АРТИЛЛЕРИЯ

 

В истории военного кораблестроения не встречается больше случая, когда ар­тиллерийская мощь тяжелого броненос­ного корабля увеличилась бы в процессе его разработки почти в 2,5 раза по срав­нению с запланированными характерис­тиками и привела в итоге фактически к совершенно новому, по сравнению с пер­воначальной идеей, типу корабля. Но именно так произошло с вооружением «Измаила». Его артиллерия по предвари­тельным проработкам должна была состо­ять из восьми 12-дюймовых орудий, а в конечном варианте вылилась в двенадцать 14-дюймовок.

История создания нового тяжелого орудия для линейных судов будущих морских программ восходит к апрелю 1909 года — именно тогда вице-адмирал И.К.Григорович был назначен товарищем (заместителем) морского министра. Даль­новидный и энергичный руководитель, он хорошо понимал логику совершенствова­ния военно-морских вооружений и сразу после прихода в Адмиралтейство поднял вопрос о необходимости увеличения ка­либра главной артиллерии тяжелых артил­лерийских кораблей. Уже в июне главный инспектор морской артиллерии А.Ф.Бринк докладывал Григоровичу о необходимос­ти вооружения следующей серии линко­ров 14" (355,6-мм) пушками с длиной ствола в 52 калибра и запрашивал кре­дит на постройку одной такой пушки для проведения испытаний, на что сразу по­следовало разрешение. Однако процесс проектирования затянулся — и спустя пол­года, в январе 1910 года проект еще не был готов. Неторопливость адмиралтей­ских артиллеристов имела объяснение — как раз в этот период специалисты МГШ и МТК вели интенсивную проработку идеи перехода на принципиально иную концеп­цию тяжелой морской артиллерийской системы — «утяжеленный снаряд/повышенная начальная скорость». Даже для уже разработанной 12"/52 пушки, перво­начально предназначавшейся для использования облегченного 331,7 кг снаряда «образца 1907 г.» (относительный вес 11,7), решили перейти к утяжеленному снаряду в 470,9 кг (относительный вес снаряда 16,6, то есть на 40% больше, чем прежде).

Изготовление опытного 14" орудия по­началу уперлось в министерскую бюрок­ратическую процедуру и было спасено только вмешательством самого И.К.Гри­горовича. В 1911 году он, теперь уже в должности морского министра, доклады­вал Николаю II: «Пробная пушка 14 дюй­мов длиною в 52 калибра со станком для нее уже изготавливается на Обуховском заводе и предполагается, что будет за­кончена в конце 1912 г.».

Интересно отметить, что изначально 14" пушка планировалась для оснащения трех черноморских линкоров. 19 мая 1911 года программа усиления Черноморско­го флота, включавшая три линейных ко­рабля, была принята Думой и получила финансирование. Но принципиальный вопрос — какие тяжелые орудия будут на них установлены — 12" или 14" калибра — оставался открытым. В преддверии при­нятия важнейшего решения А.Ф.Бринк докладывал морскому министру: «В настоящее время на Черном море решено стро­ить три броненосца и предстоит теперь же решить вопрос — какими башенными орудиями их вооружить — 12" или 14" ка­либра. По имеющимся достоверным дан­ным, Турция вооружает свои корабли 13,5" артиллерией, поэтому МТК считает совер­шенно необходимым вооружить строящие­ся черноморские корабли 14" артилле­рией, а не 12", не ожидая испытания опыт­ного образца. Затруднениями выполнена этого вооружения является то, что Обуховский завод не в состоянии будет по­дать к сроку готовности этих судов (1.1.1915 г.), обусловленному МГШ, не­обходимого числа 14" орудий (36 штук), и задержит на 1,5 года готовность этих су­дов...». Как выход из создавшегося поло­жения технический комитет по артилле­рии МТК счел необходимым, не отклады­вая начала постройки кораблей, заказать за границей для новых линкоров первый комплект 14" орудий, а башенные уста­новки для них изготовить в России. В мае 1911 года в адрес европейских фирм, производивших тяжелые орудия — бри­танских «Армстронг», «Виккерс», «Ковен­три», германской «Крупп», австро-венгер­ской «Шкода» и французской «Шнейдер» — были разосланы предложения на участие в тендере на поставку для рус­ского флота 37 14"/52 орудий (36 для во­оружения трех линкоров и одно для про­изводства опытов со снарядами и поро­хом на полигоне). Позже из-за опасения Морского министерства попасть в иност­ранную зависимость в таком важном деле, как вооружение главных кораблей флота, этот план отклонили, и черноморские дредноуты решили вооружить 12"/52 ору­диями в четырех трехорудийных установ­ках. Тут сказалась и принципиальная по­зиция МГШ, представившего обоснован­ные расчеты того, что артиллерийская мощь русского линкора с 12 12" орудия­ми (вес залпа 5651 кг) будет вполне сопоставима с 10 13,5" турецкими (6350 кг), и разница не превысит 12%.

