КОРПУС И СИСТЕМА БРОНИРОВАНИЯ
Достижению тяжелым кораблем высоких параметров скорости всецело подчинялся и характер его обводов. Корпус «Измаила» в оконечностях имел значительное заострение, что должно было обеспечивать как оптимальное рассечение потока (S-образные ватерлинии в носу), так и его плавный сбег с кормы с наименьшим завихрением (отлогие ватерлинии в корме).
Учитывая повышенные требования к скоростным характеристикам корабля, было решено проводить гидродинамические испытания его модели вместе с гребными винтами с целью определения их оптимальных размеров и расположения. Ответственный разработчик обводов начальник Опытового бассейна Морского министерства И.Г.Бубнов докладывал в ГУК 13 марта 1913 года: «Вопрос этот осложняется еще влиянием обводов судна на правильность работы его винтов, иначе говоря — возможностью значительной потери этой работы вследствие положения винта в обтекающих корпус струях». Как методика, так и оборудование для проведения подобных комплексных испытаний в бассейне ГУК пока отсутствовали, поэтому модель проходила испытания на базе опытового бассейна в Бремерхафене. Они были успешно проведены под руководством командированных для этого в Германию инженеров Балтийского завода В.И.Юркевича и Я.М.Хлытчева.
Основные размерения корпуса составляли: длина по ватерлинии 222,4 м (наибольшая 223,9 м), ширина (с броней) 30,5 м, осадка в нормальном грузу (32 500 т) 8,81 м. Коэффициент полноты корпуса — 0,54, отношение длины к ширине (L/B) — 7,38. Высота надводного борта в носу — 8,89 м, в корме — 6,49 м, на миделе — 6,24 м.
Конструкция корпуса «Измаила» основывалась на уже опробованной в проектах 12" дредноутов продольной («русской») системе набора, в основе которой лежал принцип обеспечения прочности и устойчивости корпуса за счет его продольных связей. Главными из них являлись килевая балка с днищевыми и бортовыми стрингерами, по девять с каждого борта (нижние ветви расчетного корпуса-балки) и палубные стрингеры с их стальной настилкой (верхние ветви). Килевая балка, стрингеры, наружная и внутренняя обшивка, а также переборки до нижней палубы выполнялись из стали повышенного сопротивления, остальные элементы набора — из судостроительной стали «обыкновенных механических качеств». Килевая балка коробчатого сечения имела размеры 2100x1400 мм и выполнялась из листов толщиной 19 мм (в оконечностях 15 мм). В носу и корме (до 35-го и за 154-м шп.) коробчатая килевая балка переходила в плоскую — высотой 1250 мм в носу и 2100 мм в корме. Днищевые стрингеры (с I по VI) перекрывались поверх обшивки пазовыми планками шириной 1200 мм (в оконечностях 800 мм) и толщиной 15 мм.
Обшивка днища выполнялась из стали повышенного сопротивления — наружная толщиной 18 мм, внутренняя— 11 мм (в оконечностях соответственно 14 и 10 мм). Высота двойного дна — 1275 мм; тройного, начинавшегося с 34-го шп., — 2150 мм (настилка — из обычной судостроительной стали). Трюмная переборка толщиной 5 мм в плоскости шпангоутов через каждые 1200 мм подкреплялась наборными двутавровыми стойками высотой 520 мм и простиралась от нижней палубы до двойного дна, упираясь в VI стрингер. Набор верхней палубы — 23 клепаные двутавровые балки высотой 200 мм, а также четыре подобные прокатные балки высотой 400 мм, по которым шла 37,5-мм настилка бронепалубной стали. Средняя палуба — два слоя (20 + 40 мм) бронепалубной настилки по бимсам — прокатным швеллерам высотой 300 мм; нижняя — 9-мм настилка по бимсам также швеллерного сечения высотой 180 мм. Пологий (30°) скос нижней палубы состоял из двух слоев (25 + 50 мм) бронепалубной стали по бимсам — прокатным 180-мм швеллерам, отстоящим друг от друга на две шпации (2400 мм). Толщина наружного борта составляла 14 мм (в оконечностях 13 мм).
Корпус разделяли 25 главных поперечных водонепроницаемых переборок, проходивших по всей его высоте от днища до верхней палубы. Переборки изготавливались из стали повышенного сопротивления и подкреплялись составными стойками. Для скрепления элементов набора и обшивки использовали заклепки диаметром 12 — 32 мм с круглыми головками, общий вес которых для всего корпуса достигал внушительной цифры в 187 т. Полубак и средняя часть верхней палубы покрывались, как и на 12" линкорах, лиственничным «паркетом» из бруса 60x60 мм, на юте устраивалась более традиционная настилка также из лиственничных досок (150x60 мм), внутренние палубы покрывались линолеумом.
Система распределения бронирования «Измаила» — практически такая же, как на «Императрице Марии». В целом она осуществлялась по уже примененной на предшествующих дредноутах «коробчатой системе», созданной на основе вывода МГШ о том, что противостоять современному 14"—15" бронебойному снаряду броня не может, и система бронирования в первую очередь должна отвечать задаче «недопущения внутрь снаряда в целом виде». То есть пробитие броневой плиты в бою считалось допустимым, но объем повреждений от попавших внутрь корабля осколков должен быть предельно ограничен. Отсюда следовал вывод о необходимости своего рода «расслоения» тяжелой вертикальной брони на внешнюю и внутреннюю, дополняемое развитой системой всевозможных внутренних толстых переборок, траверзов и т.п. Большую роль здесь играла геометрия броневых прикрытий. Конфигурация отсека локализации эффекта пробившего поясную броню снаряда в проекте «Измаила» была рассчитана таким образом, что при углах падения, больших 18° и соответствующих дистанции 77 — 78 кбт для германского и британского 15" орудий (при попадании по нормали), на его пути оказывался толстый пологий скос (50 + 25 мм, 30°), являвшийся достаточно эффективной защитой. Корпус бронировался от носа до кормы. Толщина плит цитадели (высота 5250 мм, ширина по шпации 2400 мм) между 35 — 161-м шп. составляла 237,5 мм, в носу и корме— 125 мм. Поясные плиты в оконечностях также имели лиственничную подкладку, но толщина ее уменьшалась до 50 мм. Выше средней палубы надводный борт прикрывался легкой «противофугасной» броней в 100 мм, которая одновременно прикрывала вспомогательную 130-мм артиллерию. В носу (до 28-го шп.) толщина верхнего пояса уменьшалась до 75 мм, в корме за цитаделью (после 157-го шп.) он не предусматривался. Четыре 130-мм орудия под полубаком также прикрывались 100-мм броней. Внутреннее бронирование состояло из траверзов переменной толщины и системы противоосколочных и отражательных переборок; бронировались также дымоходы.