» разработаны. Тоннаж 35 250 тонн. Постройка не задержится, т.к. башни и механизмы те же, скорость уменьшится на пол-узла, цена увеличится — около трех миллионов на корабль». Капитально переделанный проект по сути представлял собой совершенно новый корабль. При увеличении нагрузки на 2750 т и соответствующем изменении длины и ширины корабля толщина главного внешнего пояса возросла на 60 мм (с 240 до 300 мм), броня вращающейся части башен — с 300 до 400 мм, а их крыш — со 150 до 250 мм. Барбеты выше верхней палубы доводились до 400 мм (вместо 250), а ниже защищались лишь 150-мм броней. Рубка бронировалась 400-мм плитами выше верхней палубы и 180-мм — ниже. Подобное усиление бронирования оказалось невозможным выполнить только за счет увеличения водоизмещения, и проектировщикам пришлось снять часть брони с оконечностей, с верхнего (казематного) пояса, отказаться от броневых палуб в носу и корме, а также от 25-мм траверзов и тыльной переборки на средней палубе, предохранявших от поражения противоминную артиллерию, что теперь теоретически позволяло одним снарядом выводить из строя сразу по несколько 130-мм пушек. В результате защита различных жизненно важных частей корабля обеспечивалась далеко не одинаково. Например, погреба средних башен с траверза защищались в сумме 350 мм брони (300 борт + 50 переборка), а носовой башни с носа всего лишь 150 мм (75 борт + 75 траверз). Из-за отсутствия броневых палуб в оконечностях и ослабления бортовой защиты носа и кормы сохранение достаточных мореходных качеств корабля в бою являлось сомнительным, что было недопустимо.
Этот проект, составленный наспех, без консультаций со специалистами Адмиралтейства, сразу подвергся усиленной критике. Начальник оперативного отдела МГШ капитан 2 ранга А.В.Колчак докладывал: «Перестройка крейсеров типа «Измаил» по проекту Балтийского завода отдалит срок их готовности на 1,5, а может быть, и на 2 года, и вступившие в строй в конце 1918 или в 1919 г. корабли, несмотря на некоторое усиление элемента защиты, достигнутое ценой уменьшения хода, перегрузки, уменьшения остойчивости и проч., не получат никаких преимуществ по сравнению со своими возможными противниками, которые явятся в виде боевых судов, вооруженных артиллериею 15"— 16" калибра».
В итоге проведенное сразу по возвращении в Петербург морского министра расширенное совещание с участием всего руководства МГШ и ГУК, а также командования Балтийского и Черноморского флотов, высказалось за совершенствование броневой защиты «Измаила» в рамках уже разработанного проекта. Предложение Балтийского завода о капитальной переделке корабля было отвергнуто.
В окончательном варианте в бронирование «Измаила» были внесены следующие изменения. Толщина верхней палубы — 37,5 мм стальной настилки «обыкновенных механических качеств» (вдоль диаметральной плоскости) и «повышенных качеств» (вдоль бортов), на 20-мм настилку средней палубы накладывались 40-мм плиты броневой стали, а на 50-мм скосы никелевой брони — 25-мм листы. Бронирование главного пояса (237,5 мм КЦ), верхнего пояса (100 мм КЦ) и продольных броневых переборок (50 мм КНЦ и 25 мм соответственно на нижней и средней палубе) осталось неизменным. За главным поясом «для более плотного прилегания плит к рубашке борта» была введена лиственничная подкладка толщиной 75 мм, пропитанная негорючим составом. Сами 237,5-мм плиты теперь соединялись друг с другом по вертикальным стыкам шпонкой типа «клином наружу» (еще одно неверное, но распространенное пока мнение, относящее скрепление поясных плит шпонкой к более позднему проекту черноморского дредноута «Император Николай I»), подкреплялись усиленным набором корпуса и крепились к борту броневыми болтами по новой усовершенствованной системе (см. рис. на с.23). Толщина боковых плит боевой рубки увеличивалась на треть — с 300 до 400 мм, а крыши даже вдвое — со 125 до 250 мм. В качестве одной из мер для компенсации дополнительного веса на все эти усовершенствования в МГШ было принято решение об отказе от кормовой боевой рубки, что позволяло сэкономить 295 т. Кроме того, отказались от выступающих за обвод борта спонсонов шестой и седьмой пар 130-мм орудий, запланированных для обеспечения этим орудиям действия в направлении оконечностей.