Итак, черноморские линкоры не стали сверхдредноутами, но история русской 14" артиллерийской системы еще только на­чиналась. Пока же, в понятном стремле­нии не упустить крупный выгодный заказ (на общую сумму порядка 7,5 млн.руб.), на предложение об изготовлении орудий отозвались иностранные компании. И первой — британская «Виккерс». 28 июля ее представитель в Петербурге передал в МТК проект 14" орудия в шести вари­антах (IVI). Орудие имело относитель­ную длину ствола в 52 калибра (в вари­анте II — 45 калибров) и при рабочем дав­лении в 2850 — 3000 атм должно было сообщать 600-кг снаряду начальную ско­рость в 895 м/с (в варианте II — 823 м/с). В отношении конструкции ствола все ва­рианты следовали принятому в русском флоте способу скрепления цилиндрами, и лишь вариант V был разработан по тра­диционной для британского флота сис­теме скрепления высокопрочной прово­локой, навитой поверх внутренней тру­бы по всей длине ствола. При разработке орудия руководствовались теми же пра­вилами, которые русский флот выдвигал к спроектированным этой компанией пушкам броненосного крейсера «Рюрик», 8"/50 и 10"/50 артиллерийские системы которого относились к типу «облегченный снаряд/повышенная начальная скорость». В соответствии с этим условием относи­тельный вес снаряда для спроектирован­ной 14" системы равнялся 13,3, в то вре­мя как у пушек «Рюрика» он составлял со­ответственно 13,4 и 13,7. Форма ведущего пояска снаряда и тип нарезки канала ство­ла — как на пушках «Рюрика». Предпола­гаемая живучесть орудия — 150 выстре­лов, порох использовался нитроцеллюлозный, русского типа. Орудие должно было изготавливаться из углеродистой стали либо же, по желанию русского заказчика, нарезная внутренняя труба и скрепляю­щие цилиндры могли выполняться из ле­гированной (хромоникелевой) стали, а кожух — из более дешевой углеродистой. Вес орудия, в зависимости от варианта проекта, составлял 81,5 — 102,1 т.

Сразу пошедшие в архив британские проекты обладали принципиальным не­достатком — слишком легким снарядом. Как уже говорилось, в 1911 году в рус­ской морской артиллерии был осуществ­лен переход к концепции «утяжеленный снаряд/повышенная начальная скорость», и перспективная отечественная 14" пуш­ка, в отличие от предшествующей 12"/52 артсистемы, изначально создавалась на основе этого принципа. Согласно пред­варительным расчетам предполагалось, что 14" снаряду с относительным весом 16,6 (то есть около 750 кг) возможно со­общение начальной скорости порядка 820 — 830 м/с при дульной энергии при­мерно 26 тыс. тоннометров (тм). Подоб­ные характеристики позволяли рассчиты­вать на устойчивое поражение всех типов тогдашних дредноутов, как уже построен­ных, так и строившихся, а также тех, ко­торые могли быть созданы в ближайшем будущем.

Спроектированное орудие по конструк­ции было в целом подобно предшеству­ющей 12"/52 модели — внутренняя нарез­ная труба скреплялась тремя рядами ци­линдров, поверх которых надевался кожух. Орудие имело полный вес 83,33 т (из них 1,5 т затвор)и предназначалось для ведения огня 747,8-кг снарядом об­разца 1911 г. с относительным весом 16,6 при начальной скорости 823 м/с (2700 ф/с). Подобные высокие характе­ристики достигались за счет усиленного скрепления ствола и его наибольшей воз­можной длины ствола — 52 калибра). От­носительный вес такого орудия — 1,6 т на калибр длины, что соответствовало уров­ню аналогичного американского 14"/50 орудия (1,62—1,63 т) и было гораздо меньше, чем у японского «проволочного» 14"/45 образца (1,8— 1,83 т). При этом превосходство русской артсистемы в дульной энергии над этими моделями со­ставляло соответственно 10 и 25%. Инте­ресно, что орудие «Измаила» почти на четверть превосходило по дульной энер­гии даже разработанное англичанами два десятилетия спустя 14" орудие для лин­коров типа «Кинг Джордж V» (начальная скорость 757 м/с, вес снаряда 721 кг, дульная энергия 21029 тм), относитель­ный вес которого при этом оказался все же на 8% больше.

Согласно выработанным Артиллерий­ским отделом ГУК техническим услови­ям, сталь для орудий применялась толь­ко мартеновская, причем для внутрен­ней трубы, скрепляющих цилиндров, перекрывающего кольца, казенника, тела замка и грибовидного стержня — среднелегированная (хромоникелевая); для кожуха допускалась углеродистая. Химический состав стали оставлялся на усмотрение завода, но состав примесей ограничивался: углерода 0,6%, никеля 5%, хрома 1%, марганца 0,8%, кремния 0,3%, фосфора и серы по 0,04%, меди 0,03%.

Испытание стрельбой первого из орудий партии должно было произво­диться ста выстрелами; при первых 15 требовалось обязательное присутствие артиллерийского приемщика ГУК, ос­тальные 85 достреливались на Главном морском полигоне. Все прочие орудия испытывались на морском полигоне девятью выстрелами каждое. Давление в канале при штатном значении 2500 — 2850 атм на испытаниях доводилось до 3000 атм.

7 января 1911 года Обуховскому за­воду выдали наряд на изготовление опытного 14" орудия с условием сдачи не позднее весны 1912 года, хотя тип его поршневого радиально-секторного затвора (ОСЗ или «Виккерс») еще точно не был установлен. Спустя два года ору­дие № 1 ОСЗ — с затвором «Виккерс» — было готово.

Для его испытаний на Морском поли­гоне построили специальную опытную установку. Позже предполагалось при­бавить к ней еще две подобные установ­ки для поточного отстрела идущих на во­оружение 14" орудий вместе с их стан­ками, но начавшаяся война спутала все планы.

Полностью программа поставки 14"/52 орудий насчитывала 82 ствола: 48 для во­оружения «Измайлов», 12 запасных к ним (согласно «Табели комплектации запас­ных частей по артиллерии для судов фло­та» полагался 25% запас орудийных ство­лов на корабль), 18 на вооружение Ревельской морской крепости, 4 для Морского полигона.

Наряд на изготовление 40 14"/52 ору­дий получил ОСЗ, еще 36 стволов зака­зывалось частному Русскому акционер­ному обществу артиллерийских заводов (РАОАЗ), которое в 1913 году начало по­стройку гигантского орудийного завода на Волге под Царицыном. Всесторон­нее техническое содействие этому про­екту оказывала компания «Виккерс» (один из основных акционеров-пайщи­ков РАОАЗ), поставлявшая для него са­мое современное оборудование. Новый орудийный завод, создание которого энергично поддерживали МГШ и лично морской министр И.К.Григорович, дол­жен был, таким образом, полностью восполнить пробел и изготовить все недостающие орудия для «Измайлов», а вскоре после этого перейти к созда­нию 16" артиллерийских систем для бу­дущих линкоров (поскольку существо­вавший Обуховский практически исчер­пал свой ресурс модернизации и был, помимо этого, перегружен заказами для флота).

Однако с началом Первой мировой войны доставка оборудования из Анг­лии для комплектации завода резко за­медлилась, и Морское министерство разрешило РАОАЗ заказать порученные ему 14" орудия на заводе «Виккерс» в Шеффилде. Всего компания, начиная с 1916 года, изготовила для русского флота 16 орудий; в Россию в сентябре 1916 —мае 1917 годов поступило де­сять. Одиннадцатое (№ 1464 Vickers-Maxim Ltd.) пошло на дно вместе с па­роходом «Комба», на котором оно пе­ревозилось в Архангельск. Обуховцы, кроме своего первого 14"/52 орудия, не сдали больше ни одного, хотя еще де­сять были почти готовы (отсутствовали лишь перекрывающие кольца казенника и затворы).

В состав боезапаса 14"/52 орудия «Измаила» входили бронебойные и фу­гасные снаряды образца 1911 г. весом по 747,8 кг с четырехкалиберным ради­усом оживала. И те и другие оснаща­лись донными взрывателями, «макаровским колпачком», пустотелым латунным баллистическим наконечником и одним медным ведущим пояском (В 1913 году эти снаряды в дополнение к ведуще­му пояску получили дополнительный («центрую­щий») поясок и поэтому в специальной литературе иногда встречается их обозначение как «образца 1913 г.»). Заряд ме­тательного нитроцеллюлозного пороха (первоначально ленточного размерами 350x32x6,25 мм, позднее цилиндричес­кого трубчатого 700x20x8,8 мм) (Длина х наружный диаметр х внутренний диаметр) раз­бивался на две одинаковые укладки и заключался в шелковый картуз, кото­рый, в свою очередь, хранился в гер­метически укупоренном стальном оцин­кованном пенале.

Противоминную артиллерию «Изма­ила» составляли 24 130-мм/55 орудия системы Обуховского завода. Переход на эту модель пушки был предпринят в 1911 году, когда стало ясно, что преж­нее 120-мм/50 орудие («Рюрик», «Ан­дрей Первозванный», «Севастополь») уже не достаточно эффективно для про­тиводействия быстро совершенствова­вшихся эскадренных миноносцев. Пол­ный вес снаряженного 130-мм снаряда образца 1911 г. составлял 35,96 кг, из них 4,9 кг приходилось на его тротиловый разрывной заряд. Новый снаряд на 27% превышал по весу снаряд прежне­го 120-мм орудия и на 23% — вес его разрывного заряда. Для поражения над­водных целей 130-мм артиллерийская система комплектовалась только фугас­ным снарядом длиной 650 мм (5 клб) с бронебойным «макаровским колпачком» и, по существу, представлявшим собой фугасно-бронебойный боеприпас.

На «Измаиле» 130-мм орудия распо­лагались четырьмя плутонгами по каж­дому борту на средней палубе по два в отдельных казематах, в носу под полу­баком было установлено еще четыре орудия. Подобное распределение про­тивоминной артиллерии позволяло мас­сировать прямо по носу огонь 12 ору­дий, что обеспечивало отражение ско­ротечных атак неприятельских эсминцев, тактика которых заключалась именно в выходе в торпедную атаку с носовых кур­совых углов.

В качестве «противоаэропланных» орудий для «Измайлов» предусматрива­лись по четыре 63-мм/38 орудия также системы ОСЗ. В соответствии с итого­вым проектом они должны были устанав­ливаться на верхней палубе, сразу за полубаком. Расположение это нельзя признать удачным, хотя следует отме­тить, что в переписке МГШ и ГУК перио­да 1914 — 1917 гг. постоянно поднимал­ся вопрос об их переносе — в частности, на крыши 14" башен, освободившиеся после отказа от восьми 75-мм практи­ческих орудий. Уже в начале 1917 года в связи с ростом требований к противо­воздушному вооружению тяжелых кораблей по опыту мировой войны МГШ вы­двинул решение о замене 63-мм пушек на кораблях серии таким же числом пер­спективных зенитных 100-мм/37 орудий, представлявших собой новейшую разра­ботку ОСЗ. Однако реализовать это предложение не удалось — испытания опытного образца в 1917 году не были закончены.

Помимо мощной артиллерии «Измаил» оснащался и сильным торпедным воору­жением — шестью 450-мм траверзными подводными аппаратами, по три с каж­дого борта. Торпеда образца 1912 г.— на тот момент наиболее совершенная в русском флоте — имела массу 810 кг и 100-кг тротиловый заряд боевой части; всего их предусматривалось 18 штук на корабль.

В процессе разработки артиллерий­ской части особое внимание уделялось возможному улучшению системы конт­роля огня, сочетавшей все доступные новшества. В целом она основывалась на уже опробованной (с 1912 г.) фло­том системе петербургской приборо­строительной компании «Н.К.Гейслер и К°» и включала комплекс счетно-реша­ющих электромеханических устройств для быстрой обработки данных о даль­ности, курсе и скорости цели с парал­лельным внесением многочисленных поправок (на скорость ветра, качку, сте­пень износа орудий, деривацию и проч.). Выработанные в центральном артиллерийском посту данные для стрельбы (прицел и целик) в виде элек­тросигналов поступали по кабелям к орудиям в башни и казематы, где уста­новщики прицела, совмещая две стрел­ки на артиллерийских циферблатах, добивались четкого соответствия углов наводки орудий расчетным данным. В 1913 году в проект добавили автомат А.Поллэна, талантливого английского инженера, от изобретения которого оп­рометчиво отказалось британское Адмиралтейство (Англиские адмиралы мотивировали свой отказ большей, чем у принятой Королевским флотом сис­темы Ф.Дрейера, стоимостью прибора). МГШ, пристально сле­дивший за всеми новинками в морской артиллерии, а особенно за системами управления огнем, не упустил шанса не­медленно приобрести прибор у изобре­тателя.

Контроль огня осуществлялся коррек­тировочным расчетом во главе с 3-м ар­тиллерийским офицером с закрытого наблюдательного поста на фор-марсе, от­куда данные о результатах падения снарядов передавались по телефону или по трубам голосовой связи в централь­ный артиллерийский пост для внесения корректуры. Первым из русских дредно­утов «Измаил» уже на стадии проекта решили оборудовать 6-метровыми сте­реоскопическими дальномерами в кон­цевых башнях, что должно было «увели­чить общее число измеренных отсчетов по дальности для их более точного осреднения в процессе стрельбы», а так­же обеспечить прицельное ведение огня в случае выхода из строя в бою главно­го дальномера, расположенного на кры­ше боевой рубки. Помимо этого, в про­екте корабля сразу была запланирова­на центральная наводка его орудий, в то время как балтийские и черноморские дредноуты получили ее в основном толь­ко к началу кампании 1916 года.